Бэнкси (banksy)

Анонимность

Заглавный персонаж сериала «Молодой папа», перечисляя самых значимых деятелей искусства последних лет, называет Бэнкси. Помимо него в ассоциативном ряду – Сэлинджер, Кубрик и Daft Punk. Что их объединяет? Никто не видел их лиц, они не позволяли себя фотографировать. Культуру в последние десятилетия вершат анонимы.

Быть невидимкой выгодно сразу по
нескольким причинам – это легчайший способ приковать внимание, избежать
ответственности и освободиться от любых ярлыков. «Личности, что стоят за ними»
давно не важны – произведения живут свои жизни, а их авторов придумаем мы сами.
Бэнкси – именно такой, каким его считают люди

Поэтому ему легко удаётся быть и
революционером, и бизнесменом одновременно, избегая противоречий.

Теорий по поводу реальной личности райтера огромное количество – возможно, за никнеймом стоит не один автор, а целая группа. Но самая популярная версия связана с музыкантом Massive Attack Робертом Дель Ная. Он, как и Бэнкси, уроженец Бристоля, наиболее вероятным именем художника является как раз Роберт, а новые работы регулярно появляются именно в тех городах, где выступали культовые британские электронщики. Концертные перфомансы (как недавний в Москве) и оформление обложек также соответствуют стилю райтера. И даже схожесть физических параметров сразу бросается в глаза.

Бэнкси прекрасно знает самую популярную теорию о своей «настоящей личности» и регулярно обыгрывает её в фирменном ироничном ключе. Они с Дель Ная действуют по схеме Питера Паркера/Человека-Паука – знаменитости постоянно заявляют, что давно дружат, музыкант частенько выступает спикером в документалках и материалах про Бэнкси, а на открытии «Дисмалэнда» выступала группа Massive Attack. То ли троллинг, то ли простейший способ конспирации – решать, как в любой истории с «невидимками», только вам.

Робин Гуд из Бристоля

Считается, что Бэнкси родился в середине 1970-х в Бристоле. В конце 1980-х — начале 1990-х этот город стал центром британской андеграундной среды, породившей такие музыкальные группы, как Massive Attack и Portishead. Визуальным аналогом мрачных ритмов трип-хопа оказались эксперименты граффитистов, пытавшихся вопреки закону преобразить унылые пейзажи промышленных и спальных районов. Бэнкси был одним из тех парней, что устраивали ночные вылазки, вооружившись баллончиками с краской, и бегали от копов. А чтобы не получить обвинение в порче городского имущества, он сохранял инкогнито.

бенкси

Одна из картин Бэнкси — протестующий с букетом цветов вместо коктейля Молотова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Однажды Бэнкси придумал использовать трафареты — это экономило время на создание работы, поскольку граффити становились всё масштабнее, а следовательно, возрастал риск попасться. Трафаретные изображения и стали фирменной особенностью его стиля. Известность, однако, он получил только в середине 2000-х, зато мировую: его ироничные работы на злободневные социальные или политические темы постепенно стали узнаваемы далеко за пределами Англии. К тому же художник не ограничивался территорией родной страны в своем творчестве — созданные им изображения появлялись в самых разных уголках планеты.

Порой бывало, что очередные граффити, появившиеся на какой-нибудь неприметной стене в провинциальном городке, не сразу распознавали как работу Бэнкси и закрашивали. Вскоре, однако, об этом становилось известно, и скандал только подогревал интерес к таинственному художнику. А его имидж эдакого Робин Гуда XXI века усиливался демонстративным пренебрежением Бэнкси к коммерческим механизмам: он принципиально не сотрудничает с аукционами и не работает на заказ.

Бэнкси в Москве

Первая в России выставка работ таинственного уличного художника из Великобритании открылась в субботу в Центральном доме художника

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Бэнкси в Москве

В экспозицию вошло около 100 работ из коллекций галереи Lilley Fine Art, нескольких музеев современного искусства, а также из частных собраний коллекционеров по всему миру

Фото: REUTERS/Maxim Shemetov

Бэнкси в Москве

Мастерская художника — воссозданный кадр из документального фильма Бэнкси об уличных художниках «Выход через сувенирную лавку»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Бэнкси в Москве

На выставке представлено уникальное мультимедийное шоу, знакомящее с теми работами художника, которые невозможно показать в рамках экспозиции

Фото: REUTERS/Maxim Shemetov

Бэнкси в Москве

Почти все работы художника становятся культовыми всего за несколько дней. Как только они появляются в городе, их выпиливают, причем часто вместе со стеной

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Бэнкси в Москве

Первые граффити Бэнкси появились в конце 1990-х. Узнаваемый стиль автора появился с началом использования трафаретов

Фото: REUTERS/Maxim Shemetov

Бэнкси в Москве

«Парящий коп» — одна из ранних работ Бэнкси

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Бэнкси в Москве

Визитной карточкой Бэнкси стали изображения крыс, часто появляющиеся в разных городах мира

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Бэнкси в Москве

Художник тщательно скрывается, имя — единственное, что о нем известно. В СМИ регулярно появляются предположения о том, кто скрывается за этим псевдонимом

Фото: REUTERS/Maxim Shemetov

Бэнкси в Москве

Экспонаты первой персональной выставки Бэнкси в Москве застрахованы на £10 млн

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Бэнкси в Москве

Работы «Королева обезьян» и «Война за территорию»

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Бэнкси в Москве

Выставка продлится в ЦДХ до 2 сентября

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

«Крыса в часах». 2018 г.

Бэнкси. Крыса в циферблате часов. 2018 г. Манхэттен, Нью-Йорк

В 2018 году Бэнкси нарисовал бегущую крысу внутри часов здания на Манхэттене.

Вообще образ крысы очень часто встречается у художника.

Как-то Бэнкси рассказал забавную историю.

Один из его знакомых заметил, что крыса — оригинальная анаграмма к «искусству». Ведь оба слова состоят из одних и тех же букв (art в переводе с английского означает «искусство», а rat переводится, как «крыса»).

Бэнкси пришлось делать вид, что он знал об этом всю жизнь. Вот такое признание. Что ж, художник может и над собой иронизировать.

К тому же у него появился ещё один повод рисовать крыс.

Изначально этот малоприятный грызун был, скорее, символом нелегального искусства.

Но мне кажется, что эта крыса имеет ещё одно символичное значение. Именно в сочетании с часами.

Это же символ крысиных бегов! Ведь такая метафора подходит к жизни многих людей. Ну, хорошо, у русских больше принято сравнение с белкой в колесе.

Но в целом это как раз о беге на месте. Когда жизнь «дом — работа — дом» не позволяет нам сделать шаг в сторону и уж тем более вперёд. А на Манхэттене офисных работников, живущих по принципу крысиных бегов, очень-очень много.

Сейчас часы сняли владельцы здания. Хотят их продать. Власти города против. Жители тоже за то, чтобы часы вернули. Кто знает, может, Бэнкси и тут вмешается.

Фильм про стрит-арт – Выход через сувенирную лавку

Первый его дебют в качестве режиссёра произошёл в 2010 в фильме Бэнкси «Выход через сувенирную лавку». На кинофестивале Sundance фильм был представлен, как первый в мире стрит-арт “фильм-катастрофа”. Фильм повествует об истории стрит-арт художников и самого Banksy. Американской кино академией он был номинирован на премию Оскар в категории “Лучший документальный фильм”. В прокате он собрал более 5 млн. $.

P183 R.I.P.

В 2013 году после трагической смерти российского художника Паша183 Бэнкси выложил у себя на сайте баллончик с краской в виде горящей свечи в честь его вечной памяти, сделав внизу подпись — «P183 R.I.P.».

На 18-й ежегодной премии Webby Awards в 2014 году Banksy был награждён званием “Персона года”. В феврале 2015 года художник инкогнито побывал в секторе Газа, Палестина. Видео и фото об этом событии можно посмотреть здесь.

В наше время арт работы Banksy оцениваются в миллионы долларов. Недвижимость, на которой они нарисованы значительно превышают стоимость расположенных рядом зданий. Поэтому их порча приравнивается к вандализму. Художник Бэнкси продолжает рисовать и радовать своих фанатов новыми работами уличного искусства в самых необычных местах.

Любителей искусства, общественных деятелей и художников граффити любящих творчество Banksy вызывает интерес из-за яркого, патриотичного и остросоциального характера проектов. Он признан выдающимся деятелем художественных искусств. Преданные поклонники следят за всеми новыми работами неуловимого граффити-гуру. “НЕКОТОРЫЕ становятся полицейскими для того, чтобы мир стал лучше. Некоторые люди становятся вандалами для того, чтобы мир выглядел лучше”, – считает Banksy.

Где проходит выставка Бэнкси в Москве?

  • Выставка проходит В ЦДХ (Центральный дом художника на Крымском валу). Адрес: Крымский вал, 10;
  • в 2018 году открылась выставка Banksy в Москве (ЦДХ), которая пользуется большой популярностью у поклонников его творчества.
  • 15 августа 2018 — Бэнкси заявил, что не имеет отношения к выставке в Москве. Читайте подробнее об этой ситуации здесь.

Известные работы Бэнкси и их краткое описание

Вот уже на протяжении 20 лет художник радует своих поклонников появлением своих произведений в самых неожиданных местах. Бэнкси поднял искусство уличного граффити на новый уровень. Большинство его работ направлены на социальную тематику, показывая проблемы, которые мы не желаем замечать. Даже названия говорят сами за себя.

Картина «Мигрантам здесь не рады»

Не является ли это, своего рода, показателям заочного суждения о незнакомых людях, которые вынуждены были покинуть свои дома. Люди порой забывают о человечности в угоду своей предвзятости. Пока нас это не коснется, мы не поймем, какого это. Вот что желает донести до нас Бэнкси.

Или его картина с изображением Стива Джобса, главы корпорации «Apple», который был сирийским мигрантом.

«Нет будущего»

Тоже символическое видение человеческой жизни. Нас поглотила идея, что каждое действие или поступок обязательно должны иметь значение. Люди перестали мыслить духовно, ища выгоду во всем.

Или это послание «Когда кончатся войны?»

Где люди с автоматами окружили уставшего слона. Многие отнесутся к поиску отсвета философски. Мол, людская природа это постоянная борьба за территорию, ископаемые и другие блага. Но, по сути, война разорительна и сейчас гораздо выгоднее договориться, нежели тратить ресурсы на бессмысленное, даже убыточное занятие.

«Лондонская горничная»

Своеобразная карикатура на отношение Европы к остальному миру. Понятие совести нет, потому что если заботиться обо всех нуждающихся, то сам останешься в проигрыше. Картина продержалась около недели пока власти, посчитав ее провокационной, не закрасили стену.

«Пожалуйста, полюби меня»

И хотя любовь считается возвышенным чувством, художник, этой картиной желает показать практическую сторону чувства. Указывая, что не важна внешность, главное это общность взглядов на вещи. Тогда шанс сохранить длительность любви значительно выше, в сравнении с влюбленностью после первой встречи.

«Различия взглядов, разных людей на одни и те же вещи»

Все мы разные и порой эти различия приводят к возникновению конфликта. Так на картине изображены два человека из разных слоев. Один выступает за любовь, другой символично против, потворствуя насилию. Очевидно, агрессия всегда побеждает.

Картина «Хватит героев» — «No more Heroes»

Люди в последние годы так привыкли решать свои проблемы за счет других. Ожидая спасения героями, или даже примеряя на себя эту маску

Какой результат будет после нам не важно. Создается иллюзия, что любой неудачник может стать героем, но это не так

С такими мыслями человечество ожидает крах.

Описывать картины Бэнкси можно долго

Важно понять, что видение этого художника несет в себе взгляд со стороны, который необходим, чтобы каждый из нас остановился и на минуту задумался. Возможно, тогда этот мир можно спасти

Зловещая коммерция

Фишка Бэнкси — использование самых простых средств общения — плакатов. Плакатное искусство просто и вместе с тем очень сильно, оно буквально встряхивает человечество своими простыми и яркими идеями. Бэнкси через свои работы выражает свою ненависть к коммерции, на которой построен практически весь мир. Искусство должно целиком и полностью принадлежать народу, а не только избранным людям с большими деньгами.

Из морепродуктов на стол подам креветки в соусе песто: вкусно и просто

Когда нельзя дарить подарок ребенку, чтобы случайно не вырастить эгоиста

Кардиолог Дупляков назвал продукты, которые помогают сердцу (кунжут и еще 2)

Ответ на вопрос, кто такой Бэнкси, и его отрицание капитализма идет вразрез с самостоятельной жизнью его работ, которые оцениваются в миллионы долларов. Огромной популярности его работы достигли в том числе и благодаря анонимности художника как личности. Это захватывающе. Например, его картина «Девушка с воздушным шаром» выросла в цене в несколько десятков раз после того, как была повреждена на одной из публичных акций.

Художник получает за свои картины миллионы долларов. Однако тратит их на свое усмотрение в стиле анонима Бэнкси. Чего стоит только приобретенная и оформленная им лодка, которая помогает попавшим в сложную ситуацию людям в Средиземном море. Шлюпка имеет название «Луиза Мишель», и на ее борту нарисована девушка в спасательном жилете, а рядом спасательный круг в форме сердца.

Творчество

Работ Бэнкси действительно великое множество. Самые резонансные из них — своеобразные реплики в ответ на те или иные общественные события и настроения. Так, в 2006 году художник выставил в Лондонском Сохо инсталляцию в виде покореженной красной телефонной будки, «зарубленной» топором. В попытке расшифровать послание зрители разделились на два лагеря. Первые ругали художника за покушение на классический символ Лондона, вторые восхищались изящным способом «поностальгировать» по эпохе живого общения.

Работа Бэнкси «Телефонная будка»

Критикуя всепоглощающую эпоху потребления, Бэнкси рисует распятого Иисуса с пакетами для покупок, плачущую девочку, ведомую за руки двумя символами Америки – Микки Маусом и клоуном Рональдом МакДональдом.

Часты в произведениях (а сегодня их называют уже так) обращения к моральной стороне общества. Ярко иллюстрируют эти посылы работы «Целующиеся констебли» (2004) и «Голый человек» (2006). Первая выполнена в лондонском Брайтоне, рядом с Трафальгар-стрит, и в 2014 году была продана с аукциона в Майями за $ 575 тыс.

Работа Бэнкси «Голубь мира в бронежилете»

Присущи духу Бэнкси и совершенно хулиганские выходки. Например, в 2004 году он нарисовал и напечатал пачку 10-фунтовых купюр, на которых вместо королевы Елизаветы II изобразил лицо трагически погибшей принцессы Дианы. Банкноту украсила надпись «Banksy of England».

Значительную часть работ Бэнкси, как в начале пути, так и сейчас, посвящает вопросам мира, критикуя военные конфликты и политические провокации. Перечислять тут можно много: «Букет» (Иерусалим, 2003), на которой изображен бунтарь, бросающий букет цветов вместо зажигательной смеси; «Голубь мира в бронежилете» (2007), «Девочка с бомбой» (2003).

Работа Бэнкси «Девочка с бомбой»

Как видим, пик граффити-творчества приходится на начало 2000-х годов. В это же время приходит и признание работ Бэнкси. Из уличного хулигана и вандала он превращается в гения социального поп-арта. Картины и рисунки автора охотно скупают знаменитости и коллекционеры всех мастей, они уходят с арт-торгов за баснословные суммы.

Так, в 2008 году работа «Борьба с вредителями», созданная в соавторстве с британским художником Дэмиеном Херстом, продана на аукционе в Нью-Йорке за рекордную сумму в 1 миллион 870 тысяч долларов.

Работа Бэнкси «Борьба с вредителями»

В 2010 году Бэнкси представил авторский документальный фильм «Выход через сувенирную лавку» на международном кинофестивале в Берлине (Берлинале). Главное действующее лицо картины – режиссер, снимающий фильм о граффити-искусстве, беседует с представителями этого жанра. Примечательно, что в кадре появляется сам Бэнкси, однако лицо его скрыто тенью от капюшона.

Выставка Бэнкси «Дисмаленд»

В 2015 году художнику становится тесно в рамках существующего направления, и он инициирует выставку-пародию на «Диснейленд». Бэнкси разворачивает экспозицию в курортном британском городе Уэстон-сьюпер-Мэре и называет ее «Дисмаленд» (английское dismal — «гнетущий, мрачный»).

Антураж «Дисмаленда» действительно создает угнетающее впечатление: вместо ярких дворцов тут обгоревшие руины готических замков, сказочные кареты перевернуты, а бассейны заросли болотной тиной.

[править] См. также

  • Граффити
  • OBEY

Бэнкси — творец! А ты просто завидуешь.

Виды художествASCII-арт • TrustoCorp • Веб-комикс • Вкладыши • Граффити (Лайт-граффити) • Дадаизм • Комиксы • Лубок • Манга (Манка) • Оэкаки • Пафос • Поп-арт • Постмодернизм • Современное искусство • Сюрреализм • Тоталитарное искусство
ХудожникиManami • Mariyumi • Алина 666 • Арт-группа «Война» • Бидструп • Босх • Бэнкси • Вальехо • Ван Гог • Васильев • Гигер • Гитлер • Глазунов • Гуревич • да Винчи • Дали • Заштопик • Копейкин • Корнелла • Кузьмичёв • Кукрыниксы • Линч • Лобанов • Ложкин • Лубнин • Люмбрикус • Мангака-кун • Митьки • Павленский • Пахом • Подервянский • Сафронов • Синкай • Стальфельт • Степаныч • Сухих • Ушацъ • Хасигути • Хейдиз • Художник-кун (Drawhore) • Церетели • Шевченко • Эшер
ШедеврыBayeux Tapestry • The Hands Resist Him • Winged Doom • Американская готика • Витрувианский человек • Джоконда • Иван Грозный убивает своего сына • Крик • Масленица • Собаки, играющие в покер • Сотворение Адама • Тайная вечеря • Чёрный квадрат
ПлакатыKeep calm • Дядя Сэм • Советские плакаты (Не болтай! • Нет! • Окна РОСТА • Родина-мать • Ты записался добровольцем?)
ВесёлыекартинкиBerserk • Breakout • Cyanide and Happiness • Deadpool • Electric retard • Far Side • Hokuto no Ken • Homestuck • Lenore, the Cute Little Dead Girl • Mai-chan’s Daily Life • Mega Milk • NichtLustig • Overconfident Alcoholic • Polandball • Sinfest • Staredad • The Boondocks • Transmetropolitan • V for Vendetta • X grab my Y • X-Men • Xkcd • Бобёр-извращенец • Бэтмен • Вонни • Гарфилд • Джокер • Дорохедоро • Заяц ПЦ • Ива-а-н! • Каратель • ‎Медведь и шлюха • ‎Мистер Вигглз • Неми • Ньорон • Петрович • Полный пока • Хеталия • Человек Грызлов • Человек-паук

Бэнкси. Why so British?

British Empire Австралия • Зимбабве • Канада • Лондон • США
Subcultures Панк • Скинхэд • Футбольный хулиган (Футбол)
Bloody science Британские учёные (Джеральд Даррелл • Ричард Докинз • Лара Крофт • Мэттью Тейлор • Стивен Хокинг) • Спектрум • Ягуар
Bloody literature  • Английский юмор • Винни-Пух • Гамлет • Гарри Поттер • Карр • Кроули • Кэрролл (Бармаглот • Снарк) • Пратчетт • Сабатини • Хаксли • Чарли и шоколадная фабрика
Bloody music Aphex Twin • Beatles (Abbey Road • Yellow Submarine) • Current 93 • Deep Purple • Depeche Mode • Joy Division • Led Zeppelin • Ozzy Osbourne • Pink Floyd • Queen • Radiohead • Дабстеп • Драм-энд-бэйс • Рейв • Сид Вишес
Bloody telly Lexx • Top Gear • Yes, minister • Бенни Хилл • Джеймс Бонд • Дживс и Вустер • Доктор Кто • Маззи • Мистер Бин • Монти Пайтон • Телепузики • Чёрное зеркало • Шерлок Холмс и доктор Ватсон • Шон Бин
Bloody history Bayeux Tapestry • Крестовые походы • Овцы съели людей • Мятеж на «Баунти» • Англичанка гадит • Крымская война • Англо-бурская война • Наш ответ Чемберлену • Keep calm • Арктические конвои • Авария в Уиндскейле • Who are you to fucking lecture me? • Brexit
Other bloody arseholes Cyriak Harris • Jonathan «Jonti» Picking (Amazing Horse • Badger) • Британский короткошёрстный кот • Бэнкси • Джек-прыгун • Джек Потрошитель • Клайв Баркер • Лелуш Британский • Кристофер Нолан • Сейбер

Перфоманс

Бэнкси – уже давно больше, чем просто талантливый райтер. Он полноценный художник и акционист, чьи перфомансы по эффекту не уступают самым знаменитым образам из трафаретов. Началось всё тоже с улицы – пока коллеги осваивали шуточные надписи на стенах, Бэнкси работал со скульптурой. В 2006 году на одной из лондонских улиц появилась вот такая телефонная будка:

И это, пожалуй, ещё самая скучная из работ художника вне граффити. Каждая новая затея Бэнкси выглядит всё амбициознее и опаснее. Например, ещё в 2004-м он напечатал огромную партию 10-фунтовых купюр с изображением принцессы Дианы и раздал их на фестивале «Notting Hill Carnival». Проблемы начались с того момента, когда невнимательные продавцы стали принимать эти деньги – по факту художник превратился в фальшивомонетчика.

Потом была установка манекена
узника Гуантаномо посреди Диснейленда, появление на лос-анджелесской выставке
разрисованного слона, «Стоунхендж» из мусорных бачков на Glastonbury и
создание целого отеля «Уоллд Офф» на границе Израиля и Палестины (с «лучшим в
мире видом из окна» – на стену). А, пожалуй, вершиной и квинтэссенцией
творчества Бэнкси является «Дисмалэнд» – мрачная пародия на Диснейленд на
отшибе пригорода Бристоля, где вместо Микки Мауса с весёлыми аттракционами
расположены лодка с беженцами, горка из полицейской машины прямиком в болото и
перевёрнутая «карета принцессы Дианы».

Работы Бэнкси (Banksy)

Бэнкси (Banksy) — это гениальный уличный художник, режиссёр и политический активист родом из Англии. Работы Бэнкси выставляют известные галереи и оценивают в миллионы долларов. Бэнкси, тот самый знаменитый художник граффити лица которого не видел никто. Искусство стрит-арт Бэнкси набрало популярность благодаря его работам, в том числе. Масштаб и география нарисованных им уличных работ заставляет удивляться и следить за его творчеством. Бэнкси известен многим, но лица не видел никто, именно поэтому его загадочная личность и отказ от аккаунтов в социальных сетях создаёт интригу вокруг его личности. Вначале своего творчества вёл себя, как обычный граффити райтер. Позже начала создавать оригинальный и идейные черно-белые трафареты. Бэнкси действовал всегда быстро и бесповоротно, что отличало его манифест от других художников. Уличное искусство стрит-арт он демонстрирует на улице и в первую очередь для жителей города. Со временем темы стрит-арт работ Бэнкси стали носить социально-значимый и политический характер и отличаться глубоким содержанием. В каждой работе нарисованной на стене, крыше, фасаде или торце магазина Бэнкси вкладывает свой скрытый смысл, о котором знает только он один.

Творческий путь

По слухам, граффити-художник Banksy начал свою карьеру в конце 1990-х годов. Тогда он вел обычную деятельность райтера и не имел широкой популярности. Чтобы не быть пойманным и скрыться от полиции, Бэнкси начал пользоваться трафаретами, ведь его работы становились более масштабнее. Самый известный уличный художник не сразу определился с собственным стилем. Это можно проследить на примере его работ – первые экземпляры были написаны от руки и имели неаккуратные очертания, как если бы рисунок наносили в спешке (что и является правдой).

Творчество уличного художника Бэнкси ныне было занесено в список защищаемых объектов. Многие работы стрит-арт художника Бэнкси стали достоянием Великобритании. Художник Banksy за все время своего существования успел стать узнаваемым по всему миру, теперь его выставки представляются в различных точках планеты.

«Любовники со смартфонами». 2014 г.

Бэнкси. Любовники со смартфонами (фрагмент). Граффити на двери юношеского клуба в Бристоле. 2014 г.

Эти граффити Бэнкси оставил на двери клуба Broad Plains Boys в  Бристоле. Здесь мальчишки после школы занимаются боксом вместо того, чтобы околачиваться на улице.

Вполне возможно, что когда-то и Бэнкси ходил в этот клуб. То, что художник родился и вырос в английском городе Бристоль, — чуть ли не единственный известный факт из его биографии.

Смысл работы очевиден. В эпоху социальных сетей и смартфонов виртуальное общение заменяет реальное взаимодействие.

Причём художник ещё более оголяет проблему: зависимость от виртуального общения столь велика, что даже способна отвлечь от поцелуя влюблённых людей! Как говорится, дальше некуда.

Бэнкси. Любовники со смартфонами. 2014. Граффити на двери юношеского центра, Бристоль.

Эта работа интересна не только своим смыслом, но и историей.

На момент, когда Бэнкси написал эти граффити, юношеский клуб был на грани закрытия. Его владелец снял с петель дверь и внёс в здание клуба. Он хотел брать небольшую плату за просмотр работы, чтобы клуб продолжал существовать.

Но дверь изъяли власти города и поместили в музей. Хозяин клуба оказался человеком неробкого десятка и подал на мэра города в суд!

Вся эта канитель длилась до тех пор, пока не вмешался сам Бэнкси. В письме хозяину клуба он написал, что хочет помочь его заведению. Поэтому настаивает, чтобы работа принадлежала ему, а не городу.

Хозяин клуба продал дверь с рисунком Бэнкси за 400 тыс. фунтов. Юношеский центр был спасён.

Чем вам не современный Робин Гуд 🙂

Война с Роббо

Но несмотря на все эксперименты,
заслуги и звание большого художника, нельзя забывать, что, прежде всего, Бэнси
– райтер. В этом мире он фигура, безусловно, культовая и легендарная. Но его
репутация в среде коллег до сих пор остаётся неоднозначной.

Претензий много – от сворованного у Блека ле Рата (один из пионеров французского стрит-арта) трафаретного стиля и манеры рисовать крыс до предвзятого отношения властей к знаменитости (пока работы Бэнкси вырезают из стен, чтобы выставить в музее или, наоборот, защищают на улице стеклом, других райтеров арестовывают). Но окончательно мир стрит-арта на фанатов и хейтеров популярного британца расколол конфликт с легендарным Королём Роббо.

Речь об одном из первых британских райтеров, начинавшим ещё в середине 80-х. Он всегда выступал за рисование баллончиком на месте без использования трафаретов. Роббо забирался в самые экстремальные места и своей деятельностью формировал определённый кодекс чести. На который Бэнкси в 2009 году наплевал, нарушив одно из главных правил райтеров – нельзя писать своё граффити поверх чужого. Он изобразил работника, закрашивающего граффити Роббо с намёком, что карьере того наступил конец. При первой же личной встрече «старикан» дал звезде в морду. С этого момента развернулась настоящая война между двумя самыми популярными райтерами Британии.

Роббо закрасил граффити, написав сверху «King Robbo». Бэнкси в ответ подшутил, добавив впереди буквы f, u, c. Сначала соперник их просто закрасил, а затем сделал новое граффити с изображением символических похорон карьеры Бэнкси. Тот, в свою очередь, нарисовал поверх комнату – смысл до сих пор трактуется неоднозначно, но, вероятно, подразумевался намёк на появление первой популярности у Роббо (участие в создании фильма и скорое открытие выставки). Наверное, война продолжалась бы по сей день, если бы в 2011 году Роббо не получил травму головы. Он впал в кому и скончался через три года. Бэнкси на том же самом месте в память о заклятом враге нарисовал его именное граффити с баллоном в виде свечи.

Многие молодые райтеры до сих
пор отождествляют себя с «командой Роббо» или «командой Бэнкси». Их война – важная
веха в истории стрит-арта. Но на деле вопрос давно разрешён – в интервью Бэнкси
рассказал, что граффити портил не только он, а самого Роббо считает великим
художником, который по статусу выше и просто талантливее его самого.

«Девочка с шариком». 2002 г.

Бэнкси. Девочка с шариком. 2002 г. Лондон

«Девочка с шариком» — самая популярная работа Бэнкси. И стала она таковой ещё до уничтожения на аукционе «Сотбис».

Впервые эти граффити появились в районе Саут-Банк в Лондоне в 2002 году.

Пожалуй, это единственная работа художника, смысл которой точно не известен.

Шарик в виде сердца порывом ветра уносит прочь от девочки. Она расстроена, но НЕ по-детски спокойна. Одним словом, философски отнеслась к своей потере.

Обычный ребёнок уже плакал бы и топал ножками от досады.

Сам художник пространно прокомментировал эту работу: «Когда это произойдет, просто уходите спокойно».

То есть он говорит нам о том, что потери нужно выдерживать стойко, без надрыва и истерик.

Возможно, он сам пережил какую-то утрату в 2002 году, и этот рисунок выражает личное. А так как нам ничего неизвестно о художнике, то и «прочесть» мы ее до конца не можем.

Здесь уж каждый сам выбирает, что в ней видеть: надежду на лучшее, досаду из-за быстрого взросления наших детей или важность стойкости перед трудностями. Этот образ стал особенно популярным после невероятного происшествия

Этот образ стал особенно популярным после невероятного происшествия.

Ещё в 2006 году Бэнкси создал авторскую копию «Девочки» на бумаге акриловыми красками. Вставил в позолоченную раму. В такие Рембрандта вставляют. И продал.

Бэнкси. Девочка с шариком. 2006 г. Частная коллекция

А в 2018 году эта работа попала на торги. И когда молоток опустился в третий раз со словами: «И 1 миллион 400 тысяч — три! Продано!», — картина … самоуничтожилась! Ну, почти…

Самоуничтожение картины Бэнкси на аукционе Сотбис в 2018 году

Две трети бумаги с рисунком разрезал на тонкие полоски встроенный в раму … шредер.

Оказалось, 12 лет назад Бэнкси сам вставил его в раму. С тем расчетом, что однажды его картина попадёт на торги и останется только нажать на кнопку.

Мне видится во всем этом вот такой смысл. В нашем мире материальное крайне обесценивается. Мы запросто выбрасываем вещи, меняем одежду каждый сезон. Пришло время и произведений искусства. И начал это вовсе НЕ Бэнкси.

Ещё в 60-х годах художники создали немало картин акриловыми красками. А они недолговечны и уже сильно потускнели. Про шелкографию Уорхола я вообще молчу: музейщики уже и не знают, как эти работы сохранить. Это вам не масляные почти вечные краски.

Так что Бэнкси лишь обозначил проблему: потомки через 500 лет вряд ли смогут увидеть вживую наше искусство. От него просто ничего не останется.

Критика современного искусства

Пока большинство концептуальных художников своими работами вводят простых зрителей в заблуждение, Бэнкси исповедует противоположную философию – делать так, чтобы каждый всё понимал интуитивно. Поэтому почти все его работы переполнены прямолинейными метафорами, легко считываемыми образами и отсылками к важнейшим символам поп-культуры.

Художник постоянно насмехается
над коллекционерами и критиками, выискивающими в его произведениях глубинные
смыслы. Например, один из таких восхищался лейтмотивом крыс в творчестве
Бэнкси: якобы всё потому, что «rat»
– это анаграмма «art».
Удивлённый райтер в ответ притворился, что так и задумывал.

Бэнкси откровенно смеётся над
современным искусством и его ценителями. Яркий пример – его работы «Он отстойно
рисует цветы» и «Большая золотая рама». На первой схематично изображены
человечки, между которыми происходит следующий диалог: –  «Кто все эти люди?» – «О, это не люди – он
просто отстойно рисует цветы». А на второй – следующие фразы: «Кто-нибудь
всерьёз воспринимает этот вид искусства?» – «Никогда не недооценивай силу
большой золотой рамы!» Для Бэнкси искусство, где художник не умеет рисовать, а
только провоцирует и придумывает однообразные перфомансы, не имеет никакого
смысла.

Британец не одобряет, что его работы продают на аукционах за сумасшедшие суммы. Сам он никогда не расставался с ними за невероятные деньги, признаваясь, что большинство принтов отдавал в подарок, в обмен на стрижку или пакет травы. Бэнкси не любит галереи, отмечая, что не дорос до соседства с Гейнсборо, а самое интересное для него в музеях – это школьницы на экскурсиях. Практически все выставки он проводил на окраинах городов в заброшенных индустриальных помещениях. Самое известное исключение – выставка «Бэнкси против Бристольского музея». За очередную насмешку над искусством он попросил гонорар размером всего в один фунт.

Наверняка вам хорошо знаком недавний скандал, связанный с выставкой в московском ЦДХ. Организована она была замечательно, привезено множество оригинальных принтов из частных коллекций, цены на билеты приемлемые. Если бы не одно но – Бэнкси к ней не имел никакого отношения. В переписке художник посмеялся над очередной попыткой навариться на его имени и вновь подчеркнул, что выступает против появления граффити в музеях и за деньги.

Сейчас эти бизнес-гастроли
нагрянули в Питер. Если вам плевать на время досуга, потраченные деньги и
уважение к искусству – идите. Если действительно любите Бэнкси, граффити и
современное искусство – то езжайте в места, где написаны оригиналы или ждите
очередной выставки от самого художника, чтобы отблагодарить напрямую его, а не
каких-то посторонних людей.

Кто это такой?

У меня нет никакого желания показать себя публике. Я просто пытаюсь сделать так, чтобы мои работы выглядели хорошо, но я не пытаюсь выглядеть хорошо сам. К тому же я просто убежден, что правда может оказаться горьким разочарованием для нескольких 15-летних подростков.

«Кто такой Бэнкси?» – вопрос, набивший оскомину, ответ на который мы узнаем ещё нескоро. Настоящее имя провокатора от искусства давно будоражит умы британцев. Информация о настоящем имени Бэнкси даже продавалась на аукционе, и ставка поднялась почти до миллиона, точнее до 999 999 долларов. Но в последний момент лот сняли с торгов. Почему – тоже загадка, наверное, потому, что это как минимум не этично.

Хотя версий существует много. Ученые Лондонского университета королевы Марии утверждают, что знают имя плохиша – Робин Ганнингэм из Бристоля. Примерно то же самое утверждал желтушный таблоид Mail on Sunday ещё в 2008-м. Они якобы нашли фотографию Бэнкси за работой, и в Бристоле (родном городе художника) рассказали, что настоящее имя Бэнкси – Робин Ганнингэм. Вот так просто, вся страна голову ломает, а в Бристоле каждая собака знает. А потом просто пообщались с родными и друзьями. Как всё просто. Собственно, из-за примитивности доказательств никто не верит даже учёным, обвиняя их в дешёвом пиаре. Хотя люди науки клялись Наукой (с Богом у них нелады), что проводили географическое профилирование и сложный статистический анализ, который применяется в криминологии для поимки преступников. Анализ бристольских работ показал, что Бэнкси рисовал граффити рядом с одними и теми же пабом, жилым домом и игровыми площадками; в Лондоне рисунки появлялись вокруг трех повторяющихся адресов. Правда, они не учли, что рисунки появлялись в разное время и что работы могут вполне не принадлежать художнику, он ведь не Никас Сафронов, делает это не ради денег и свои работы не подписывает. Да и, в конце концов, кто станет верить легендарным «британским учёным»? Опять хернёй занимаются, вместо того чтобы лекарство от рака и врожденной предрасположенности к терроризму искать.

Версий много, даже ещё больше, чем в тайне убийства Кеннеди. Одним из самых распространённых мнений является то, что Бэнкси – это не один человек, а группа художников, эдакий художественный вариант Козьмы Пруткова, по другим – бристольский мясник. Наверное, свои картины желчью и кровью рисует.

Вот такая неэтичная нация: готовы на парочке хлипких фактов раздуть сенсацию и оговорить простого человека. Хотя кто знает, может быть, на фотографии таблоида настоящий Бэнкси: старый, похожий на Шона Пенна и уборщика из местной забегаловки одновременно. Ведь мы долгое время представляли себе парней из «Кровостока» несколько иначе. Во всяком случае, лет на 20 моложе.

Самому Бэнкси попытки развенчать тайну очень не нравятся, потому он категорически нервничает через своих адвокатов и агентов, которые, к слову, сами не знают, кто такой Бэнкси – группа людей или просто таинственный анонимус.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий