Сальвадор дали у хичкока, пророчество о россии, гипноэротомахия и хоррор с веществом для линча: 10 фильмов о снах

«Завороженный» (1945)

Spellbound

В психиатрическую лечебницу приезжает новый главврач — немыслимый красавец странного поведения. Суховатая курящая докторша в очках влюбляется в него и женским взглядом видит, что его место не среди персонала, а среди больных. Когда он сбегает, упрямая женщина разыскивает любимого и подвергает психоанализу его страшные сны.

Фильм не понравился Франсуа Трюффо, и Хичкок позже признавал его не самой своей удачной работой, но это уже придирки гениев. «Завороженный» не может не нравиться: Сальвадор Дали оформил в нем сцену кошмара, где разрезают глаз, как в «Андалузском псе», из которого вытек весь киносюрреализм XX века. И вообще это настоящий луна-парк, где на каждом шагу поджидает аттракцион.

В первые пять минут появляется то ли нимфоманка, то ли мужененавистница, которая рассказывает, как однажды отгрызла жениху усы. Ингрид Бергман в образе Людмилы Прокофьевны Калугиной сначала исследует психические отклонения на почве любви, а потом снимает очки и переходит к практическим занятиям. Грегори Пек в роли «потому что нельзя быть на свете красивой такой». Диванный психоанализ, разыгранный классическими актерами. И любопытная мысль, что дурдомом может управлять не врач, а любой зашедший с улицы в пальто — все равно там никто разницы не заметит.

«Бумажный дом»

«Рисунок, который стал мечтой.


«Бумажный дом»

Мечта, которая стала реальностью» — главная идея триллера режиссера Бернарда Роуза (Bernard Rose) «Бумажный дом», основанного на одноименном романе Кэтрин Сторр (Catherine Storr). В картине снялись Шарлотта Бурк (Charlotte Burke), Джейн Бертиш (Jane Bertish), Саманта Кехилл (Samantha Cahill), Гленн Хедли (Glenne Headly) и другие. По сюжету маленькая Анна обнаруживает, что может влиять на свои сновидения. Может быть, ей бы и не снились такие сны, но 11-летняя девочка одинока, ее никто не понимает, а во сне так легко осуществить все свои мечты. Сначала во сне оживает нарисованный Анной домик, а потом в грезы переносится и все другое, что она нарисует. Но что будет, когда столкнутся сны и реальность, кто кого поглотит  — домик Анну или наоборот?


«Клетка»

Скажем одно: Шарлотта Бурк убедительно смотрится в роли повелительницы снов, за что и получила специальную премию критиков на Международном  фестивале фантастического кино Fantasporto в Португалии.

Мой шпион (2020)

Крутой спецагент Джей-Джей пришёл в ЦРУ из спецназа, поэтому работать тихо не умеет, оставляя после выполнения миссий горы трупов и разрушений. Агенту даётся последний шанс доказать профпригодность, но во время операции Джей-Джея снимает на телефон 9-летняя Софи, в доме которой тот установил аппаратуру для прослушки. Ушлая девчушка шантажирует громилу с обликом Дейва Батисты разоблачением, если тот не научит её шпионскому ремеслу.

Оригинальное названиеMy SpyЖанрБоевик, комедияАктерыДэйв Батиста, Хлоя Коулмэн, Париса Фитц-Хенли…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 6.3, IMDb – 6.3Возрастные ограничения12+

«Бумажный дом» (1988)

Paperhouse

Одиннадцатилетняя Анна, девочка из семьи, где отец постоянно в отъезде и пьет, а мать — милая, но всегда занята, рисует в тетради дом. Не успевает оглянуться, как оказывается на своем рисунке. Чистое поле, ясное небо, кривой домишко. Пока Анна там осматривается, у нее поднимается температура. Врач, пришедшая проверить заболевшую девочку, рассказывает о своем пациенте, который не встает с постели. В следующем сне Анна видит в доме мальчика-инвалида. А там и другие подтягиваются.

Первое появление отца Анны в мире дома заставит вас отпрыгнуть от экрана и, возможно, завопить, сколько бы фильмов ужасов вы ни пересмотрели. Хотя это даже не фильм ужасов, а ладная и взрослая история о сложных взаимоотношениях в семье. Пространство горячечных температурных снов выстроено с безупречным минимализмом, к которому прибегают концептуальные режиссеры — либо когда дают микроскопический бюджет. Но раз в сто лет это делается, потому что так надо и правильно: перед нами действительно оживший детский рисунок, во всей его совершенной простоте, и дистиллированный первозданный ужас, справиться с которым может только предприимчивый ребенок — единственное человеческое существо, которое не убежит, сверкая пятками, услышав в чистом поле вопрос: «Кто, кто в теремочке живет?»

«Сон в летнюю ночь» (1999)

A Midsummer Night’s Dream

Деревня в Италии конца XIX века. Воротники глухие, отцы суровые, браки по любви не заключают. Но юбки становятся все легче, велосипеды уже изобрели, а волшебство из местного леса позволит влюбленным заключить брачные союзы по сердцу, невзирая на тиранов-родителей.

Из всех осовремененных версий шекспировской комедии итало-английский фильм претендует на самое меньшее — поставить Шекспира, катаясь на велике, — но достигает едва ли не большего. Высоколобые режиссеры расписывают задники свастикой (в одной из последних постановок «Сна» местный герцог — фашистский диктатор) и напряженно решают расовые вопросы, а здесь люди в белом пьют вино под солнцем Тосканы. В лесу пируют нимфы и фавны, скачет козлом рогатый Пак (Стэнли Туччи с комедийными ужимками и драматическими глазами). Появляется Титания — Мишель Пфайффер в ореоле кинематографического волшебства, настоящая царица фей, — и ее Оберон — Руперт Эверетт в блестках на голое тело. И здесь самый смешной Основа, сыгранный Кевином Клайном. У него есть в финале безмолвный, почти трагический момент, заставляющий безо всяких свастик переосмыслить пьесу. Поутру они проснулись, богатые, красивые и молодые стали еще счастливее, а остальным надо сказать спасибо, что побывали в гостях у сказки и вышли оттуда без ослиной морды.

«Ловец снов»

Фильм ужасов «Ловец снов» режиссера Лоуренса Кэздана (Lawrence Kasdan) был снят по одноименному роману Стивена Кинга (Stephen King). В картине снялись Морган Фриман (Morgan Freeman), Томас Джейн (Thomas Jane), Джейсон Ли (Jason Lee), Дэмиэн Льюис (Damian Lewis),  Тимоти Олифант (Timothy Olyphant) и другие.


«Ловец снов»

 По сюжету четверо закадычных друзей — Джонси, Генри, Пит и Джо — сталкиваются с необъяснимым. В детстве они не без помощи сверхъестественного спасли мальчика Даддитса, а когда повзрослели,  то снова пересеклись с ним — Джонси сбила машина, и ему показалось, что он снова видит маленького Даддитса. Но странное и необъяснимое только начинается и, разумеется, «ловец снов» Даддитс сыграет в истории не последнюю роль. Хотя кассовые сборы фильма составили чуть менее 76 миллионов долларов при бюджете в 68 миллионов, фактически едва отбив затраты продюсеров, поклонники Стивена Кинга считают эту экранизацию его романа одной из лучших, хотя и отмечают слабую концовку, которая отличается от книжной.


«Кошмар на улице Вязов»

«Фантазм» (1979)

Phantasm

Молодой музыкант заботится о брате-подростке после гибели родителей в автокатастрофе. Но их смертью дело не ограничивается, и вскоре юноши хоронят своего знакомого. Перед похоронами старший брат сталкивается с высоченным зловещим могильщиком. Позже темной-темной ночью младший видит, как могильщик выкапывает трупы, чтобы сделать с ними… что-то ужасное! А рядом с высоким мелькает маленькое и коричневое! На низких лапах! А дальше в красной-красной комнате появится…

Отгадайте загадку, что это такое: великаны, карлики, множественные реальности, но не «Твин Пикс»? Задолго до Дэвида Линча эти вещи внедрял в наше подсознание американский постановщик Дон Коскарелли, который всего в 24 года снял фильм ужасов, окупившийся в прокате 40 раз (!) и надолго определивший судьбу подростковых хорроров. Из «Фантазма» вышли почти все известные ужастики: от «Кошмара на улице Вязов» до «Крика». Номинально в фильме нет ничего необычного: белые особняки в темноте, разрытые могилы, голая грудь блондинки с ножом и сюжетные повороты, укладывающиеся в схему «а они как прыгнут!» Но «Фантазм» принадлежит к тем случайным шедеврам, которые рождаются из молодого азарта, не сидящего на цепи у дяди-продюсера и плюющего на все, кроме желания показать карликов, голую блондинку и всех напугать. Кроме того, Коскарелли действительно обладал чутьем на вещество снов и кошмаров: нет сомнений, что без его красной комнаты и седоволосого Верзилы не было бы «Твин Пикс». И прочего — высокого и на низких лапах.

Как бессонница превращается в самостоятельную болезнь?

Самостоятельность нарушения сна, а точнее, виток заколдованного круга, вновь и вновь приводящий к бессонным ночам, складывается из различных психологических и физиологических/физических факторов. Это проще всего понять, если представить себе ощущения человека, страдающего бессонницей, который ложится вечером спать или только что проснулся ночью.

Для большинства пациентов такая ситуация отнюдь не носит естественного характера. Памятуя о муках бессонных ночей, человек автоматически думает: «Какой будет ночь? Хоть бы заснуть!» Сознательно или непроизвольно в голову приходят следующие мысли:

  • «Я опять буду часами лежать без сна, размышлять, мучиться»
  • «Как мне пережить следующий день, если я не высплюсь?»
  • «С моей головой что-то не в порядке, если я вообще не способен нормально спать».
  • «Если так будет продолжаться, я заболею или сойду с ума».
  • «Если так будет продолжаться, я лишусь работы».
  • «Я совсем не тот, что прежде, раз я так плохо сплю».
  • «Снотворные, которые я пью, сделают меня зависимым».

Подобные мысли напрямую приводят к таким негативным эмоциям, как мнительность, дурное настроение, страх и стресс. У многих пациентов соединение этих мыслей и чувств настолько тесное, что на вопрос «Вы с удовольствием ложитесь спать?» они в лучшем случае отвечают «и да и нет», но многие дают категорически отрицательный ответ: «Нет, кровать превратилась для меня в кошмарное место».

Физически эти ощущения ведут к повышению возбужденности и к еще большей бодрости.

Многие пациенты переживают такую физическую реакцию в форме резкого перепада: ложась в постель смертельно усталыми, они неожиданно становятся абсолютно бодрыми.

Физические реакции могут проявляться и в другой форме: напряжение мышц, сердцебиение, потоотделение, невозможность отключиться от преследующих мыслей, раздумья (ночные думы совсем не обязательно затрагивают реальные проблемы, зачастую мысли вертятся вокруг банальностей).

Следствием этой цепной реакции мыслей, чувств и физиологического реагирования становится очередная бессонная ночь. На следующий вечер этот опыт вызовет те же самые мысли: человек отчаянно вращается по кругу и не может из него вырваться.

Многие страдающие от бессонницы со временем развивают в себе отношение ко сну, которое американцы называют performance anxiety (страх перед возможной неудачей). Тут имеется в виду следующее: люди с расстройствами сна всё больше воспринимают тему его продолжительности как возможное личное достижение и с опаской проверяют, выполнили ли они уже свою норму.

Прежде всего это находит выражение в таких мыслях, как «Я должен спать не менее семи часов», либо — если вы просыпаетесь в три ночи — «Я спал всего лишь три часа», либо «У меня осталось всего три часа». Человек по многу раз за ночь проверяет, глядя на будильник, сколько часов он уже проспал. Сон буквально «наскребается по сусекам».

Клетка

США, Германия, 2000Ужасы, фантастика, триллерРежиссер: Тарсем СингхВ ролях: Дженнифер Лопес, Винс Вон, Винсент Д’Онофрио, Марианн Жан-Батист и другие

Кому же, как ни мастеру визуализации в кино, снимать фильм о снах и подсознании? На этот раз Тарсем Сингх поставил более сложную задачу – это фильм не просто о снах, это исследование влияния детской травмы на жизнь и поведение человека. Молодая психиатр Кэтрин проникает в подсознание маньяка-убийцы, на счету которого десяток жертв – молодых девушек. Маньяк находится в коме, и психиатр в глубинах его подсознания пытается найти, где же находится эта клетка, это место преступления, где он истязает своих жертв. Но есть одна опасность — если Кэтрин поверит в реальность происходящего, то ей уже не выбраться из кошмаров преступника…


Кадр из фильма «Клетка», 2000

Как это часто бывает в фильмах Тарсема Сингха, «Клетка» – это абсурд, доведенный до совершенства, усиленный тем, что мы блуждаем по самому загадочному из миров – миру подсознания. Конечно, фильмов про психиатров, путешествующих по миру страхов и тайных желаний человека, немало, но всем им далеко до той абсурдности, которую умеет создать Сингх. Ведь это не фильм ужасов в классическом понимании, не фэнтези, не триллер – это просто настоящий бред сумасшедшего, который любой человек хотя бы иногда видит во сне, а потом удивляется: что же это ему приснилось?


Кадр из фильма «Клетка», 2009

Это дебютная работа бывшего клипмейкера Тарсема Сингха, приправленная психологическими трактами Фрейда, философскими трудами о жизни и смерти, древнегреческими мифами и бог знает чем еще. И картина похожа на яркий, красивый и одновременно кошмарный клип, чем и отличается от всех остальных фильмов в теме подсознания, снов и сновидений. Но путешествие по миру подсознания удалось начинающему режиссеру на славу. Похоже, что он настолько любит гротеск, абсурд, фантазии и сюрреализм, что снимать реальный мир ему просто скучно. Прежде всего, фильм заслуживает внимания благодаря своей визуальной составляющей и музыке, которая вдыхает жизнь в каждый кадр, полностью растворяясь в нем. Но и метафоричное содержание картины, борьба чувств в сознании маньяка, униженного в детстве насилием, а потом перенесшего свои детские травмы во взрослую жизнь, тоже задевает глубокие струны души. Но главное в этом фильме — это загадка: может быть, то, что мы принимаем за реальность, это и есть наш сон, в котором мы просто заплутали?

Ванильное небо / Vanilla Sky, 2001

Жанр: фантастика, фэнтези, триллер, мелодрама, детектив Рейтинг IMDb: 7,5

Кадр из фильма «Ванильное небо» (2001)

У Девида была сказочная жизнь. Красавчик владел собственным издательским бизнесом, водил дорогую машину, жил в респектабельной квартире. Однажды он попадает в страшную аварию и просыпается с изуродованным лицом, прикованный к постели. Но мужчина не может смириться с произошедшим и сбегает от реальности в мир осознанных снов и фантазий. Девид переживает сны внутри снов, но вскоре ему придется проснуться…

В этом фильме про сновидения снялся целый звездный состав. Главную роль исполнил Том Круз, вместе с ним сыграли Кэмерон Диас и Пенелопа Крус.

Я иду искать (2019)

Простая девушка встречает принца мечты – Алекс Ле Домас молод, красив и происходит из богатой семьи. Влюблённая Грейс не раздумывая соглашается на предложение руки и сердца. На вечернем свадебном торжестве в роскошном родовом гнезде молодой супруге предлагается по семейной традиции сыграть с роднёй мужа в игру, вытащив карточку из старинного ящичка.

Ничего не подозревающей Грейс достаются безобидные прятки, обернувшиеся кровавой охотой, где задача жертвы – дожить до утра. Благодаря интересному сюжету, у создателей фильма получилось отличное кино на вечер, которое стоит посмотреть не только поклонникам комедийных ужастиков.

Оригинальное названиеReady or NotЖанрТриллер, комедия, ужасыАктерыСамара Уивинг, Адам Броди, Марк О’Брайэн…СтранаСША, КанадаРейтингКинопоиск – 6.8, IMDb – 6.8Возрастные ограничения18+

«Ба-бах!» (2010)

Kaboom

Восемнадцатилетний Смит необременительно учится на киноведа (и смотрит «Андалузского пса»), дружит с невозмутимой лесбиянкой Стеллой и вожделеет своего соседа по общаге Тора, тупого блондина с мускулами и серферской доской. Съев на вечеринке галлюциногенного печенья, Смит спит с девушкой по имени Лондон. Стелла тем временем заводит роман с неземной красавицей Лорелеей, обладающей способностью дарить паранормальные оргазмы. На протяжении этих волнующих событий Смиту снится повторяющийся сон о конце света.

Когда в 90-х Грегг Араки выпустил адово мрачную подростковую «апокалиптическую» трилогию, казалось, что на этом он закончил с угрюмыми пророчествами для мира и переключился на личные истории тинейджеров. Но спустя годы режиссер все-таки устроил планете большой «ба-бах!». И как весело у него это получилось! Опустошенная потерянная молодежь с выпендрежными именами вдруг стала радоваться жизни: бисексуальность, необязательная учеба, море и пляжи, огромные пластиковые серьги. Разумеется, Большой Брат из правительства и СМИ держит руку на Большой Красной Кнопке (она показана в фильме буквально), но Избранный еще может это остановить. Ну, а если не остановит — отлично оттянулись, и сны у нас были интересные.

7 часов на соблазнение (2020)

Новинка кино расскажет о Джулио Манфреди – успешном журналисте серьёзного издания и без пяти минут муже красавицы Джорджии. Вечером накануне свадьбы мужчина уличает невесту в измене с собственным боссом и одновременно уходит и от изменницы, и с работы. Устроившемуся в мужской онлайн-журнал Джулио достаётся раздел об отношениях. Потерпев фиаско в собственных амурных делах, журналист обращается за помощью к профессиональному коучу Валерии. Та гарантирует, что за семь часов тренинга научит каждого мужчину искусству соблазнения любой женщины.

Оригинальное название7 ore per farti innamorareЖанрКомедияАктерыДжампаоло Морелли, Серена Росси, Диана Дель Буфало…СтранаИталияРейтингКинопоиск – 6.3, IMDb – 5.8Возрастные ограничения16+

«Пробуждение жизни» (2001)

Waking Life

Безымянный студент встречается с разными людьми, рассуждающими о разных вещах: творчестве и науке, эволюции и социуме, реинкарнации и философии. Один красный мужик в клетке рассуждает о том, как отрежет кому-то веки, но это так, интермедия. Безымянный парень все это время осознает, что существует во сне, не понимая, как из него выбраться, чтобы полететь, как было в детстве.

Анимационный фильм Ричарда Линклейтера — культурологическая лекция из разряда «понемногу обо всем». Одновременно это попытка перенести на экран осознанное сновидение, воссоздав то измененное состояние сознания, при котором можно управлять течением сна. Изменение сознания, в общем, удалось: сюжет основан на рассказах людей, употреблявших ЛСД, а визуальный ряд демонстрируется с частотой в два раза меньше обычного. Картинка расплывается, растекается, дублируется, предоставляя все шансы отправиться в настоящий трип. Беспрерывные монологи усиливают эффект погружения: творчество рождается из несовершенства, экзистенциализм — философия действия, плохо, что продаешь наяву свою жизнь так дешево, но сны-то приходят бесплатно, а вот еще Кьеркегор говорил, парень входит в бар и видит карлика. Название фильма взято из стихотворения По, но, когда происходит финальный отрыв от земли, на ум приходит Гете:

«Мир духов рядом, дверь не на запоре,

Но сам ты слеп, и все в тебе мертво.

Умойся в утренней заре, как в море,

Очнись, вот этот мир, войди в него».

«Открой глаза» (1997)

Abre los ojos

Сесар просыпается в девять утра под настойчивый призыв женского голоса: «Открой глаза». Собравшись, выезжает в город и понимает, что оказался в нем один. Растерянный и испуганный, он бежит по пустой дороге и… Просыпается в девять утра. Дальнейший рассказ о событиях нельзя считать надежным: встретил девушку, поссорился с другом, разбился в аварии, стал уродливым, кого-то убил… Сесар сам не знает, когда его глаза открыты, ощущает только, что все ненастоящее.

Алехандро Аменабар — режиссер, который завоевал Голливуд, насколько это доступно европейцу. То есть из его фильма сделали ремейк с Томом Крузом. Пенелопа Крус продублировала в «Ванильном небе» свою роль из оригинала и начала карьеру в Америке. Испанская версия фильма меньше про сбои в реальности и больше — про экзистенциальный кризис. При этом фантастический эффект сильнее, поскольку для него на самом деле не нужны спецэффекты и Тильда Суинтон, а нужно поставить знак равенства между бытом и бредом. Американцы стыдливо убрали упоминания Бога, который не совсем вычтен из уравнения у Аменабара, тем самым потеряв мотив судьбы. В конечном итоге испанская конструкция сложнее, да и что там говорить — играют лучше. Особенно касается Пенелопы Крус, которая, как стала американской звездой, из всего актерского арсенала оставила один национальный колорит.

Солдаты неудачи

Жанр: боевик, комедия, приключения
Зрительский рейтинг: ️ 7.0 (IMDb), 6.8 (Кинопоиск)
Страна: Великобритания, США, Германия
В ролях: Бен Стиллер, Роберт Дауни мл., Джек Блэк, Том Круз, Мэтью Макконахи
Режиссёр: Бен Стиллер

О чем: о проблемах современных актеров

Камера. Мотор. Начали! В реальных джунглях проходят съемки суперблокбастера с участием больших звезд.

Среди них и крутой герой боевиков, и мастер туалетного юмора, и чернокожий рэпер Альпа Чино и обладатель всех кинопремий, специально для фильма перекрасивший кожу в черный цвет.

Когда у продюсеров закончились деньги и съемки были остановлены — актерам про это не сказали. Поэтому они с холостыми патронами с легкостью вступают в неравный бой с настоящими вооруженными до зубов бандитами-головорезами…

Смотреть онлайн

P.S. Рейтинг составлен не на основе оценки, а просто вспоминались хорошие фильмы, которые я готов посоветовать друзьям.


iPhones.ru

Как раз сейчас их можно посмотреть бесплатно.

Артём Баусов

Главный по новостям, кликбейту и опечаткам. Люблю электротехнику и занимаюсь огненной магией.

Telegram: @TemaBausov

Начало

США, Великобритания, 2010Фантастика, боевик, триллер, драма, детективРежиссер: Кристофер НоланВ ролях: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллен Пейдж, Том Харди, Киллиан Мерфи и другие

Культовый фильм культового режиссера, которого осознанные сновидения тревожили чуть ли не с подросткового возраста. Фильм по праву считается самым сильным в огромном списке кинокартин о снах и сновидениях и уже давно стал классикой этой темы.


Кадр из фильма «Начало», 2010

По сюжету, главный герой Дом Кобб (Леонардо ДиКаприо) – вор, но ворует он не деньги и ценности, а секреты, и не из папок или файлов, а прямиком из подсознания людей, когда те сладко спят. Естественно, уникальные способности Кобба очень востребованы в мире промышленного шпионажа. Однако вор есть вор, пусть и лучший в своем деле: его жизнь полна лишений, он вынужден скрываться и годами не видеть детей. Но однажды он получает необычное задание — не украсть секрет из подсознания, а, наоборот, внедрить в подсознание клиента определенную, выгодную для заказчика, идею. Такого еще никто не делал, но платой за выполненную миссию назначается не только крупная сумма денег, но и – само главное – легальная, открытая жизнь. Получится ли у Кобба и набранной им команды таких же профессиональных путешественников по сновидениям совершить это идеальное преступление?


Кадр из фильма «Начало», 2010

Интересно, что на роль Кобба Нолан рассматривал только Леонардо ДиКаприо, и актер не раздумывая дал согласие на участие в этом эпохальном и необычном проекте, который в жанре научно-фантастического триллера исследует архитектуру человеческого разума. Картина снималась в шести странах мира – от Токио и Лос-Анджелеса до Парижа, канадского Калгари и Маракеша. В фильме очень мало компьютерной графики, поэтому сны смотрятся очень реалистично. Но самое главное в нем – это скорость событий и осознаний, и их количество в одну секунду времени, которые погружают в такое оцепенение, что потом еще несколько дней не можешь из него выйти. «Начало» не просто запоминается навсегда, а западает в душу настолько, что требует постоянного пересмотра. И еще один несомненный плюс картины – она придется по вкусу всем – и тем, кто ищут захватывающих приключений, острых ощущений, и тех, кто любит погружаться в многочисленные смысловые слои фильма.

Инк

США, 2009Фантастика, фэнтези, боевик, драмаРежиссер: Джеймин ВинансВ ролях: Крис Келли, Куинн Ханчар, Джессика Даффи, Дженифер Баттер и другие

Авторский малобюджетный фильм независимого режиссера Джеймина Винанса, который завоевал популярность и занял высокие места в рейтингах благодаря утечке пиратской версии картины в сеть. И не напрасно, ведь фильм очень оригинален и действительно достоин широкого проката, несмотря на бедность постановки. Это довольно сложное кино с несколькими сюжетными линиями — это и история девочки, которая попала в мир снов; и история противостояния двух сил, которые борются за души людей в мире грез; и история отца, который не хочет помочь своей дочери вырваться из лап монстра ради крупной сделки, которую ждал всю свою карьеру.


Кадр из фильма «Инк», 2009

…Как только наступает ночь, на улице города появляются повелители ночи, которые пробираются в дома к спящим людям и навевают им приятные сны. Но тут же появляются и другие, чьи лица скрыты за двойным экраном – эти, наоборот, превращают сны спящих людей в кошмары. Их так и называют – «повелители кошмаров». Но есть и третьи – дрифтеры, — которые не могут определиться, к какому лагерю им примкнуть. Именно такой монстр похищает душу девочки Эммы во сне. Одновременно мы наблюдаем и борьбу отца Эммы за сделку всей его жизни, ради которой он отказался от семьи. И в течение двух часов мы наблюдаем два мира, столько непохожих и столь близких друг другу – реальный мир и мир грез, где происходит так много общего – любовь, предательство, самопожертвование, смерть, возрождение…


Кадр из фильма «Инк», 2009

Несомненно, если бы этот глубокий фильм был бы снят с более адекватным бюджетом, он занимал бы первые строчки рейтингов. Немного портят фильм батальные сцены, которые выглядят бедно и наивно. Но главное все же постановщикам удалось донести до зрителя то, что они хотели – это поэтический и философский фильм-откровение, который берет за душу, заставляет думать и выбирать, что для тебя важнее в этой жизни. Фильм хорош не только своим содержанием, но и самой манерой постановки – богатой цветовой гаммой, интересными диалогами и монологами, напряженным сюжетом.

«Сны» (1993)

В 1893 году графине Прозоровой начинают сниться диковинные сны. В них она — лимитчица, которая работает в столовой № 9, отбиваясь от приставаний бухгалтера, а ее муж торгует порно на Арбате. Обеспокоенный граф отправляет супругу к гипнотизеру. Вместе они пытаются разобраться, что за странная действительность снится графине и откуда вместо Российской империи взялось это непонятное образование — СНГ?

В фильмографии Карена Шахназарова «Сны» идут следующими по счету после «Цареубийцы». В картине 1991 года современный психиатр все сильнее сливался с царем Николаем II, а старожил из психбольницы переживал жизнь Якова Юровского, руководившего расстрелом царской семьи. Два года спустя, в разгар нищеты 90-х, румяный образ России, которую мы потеряли, показался Шахназарову еще привлекательнее. Режиссер принялся за расследование: как страна дошла от хруста французской булки до «конкурса грудастых и сиськастых», американских проповедников на ТВ и колбасы, которую делают из чего угодно, кроме колбасы. В «Снах» вновь появляется Николай II, которого граф Прозоров (гоголевская говорящая фамилия) предупреждает, чем все кончится, если не принять меры. Это не самая сильная работа Шахназарова, а спасительное прошлое — тот еще оазис благоденствия, Николаю II сразу после коронации пророчили: «Кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит, встав на эшафот». Но все-таки столовая № 9 — до сих пор лучшая адаптация к XX веку палаты № 6.

Отмена

США, 2019Сериал (1 сезон)Мультфильм, фэнтези, драмаРежиссер: Хиско ХюлсингВ ролях: Роза Салазар, Анжелика Кебрал, Констанс Мари, Сиддхартх Дхананджай и другие

Очень динамичный, интригующий, философский мультсериал для взрослых о времени, жизни, смерти, любви, предательстве, реальном и нереальном, о том, можно ли отменить прошлое, которое тяготит. По сюжету, главная героиня, молодая женщина Альма, после аварии впадает в кому, во время которой получает у нее открываются феноменальные способности – она начинает видеть своего умершего отца и может управлять временем и событиями жизни. Используя эти способности, Альма пытается разгадать, кто убил ее отца. Но при чем здесь сны, спросите вы. А при том, что сон в этом фильме играет особую, философскую роль, так как главная героиня постоянно задается вопросом: а может быть, вся наша жизнь – это и есть всего лишь сон?


Кадр из фильма «Отмена», 2019

Сериал короткий – всего 8 серий по 20 минут, снят он в технике ротоскопирования, когда сначала картина снимается на пленку, а потом изображение перекладывается на фотопленку. Такая техника использовалась еще в советской мультипликации, например, в мультфильмах «Аленький цветочек» или «Золотая антилопа». А в западной кинематографии его активно использовала кинокомпания Дисней и, например, Ричард Линклейтер в таких фильмах, как «пробуждение жизни» и «Помутнение». Этот красивый технологический прием делает фильм очень живым и реалистичным, с четкой прорисовкой каждой детали, и при этом очень ярким, как будто попадаешь в сон. Сплав жанров – фантастика, детектив, семейная драма, любовная история – делают сюжет невероятно увлекательным, а многозначительный финал заставляет обдумывать вариативность жизни и ее сценариев еще долгое время.

«Ночные красавицы» (1952)

Les belles de nuit

Романтичный, как цветок жасмина, музыкант перебивается кое-как, подрабатывая учителем пения в школе. Ученики его не слушают, женщины не замечают, более успешные приятели задирают носы. От неудовлетворенности жизнью его лечат компенсирующие сны, где он — отважный капитан, лихой мушкетер и популярный композитор, а девушки выпрыгивают из корсетов в его объятия.

Деятельность французского киноклассика Рене Клера охватывает такое количество культурных вех, будто он жил не линейно, как простые смертные, а путешествовал во времени и везде оставлял след. Он был лично знаком с Марселем Прустом, а свой первый журналистский репортаж написал на смерть Эдмона Ростана. Снимался в немых лентах Якова Протазанова, когда тот работал во Франции, и придумал жанр музыкального фильма. Клер не принял «новую волну», она казалась ему претенциозной заумью, где все ходят с мрачными лицами, потому что разучились по-хорошему валять дурака. Сам он дурачится от души через своего лидирующего актера Жерара Филипа — блистательного Фанфана-тюльпана, источающего обаяние на грани перегруза. Чтобы обрядить такого человека в костюм неудачника, надо обладать своеобразным, даже извращенным чувством юмора, которое зачастую вскрывается в работах Клера под водевильными масками. Если уж Филипу ничего не светит, то что делать остальным? Только сбегать в сны.

«Любовное сражение во сне» (2000)

Combat d’amour en songe

Молодой богослов изучает Декарта, разговаривает с зеркалами, исповедует монахиню, повествующую о своих греховных снах, и встречает в призрачном саду куртизанку, которая может трижды обвести пальцем вокруг пупка, по направлению вращения Солнца вокруг Земли, и человек испытает оргазм. Но это — не сюжет фильма. Чилийский маэстро фантасмагорий Рауль Руис не верил в сюжеты.

Название фильма отсылает к одной из самых загадочных книг в истории. Ее сокращенное название «Гипнэротомахия Полифила». Полное название еще лучше: «Любовное борение во сне Полифила, в котором показывается, что все дела человеческие есть не что иное как сон, а также упоминаются многие другие, весьма достойные знания предметы». Книга относится к редчайшему жанру герметической прозы. Ее первым образцом стала «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста, все книги, что были после, пытались лишь воссоздать легенду. Но не «Гипнэротомахия» — это нечто совершенно иное и отличное от всего, что существует в мистике и искусстве. Авторство романа приписывалось разным гениям эпохи Возрождения, но сошлись на том, что автор — один венецианский монах. Книга написана сразу на трех древних языках, переполнена аллегориями, иероглифами и чертежами моделей рая. Сюжет развивается в нескольких измерениях. Этот ребус для ума даже перевести затруднительно. Руис перевел на язык кинопоэзии. Причастившихся ожидает мощный сомнамбулический опыт.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий