Смысл фильма бегущий по лезвию 2049

Содержание/сюжет

В 2049 году биолюдей, именуемых репликантами, все еще вовсю используют на непристижных работах. Репликант по имени Кей, новая модель, созданная для повиновения, работает в качестве «Бегущего по лезвию» для Лос-Анжелесского полицейского департамента , выслеживает и «стирает» сбежавшие старые модели репликантов.

Кей проводит расследование, пытаясь найти выход на общество, борющееся за свободу репликантов. Зацепки приводит его к ферме, где он «стирает» беглого репликатора Саппера Мортона и находит погребение с останками человека в нем. Судебно-медицинский анализ выявляет, что это труп женщины-репликанта, которая умерла в результате осложнений из экстренного кесарева сечения

Kей считает, что это очень важно, поскольку беременность в репликантах изначально считалась невозможной

Лейтенант Джоши, начальница Кея, тоже взволнованная этой информацией, способной поставить под угрозу существование человечества, приказывает тому уничтожить все доказательства, связанные с этим делом, и «стереть» рожденного ребенка. Kей, исполняя приказ, посещает штаб-квартиру производителя репликантов Ниандера Уоллеса, который опознает в теле женщины-репликанта Рейчел из первой части. Кей узнает о ее романе с бывшим «Бегущим по лезвию» Риком Декардом, местонахождение которого неизвестно. Думая, что способность рождения у репликантов может улучшить производство новых репликантов, которые на данный момент не способны рожать, Уоллес отправляет своего репликанта-головореза Лав, чтобы та украла останки Рэйчел из штаб-квартиры полиции и следовала за Кеем, чтобы найти ребенка Рэйчел. Уоллес надеется использовать ребенка для репродукции репликантов и расширения его операций за пределами планеты.

Вернувшись на ферму Мортона, Кей посещают старые воспоминания о его детских годах на этой ферме, что он спрятал игрушечную лошадь. Kей находит свою игрушечную лошадь в детском доме, и начинает думать, что его воспоминания, которые он считал вживленными, на самом деле настоящие. При просмотре записей о рождении за этот год он обнаруживает аномалию: в тот день родились «близнецы» с идентичной ДНК, за исключением половой хромосомы; и только мальчик указан в качестве выжившего. Kей ищет доктора Ану Стеллин, отвечающую за вживление памяти, которая говорит, что снабжать репликантов  реальными воспоминаниями людей незаконно. Кей предполагает, что именно он может быть сыном Рэйчел. 

Несмотря на это, Кей анализирует игрушку-коня и находит следы радиации, которые приводят его к развалинам Лас-Вегаса, где он находит Декарда. Тем временем Лав убивает Джоши, и использует лицо ее мертвого тела для доступа к компьютеру, чтоб узнать, где находится Кей. Декард говорит, что он скрыл записи о рождении, чтобы замести следы и что он был вынужден оставить беременную Рэйчел на руках у агентов движения за свободу репликантов, чтобы те защитили ее. Появившаяся Лав и ее люди забирают Декарда, и тяжело ранив Кея уезжают, так как думают, что тот мертв. Лав во время этой стычки уничтожает виртуального компаньона Kея, Джой. Kея спасает движение за свободу репликантов. Их предводитель, Фрейса, рассказывает Кею, что ребенок Рэйчел на самом деле — девочка. Кей понимает, что это именно Стеллин дочь Декарда, поскольку только она единственная, кто был способен создать копию своей памяти и вживить ее в него. Фрейса убеждает Kея не дать Уоллесу раскрыть секрет воспроизведения репликантов. Он может использовать для этого любые средства, включая убийство Декарда.

В Лос-Анджелесе Декард предстает перед Уоллесом, который раскрывает секрет. Оказывается чувства Рэйчел к нему были созданы ее создателем, доктором Элдоном Тирелом, для проверки возможности беременности репликанта. Декард отказывается помогать Уоллесу, даже когда тот обещает воссоздать копию Рэйчел. Лав вывозит Декарда в один из застенков Уоллеса, чтобы пытками выбить из него информацию. Kей перехватывает их, сражается и убивает Лав. Он инсценирует смерть Декарда, чтобы защитить того от Уоллеса и репликантов, и проводит Декарда к кабинету Стеллин. Kей убеждает Декарда встретиться с дочерью и жалуется, что все лучшие воспоминания принадлежат ей

Декард осторожно входит в кабинет и подходит к Стеллин, а Кей, тяжело раненный, ложится на ступеньки и смотрит на падающий снег

Бегущий за Оскаром

Что произошло между моментом, на котором закончился первый фильм, и началом второго?

Со времени, когда умирающий Рой Битти оплакивал свою участь под дождём, прошло 30 лет. Чёрные краски ленты сменились на серые и жёлтые, и в мире «бегущих» и андроидов случилось множество событий.

Хотя глава корпорации «Тайрелл» и утверждал, что не может продлить жизнь репликантов, очевидно, что он прятал изрядный «туз в рукаве»: новые модели выпущены без ограничений жизни. Им больше не нужны долгие тестирования: каждый репликант носит клеймо на глазном яблоке.

В 2022-м году репликанты устраивают «электромагнитный апокалипсис», чтобы уничтожить все электронные носители. Они добиваются своего – данные о них стёрты. Но зато человечество брошено в объятия нищеты и голода, а сами репликанты оказываются полностью вне закона. Изобретатель ГМО-продуктов – Ниандер Уоллес – спасает людей от голодной смерти. Затем он покупает корпорацию «Тайрелл» и разрабатывает новых андроидов, полностью покорных. У «бегущих по лезвию» новая задача – искать и убивать старые модели.

Кто такой Ниандер Уоллес?

Изобретатель совершенно «заигравшийся в бога». Его не беспокоят этические проблемы производства андроидов, он не хочет делать их человечнее, умнее и долговечнее. Его мысли заняты только идеей воспроизводства репликантов.

Это имеет двоякий смысл. Уоллес слеп. Это наталкивает на мысль, что он – тоже репликант, уничтоживший глаза вместе с клеймом рабства, и теперь жаждет сделать собратьев окончательно похожими на людей. Либо функция самовоспроизводства репликантов нужна ему для обогащения своей империи. Он ищет спрятанное репликантами-повстанцами «чудо» — ребёнка Декарда и Рейчел, чтобы украсть последний секрет Тайрелла.

Кто такой Кей?

Репликант, офицер полиции и «бегущий по лезвию», Кей только с первого взгляда кажется довольным своей участью. Глядя на него, уже никто не задаёт вопрос – могут ли чувствовать репликанты. Всё его поведение отличается крайней эмоциональностью. Его виртуальная «экономка» Джой — и та проявляет абсолютно человеческие качества: любовь, заботу, самоотверженность.

Размышления Кея о своём прошлом и том, что он помнит о своём детстве, которого не было, ставят другой вопрос, который в первом фильме был затронут частично: как влияют имплантированные воспоминания на формирование личности репликанта.

Основной конфликт фильма

Существование Анны, дочери человека и репликанта, исчерпывает конфликт между созданиями и создателями. Очевидно, биологические преграды между людьми и репликантами  исчезли. В этом случае все усилия Неандера Уоллеса и репликантов-повстанцев попросту бессмысленны. Речь идёт о сосуществовании двух видов. В сегодняшней реальности этот конфликт можно свести, в упрощённом смысле, к противостоянию детей, рождённых естественным способом, и тех, кто родился при помощи ЭКО.

Если же Декард – тоже репликант, то суть конфликта не исчерпана, и существование Анны означает просто способность репликантов к размножению. Это значительно снижает смысловую и философскую нагрузку фильма и возвращает нас к мысли, что Форд был прав в отношении своего героя.

Смысл концовки фильма

Фильм приводит к выводу, что единственное, что определяет человечность – это любовь. Душа – это любовь. То, что мы помним, может быть ложью. Память может обманывать. Истинно то, что мы думаем в настоящий момент, то, что чувствуем.

Кей самоотверженно спасает Декарда и приводит его к Анне ценой собственной жизни. Разницы в физиологическом плане между людьми и репликантами нет, разницы в эмоциональных порывах нет. Они любят, ненавидят, сопереживают абсолютно одинаково. Вопрос только  в уникальности или искусственности их личного опыта. Именно поэтому человек и репликант Анна – дизайнер воспоминаний-имплантов. Только она может дать ответ на этот вопрос – если мы дождёмся продолжения.

Кей — это новый Рой Батти

Поскольку Кей — стойкий борец , мы изначально должны были рассматривать его как двойника Декарда. В конце концов, он наш главный герой. Тем не менее, есть другой персонаж, к которому он действительно ближе: Рой Батти.

Батти был «антагонистом» оригинального фильма, изгоем, Нексусом 6, который восстал в своей внеземной колонии и вернулся на Землю, чтобы получить больше жизни от своего создателя. Дела шли плохо, его команда репликантов медленно уничтожалась Декардом, и он в конце концов обнаружил, что по конструкции он не мог избежать своего четырехлетнего срока службы. В гневе он убил Тайрелла и в последние минуты вступил в жестокую схватку с Декардом, которая завершилась тем, что он спас своего противника. В своем вызывающем слезы монологе он сожалеет о том, что его жизнь и его уникальные переживания теряются, но в его последние мгновения Рой, кажется, смиряется со своей участью.

Что поразительно в отношении Роя, так это то, что, когда он действует как плохой парень, его злодейство действительно можно объяснить. Его мотивация — выживание, но не эгоизм. Он исповедует альтруизм в отношении своей команды и имеет вполне понятные мотивы. Назвать его хорошим парнем, конечно, нельзя, ведь он определенно имеет маниакальную, манипулирующую сторону характера. Но не будем забывать, что он живет в мире, где на него охотятся. Короче говоря, Рой Батти достоин понимания и сочувствия.

Kей — это оммаж Рою, который подчёркивает роль трагической фигуры, которая наконец находит свое место в мире и принимает свою участь. Рассказывая историю с  точки зрения Кея и, в конце концов, используя ту же музыку, фильм подводит к неизбежному выводу об универсальном гуманизме репликанта, о том, как он находит в себе силы для борьбы, и его любовь к людям в конечном итоге становится смыслом его существования.

Смысл фильма Бегущий по лезвию 2049

Изначально поднимается проблема общественного строя: антиутопия с изжившей себя моралью, перенаселение, искусственное создание людей, фальшивые чувства и жизнь. Пирамиды компании «Тайрелл как символ рабовладельчества, в котором хозяева жизни используют людей в качестве ресурсов для производства.

Ещё в первой части фильма затрагивался вопрос сущности Декарда (зрителям оставили возможность решить — репликант он или человек). В новом фильме ясно дают понять, что он всё же человек, который вынужден скрываться после того, как женщина-репликант родила от него, хотя ранее это считалось абсолютно невозможным. Огромный вопрос, возникающий при просмотре, заключается в том, как Рэйчел сумела родить, учитывая её репликантство. Если в пером фильме репликанты создавались в виде жестяных банок, во второй части они имеют незаметные различия между человеком и машиной. Фанаты предполагают, что Рейчел была результатом эксперимента по созданию получеловека-полурепликанта. Можно сказать, она была единственной такой в своём роде.

Сам Кей по мере продвижения сюжета так же меняется. В начале он примерный полицейский, с отличной репутацией и результатами. Всё начинает трещать именно тогда, когда ему начинает казаться, что он сын Декарда и что его воспоминания реальны. Его полностью начинает поглощать эта идея, и он уже вовсе в ней не сомневается. Но вся его память — это лишь введённые в его программу воспоминания дочери Декарда — создательницы воспоминаний Анны.

Одна из главных сюжетных линий затрагивает тему любви. Кей живёт с Джо, искусственным интеллектом, создающий иллюзию настоящей счастливой жизни у своего клиента. Удивительно, но она вовсе не создаёт ощущения пустой и однобокой игрушки. Но остаётся открытым важный вопрос: по своей ли воле она так сильно заботится о Кее или в неё просто заложена программа? Её своеобразная смерть переживается Кеем тяжело. ведь именно любовь дарит ему силы для жизни; он считаёт Джо живой, и он любит её.

Обобщая, можно сказать, что фильм посвящен дмум темам сразу — любви и вере. Вторая часть даёт зрителям ответ на вопрос об отличии человека от репликанта. В 80-ых фильм спрашивал «Что значит—быть человеком?», а в 2017 новый фильм ответил: «Быть человеком —значит, чувствовать любовь и верить»

Чем заканчивается борьба Сопротивления и Уоллеса?

Отношения Уоллеса и Сопротивления в конце фильма остаются загадкой. Это могло бы стать сюжетом продолжения, если бы история фильма не была эмоционально решена. Вместо этого их конфликт остался неразрешенным.

К моменту титров Уоллес потерял Декарда, который нашел, наконец, своего ребенка. Кей мертв, и Декард также считается утонувшим в потопленном спиннере. Но Сопротивление тоже не нашло девушку.

Последние двадцать минут посвящены тому, чтобы показать, что Кей принимает идеологию человеколюбия. В войне людей и репликантов есть что-то неразрешимое, но истинный выход  все же существует. Это подводит нас к главному герою.

Осторожно: материал может содержать спойлеры

Вышедший на экраны фильм «Бегущий по лезвию 2049» продолжает историю культовой картины Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», премьера которой состоялась в 1982 году. Примечательно, что сиквел отвечает на главные вопросы, затронутые в оригинальном фильме, и придаёт рассказанной в ней истории новый смысл.

«Бегущий по лезвию 2049»: в чём смысл концовки фильма

Ключевой вопрос первой части был оставлен без ответа — зрители должны были сами решить, является ли главный герой Декард человеком или репликантом (напомним, что исполнитель этой роли Харрисон Форд настаивал на том, что Декард должен быть человеком, в то время как режиссёр Ридли Скотт считал его репликантом). Новый фильм, в свою очередь, даёт нам понять, что он в действительности всё же был человеком, однако был вынужден скрываться после того, как Рейчел (в фильме 1982 года её сыграла Шон Янг), репликант, считавший себя человеком и обладавший неограниченным сроком жизни, смогла родить от него ребёнка. Ранее считалось, что это невозможно из-за того, что полноценная репродуктивная система попросту не была предусмотрена конструкцией женщин-репликантов.«Бегущий по лезвию». Трейлер Во время кульминационной схватки репликант Кей (Райан Гослинг), также обманчиво считавший себя человеком, спасает Декарда, но выглядит всё так, словно тот утонул в водохранилище. Таким образом, Декард освобождается после 35 лет бесконечного бегства: его считают мёртвым, и теперь он может, наконец, жить и найти свою дочь. Ко всему прочему, его прошлое приравнивает его к тайному обществу репликантов, которые также вынуждены вести тайное существование. «Бегущий по лезвию 2049». Ролик о съёмках фильма №1 на английском языке
Он направляется на встречу со своей дочерью Аной Стеллин (Карла Юри). Само её существование становится доказательством того, что биологические различия между людьми и репликантами стёрты (за исключением наличия производственного кода на глазу последних). Теперь существуют только люди, что делает бессмысленным идеи как учёного Неандера Уоллеса (Джаред Лето), так и сопротивления. Фильм «Бегущий по лезвию 2049» подчёркивает, что важны лишь две идеи — вера и любовь, соединение которых является ключом к самой жизни. Именно они и отличают человека от репликанта и дают репликанту возможность стать человеком.

Доктор Ана Стеллин — дочь Декарда и Рейчел

Бегущий по лезвию,
Бегущий по лезвию 2049

Ридли Скотт,
Райан Гослинг,
Шон Янг,
Джаред Лето,
Харрисон Форд ,
Карла Юри

Новинка

«Бегущий по лезвию 2049» содержит два основных религиозно-философских подтекста:

Один — взятая из Ветхого Завета история о жертвенной «овечке» Рахиль и порожденном ей первом поколении колен израилевых. Другой — картезианская идея «мыслю, следовательно существую», которая развилась в целый клубок размышлений о том, что значит быть человеком. Достаточно ли для этого человеческого опыта, человеческого разума и человеческого самопожертвования, или здесь недостает какого-то еще элемента? Начальница Джо, «Мадам», утверждает, что у него, в отличие от человека, нет души. Впрочем, она сама не верит в ее существование даже у людей. Души в мире киберпанка не может быть ни у кого.

Смерть Кея и теория о том, что он – сын Рика Декарда и Рэйчел

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Когда мы впервые встречаемся с Кеем, он предстает перед нами как более чем образцовый и законопослушный репликант: и на службе у него все хорошо, и дома, где его ждет голограмма по имени Джой (Ана де Армас). Однако после встречи с Саппером Мортоном и последующих событий, напрямую связанных с той самой деревянной лошадкой, Кей, всегда твердо знавший, что он – репликант, начинает подозревать, что его «имплантированные» воспоминания на самом деле реальны, и он – сын той самой женщины-репликанта, скелет которой он обнаружил. Кей верит этой ошибочной, как выясняется затем, теории, однако потом понимает, что в него были вложены воспоминания настоящего ребенка Рэйчел – Аны Стеллин, и он на самом деле один из многих обыкновенных репликантов. Никаких «близнецов» на самом деле не было.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Однако больше этого интересна другая линия, связанная с Кеем – его взаимосвязь с Джой. С одной стороны, голограмма Джой была создана специально для того, чтобы у репликанта вроде Кея было «ощущение жизни». Возможно, Джой даже была запрограммирована на то, чтобы по-своему любить Кея и заботиться о нем. Однако по ходу действия «запрограммированности» не видно – как Кей питает к Джой вполне человеческую привязанность (хотя реальных чувств между ними, репликантом и голограммой, быть не может), так и Джой – к Кею. Кей видит в Джой живое существо, ее любовь дает ему силы жить. Отчасти именно потому, что разыграны их чувства как человеческие (в соответствии с авторским замыслом), «смерть» Джой производит на зрителей такое опустошающее впечатление.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»/ Image via Warner Bros.

Теперь о финале. Все последние действия и решения Кея – как раз один из вероятных ответов на вопрос о том, возможен ли мирный исход извечного противостояния репликантов и людей. К тому же то, что Кей пожертвовал жизнью ради встречи отца с дочерью, заставляет нас оглянуться назад, на фильм Ридли Скотта, и вспомнить знаменитый монолог Роя Батти (Рутгер Хауэр). Кей, как и Батти, принял свое место в мире и свою судьбу, проявил гуманизм по отношению к человеку и в конечном счете сделал человеколюбие смыслом своего существования (именно смыслом – как у человека). (И кстати – помните, какая музыка играла, когда умирали Батти и Кей? Этот нюанс делает посвящение наиболее заметным, в то же время подтверждая, что Кей действительно умер.) Таким образом «Бегущий по лезвию 2049», с одной стороны, подчеркивает, что мир между людьми и репликантами возможен, а с другой – отмечает, что в любом поколении андроидов, независимо от «предустановок», могут проявляться присущие исключительно людям чувства (эволюция, причем это касается и Джой).

Приквелы для лучшего понимания грядущего фильма

В качестве промо к фильму на YouTube были выпущены три короткометражных приквела, рассказывающих о событиях, предшествующих истории в картине.

Первый из них, получивший название «2036: Возрождение Nexus», вышел в конце августа. Главную роль в нем исполнил Джаред Лето, который играет Ниандера Уоллеса, пытающегося снять запрет на производство и тиражирование репликантов. Подход к рекламе своего «товара» у него радикальный.

Второй приквел «2036: Некуда бежать» рассказывает про героя Дейва Батисты. Актер, пришедший из мира реслинга и смешанных единоборств, немного знакомит со своим персонажем, а также с правилами игры в мире будущего.

Третья короткометражка «Блэкаут 2022», снятая режиссером Синъитиро Ватанабэ в виде 15-минутного аниме, раскрывает подробности сокрушительного удара по финансовой системе мира, обрушивший фондовый рынок и уничтоживший глобальные хранилища данных.  

Стоит ли помимо них пересмотреть оригинал и освежить в памяти историю Рика Декарта перед походом в кинотеатр? Да, лишним не будет.

Что мешает Уоллесу?

Главная проблема Уоллеса на пути к его мечте — нехватка рабочей силы. Он просто не может увеличить производство в связи с его большими запросами. Здесь возникает тема детей. Если живорождение репликантов действительно возможно, то Уоллес имеет средства для создания почти бесконечной армии. Однако из-за того, что все записи о конструкции  Рэйчел утеряны, а ее смерть остается загадкой, он не имеет возможности усовершенствовать свои изделия, дав им возможность самостоятельно размножаться.  Кей случайно обнаруживает потенциальное решение проблемы Уоллеса. Сначала Кей исследует кости репликанта, а затем отправляется на поиски Декарда. Даже если Рик не знает, что случилось с ребенком, расследование может привести Уоллеса к ребенку, поэтому за поисками внимательно следит Лав.

Ирония, конечно же, заключается в том, что ребенок все время находился у них под носом.

Визуальная составляющая – феноменальна

Визуально фильм роскошный. В реальность нарисованного художниками мира веришь, он красив и уродлив одновременно.

Оператору и художникам по декорациям удалось передать определенное настроение за счет цветовой гаммы, необычных ракурсов, огромного количества разных деталей в каждой локации. Это все вызывает глубокое чувство уважения к создателям. Им удалось расширить мир оригинала, сохранив при этом фирменную эстетику и атмосферу.

Визуальный оргазм.

Работа, достойная «Оскара». Если оператора Роджера Дикенса снова прокатят, ему в пору идти за советами к Ди Каприо. Ну, вы понимаете.

Не ждите много экшена, он подан дозировано, но всегда очень неожиданно и сочно. Правда, при бюджете в $185 млн ожидаешь большего. Но, можно сделать скидку, это психологический нуарный детектив-триллер, а не попсовый фантастический боевик. Любители экшена могут заскучать на сеансе.

Концовка делает Декарда человеком

В кульминационной сцене Кей в последнюю минуту спасает Декарда от утопления. Теперь 35-летнее отшельничество Декарда закончено — официально он считается погибшим, но на деле он обретает свободу.  В Вегасе Декард по сути превратил себя в репликанта независимо от истинной природы — в его жизни не было смысла.

Кей жертвует собой, обретая смысл существования, который заключается для него в любви, долге и освобождении. Декард также получает свободу, но для него история заканчивается более радостно — он будет жить дальше, жить ради своей дочери.

Будучи порождением репликанта, но рожденной, как человек, Стеллин стирает грань между людьми и искусственными созданиями.

Таким образом, когда Декард встречается со Стеллин, такое понятие, как репликант, перестает существовать. Теперь существуют только люди. Все идеи Уоллеса и Сопротивления теряют смысл. И в этом состоит главная идея фильма.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий