Может ли компьютер заменить самолёт во время обучения?

Реалистичные авиасимуляторы и их достоинства

10 лучших VR- авиасимуляторов

Авиасимуляторы – идеальная видеоигра для любителей авиации. Существуют типы различных симуляторов полета, в том числе варианты, которые включают в себя реалистичные тренировки и даже боевые действия в варгейме. Давайте рассмотрим самые современные авиасимуляторы.

X-Plane 11. Современный и ультра реалистичный симулятор полета. Игра имеет элегантный интерфейс и реалистичные кабины с невероятными пейзажами! 3D-модели делают полет захватывающим и доставят удовольствие как новичкам, так и профессионалам.

Microsoft Flight Simulator X: Steam Edition. Симулятор полета 2014 года. Первоначально был выпущен в 2006 году, но затем полностью переделан и переиздан. Симулятор предлагает более 24 000 различных направлений. Одна из лучших игр для ПК.

Kerbal. Данный симулятор предназначен для космического полета. В игре представлено множество различных режимов и миссий, и она считается одним из лучших симуляторов космических полетов.

Take on Helicopters. Выпущенный в 2011 году, симулятор предназначен для обучения полетам на вертолете. В игре представлены реалистичные карты местностей, которые смоделированы на основе настоящих площадок. Создается ощущение нахождения в кабине вертолета. 

Rise of Flight. Боевой симулятор полета для ПК. Эксперты по авиационным играм 777 Studios приобрели игру, так как она была наиболее реалистичным симулятором боевых полетов. Выпуск игры состоялся в 2009 году.

Infinite Flight. Симулятор полетов, работающий на iOS и Android платформах. Это игра для мобильных устройств. Захватывающая воздушная графика, а также невероятный игровой процесс. Широкий диапазон самолетов, местоположений и динамических атмосферных условий.

FlyInside. В игре представлен невероятный физический движок, имитирующий реальные условия полета, а также реалистичные 3D-модели и графику. FlyInside дает возможность набраться опыта для обычных геймеров и любителей авиации. Симулятор для ПК от 2018 года. 

Aerofly FS. Симулятор с высоким разрешением предлагает более 200 пунктов назначения в аэропортах и большое количество открытых площадок США. Создается имитация реального полета.

Pilotwings. Серия состоит из трех разных игр. Периоды выпуска – 1990-2011 гг. Инновационный трехмерный игровой процесс, который включает различные элементы. К ним можно отнести дельтапланы, реактивные ранцы и простые воздушные корабли.

Prepard3D-замена FSX

Физика полёта в X-Plane

Выбор компоновки тренажера

В начале любого проекта необходимо составить план работ. В строительстве кокпита таким планом является выбор компоновки с указанием будущих устройств и блоков тренажера. Как всегда правильного ответа по поводу состава компоновки нет. В общих чертах состав зависит от ваших амбиций, технических знаний и их доступности, бюджета и свободного времени.
Обычно одного компьютера достаточно, но в комплексных тренажерах часто используются несколько, связанных друг с другом. Игра Microsoft Flight Simulator поставляется с открытым кодом с возможностью тонкой пользовательской настройки, как модели воздушного судна, так и внешних декораций полета. Наиболее продвинутые приложения позволяют настраивать летные характеристики вашего воздушного судна и даже создавать свою модель самолета. Также есть возможность создавать свою приборную панель и настраивать звуковые эффекты в кабине. Вообщем, что душа просит…

Самым важным компонентом авиасимулятора является приложение, позволяющее игре обмениваться данными с узлами управления для управления кокпитом и моделью судна в игре. До появления игры Flight Simulator X, основным способом такого обмена было приложение FSUIPC. После выхода обновления появилось приложение с официальной техподдержкой – SimConnect. Оно и решает вопрос обмена данными с игрой. Поэтому вовсе не обязательно писать свое собственное программное обеспечение для этих целей, достаточно использовать то, что есть. Если тренажер сделан на базе контроллера, поддерживаемого MFS, или на основе заводских комплектующих, то часто можно ограничиться редактированием конфигурационных файлов. Также можно воспользоваться программами – эмуляторами: Key2Mouse, Autohotkey. Эти программы позволяют переназначать команды с мышки, клавиатуры, а также с джойстика или контроллера на другие устройства.

В зависимости от ваших условий оборудование тренажера может состоять их разных переключателей, сигнальных лампочек, моторов для аналоговых приборов и даже целых летных компьютеров. С развитием проекта могут появляться новые устройства.

Одно из важных устройств интерфейса – эмулятор клавиатуры. Большинство команд MFS можно задать путем простого нажатия клавиши или их комбинации. Эмулятор клавиатуры позволяет легко и просто связать переключатели и тумблеры с набором команд на клавиатуре без применения специальных технических знаний. Примеры таких устройств можно найти здесь: KE72 Encoder Module, TCP-S2.

Также нужно будет использовать плату контроллеров для связи узлов управления с MFS. Например, с помощью такой платы можно задействовать сервомоторы и приводы приборов, также переключать тумблеры и включать лампочки. А вот и примеры таких плат: IO-Cards, Remote Mount Kits, SIM-board, M-Joy16. Обычно все подобные устройства поставляются с программным обеспечением, так что необходимости в программировании нет. Для таких сложных устройств, как бортовые компьютеры, более практичным является применение устройств ввода с вычислительными функциями. Для этого часто используются микроконтроллеры. Они организуют функцию ввода – вывода информации с устройства, не допуская перегрузки при простоте программирования основного компьютера. Примеры микроконтроллеров: BASIC Stamp. Для снижения стоимости и упрощения интерфейса многие используют вместо микроконтроллеров стандартные компьютеры и обычное программное обеспечение.

Чаще всего для строительства тренажера используют дерево, оргстекло и пластик (полиэстер и плексиглас). Система визуализации может состоять из нескольких мониторов или проектора. Кто-то ставит в тренажер настоящие приборы, другие изобретают свои. Что касается цифровых приборов (экранов), то существует целый спектр коммерческих, условно – бесплатных и бесплатных программ, которые могут взять на себя эту функцию. Узлы управления, такие как штурвалы, педали и ручки управления двигателями могут быть изготовлены самостоятельно или куплены у поставщика. Круг дополнительных устройств тренажера широк и может удовлетворить любые прихоти.

Дополнения FSX играют роль

Подготовить самолет к взлету, взлететь и самостоятельно провести его из точки А в точку В, невзирая на погодные условия и технические неисправности – задача, которую решает пилот пассажирского самолета FSX. Достоинства игры в её обновлениях: точные модели большинства самолётов малой авиации, точные модели аэропортов и рельефов местности, курсы обучения, диспетчерское сопровождение, загрузка реальных погодных условий и т.д. Одно из таких дополнений FSX A2A Accu-Sim позволяет не только летать на Cessna172, но и самому обслуживать.

Прежде чем взлететь надо убедиться в исправности своего самолёта. В кабине должно лежать руководство по эксплуатации, стояночный тормоз должен быть отключен, фиксатор штурвала снят и далее по списку. Как и в реальности, один из этапов осмотра – обход всех важных узлов, от состояния которых зависит успешность полёта.

Проверка уровня воды в топливе, работоспособность всех узлов управления, надежность тросов и тяг управления, отсутствие воды в топливном баке … до проверки замка двери багажного отсека. Если что-то не в порядке, а всё может произойти, механик в ангаре поможет отремонтировать неисправность. Там же можно установить обтекатели на колеса, заменить свечи с дешевых Massive Electrode на долговечные Fine Wire, залить одно из трех видов масел 100W, 20W-50 и 25W-60, поставить колеса для грунта и сделать многое другое.

Предполётный осмотр закончен, неисправности устранены, самолёт готов к полёту, садитесь удобнее и приготовьтесь к выполнению контрольного полёта в среде FSX:

  • Рукоятка крана переключения топливных баков (MIXTURE) и рукоятка регулятора топливной смеси на максимум
  • Включаем стартер и авионику: кнопка (Master Power) и Avionics (авионику)
  • Запускаем двигатель (выключатель MAGNETO)
  • Включаем подсветку световых приборов
  • Устанавливаем закрылки в положение между 0 и 10 градусами
  • Еще раз скользим взглядом по показаниям датчиков двигателя и температуры двигателя, предупреждающих о возможных неисправностях в работе тех или иных систем
  • Запрашиваем разрешение на взлет у диспетчера
  • Даем газ и держим тахометр на отметке 1000 оборотов в минуту (RPM) во время рулёжки
  • Газ на полную мощность. Кто-то может стартовать как истребитель: заблокировать колеса тормозами, дать газ на полную, отпустить тормоза… кому как нравиться. При достижении скорости 75-85 уходим в отрыв. Стоит поддерживать скорость на таком уровне, пока не будет 3000 футов высоты (1000 метров). Идеальная крейсерская скорость достигается при положении ручки управления двигателя в пределах 45 – 75 %.
  • При высоте более 3000 футов уменьшаем расход топлива, чтобы добиться оптимальной производительности двигателя

При необходимости игра позволяет сдать экзамен на лётные права, научит пользоваться радиообменом, читать и понимать штурманские карты. Количество поклонников игры такое, что на youtube.com можно найти инструкции по сдаче практически любого теста и отработки любого режима полёта, например, контрольный полёт на получение сертификата «Полёт по приборам» на Cessna 172:

3000 руб.

По Вашему желанию пилот-инструктор проведет
ознакомительный инструктаж по системам самолета, назначению
приборов и принципам управления самолетом.Категория 3+

Есть возможность успеть облетать до 4-х аэропортов по
Вашему выбору или выполнить полет по маршруту. Так же есть
возможность мгновенно «переставить» самолет на глиссаду для
отработки посадки или экстремально полетать.

За данное время виртуально управлять авиалайнером поочереди смогут до четырех посетителей.

Вы можете прийти к нам компанией, в кабине 4 места для посетителей (стоимость полета не изменится).

Более подробную информацию о возможностях симулятора читайте в разделе .

Тренажер вертолета Ми-8МТВ-2

МИ-8 — широко известный во всем мире советский и российский двухдвигательный вертолет, имеющий массу модификаций для выполнения различных военных и гражданских задач

Испытайте захватывающие ощущения от пилотирования многотонного двухдвигательного вертолета. Это сложно. И это настоящий восторг, когда вы почувствуете, что у вас получается удержать эту машину в воздухе.

Что Вас ждет: • настоящая кабина, оригинальные органы управления, «аналоговые» приборы; • профессиональная 6-канальная визуализация, обеспечивающая прекрасное качество картинки и необходимые углы обзора; • специальный высокодетализированный сценарий, включающий в себя точную карту местности, все виды ландшафта и различные объекты, такие как аэродромы, авианесущие корабли, морские платформы и высокогорные вертолетные площадки; • летная модель вертолета Ми-8МТВ-2 точно повторяет особенности поведения настоящей машины; • система подвижности 6DOF эффектно дополняет панорамный вид из кабины вестибулярными ощущениями.

Вместимость: 2 человека. Допускаются дети от 7 до 12 лет в сопровождении взрослых.

SimDream — уникальное место. Вернуться однозначно хочется!

Время работы: вт-чт, вск: с 11-00 до 20-00; пт-сб: с 11-00 до 21-00, понедельник — выходной.Адрес: Москва, Волоколамское шоссе, д.79, к.1, станция метро «Тушинская».

Телефон: +7(985)813-81-10

С кем летать?

Сложно представить авиасимулятор без онлайна: носиться над планетой в одиночку без всякой видимой цели может быстро наскучить. Поэтому в MSFS есть встроенный мультиплеер, где можно встретиться с друзьями или случайными игроками — или даже создать с ними отдельное лобби, чтобы вместе полетать в каком-нибудь аэропорту. Причём мастер лобби настраивает время суток и погоду для всех остальных участников — а они, например, соревнуются в том, кто сможет аккуратнее посадить самолет.

Есть даже специальные сети для виртуальных пилотов. VATSIM и IVAO позволяют полностью погрузиться в атмосферу полёта: зарегистрировались, поставили клиент, подключились — и можно взлетать. Правда, чтобы влиться в такое сообщество и играть по его правилам, нужно будет самостоятельно изучить правила сети, узнать, как заполнять реальный полётный план, и научиться вести радиообмен с диспетчером, используя особую терминологию и жаргон. На то, чтобы во всём этом разобраться, уйдёт немало времени.
Но такие полеты переносят симулятор на совершенно иной уровень: заставляют изучать больше материала про свой самолёт и читать про процедуры, использующиеся в реальной авиации. А позже появится возможность попробовать себя ещё и в роли диспетчера — и это способно затянуть в мир авиасимуляторов на долгие годы.

Lockheed Martin Prepar3D

Платформы: Windows, macOSСтоимость: от 60 долларов

Своеобразное продолжение Microsoft Flight Simulator X. Игра использует тот же движок, но доработана инженерами Lockheed Martin. Наиболее техничный вариант симулятора. Впрочем, поддерживает большинство аддонов для MFS X. Отличия заметят только уже приобщившиеся к активным домашним полетам, или профессиональные летчики.
Есть две версии. Prepar3D Professional разработана для частных пилотов, коммерческих организаций и всем, кто реально связан с небом. Prepar3D Academic — классическая версия симулятора. Именна она подойдет для домашних полетов.

Текущий симулятор версии 3.0 – совершенно свежий, и поддерживает Direct X 11. Но реалистичности картинки современных шутеров ждать не стоит. Основная нагрузка в таких играх – на процессор. Физика, воздушный траффик.

Тренажер самолета Airbus A320

Популярный во всем мире пассажирский лайнер, давно полюбившийся и пилотам, и пассажирам.

Займите место командира этого современного пассажирского лайнера и пригласите в полет друзей. Выбирайте маршрут, погоду, вносите данные в главный компьютер самолета и вперед! Пилот-инструктор поможет вам освоится в сложном кокпите (место пилота) и безопасно доставить пассажиров в точку назначения.

Что Вас ждет: • точная копия кабины этого современного авиалайнера и высокая степень функциональности оборудования; • многоканальная визуализация в сочетании со сферическим экраном обеспечивают прекрасное качество картинки и необходимые углы обзора; • настоящие ручки управления (сайдстики) и их механизмы передают подлинные ощущения при управлении самолетом; • кабина тренажера позволяет пригласить с собой в полет еще двух друзей и, при необходимости, занимать место в кресле командира по очереди.

Вместимость: 3 человека. Допускаются дети от 7 до 12 лет в сопровождении взрослых.

Подготовка пилотов

Подготовка пилотов на авиационном тренажёре — один из важнейших элементов обеспечения безопасной эксплуатации ВС. Она позволяет минимизировать негативное влияние т. н. человеческого фактора, то есть позволяет свести к минимуму возможность ошибочных действий экипажа ВС. Актуальность тренажерной подготовки имеет устойчивую тенденцию к росту в связи с тем, что человеческий фактор продолжает оставаться основной причиной .
Кроме этого, бурный рост вычислительных мощностей ЭВМ позволил довести современные авиационные тренажеры до такого уровня развития, что подготовка пилотов на тренажерах стала более эффективной, чем подготовка на реальном ВС. Такая эффективность авиационных тренажеров обусловлена их возможностями к обеспечению высокой интенсивности подготовки. Так, если в реальном полете экипаж вынужден уделять значительное время выполнению рутинных операций, не связанных с выполнением конкретных задач обучения, например, выполнению длительных «полета по коробочке», набора высоты, полета в зону и т. д., то на тренажере специальное программное обеспечение позволяет мгновенно менять условия полета, погоду, географическое положение, останавливать выполнение задания для разбора и повтора и т. д. Также на тренажере можно без ограничений выполнять отработку действий в нештатных ситуациях, некоторые из которых либо опасны для отработки в реальном полете, либо вообще их отработка в реальном полете запрещена. Кроме этого, подготовка пилотов на авиатренажерах выгодна с экономической точки зрения (несмотря на высокую стоимость современных тренажеров, приближающуюся к стоимости самого ВС).

Несмотря на то, что необходимость тренажерной подготовки общепризнана, она несет потенциальную опасность, связанную с возможностью привития ложных навыков из-за недостаточной адекватности моделей ВС. Примером привития ложного навыка на тренажере, приведшего к авиакатастрофе, является катастрофа лайнера A300 в Нью-Йорке. Как показало расследование этой катастрофы,
пилот этой авиакомпании демонстрировал на тренажере энергичную работу педалями руля направления, что привело в реальном полете при попадании в зону турбулентности к раскачке самолета по рысканию с последующим отделением от фюзеляжа. При этом подобные действия на тренажере не приводили к выходу самолета за пределы эксплуатационных ограничений.

Для исключения возможности привития ложных навыков в мировой практике на протяжении нескольких последних десятилетий отработаны специальные подробные стандарты, регулирующие процесс создания и квалификационных испытаний тренажеров. Сейчас тренажеры, сертифицированные по самому высокому уровню международных стандартов (Level D по JAR-FSTD или Level VII по ICAO 9625), имеют такую высокую степень имитации реального полета, что позволяют выпускать правых пилотов по завершению курса тренажерной переподготовки на новый тип ВС сразу в коммерческий полет без выполнения вывозной программы на ВС.

Современные авиатренажеры находят также применение в исследовательских целях, например, для отработки действий экипажа при выходе за пределы эксплуатационных ограничений (выход на большие углы атаки, выход из сложных пространственных положений и т. п.).

В военной авиации авиационные тренажеры представляют особую ценность, так как они позволяют практически без ограничений имитировать реальную боевую обстановку, которую очень трудно сымитировать в мирное время в ходе учений.

Считается, что для нормального процесса подготовки пилотов требуется не менее одного авиационного тренажера на 20 воздушных судов. Однако, в настоящее время в России работает всего около десяти современных тренажеров.
Поэтому, в связи с резким увеличением аварийности в российской авиации
из-за недостаточной подготовленности экипажей, Росавиация предприняла попытку улучшить ситуацию, закупив ряд авиационных тренажеров.

Настоящий тренажер в торговом комплексе

Вот и стало мне интересно, что за тренажер поставили для горожан в ТРК в одном из районов города. Приехав в ТРК, и найдя этот самый тренажер, я был несказанно удивлен и поражен. Это был полный тренажерный комплекс Б737, со всем компьютерным сопровождением, с пилотом-инструктором, с гидравлическими приводами которые меняют пространственное положение всей кабины, больше похожей на инопланетную тарелку из комиксов. То есть это был серьезный тренажерный комплекс со всеми вытекающими отсюда последствиями. Стойка регистрации с милой грамотной девушкой, большие мониторы, на которых отображается все происходящее в кабине, все впечатляло своей серьезностью. На другом мониторе выводился внешний вид самолета летящего над местностью в режиме он-лайн. Посадив за штурвал своего друга, родственника, сына или даже дочь, вы можете следить за его полетом, его действиями в кабине, сидя уютно на диванчике и попивая кофе.

Большая яркая вывеска «Dream Aero авиатренажёры для всех», и огромная кабина на динамической платформе, несколько мониторов с качественным роликов взлета и посадки Боинга, все это установлено в огромном холле торгово-развлекательного комплекса. Инструктором на этом тренажере работает мой старый знакомый, профессиональный пилот, имеющий большой налет на реальных машинах разных типов, КВС. От предложения полетать я отказался, а вот сделать несколько фотографий комплекса, с разрешения пилота-инструктора, не отказался.

В моем фоторепортаже вы сможете немного познакомиться с новым тренажерным комплексом, который доступен всем желающим.

За определенную плату, вы сможете не только взлететь, полетать и совершить посадку, под руководством профессионала, но и получить видеозапись всего полета. Полет, конечно же, можно остановить на любом этапе, можно отработать взлет и посадку, «попасть» в сложные и очень сложные метеоусловия и ситуации. Молодой паренек, который при мне закончил свой полет, был в полном восторге, долго тряс руку моего знакомого, и по его горящим глазам было видно, что этот вылет он запомнит надолго, во всяком случае, будет помнить его дольше, чем даже настоящий полет на пассажирском самолете. Девушка молодого человека, которая за час его летного времени успела посетить не один бутик в комплексе, тоже была весьма рада.

Посидев в кабине, я лично убедился, что она полностью соответствует кабине реального лайнера. Всё рабочее и действующее

А когда на тренажере «летал» посетитель, я обратил внимание на то, что кабина мелко затряслась, и все приводы заработали. Вероятно, Боинг попал в зону турбулентности, или попал в неустойчивый режим

Так что внутри кабины было не очень уютно в этот момент.

Насколько мне известно, даже действующие пилоты гражданских авиалиний приезжают сюда восстановить навыки после длительного перерыва. Дополняя такими тренировками полеты на штатном тренажере.

Куда летать?

Карта в Microsoft Flight Simulator просто поражает уровнем проработки: горы, леса и равнины, реки и озёра, бессчётные маленькие деревушки… Ну и куда же без крупных городов, наполненных автомобилями и достопримечательностями, которые легко узнать даже с воздуха? А пролетая над какой-нибудь саванной, можно разглядеть под брюхом самолёта диких животных и птиц. Всё это стало возможным благодаря облачному сервису Microsoft Azure, который собирает данные с карт Bing и генерирует игровой ландшафт по алгоритмам Blackshark.ai. Точность и качество генерации не вызывает вопросов, хоть иногда и встречаются мелкие недочёты.

Больше на Игромании

  • Вспоминаем историю Silent Hill. Часть 2: стремительный упадок
  • Русский квест: бессмысленный и беспощадный. Как родился и умер легендарный жанр
  • Fall Guys: Ultimate Knockout. Вечеринка не удалась


Припять, вымершая из-за атомной катастрофы, и знаменитый баварский замок Нойшванштайн

Так, некоторые девятиэтажки в моём родном городе стали трёхэтажками, а большие здания иногда отображаются в виде холмиков. Есть проблемы у сооружений, связанных с перепадом уровня воды: ГЭС, шлюзов и мостов над реками. Алгоритмы явно с трудом переваривают такие элементы карты и не совсем точно их воссоздают — без вмешательства человека тут не обойтись.
Разумеется, первым делом я отправился летать именно над собственным городом — и хотя он не очень большой, он передан почти без изъянов (не считая вышеописанных). Нашёлся на карте и мой дом, где я сейчас пишу этот обзор, и моя школа с футбольным полем, и даже дача в деревне.


Есть возможность летать оффлайн — тогда будут использоваться текстуры с компьютера (слева)

 Всё это подчиняется точной сетке высот: на карте есть и карьеры в виде глубоких ям, и горы высотой в несколько километров, перелететь через которые сможет не каждый самолёт. Гималаи, Альпы и Пиренеи выглядят впечатляюще и действительно кажутся скалистыми и неприступными — по крайней мере, издали. А вот если вы подлетите к ним вплотную, то рискуете остаться разочарованными: вместо ожидаемых острых пиков на их вершинах только скруглённые холмы. Впрочем, это всё-таки симулятор пилота, а не альпиниста, так что подобные неточности — вряд ли серьёзный повод для придирок.


Река Волга и Жигулёвские горы, Альпы, Москва

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий