Акула (проект 941)

Основные характеристики

  • Тип корабляТРПКСН
  • Обозначение проекта941 «Акула»
  • Разработчик проектаЦКБМТ «Рубин»
  • Главный конструкторС. Н. Ковалёв
  • Классификация НАТОSSBN «Typhoon»
  • Скорость (надводная)12 узлов
  • Скорость (подводная)25 узлов (46,3 км/ч)
  • Рабочая глубина погружения400 м
  • Предельная глубина погружения500 м
  • Автономность плавания180 суток (6 месяцев)
  • Экипаж160 человек (в т.ч. 52 офицера)

Размеры

  • Водоизмещениенадводное23 200 т
  • Водоизмещение подводное48 000 т
  • Длина наибольшая (по КВЛ)172,8 м
  • Ширина корпуса наиб.23,3 м
  • Средняя осадка (по КВЛ)11,2 м

Силовая установка

  • 2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый.
  • 2 турбины по 45000 — 50000 л.с. каждая
  • 2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
  • 4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт

Резервные:

  • 2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
  • Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Вооружение

  • Торпедно-минное вооружение6 ТА калибра 533 мм;
  • 22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М,УСЭТ-80 или ракето-торпеды«Водопад»
  • Ракетное вооружение20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
  • ПВО8 ПЗРК «Игла»

Современный статус

По состоянию на 2013 год из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 «Акула» утилизированы, 2 корабля находятся в ожидании на утилизацию, и один модернизирован по проекту 941УМ.
В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999—2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990—2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава». При испытании «Булавы» было принято решение отказаться от ранее используемой процедуры испытаний.
18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство — с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство — 2002 год), а также переоборудованный под « Булаву» К-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».
Рассматривается вариант переоборудования их для размещения крылатых ракет по аналогии с перевооружением ВМС США подводных лодок типа «Огайо».
28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Тайфуны», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Варианты переоборудования трёх оставшихся кораблей в транспортные подлодки по проекту ЦКБМТ «Рубин» или подлодки-арсеналы крылатых ракет отвергнуты по причине чрезмерной дороговизны работ и эксплуатации.
На совещании в Северодвинске вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.
В феврале 2012 года в СМИ появилась информация, что основное вооружение АПЛ типа «Акула», ракеты РСМ-52, были утилизированы не полностью, и до 2020 года возможен ввод в строй лодок «Северсталь» и «Архангельск» со стандартным вооружением на борту.
В марте 2012 года появилась информация из источников министерства обороны РФ, что стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» не будут модернизировать по финансовым соображениям. По словам источника, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подводных лодок проекта 955 «Борей». Подводные крейсера ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» не будут модернизироваться в свете недавно принятого решения, ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжит применяться в качестве испытательной платформы для систем вооружения и гидроакустических комплексов до 2019 года.

Силовая установка

Главная ядерная энергетическая установка спроектирована по блочному принципу и включает в себя два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 с тепловой мощностью по 190 МВт и мощностью на валу — 2×50 000 л. с., а также две паротурбинные установки, расположенные по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть лодки. Применение двухкаскадной системы резинокордной пневматической амортизации и блочной компоновки механизмов и оборудования позволило значительно улучшить виброизоляцию агрегатов и, тем самым, снизить шумность лодки.

В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для уменьшения уровня шума винты установлены в кольцевых обтекателях (фенестронах).

На лодке имеются резервные средства движения — два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. Для маневрирования в стеснённых условиях имеется подруливающее устройство в виде двух откидных колонок с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Подруливающие устройства размещены в носовой и кормовой частях корабля.

Как создавали эту подлодку

Проект 941 под шифром “Акула” был поручен северодвинскому предприятию “Севмаш” и группе инженеров из ЦКБМТ “Рубин”. Хочется сказать, что этот проект должен был бы стать одним из самых грандиозных в мире и потрясающим по своим размерам. 

Задание о постройке этого подводного крейсера было выдано в декабре 72-го года. Уже в начале следующего года правительство одобрило начало строительства и конструирования подводного монстра, главным инженером которого стал С. Ковалев. 

Инженеры казалось бы имели перед собой недостижимую цель — установить на борту авианосца 24 ракеты, каждая из которых имела вес 100 тонн. Конструкторы очень долго размышляли над этой задачей и решили, что ракеты будут установлены в двух корпусах. Такая идея была уникальной и ни один существующий корабль не мог бы похвастаться такой системой расстановки ядерных боеголовок. С помощью совершенно новых технологий создания подводной лодки, удалось в разы сократить сроки конструирования. Агрегатно-модульный метод создания техники до сих пор является лидирующим среди методов создания военной техники. 

Мнение эксперта
Гречко Петр Олексеевич
Социолог, исследователь истории СССР, эксперт в области социализма, изучал марксизм, ленинизм и период Второй мировой.

Уже в сентября 80-го года подлодку смогли спустить на воду, а конструкторы восхищенно смотрели на “дитя” своего труда. Испытания лодки проходили в коротких сроках и показали весьма неплохие результаты. 

Конструкция

Энергетическая установка подводных лодок была выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в двух разных, укрепленных корпусах. Реакторы были оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения, а также для контроля состояния реакторов, подлодка была оснащена импульсной аппаратурой. Также при проектировании в ТТЗ был включен пункт об обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).
Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально построен совершенно новый цех № 55, который стал самым большим крытым эллингом в мире. Корабли этого проекта обладают большим запасом плавучести — более 40 %. В полностью погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в конкурирующем КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лед толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.

Что уникального в Тайфуне?

Эта подводная лодка действительно стала инженерным прорывом и имела некоторые особенности, делающие ее известной во всем мире и уникальной:

  1. Ракетные шахты впервые размещались в передней части рубки подводной лодки;
  2. За освоение и эксплуатирование этого корабля, главнокомандующий флота Ольховников получил звание Героя СССР и 1 ранг ракетного крейсера;
  3. Корабли “Тайфун” занесены в книгу рекордов Гиннесса, как самые большие подлодки в мире;
  4. Командирское кресло остается пустым и по сей день, и никто из экипажа не смеет его занимать. 

Вот такой вод уникальной стала эта разработка, а подводная лодка стала самой большой в мире и не имеет аналогов и по сей день.

А как вы думаете, смогут ли западные страны переплюнуть габариты этой невероятной конструкции?

Вооружение

Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Из-за больших габаритов Р-39 лодки проекта «Акула» были единственными носителями этих ракет. Конструкция ракетного комплекса Д-19 испытывались на специально переоборудованной по проекту 619 дизельной субмарине К-153, но на ней смогли разместить только одну шахту для Р-39 и ограничились семью запусками бросковых макетов. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Благодаря амортизационно ракетно-стартовой системе АРСС старт ракеты осуществляется из сухой шахты с помощью порохового аккумулятора давления, что позволяет уменьшить интервал между запусками и уровень предстартового шума. Одна из особенностей комплекса — с помощью АРСС ракеты подвешиваются у горловины шахты. При проектировании предусматривалось размещение боекомплекта из 24 ракет, но, по решению главнокомандующего ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова, их число было сокращено до 20.

В 1986 году было принято постановление правительства о разработке усовершенствованного варианта ракеты — Р-39УТТХ «Барк». В новой модификации планировалось увеличение дальности стрельбы до 10 000 км и реализация системы прохождения через лёд. Перевооружение ракетоносцев планировалось проводить до 2003 года — срока истечения гарантийного ресурса произведённых ракет Р-39. В 1998 году после третьего неудачного пуска Министерство обороны решило прекратить работы над готовым на 73 % комплексом. Разработать другую твердотопливную БРПЛ «Булава» поручили Московскому институту теплотехники, разработчику «сухопутной» МБР «Тополь-М».

Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений.

Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

Сравнительная оценка проекта 941 «Акула»

У Военно-Морского флота США на вооружении находится только одна серия стратегических лодок, которые относятся к третьему поколению — «Огайо». Всего подлодок типа «Огайо» было построено 18, из них 4 были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк». Первые атомные подводные лодки этой серии вступали в строй одновременно с советскими «Акулами». За счёт заложенной в «Огайо» возможности последующей модернизации, в том числе и с шахтами, запасом места и со сменными стаканами, на них используется один тип баллистических ракет — Trident II D-5 вместо первоначальных Trident I С-4. По количеству ракет и их числу «Огайо» превосходят и советские «Акулы», и российские «Бореи».

«Огайо», в отличие от проекта 941 «Акула» предназначены для боевых дежурств в открытом океане в тёплых широтах, в том случае, когда «Акулы» часто дежурят в Арктике, находясь при этом на относительном мелководье шельфа и вдобавок под слоем льда, что оказывает существенное влияние на конструкцию лодок. В частности, для «Акул» забортная температура выше +10 °C может послужить причиной существенных механических проблем. У подводников Военно-Морского флота США плавание на мелководье под льдами Арктики считается очень рискованным.

Предшественники «Акул» — подводные лодки проектов 667А, 670, 675 и их модификации, из-за повышенной шумности были прозваны американскими военными «ревущими коровами», районы их боевых дежурств находились у берегов США — в зоне действия мощных противолодочных соединений, к тому же им приходилось преодолевать противолодочный рубеж НАТО между Гренландией, Исландией и Великобританией.
В СССР и России основную часть ядерной триады составляют наземные ракетные войска стратегического назначения.
После принятия в боевой состав Военно-Морского флота СССР подводных лодок стратегического назначения типа «Акула», США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023—2026 годов.
3—4 декабря 1997 года в Баренцевом море при утилизации ракет по договору СНВ-1 методом отстрела с борта атомных подводных лодок «Акула» произошёл инцидент: в то время, как с борта российского судна за отстрелом наблюдала делегация США, многоцелевая атомная подводная лодка типа «Лос-Анджелес» совершала манёвры около атомной подводной лодкой «Акула», приближаясь на расстояние до 4 км. Лодка Военно-Морского флота США покинула район стрельб после предупредительного подрыва двух глубинных бомб.

941 «Акула» 667БДРМ «Дельфин» 955 «Борей» «Огайо» «Вэнгард» «Триумфан»
Внешний вид
Годы постройки 1976-1989 1981-1992 1996-2020 (План) 1976-1997 1966-2001 1989-2009
Годы службы 1981-Наше время 1984-Наше время 2013-Наше время 1993-Наше время 1997-Наше время 1981-Наше время
Построено 6 (1 в строю, 2 в резерве) 7 (5 в строю, 2 в ремонте) 3 (2 в строю, 8 планируется) 18 (14 в строю) 4 4
Водоизмещение (тонн): надводное, подводное 23200, 48000 11740, 18200 14720, 24000 16746, 18750 15130, 15900 12640, 14335
Число ракет 20 Р-39(«Булава» по проекту 941УМ) 16 Р-29РМУ2 16 «Булава» 24 Трайдент II 16 Трайдент II 16 М45
Забрасываемый вес (кг), дальность (км) 2550, 8250 2800, 8300 1150, 8000 2800, 7400 2800, 7400 1300, 6000

Почему проект свернули?

Уже в конце 1980-х годов этот проект решили закрыть, аргументируя это экономическими и политическими соображениями.

Утверждали, что данная подводная лодка иметь сложности с ее базированием, ведь из-за своих огромных габаритов было достаточно тяжело найти место для ее пребывания. С транспортировкой ядерных ракет также возникали трудности, ведь их размеры не позволяли это делать никаким путем, кроме как через поезда.  Погрузить и выгрузить ракеты мог лишь очень мощный кран, который должен быть уникальным сооружением инженеров. 

Проект 941 решили ограничить до создания 6 единиц такой техники. Это было в принципе неплохим решением, ведь вскоре и американский проект был свернутым и у них также не выпущено то количество ракетоносцев, которое планировалось. 

На сегодняшний день в эксплуатации осталось всего три лодки, которые находятся в постоянной боевой готовности. 

Условия экипажа

На «Тайфуне» экипажу были обеспечены не просто хорошие, а немыслимо хорошие для подводных лодок бытовые условия. Такое, пожалуй, можно было бы ожидать от «Наутилуса», но никак не от настоящей лодки. За небывалый комфорт «Тайфун» прозвали «плавучей гостиницей». При проектировании «Тайфуна», по всей видимости, особенно не стремились к экономии веса и габаритов, и команда была размещена в обшитых пластиком под дерево 2-, 4- и 6-местных каютах, с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами.

Был на «Тайфуне» и специальный комплекс для отдыха: спортивный зал со шведской стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело– и гребными тренажерами, беговыми дорожками. (Правда, кое-что из этого – чисто по-советски – не работало уже с самого начала.) Есть на нем и четыре душевые, а также целых девять гальюнов, что тоже весьма существенно. Обшитая дубовыми досками сауна, вообще говоря, была рассчитана на пять человек, но если постараться, то в ней могло разместиться и десять. А еще был на лодке небольшой бассейн: 4 метра в длину, два в ширину и два в глубину.

Литература и источники

Шунков В. Н. Подводные лодки. Поппури, Минск, 2004
Скляров А. И. Подводный ледокол стратегического назначения // Наука и Жизнь. — 1998. — № 7.
Скляров А. И. Подводный ледокол стратегического назначения // Наука и Жизнь. — 1998. — № 8.
Тарасов А. Е. Атомный подводный флот 1955—2005. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. — 216 с.»Севмаш» завершил испытания модернизированной подлодки»Дмитрий Донской» вернулся в Северодвинск»Дмитрий Донской» и «Северодвинск» вышли в море»Булаву» проверят с подводного крейсера «Дмитрий Донской»На самой большой подлодке в мире открылся музей «Куликово поле»К-208, ТК-208, «Дмитрий Донской»ТК-202Проект 941 с музейной полкиТК-12ТК-13ТК-17 «Архангельск»ТК-17 «Архангельск»ТК-20 «Северсталь»

Вооружение

Зачем тяжёлым ракетным подводным крейсерам стратегического назначения «Акула» бассейны

Какую же задачу выполняли эти подводные гиганты и зачем они
оборудовались бассейнами и прочими излишествами, совершенно нехарактерными не
только для подлодок, но и даже для многих надводных судов?

Дело в том, что подлодки класса «Тайфун» создавались в первую очередь как оружие ответного удара. В разгар Холодной войны военная доктрина основывалась на концепции гарантированного взаимного уничтожения, так что «Акулы» должны были запустить свои ракеты в случае ядерного удара со стороны США.

Эти подлодки могли месяцами вести боевое дежурство в
северных широтах, скрываясь под арктическим льдом. При поступлении же
соответствующего приказа субмарина должна была проломить ледовую массу и
выполнить свою задачу.

Естественно столь длительное развертывание, которое могло
длиться до полугода, негативно влияло на моральное состояние экипажа. Не
секрет, что боевой дух моряков на военном корабле не менее важен, нежели
функционирование его систем, так что в конструкцию подлодки добавились
элементы, повышающие ее комфортность.

Также предпринималась попытка организовать на борту живой
уголок, однако животные негативно реагировали на погружения, так что от этой
идеи пришлось отказаться.

Конструкция

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий