Чистовик «черновика»

Глава 2. Замкнутое пространство (?) [подумать ещё]

Смещение акцентов и отступления от книги не пошли фильму на пользу. Живые авторские диалоги с лёгким налётом философии переписаны и упрощены. Всё свелось к изложению местной мифологии. Любовная линия, которая в оригинале проходит по касательной, в фильме зачем-то вылезает чуть ли не на первый план — оттого ближе к финалу мы получаем мутный сюжетный поворот в духе мультяшного Диснея и поцелуев истинной любви. Сказочный мир наркотической утопии, куда кукловоды ссылают неугодных, превратили в страну-ГУЛАГ, где бродит победивший призрак коммунизма. Механические пауки и злобные кибернетические матрёшки — «клюквинка» на торте абсурда.

Проблема не в том, что создатели посмели покуситься на святое. Крупные литературные формы невозможно перенести на экран без изменений, книги и сценарии пишутся по разным законам. Но эти изменения должны латать сюжетные дыры, порождённые киноадаптацией. В «Черновике» же они влекут за собой дополнительные вопросы — а их и без того оставалось предостаточно.

«Графическая» сторона тоже оставляет желать лучшего. Редкий экшен не слишком впечатляет. Slo-mo делу не помогает. Из благодатной темы множественных миров и альтернативных вселенных фильм выжимает до обидного мало: другие варианты Земли показывают мельком, словно стыдливо. Минимум пейзажей, общих и дальних планов. Максимум скучных замкнутых пространств.
Экскурсии Кирилла в иномирье могли стать не менее красочными, чем странствия Доктора Стрэнджа по мультивселенной или путешествия его британского коллеги в синей будке. А что в итоге? Матрёшки, одинокий дирижабль да плохо нарисованные виды Кремля с вариациями.

Музыкальное сопровождение добавляет фильму несуразности. Песни Агутина звучат так чужеродно, что хочется залезть в закадровый плейлист и найти там что-то более уместное. Оригинальный саундтрек Кирилла Рихтера совершенно не запоминается, но и раздражения не вызывает. И на том спасибо.

Визуальный ряд должен выглядеть как халтура

Визуально фильм должен быть пронизан дешевизной.

Найдите специалистов по графике из 2005 года. Если они попробуют сделать современную картинку, требуйте «как в сериале канала ТВ-3». В крайнем случае, привяжите дизайнеров к креслу и показывайте современные индийские боевики. Пока не будут согласны – не отвязывайте.

Кстати, хореографию боев тоже можете взять из Болливуда.

Не стоит забывать про креативную составляющую проекта. Вы снимаете фантастику, так что берите все подходящие и не подходящие идеи.

Например, боевые летающие матрешки с AliExpress. И нарисуйте на их лицах ужасные гримасы. Так убедительнее. И тупо.

Все экшен сцены, большинство из которых в фильме не нужны, отдайте на откуп оператору, страдающему эпилепсией. Пусть он работает в тандеме с сумасшедшим монтажером, который сделает экшен-моменты максимально бездарными.

Наконец, придуманные миры должны быть картонными и утрированными. Никакой конкретики, никаких интересных идей или самобытности. Минимум декораций. Пусть все будет под дымкой умных политических метафор о государстве.

Найдите композитора, который умеет умело копировать

Чтобы фильм точно вызвал отвращение – используйте чужую музыку. Отлично подойдут известные эпичные произведения Ханса Циммера.

Например, Кирилл Рихтер, будучи композитором фильма «Черновик» буквально украл использовал мотивы музыки из фильма «Интерстеллар». Почему бы и нет? Заимствование – это норма для плохого фильма.

Продолжать лекцию можно долго. Список погрешностей, коими наполнен «Черновик», огромен. Самое грустное, что история обрывается, явно намекая на продолжение. Но после такого «наброска» кому теперь нужен «Чистовик»?

Я нашёл лишь один плюс фильма – при написании рецензии в очередной раз переслушал саундтрек к «Интерстеллару». И на этом спасибо.

В тему:

5 новых захватывающих фильмов, которые вас удивят


iPhones.ru

Предметная лекция о том, как не надо снимать кино.

Кастинг должен быть максимально бездарным

Возьмите на главные роли максимально «деревянных» актёров.

Например, на роль возлюбленной главного героя Ольгу Боровскую, которая в свои 27 лет ни разу не играла в полнометражном фильме.

И, если она неубедительно отыграет некоторые сцены, ни в коем случае не делайте пересъёмок. Оставьте все как есть.

Дополните актёрский состав бывшим кандидатом в Президенты Российской Федерации. Например, серьёзной женщиной и депутатом в одном лице Ириной Муцуовной Хакамадой. Зачем? Для напыщенной убедительности серьёзности происходящего.

Все злодеи должны быть «никакущими». В «Дозорах» был харизматичный Вержбицкий, псих Лагутенко, убедительная Фриске? Нам это все не нужно.

Помните, наш выбор – максимум невзрачности, каменные лица в любой ситуации.

Наконец, оператор фильма должен часто снимать крупные планы актёров. Максимально близко, чтобы были заметны все недостатки их внешности. Тем самым мы сможем вызвать хоть какое-то (читай негативное) отношение зрителя к многим персонажам. Не играть же актёрам нормально свой образ? Возьмите изъянами лица или фигуры.

В качестве бонуса пусть дубляж будет иногда рассинхронизирован с движением губ актёров. Так будет выглядеть максимально тупо. Потом можете ссылаться на то, что вообще планировали снимать сериал.

Из сценария выкиньте интересные детали книжной вселенной

Оставьте лишь общие штрихи завязки истории, знакомые читателям, чтобы те не ушли из зала с первых минут и досмотрели вашу ахинею до конца. Дальше «лепите» собственную историю, которая никак не связана с оригиналом.

Также возьмите все самое «лучшее» из мира дешёвых сериалов. Нелепые и порой бессвязные диалоги, бессмысленные, развешенные на каждой сценарной стене «чеховские ружья» и отсутствие нормальной адекватной реакции персонажей на события.

Заодно введите странный любовный треугольник, который будет казаться лишним и отвлекать внимание зрителей от основных событий. В итоге кино будет выглядеть как прыжки в жанровом пространстве

Пусть страдают все. И те, кто пришёл фантастику посмотреть, и кому «любовь-морковь подавай»

В итоге кино будет выглядеть как прыжки в жанровом пространстве. Пусть страдают все. И те, кто пришёл фантастику посмотреть, и кому «любовь-морковь подавай».

Глава 3 (последняя) [остроумно обыграть!]

«Черновик» есть за что похвалить. Кастинг удачный. Камео Хакамады, Хрусталёва и самого Лукьяненко остроумны. Основные персонажи вышли узнаваемыми и фактурными (если забыть о хозяйке гостиницы). Лукьяненко прописывал скорее яркие типажи, чем сложные многогранные характеры, и это пошло сценарию на пользу.

Жаль только, играют актёры посредственно. Единственный, кого можно выделить, — Котя, друг Кирилла, в исполнении Евгения Ткачука. Его перевоплощение вышло вполне убедительным. Остальные фальшивят тут и там, хотя достоверно сыграть таких героев при всём старании было бы сложно: из-за халтурного монтажа персонажи забывают не только Кирилла, но и значение слова «мотивация». В одной сцене Кирилл с другом на ножах — в следующую встречу они уже мирно беседуют. В одной сцене его девушка счастлива с новым ухажёром — спустя пару минут она снова влюблена в бывшего. Какие переходы и логические связки, какая цельность образа, вы о чём?

Сам Кирилл вроде и последователен в большей степени, нежели остальные, и достаточно симпатичен, чтобы ему сопереживать. Да только до Нео (эту параллель Лукьяненко проводит прямым текстом) ему всё равно далеко. Герою со всех сторон твердят, какой он талантливый и особенный. В чём заключаются эти его «особенные таланты», мы так и не поймём. По крайней мере, без костыля в виде книги, на которую фильм с течением времени опирается всё меньше.

«Знаешь, когда на героя напали матрёшки, это было похоже на боевик», — задумчиво сказал какой-то мальчишка своему приятелю после сеанса. Самый большой комплимент, какой можно сделать «Черновику», — то, что в некоторых моментах он и правда похож на боевик. Или добротную фантастику, которой мог бы стать. В остальном вышла скорее любовная история, да и та не выдерживает критики.
Фильм не так плох, чтобы вызвать желание стереть воспоминания о просмотре. Но качественной работой его не назовёшь. Может, обещанный сериал исправит положение. Пока перед нами действительно черновик — и это не тот случай, когда фильму стоило так усердно оправдывать своё название.
Остаётся надеяться, что при таком подходе вторую книгу серии, «Чистовик», тоже экранизируют под стать названию.

Глава 1. [Придумать название!]

Главный герой фильма — молодой москвич Кирилл (Никита Волков), талантливый игровой дизайнер. Коллеги поют ему дифирамбы, себя Кирилл именует гением и от скромности не помирает. Правда, увлечённость работой плохо сказывается на его личной жизни: в первые же минуты фильма Кирилла бросает любимая девушка (Ольга Боровская), потому что он забыл, когда у неё день рождения.

Беда не приходит одна. Однажды Кирилл возвращается с работы и обнаруживает, что в его квартире живёт незнакомка (колоритная Северия Янушаускайте). Живёт, по её словам, уже очень давно. Все документы на собственность чудесным образом переписываются, и теперь у Кирилла нет дома. Странички в его паспорте очищаются ото всех данных. Вскоре все, кого он знал, попросту забывают о нём. Соседи. Друзья. Родители. Даже его собака.

Попытка добиться объяснений от стервозной барышни, прописавшейся в его квартире, заканчивается очень плохо. Когда терять Кириллу становится уже нечего, он получает по телефону указания: явиться в водонапорную башню неподалёку от Кремля. Там-то и выясняется, что башня — проход между мирами, а наш герой избран выполнять на ней почётную функцию таможенника. Бонусами к новой должности идёт сверхъестественная ловкость, ускоренная регенерация и прочие возможности порядочного супергероя. Из минусов — так называемый «поводок»: от башни нельзя отойти дальше, чем на пятнадцать километров. А ещё придётся плясать под дудку таинственных кукловодов, обрёкших его на такую судьбу.

Впрочем, до поры до времени Кирилла вполне устраивает новая работа, интересная и непыльная. У него даже остаётся время, чтобы наладить отношения с бывшей девушкой. Однако потом кукловоды решают, что девушка отвлекает Кирилла от его прямых обязанностей, а тот снова терять любимую категорически не согласен…
К сожалению, на экране сюжет фильма излагается куда сумбурнее, чем в кратком пересказе. С одной стороны, темп у ленты бодрый, скучать зрителю некогда. С другой — повествование напоминает лоскутное одеяло, до того оно фрагментировано. Некоторые сцены стыкуются весьма топорно, как будто при монтаже часть отснятого материала вырезали не глядя. Даже тем, кто читал книгу, порой будет нелегко понять, что происходит. Что уж говорить о людях, которые ничего не знают о Функционалах, Аркане и прочих фишках мира, созданного Лукьяненко…

Скорее всего, проблема в том, что Мокрицкий уже пообещал через год выпустить на ТВ одноимённый сериал. Вот и снимали изначально с расчётом на то, чтобы история раскрывалась на протяжении четырёх часов, а никак не двух. Уместить в такой короткий хронометраж пять сотен страниц межмировых интриг — задачка не для слабонервных.
Факт остаётся фактом: в текущем виде «Черновик» напоминает скорее небрежный конспект оригинала, нежели самостоятельное произведение. Это при том, что большую часть фильма герою объясняют правила игры и любезно рассказывают про его новые способности. Даже там, где сообразительный «книжный» Кирилл до всего доходил своим умом.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий