20 фильмов-головоломок про людей в замкнутом пространстве

«Липучка», 2011

Трипп приходит к закрытию банка, чтобы разменять 100 долларов. В этот момент в вестибюле последовательно появляются две банды грабителей. Во время их перестрелки погибает один из посетителей. Кто его убил — непонятно. Банды расходятся по своим делам: первая из них, оснащенная и подготовленная, пришла грабить сейф, вторая — реднеки в рваных рубашках — нацелены на банкоматы. До открытия банка целая ночь, каждая из групп устремляется к своей цели, заложники остаются ждать. Кажется, что все собрались не случайно, а Трипп начинает собственное расследование.

Малобюджетная «Липучка» прошла почти незамеченной, но это редкий пример жанрового гибрида, в котором без ущерба для истории обыгрываются штампы фильмов об ограблениях и убийце в запертом доме. Снял картину режиссер «Короля Льва» Роб Минкофф по сценарию драматургов первого «Мальчишника в Вегасе» Джона Лукаса и Скотта Мура. Коллаборация неожиданная. Выйди «Липучка» сейчас, за счет своей иронической интонации заслужила бы куда больше внимания, пусть и осталась бы такой же непритязательной комедией, где Патрик Демпси, наставляя преступников, между делом старается произвести впечатление на понравившуюся кассиршу. Обаяния «Липучке» не занимать. Грабящие сейф горожане жалуются друг другу на дороговизну дантиста, параллельно умилительные реднеки силятся раскроить банкомат добрым запасом динамита.

«8 женщин», 2001

Сюзон возвращается на рождественские праздники в отчий дом. Практически вся семья оказывается в сборе. Решив разбудить заснувшего главу семейства, одна из его дочерей обнаруживает, что отец убит ударом ножа в спину. Телефонный провод перерезан, вскоре появившаяся сестра покойного утверждает, что о происшествии ей сообщили заранее. За время суматохи намело много снега, ворота заблокированы и женщины на грани нервного срыва остаются заперты в доме. Поочередно выясняется, что каждая из них что-то утаивает.

При всей условности фильм оказывается изящной вариацией темы коллективной вины. Кульминационный обмен секретами привычно для Франсуа Озона обрастает перверсивными мотивами. Режиссер переработал одноименную пьесу Робера Тома, переставив акценты. Режиссер в большей степени опирается на мелодраматизм, детективная линия остается второстепенной. Так исчезли небольшие эпизоды, направляющие расследование в новое русло, что свойственно жанру. На первом плане оказываются портреты героинь в интерьере: каждую на вступительных титрах Озон ассоциирует с определенным цветком, затем в самом фильме дает по музыкальному номеру. Женщины исполняют номера как специально написанные для картины, так и хиты минувших лет. В подобной водевильной традиции, как и в насыщенной цветовой гамме, постановщик опирается на наследие Жака Деми и его «Шербурские зонтики».

«Улика», 1985

В мрачного вида загородный особняк съезжаются гости. Дворецкий Уодсфорт встречает гостей лукавой ухмылкой и просьбой не называть свое настоящее имя при всех. Он и пригласил собравшихся, поскольку их, как и его самого, шантажирует хозяин дома мистер Боди. После ужина Боди раздает каждому оружие и предлагает убрать Уодсфорта как лишнего свидетеля. Свет гаснет, шантажист мертв, свою вину никто не признает.

Экранизация настольной игры Cluedo выворачивает привычную фабулу наизнанку так, что «Улику» Джонатана Линна стоило бы показывать на сдвоенном сеансе вслед за «Десятью негритятами» для того, чтобы сбить пафос экранизации Агаты Кристи. Гостей в доме после убийства Боди прибавляется, каждый оказывается здесь неспроста и злополучно погибает. Собравшиеся ведут себя катастрофически безалаберно, разделяются на пары при маячащем неподалеку убийце, то и дело впадают в истерику. В сюжете также найдутся следы ФБР под руководством Эдварда Гувера, коммунистической угрозы и политических интриг. Наличие сразу трех концовок, каждая из которых не противоречит другой и логично встраивается в повествование, сделало картину культовой. Изначально это был маркетинговый ход: во время проката в каких-то кинотеатрах был один финал, в каких-то — другой.

Добрые фильмы про бункеры

Но не только триллеры и ужастики про бункеры снимают. Есть и светлые добрые семейные фильмы и комедии.

1. «Взрыв из прошлого». В картине рассказывается о том, как во времена холодной войны семья американцев, опасаясь взрыва ядерной бомбы, закрылась в бункере на долгие годы. Там у них родился сын, которому суждено было выбраться наружу, в этот мир, полный «опасностей».

2. Другой подобный фильм, однако уже с более явными элементами драмы — это «Медвежонок Бригсби». Фильм вышел на экраны в 2017 году и выбран в качестве кино для специального показа на Каннском фестивале. Это немного грустная история о мальчике, который был украден и прожил в изоляции долгое время, а потом неожиданно для себя попал в большой мир, будучи уже взрослым.

Итак, фильмов про убежища и изоляцию (вынужденную или сознательную) в них в кинематографе довольно много. Интересно, что в подборке фильмов по этой теме можно найти не только мрачные запутанные триллеры, но и захватывающие истории про пришельцев, а также добрые комедии с легким налетом грусти. Есть из чего выбрать, чтобы посмотреть на досуге!

Хижина в лесу (США, 2011)

Фильм начинается как классический американский ужастик: пятеро друзей едут отдохнуть на weekend куда? Правильно! В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, то есть в заброшенную хижину, находящуюся в лесу. Они балагурят и веселятся ровно до того момента, пока из близлежащего озера не восстают кровожадные зомби и не начинают всех убивать. Казалось бы – все как всегда, но нет! В фильме намешаны древние боги, ритуальные жертвоприношения, десятиметровые змеи и психотропные вещества на строго отведенной для этого территории, ограниченной энергетической сеткой. Эх. А так все хорошо начиналось!..

«Мари-Октябрь», 1959

Бывшие члены группы Сопротивления собираются вместе в доме, где 15 лет назад погиб их командир. Вспомнив прошлое, обменявшись репликами про день сегодняшний и поужинав, они узнают, почему на самом деле оказались вместе. В тот роковой день кто-то из них вел двойную игру и был доносчиком гестапо. Единогласно они договариваются о том, что виновный должен совершить самоубийство. Под подозрением оказываются все.

Переработав вместе с автором одноименный роман, Жюльен Дювивье настоял на единстве места и времени. Чтобы вычислить убийцу, героям приходится погрузиться в прошлое и скрупулезно воссоздать события того дня, примеряя мотив «сдать своих» на каждого из присутствующих. «Мари-Октябрь» отражает социальное положение Франции послевоенных лет, под одной крышей собираются представители практически всех слоев общества. Эта перспектива помогает определить, насколько сильный след в каждом из участников оставила война. Дювивье точен как в характерах, так и в способности создать напряжение из пикировок и жонглирования обвинениями. Собравшихся мучает не только ощущение несправедливости. Это не столько расследование, сколько желание избыть таким образом чувство, к которому они возвращались годами.

Триллеры, в которых есть бункеры

Прежде всего начнем с детективных триллеров. Ведь обстановка бункера так располагает к загадкам и тайнам:

1. «Кловерфильд, 10» — довольно добротное кино с непредсказуемым развитием сюжета. Вышел на российские экраны в 2016 году.

Девушка после аварии на дороге оказывается в подземном бункере вместе с хозяином этого бункера (странным типом, который себе на уме) и его помощником, который помогал строить убежище. Хозяин утверждает, что на мир напали пришельцы и что пути наверх нет. Однако стоит ли верить ему, или это просто маньяк?..

2. Другой триллер производства Испании вышел в российский прокат в 2011 году под незатейливым названием «Бункер» (в оригинале называется «La cara oculta»: «Скрытое лицо»). Кадр из к/ф «Бункер», 2011 г. Фото: kinopoisk.ru

В данной ленте с довольно неожиданными поворотами сюжета повествуется о том, как по воле случая девушка оказывается заложником бункера времен войны. В это же самое время вся полиция Барселоны ищет пропавшую, причем все подозрения, разумеется, направлены на ее бойфренда, который к тому времени уже легкомысленно завел себе новую пассию.

3. «Дитя робота» — прекрасный австралийский фильм про постапокалиптическое будущее. Маленькая девочка рождена в бункере и воспитана роботом, который (которая) заменяет ей маму (кстати, в оригинале название ленты гораздо более емкое и лучше передает суть фильма: «Я — мама»). Однако вырастая, девочка начинает задаваться вопросами, кто она и откуда взялась, и есть ли где-то другие настоящие люди.

Кадр из к/ф «Дитя робота», 2018 г. Фото: kinopoisk.ru

4. Один из довольно посредственных фантастических фильмов про бункеры, который, тем не менее, может понравиться любителям «Сталкера» и постапокалиптических боевиков, это немецкая лента 2017 года «Вторжение пришельцев: S.U.M.1». В разрушенном мире люди живут в бункерах, и один из солдат отправляется на поиски убежища для выживших.

5. «Разделитель», 2011 года. Фильм в довольно мрачных красках рассказывает о том, как выжившие во время ядерного взрыва теперь пытаются выжить еще и в случайно обнаруженном ими бункере. Это удается нелегко, ведь люди, объединенные волею судьбы под одной спасшей их крышей и стенами, абсолютно разные. Сначала им приходится вытерпеть друг друга.

Пила: игра на выживание (США, Австралия, 2004)

Это первый из серии фильмов про безумного маньяка, диктующего жертвам, как умирать из портативного динамика. Сюжет прост: двое мужчин просыпаются в странного вида подвальном помещении прикованные к стенам наручниками. Чтобы выбраться, надо убить другого, а пока каждый думает, как бы это получше провернуть, вместе они понемногу раскручивают цепочку событий, которая довела их до жизни такой. Примечательно, что фильм сняли меньше, чем за три недели, а с актерами перед съемками даже не репетировали, решили, что так они лучше войдут в роль и будут изображать ужас и страдание. Что ж, при бюджете в чуть больше $1 млн, кино собрало более $100 млн. Шалость удалась!

«Госфорд-парк», 2001

Сразу несколько представителей высшего сословия со своими слугами проводят уик-энд в поместье сэра Уильяма Макордла. Уже с первого вечера копятся недомолвки и зреют интриги: кто-то приехал попросить у хозяина дома денег, кто-то от лени совращает прислугу. Второй совместный ужин полон взаимных оскорблений. Накаленная обстановка только раздражает лорда Макордла, он отправляется в библиотеку, в которой найдут его тело с ножом в спине.

«Госфорд-парк» выстроен в привычной для Роберта Олтмена манере, когда любые жанровые конструкции отходят на второй план перед драмой человеческих отношений. Фактуры лучше британской аристократии для препарирования человеческих душ в поиске секретов, тайн и пороков не найти. А талант разводить с десяток персонажей в кадре так, чтобы все работало как часы, у режиссера врожденный. Фигура преступника оказывается важна в меньшей степени по сравнению с открывшейся правдой, послужившей мотивом убийства. Один из последних фильмов легенды американского кино обернулся для него значительным успехом. Несмотря на угнетающую атмосферу и мотивы повсеместного нравственного разложения, лента стала коммерчески успешной. Драматург Джулиан Феллоуз, получивший за сценарий картины «Оскара», продолжил исследовать драмы высшего общества в сериале «Аббатство Даунтон».

«Идентификация», 2003

На пороге мотеля появляется мужчина, несущий на руках окровавленную супругу. Дорога размыта, машины вязнут в грязи, деваться некуда, все вовлеченные в эту историю собираются в придорожной гостинице. Погода застает врасплох и офицера полиции, перевозящего преступника. Дождь усиливается, заключенный бежал, собравшихся по одному находят мертвыми. Все оказывается сложнее, чем казалось вначале, — герои находят пересечения в своих судьбах.

Выход «Идентификации» только укрепил статус Джеймса Мэнголда как крепкого ремесленника, способного освоить любой жанр. Достоинство и одновременно главный недостаток картины — это ее зацикленность на нескольких финальных твистах. Сценарист Майкл Куни выстраивает концепцию ленты вокруг диссоциативного расстройства личности, которое повергает вопрос вины преступника в психоаналитическую плоскость. То, что герои не те, за кого себя выдают, дублируется и в отношении фильма: нелогичности и совпадения объясняются дереализацией, придающей условности происходящему. Пространство, в котором люди последовательно умирают от столкновения с неизвестным убийцей, а путей отступления по чьей-то высшей воле не остается, можно сравнить с пьесами Сартра, например «За закрытыми дверями», недаром один из трудов автора упоминается в кадре. Художественно Мэнголд остается верен себе и оглядывается на старый Голливуд, придерживаясь традиции нуара.

Смертельный лабиринт (House of 9) 2004

Жанр: ужасы, триллер, детектив, драма

Рейтинг: КиноПоиск – 6,1, IMDb – 5,5

В мировой кинопрокат фильм Стивена Р. Монро вышел под названием «Дом девяти».

Таинственный садист похищает совершенно несвязанных друг с другом людей: танцовщицу, священника, композитора с супругой, теннисистку, наркоторговца, дизайнера, рэпера и полицейского. Далее начинается страшная игра, которую можно было бы назвать «В живых должен остаться только один». Главный приз – 5 миллионов долларов. Следящий за ними маньяк желает узнать о том, как много времени должно пройти, чтобы человек превратился в настоящего зверя под гнетом условий?

«Ужин с убийством», 1976

Пятеро детективов, каждый со своими помощниками, съезжаются на ужин по приглашению Лайонела Твейна. Хозяин сообщает, что собрал лучших в своем деле не просто так: в полночь произойдет убийство и раскрывший преступление получит миллион долларов. Сначала погибает слепой дворецкий, затем сам Твейн, а глухонемая прислуга и вовсе оказывается механизированной куклой.

Роберт Мур в «Ужине с убийством» откровенно издевается как над жанром, так и над сложившимися канонами. Величайшие дедуктивные умы человечества предстают пародиями на самих себя. Каждому дано имя, в котором легко угадывается его прообраз. Сэм Спейд сыплет остротами по поводу и без. Пуаро не упускает возможности перекусить и больше всего опасается за сохранность еды. Сыщики спорят, стараясь обставить друг друга и предлагая теории одна абсурднее другой. Кстати, Питер Фальк на момент съемок уже давно играл Коломбо — такую же маску, как и все, кто высмеивается в фильме. «Ужин» примечателен не только средоточием отчаянно кривляющихся талантливых актеров — от Питера Селлерса до Мегги Смит, но и тем, что автор «Завтрака у Тиффани» Трумен Капоте играет Твейна, единственный раз в карьере появляясь в кадре. За эту роль драматург даже номинировался на «Золотой глобус» за лучший дебют.

«Объезд» (Detour), 2013

Джексон (Нил Хопкинс) — молодой и уверенный в себе рекламщик — едет на презентацию, которая способна навсегда изменить его жизнь. Но он попадает под оползень, который сносит его машину с дороги и превращает средство передвижения в ловушку, погребенную под метрами грязи и глины.

Джексон теряет связь с окружающим миром и с ужасом понимает, что воздух в автомобиле заканчивается, а на его поиски вряд ли кто-то отправится в ближайшее время.

2. «Комната смерти» (The Killing Room), 2008

Четыре человека подписались на психологическое исследование только для того, чтобы обнаружить, что теперь они стали объектами жестокого правительственного эксперимента. Каждому из них дается анкета для заполнения. Тем временем в комнату входит исследователь, рассказывая о вознаграждении за участие в проекте. В конце своей речи он стреляет женщине в голову из пистолета и сразу же покидает комнату. В течение следующих нескольких часов оставшиеся трое мужчин будут подвергнуты физической и психологической жестокости.

3. «Исчезновение Элис Крид» (The Disappearance of Alice Creed), 2009

Двое неизвестных похищают девушку — Элис Крид (Джемма Артертон) — и держат её связанной и запертой в комнате, надеясь получить крупный выкуп от ее состоятельного отца. По ходу фильма становится понятно, что один из грабителей ведет двойную игру, сохраняя доверительные отношения и со своим напарником, и с жертвой, рассчитывая кинуть обоих.

4. «Экзамен» (Exam), 2009

Восемь человек, преодолевших массу препятствий на пути к работе мечты, должны пройти экзамен, который проводится в закрытом помещении под прицелом камер и вооруженного охранника. В течение этого времени в комнате с кандидатами не действуют никакие законы и правила, кроме тех, которые устанавливает компания.

Всё, что нужно для успешного прохождения экзамена, — это за 80 минут ответить на один-единственный вопрос. Правда, на какой вопрос нужно ответить — кандидаты должны понять сами, ведь «экзаменатор» оставил перед ними пустые листы.

5. «Дьявол» (Devil), 2010

Это американский мистический детективный триллер, снятый по сюжету М. Найта Шьямалана и сценарию Брайана Нельсона. Если коротко — пятеро незнакомцев застревают в лифте, с которым начинают происходить странные вещи: гаснет и загорается свет, пассажиры обнаруживают на себе раны, по невероятным стечениям обстоятельств без участия других пассажиров люди в лифте начинают гибнуть один за другим.

Выясняется, что застрявших незнакомцев объединяет что-то общее: каждый из них совершал преступления в прошлом. И они были собраны в лифте не просто так — среди них присутствует сам Дьявол.

6. «Парковка» (P2), 2006

Канун Рождества, задержка на работе. Анжела Бриджес (Рэйчел Николс) не думала, что вечер закончится таким образом. Собравшись спокойно уехать на своей машине, она понимает, что заперта на парковке. Сначала девушка предполагает, что всему виной проблемы с электричеством из-за праздника. Но спустя некоторое время понимает, что стала жертвой охранника, который на самом деле оказался жестоким маньяком.

7. «Телефонная будка» (Phone Booth), 2002

Триллер Джоэла Шумахера о человеке, которого угрожает убить снайпер. Рекламный агент Стю (Колин Фаррелл) заходит в телефонную будку позвонить начинающей актрисе, чтобы соврать, что устроил ей пробы, и соблазнить ее. Стю пользуется последним городским таксофоном, чтобы его жена не заметила никаких посторонних звонков, просматривая счета за сотовый.

Когда он вешает трубку, звонит неизвестный, который знает всё про его темные делишки. Он угрожает застрелить Стю, если тот выйдет из телефонной будки, и предлагает позвонить всем, кого он когда-либо обидел, и рассказать им правду.

8. «Круг» (Circle), 2015

Пятьдесят человек просыпаются в затемненной комнате, не помня, как они туда попали. Пока остальные паникуют, мужчина пытается их успокоить, но неизвестное устройство убивает его на полуслове. Становится ясно, что каждые две минуты будут убивать одного человека. Группа понимает, что технология позволяет им использовать жесты рук, чтобы голосовать за того, кто умрет.

В попытке выжить люди делают выбор в пользу «менее важных» членов общества, попутно пытаясь понять, кто и зачем их похитил, а главное, что их ждет потом.

9. «Девять в списке мертвых» (Nine Dead), 2010

Девять человек, на первый взгляд никак не связанных между собой, оказываются заперты в незнакомом помещении. Каждый из пленников скрывает что-то, и их похититель — человек в маске — намекает, что они должны сложить все пазлы и понять, почему их собрали вместе.

Каждому из похищенных дано десять минут на то, чтобы поведать окружающим свою историю.

Резня (Германия, Франция, Испания, Польша, 2011)

Если клаустрофобия тебя не отпускает, а с демонами связываться неохота, то вот тебе прекрасное кино от Романа нашего Полански. Действие фильма происходит в единственной комнате, где оказываются 4 взрослых и на первый взгляд вменяемых человека. Степень их вменяемости выяснится к концу фильма, но он короткий, так что время пролетит незаметно. Лишний раз посмотреть на творческий ансамбль из выдающихся актеров современности – Джоди Фостер, Кристоф Вальц, Кейт Уинслет, Джон Си Райли, – объединенных культовым режиссером в шапито-шоу, это ли не прекрасно?

Текст: Екатерина Кузьмина

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий