Грифы секретности, классификация секретной информации

Грифы секретности

В повседневной деятельности министерств и ведомств Российской Федерации образуется огромное количество документов. Вполне закономерно, что любая управленческая деятельность невозможна без документооборота. Характерной особенностью состояния управления является разнообразие документальных материалов. На основании Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» немалую долю в этом документообороте составляют документы с грифом «Секретно».

Всем документам, содержащим государственную тайну и подлежащим охране в соответствии с существующим законодательством или по распоряжению органов государственного управления, в зависимости от степени их секретности устанавливаются следующие грифы: «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно». Гриф «Особой важности»
означает наивысшую степень секретности и присваивается строго ограниченной группе документов

Раскрытие содержания информации с таким грифом секретности таит в себе чрезвычайную опасность для страны и может нанести значительный ущерб интересам государства. По этой причине документы, имеющие гриф «Особой важности», подлежат особой защите от разглашения

Гриф «Особой важности»
означает наивысшую степень секретности и присваивается строго ограниченной группе документов. Раскрытие содержания информации с таким грифом секретности таит в себе чрезвычайную опасность для страны и может нанести значительный ущерб интересам государства

По этой причине документы, имеющие гриф «Особой важности», подлежат особой защите от разглашения.

Гриф «Совершенно секретно»
распространяется на группу документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну

Важность сохранения в строгой тайне совершенно секретной информации вполне очевидна. Порядок обращения с ней должен быть строго регламентирован

Гриф «Для служебного пользования»
не устанавливает статус секретности, но ограничивает доступ к служебной информации с целью исключить бесконтрольное пользование ими и не допустить утечки сведений, содержащихся в этих документах.

Порядок засекречивания и обращения с грифами
определяется перечнями сведений подлежащих засекречиванию и нормативными актами в области секретного делопроизводства, а также обоснованностью и своевременностью. Утверждение и внесение сведений в перечень в соответствии с законодательством возложено на соответствующих должностных лиц. При составлении данного перечня необходимо учитывать все области производства на основании Закона РФ «О государственной тайне».

Государственную тайну
составляют:

  • сведения в военной области;
  • сведения в области экономики, науки и техники;
  • сведения в области внешней политики и экономики;
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

Весь комплекс мероприятий по засекречиванию носителя сведения содержащего государственную тайну возложен на эксперта. От его квалификации и знаний нормативных актов зависит правильность выполнения мероприятий по обеспечению сохранности тайны.

Гриф секретности документам, а также выпискам из них устанавливается исполнителем и контролируется должностным лицом, подписавшим эти документы. Указанное должностное лицо совместно с исполнителем несет ответственность за правильность присвоения документу грифа секретности. Если в документ включены сведения различной степени секретности, то ему присваивается гриф по высшей степени секретности сведений.

Порядок выезда за границу со 2-ой формой допуска секретности

Фактически со 2-ой формой допуска секретности выезд за границу разрешен. Однако существуют свои нюансы. Так, при подписании подписки о неразглашении, гражданину разъясняют, что для оформления выезда за границу при наличии 2-ой формы допуска к секретности, необходимо, чтобы с даты оформления такой подписки прошло более пяти лет. В определенных случаях, которые являются индивидуальными и решаются Межведомственной комиссией по протекции государственной тайны, срок ограничения может быть продлен.

Государственная тайна
– установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит , относящаяся к следующим сферам:

  • Вооруженные силы государства.
  • Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
  • Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
  • Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере — режим секретности. Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств. С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.

Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней

В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов. Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные — компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями. Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии

С развитием средств связи и появлением информационных сетей вопросы защиты режима секретности приобретают особое значение. В нашей стране создана государственная система, в задачи которой входит обеспечение сохранности сведений ограниченного доступа. В рамках этой системы формируются соответствующие структуры, ориентированные на решение следующих задач:

  • Противодействие технической разведке иностранных государств.
  • Формирование и реализация единой технической политике в сфере защиты государственной тайны.
  • Координация усилий и деятельности всех структур в данной сфере.

Государственной системе защиты информации предоставлено право издавать нормативные акты, а также контрольные функции по проверке полноты выполнения мероприятий. В структуру данной организации входит ФАПСИ, которое обеспечивает правительственную связь, а также обеспечение безопасности систем хранения и обработки информации.

Понятие государственной тайны возникло одновременно с появлением первых устойчивых общественных образований. Защита секретов от разглашения является одной из важнейших функций органов власти в каждой стране. Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика — важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.

Будьте в курсе всех важных событий United
Traders — подписывайтесь на наш

Секретное делопроизводство таит в себе немало рисков, которые связаны с незнанием особенностей работы с секретными документами и нарушением основных принципов определения степени секретности.

Секретное делопроизводство таит в себе немало рисков, которые связаны с незнанием особенностей работы с секретными документами и нарушением основных принципов определения степени секретности.

Нормативное регулирование

Принципы и правила причисления сведений к секретным отражены в ФЗ № 5485-1 от 21.07.1993 года. Законодательство обозначает список данных, представляющих государственную тайну, алгоритм их засекречивания и рассекречивания, методы охраны и так далее. Используемые грифы указывают на степень секретности материалов и величину возможного урона безопасности РФ при распространении сведений. Определение уровня ущерба при огласке государственной тайны производится Правительством страны. Перечень грифов секретности приведен в ст. 8 ФЗ № 5485-1. Информация, подлежащая отметке ими, обозначена в постановлении Правительства № 870 от 04.09.1995 года, ст. 5 ФЗ № 5485-1 . К секретным относятся данные в сфере:

  • внешней политики — об экономической, финансовой и политической деятельности вне РФ, досрочное распространение которых может стать причиной нанесения урона безопасности страны;
  • экономики — о подготовке к войне, резервах, производственных мощностях для создания и ремонта боевой техники, запасах сырья, драгоценностей, использовании инфраструктуры для поддержания безопасности РФ, гражданской обороне;
  • науки и техники — об изобретениях и достижениях, прогрессивных технологиях, проектах, предназначенных для обороны или экономики;
  • военной деятельности — о стратегии, подготовке и осуществлении операций, мобилизации ВС, совершенствовании вооружения, техники, ядерных боеприпасах, местонахождении особо важных пунктов, численности войск;
  • разведки и контрразведки, оперативно-розыскных мероприятий — об их финансовом обеспечении, о противодействии терроризму, госзащите установленных лиц, гражданах, конфиденциально сотрудничающих с указанными органами, об охране отдельных объектов, границ государства, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ, о системе связи правительства и президента, шифрах и кодах, средствах их создания и анализа, иных методах защиты материалов, информационной инфраструктуре России, охране ее от компьютерных атак.

Порядок засекречивания, применения грифов определяется действующими в органах госвласти, учреждениях, организациях, на предприятиях перечнями и регламентирован ст. 11 ФЗ № 5485-1. Органы охраны гостайны обозначены в ст. 20 ФЗ № 5485-1. К ним причисляются межведомственная комиссия, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, специализированные учреждения.

Статья 20. Органы защиты государственной тайны (ФЗ № 5485-1)

Другие принципы

Какие еще принципы и правила секретного делопроизводства можно выделить? Помимо системности, стоит отметить также объективность. В чем здесь смысл? Если давать краткую характеристику, то звучит она следующим образом: при работе с тайной документацией нельзя руководствоваться разного рода субъективными мнениями и предположениями. Должен существовать определенный перечень правил, в соответствии с которым и будут разрабатываться все необходимые меры.

Принцип оптимизации — еще один неотъемлемый элемент секретного делопроизводства. Его основной смысл заключается в том, что наименьшее количество данных в засекреченных документах – это лучшее и оптимальное решение. Излишки информации будут лишь нарушать необходимый уровень безопасности.

Принцип периодического осмотра заключается в постоянном контроле за тайной документацией.

Получение допуска

В РФ существует специальный Закон о государственной тайне и различные ведомственные инструкции, в которых прописан порядок допуска граждан к гос. тайне.

В данных документах определено, что вначале работник должен дать письменное согласие на проведение проверки по его биографии.

Готовить материалы на лиц, которым необходимо получить доступ к секретным сведениям, должна кадровая служба организации.

В случае, если работнику необходимо получить более высокую форму допуска, то полную проверку материалов кадровой службы проводит ФСБ РФ, с подключением – в необходимых случаях — других органов безопасности.

При этом объем проверки зависит от уровня секретности информации, к которой оформляется разрешение на допуск.

После полной проверки руководитель предприятия имеет право самостоятельно принять решение о выдаче соответствующего разрешения или отказе в нем.

В случае положительного решения оформляется договор с работником, а также специальное приложение к договору, где указывается о выдаче соответствующего разрешения.

Юридически подобное приложение означает, что подписавший его гражданин принял на себя некоторые ограничения и обязанности.

Ограничения для работников, допускаемых к секретам, перечислены в ст. 24 Закона о гос. тайне.

Они могут касаться таких прав, как права выезда за границу, права человека на неприкосновенность частной жизни в период проведения проверки, а также возможности увольнения работника, если ему – по каким-либо причинам — будет отказано в работе с гос. тайнами.

Также в допуске к секретным сведениям (гос. тайнам) могут отказать по причинам, перечисленным в ст. 22 вышеуказанного Закона:

  • Если работник уклоняется от проверки или сообщил ложные (неверные) анкетные данные
  • Если суд признал данного гражданина недееспособным, а также, если он имеет неснятую судимость или находится под судом
  • Если он — или его близкие родственники — постоянно проживают за границей
  • Если работник имеет медицинские (врачебные) противопоказания, мешающие его работе с секретными сведениями

В перечисленных случаях руководитель организации должен отказать в разрешении к допуску.

Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне. В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения. Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

  • Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
  • Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
  • Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
  • Тактико-технические данные оружия и техники.
  • Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах. Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов. Список их определяется Постановлением Правительства.

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

Сталинские дела

Несмотря на то что многие документы сталинской эпохи давно рассекречены, некоторые их них до сих пор спрятаны подальше от любопытных взоров в Российском государственном архиве социально-политической истории. В частности, порядка 200 дел из фонда Сталина относятся к категории секретных. Немалый интерес для исследователей представляют дела Ежова и Берии, которые публиковались лишь частями, а полной информации по делам палачей, ставших врагами народа, до сих пор нет.

Сегодня много россиян запрашивают следственные дела незаконно репрессированных граждан, хранящихся в архивах ФСБ и в ГАРФе. Доступ к следственным делам репрессированных разрешен законодательством для родственников, а также для прочих заинтересованных лиц. Правда, последние могут получить искомые документы только по истечении 75-летнего срока со дня вынесения приговора. Зачастую посетители архивов получают неполноценные копии, в частности, с вымаранными фамилиями сотрудников НКВД.

Что такое гриф ДСП

Гриф «для служебного пользования» — это особая пометка на документах, а также папках в которых они могут храниться, проставляемая на всех листах и приложениях, которые относятся к отдельному документу. Наличие данного грифа строго ограничивает круг лиц, которые могут получить доступ к этой документации. В частности, на документы, имеющие определенный гриф секретности, не распространяются нормативы законодательства, касающиеся возможности беспрепятственного доступа к информации.

Рассматривая же непосредственно гриф ДСП, необходимо отметить, что так отмечаются все документы, которые могут содержать в себе сходную со служебной тайной информацию, не обладающую столь высоким уровнем секретности. Более подробно о служебной тайне можно прочитать в отдельной статье. Под служебной тайной подразумевается конфиденциальная информация, которая хранится и используется в различных органах государственной службы.

Гриф ДСП и документы, содержащие служебную тайну, не являются тождественными понятиями. В частности, наличие служебной тайны однозначно запрещает доступ к рассматриваемой документации лицами, не наделенными соответствующими полномочиями законом или регламентом государственного органа. Порядок обращения с документами с грифом ДСП позволяет ознакомлять с ними и передавать их в различные негосударственные структуры для осуществления определенных действий, связанных с предназначением документов.

С точки зрения российского законодательства, непосредственно гриф ДСП и его использование строго регламентированы. За нарушение принципов обращения с подобной документацией может быть предусмотрена административная, уголовная и дисциплинарная ответственность. Конкретный порядок работы с грифом ДСП рассматривается ведомственными документами, касающимися деятельности того или иного органа государственной службы.

Распространение информации

Лицам, допущенным к секретным данным, запрещается разглашать соответствующую информацию. Кроме того, при 1 и 2 формах секретности имеются ограничения, связанные с правилами хранения и передачи засекреченных государственных сведений. Также нередко запрещается использовать открытия, которые представляют собой государственную тайну. Но нужно учитывать, что признаком секретности в 3 форме не может быть запрет на использование вне предприятия какого-либо прибора, который засекречен. На лиц с 1 и 2 формой допуска может накладываться запрет на вывоз чертежей, прототипов изобретений, которые также относятся к государственной тайне. Не допускается использовать засекреченные данные в качестве аргумента или примера в публикациях либо научных работах.

Как найти секретный документ в России

Любой запрос при поиске архивного документа в России имеет смысл начинать с сайта Росархива.

Здесь есть все нормативные документы и полный перечень архивных ведомств на данный момент. Кроме того, Росархив предоставляет возможность электронных письменных и устных запросов, а так же подробных телефонных консультаций.

Правила составления запросов на поиск можно найти на сайте в соответствующем разделе, либо пройти предварительную консультацию.

В том случае, если документ находится в подведомственном Росархиву учреждении, организация даёт подробный ответ о возможности, месте и сроке получения.

Если документ засекречен, о нём расскажут тоже самое без упоминания содержания и пояснят — какие права либо процедура потребуется для подробного изучения материала.

Так же существует специальный поисковый инструмент: Справочно-информационный центр федеральных государственных архивов (сайт).

Здесь можно составить запрос в удобной форме и получить подробную консультацию — где и как искать необходимую информацию.

Глава 6 отнесение сведений к государственным секретам. Засекречивание. Рассекречивание

Статья 19. Отнесение сведений к
государственным секретам

Отнесение сведений к государственным
секретам осуществляется посредством
определения сведений, которые подлежат
защите в соответствии с настоящим
Законом и другими актами законодательства
Республики Беларусь.

Отнесение сведений к государственным
секретам осуществляется государственными
органами и иными организациями,
наделенными полномочием по отнесению
сведений к государственным секретам,
с учетом перечня сведений, подлежащих
отнесению к государственным секретам.

Государственные органы и иные организации,
наделенные полномочием по отнесению
сведений к государственным секретам,
в сфере своей деятельности разрабатывают
и утверждают перечни сведений, подлежащих
засекречиванию.

Сведения, полученные государственными
органами и иными организациями, а также
гражданами при осуществлении деятельности,
не связанной с использованием
государственных секретов, собственниками
которых они являются, могут быть отнесены
к государственным секретам после
передачи их этими государственными
органами и иными организациями, а также
гражданами по договору государственному
органу и иной организации, наделенным
полномочием по отнесению сведений к
государственным секретам. Договор о
передаче таких сведений заключается в
соответствии с Гражданским кодексомРеспублики Беларусь и должен содержать
указание на условия передачи этих
сведений.

До принятия решения об отнесении к
государственным секретам сведений,
указанных в части
четвертойнастоящей статьи,
государственными органами и иными
организациями, а также гражданами
осуществляется их защита.

Статья 20. Определение и изменение степени
секретности

Определение и изменение степени
секретности осуществляются государственными
органами и иными организациями,
наделенными полномочием по отнесению
сведений к государственным секретам,
в сфере своей деятельности.

Статья 21. Засекречивание

Засекречивание осуществляется на
основании перечня сведений, подлежащих
засекречиванию, посредством установления
ограничений на распространение и (или)
предоставление сведений и применения
иных мер защиты в соответствии с настоящим
Законом и другими актами законодательства
Республики Беларусь.

При засекречивании на носителе
государственных секретов и (или)
сопроводительной документации к нему
проставляется гриф секретности.

Статья 22. Срок засекречивания, изменение
срока засекречивания

Для государственных секретов, как
правило, устанавливаются следующие
сроки засекречивания:

для государственной тайны — до тридцати
лет;

для служебной тайны — до десяти лет.

Срок засекречивания исчисляется с даты
засекречивания.

Изменение срока засекречивания
осуществляется на основании решений
государственных органов и иных
организаций, наделенных полномочием
по отнесению сведений к государственным
секретам.

Статья 23. Рассекречивание

Рассекречивание осуществляется
посредством снятия ограничений на
распространение и (или) предоставление
государственных секретов и прекращения
иных мер защиты.

Рассекречивание осуществляется на
основании решений государственных
органов и иных организаций, наделенных
полномочием по отнесению сведений к
государственным секретам.

При рассекречивании на носителях
государственных секретов и (или)
сопроводительной документации к ним
аннулируется гриф секретности.

Архивы ВОВ

Много тайн на сегодняшний день еще скрывает период Великой Отечественной войны. К примеру, до сих пор в открытом доступе нет сводного труда по операциям РККА в годы войны с приложением карт. С момента выхода в 1998 году в свет сборника архивных материалов «1941 год» новые подлинные документы публикуются очень дозировано. Более того, исследователи не имеют права даже ознакомиться с названиями дел в описях секретного хранения.

Историк Игорь Иевлев по этому поводу замечает: «Видимо, исследователи уже приблизились к барьеру, за которым, если его преодолеть, могут открыться совершенно неудобные и, наверное, даже стыдные и позорные страницы реальной истории страны».

Также современные историки не могут ознакомиться и с подлинными документами учета численности призванных и мобилизованных в военное время и по-прежнему вынуждены основываться на данных сохраненных книг призыва – второстепенном источнике. К сожалению, призывные карты новобранцев, учетные карточки военнообязанных запаса и рядового состава РККА почти все уничтожены.

Не так давно на форуме одного из сайтов, посвященных солдатам Великой Отечественной, один из читателей поделился интересной информацией. По его словам, в одной из бесед бывший работник военкомата поведал ему давнюю историю о поголовном уничтожении в 1953 году после смерти Сталина всех учетно-послужных и прочих первичных документов на рядовой состав с довоенных времен вплоть до окончания войны.

Как устроено хранение архивов в России

Все существующие в России архивы делятся на 2 категории: общие и ведомственные. Ведомственные хранят документы тех или иных государственных служб в течении оговоренного срока, потом по специальному приказу передают их в общий фонд.

Все операции с межведомственными и переданными из ведомств документами ведет Архивный фонд Российской Федерации (подробно о его структуре можно узнать здесь), находящийся под управлением Федерального архивного агентства «Росархив».

В свою очередь, «Росархив» является не библиотекой, а федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Президента Российской Федерации.

Архивный фонд только хранит документы, архивное агенство их выпускает, каталогизирует, устанавливает права и порядки обращения, а так же определяет порядок обращения даже в силовых структурах.

При создании особо важного документа, закона, договора — он сразу попадает в каталог Росархива с оформленной копией. Документы Архивного фонда Российской Федерации в законодательно определенном порядке хранятся:

Документы Архивного фонда Российской Федерации в законодательно определенном порядке хранятся:

постоянно в

  • федеральных государственных архивах,
  • государственных архивах субъектов Российской Федерации,
  • муниципальных архивах, федеральных и других государственных и муниципальных библиотеках и музеях,
  • организациях Российской академии наук;

временно в

  • государственных органах,
  • государственных организациях,
  • муниципальных архивах,
  • на депозитарном хранении в ряде федеральных органов исполнительной власти и федеральных организаций.

Последний пункт как раз чаще всего относится к ведомственным засекреченным архивам. Перечень таких организаций можно узнать в постановлении Правительства Российской Федерации № 808 от 27 декабря 2006 г.

Понятие о степени секретности и грифах документов

Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения

В РФ установлены следующие степени секретности:

Особой важности;
Совершенно секретно;
Секретно.

Указанные обозначения используются в качестве грифов секретности на официальных документах. Для доступа к данной информации лицо должно имеет допуск соответствующего уровня, который оформляется после проверки органами национальной безопасности. Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, прямо не отнесенных законом к государственной тайне, строго запрещается.

В иностранных государствах существуют свои собственные системы, направленные на обеспечение сохранности секретов. Так, в Соединенных Штатах Америки не существует специального закона о государственной тайне. Деятельность правительственных органов в этой сфере регулируется Указом Президента № 13526. Степени и грифы секретности в госорганах США аналогичны тем, что установлены в нашей стране:

Top Secret – совершенно секретно, особой важности.
Secret – совершенно секретно.
Confidential – секретно.

Отсутствие единого закона, впрочем, не означает отсутствия уголовной ответственности за разглашение сведений, относящихся к государственной тайне. Для этого приняты ряд законов «О шпионаже» и другие.

Свои особенности имеет система защиты государственных тайн в Великобритании. Уровней секретности здесь больше всего их пять, в дополнении к трем вышеназванным введены такие грифы, как Restricted (ограниченный доступ) и Protect (защищенная информация). Помимо степени секретности имеются ограничения связанные с гражданством лица:

  • «UK eyes only» — только для подданных Великобритании.
  • «Canukus eyes only» — только для британских подданных, а также граждан Канады и США.
  • «Auscannzukus» — для граждан государств участников договора о РЭБ.

В Китайской Народной Республике режим секретности обеспечивается специальной организацией, которая имеет статус национальной администрации

В стране установлено три уровня важности сведений, составляющих гостайну:

  • Совершенно секретно.
  • Высокая секретность.
  • Секретно.

Помимо государственных систем охраны информации существуют и такие что созданы в рамках международных организаций и военных союзов: НАТО, Европейская комиссия и других. Они имеют определенные особенности, связанные с необходимостью организации доступа к секретной информации граждан участников этих альянсов.

Система классификации

Согласно статье 8 закона «О государственной тайне», уровень секретности информации должен соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесён безопасности государства вследствие распространения указанных сведений

В настоящее время существует три уровня секретности и соответствующие им грифы секретности: секретные, совершенно секретные, особой важности.. Отнесение секретных сведений к тому или иному уровню секретности регулируется постановлением Правительства Российской Федерации № 870 от 4 сентября 1995 года «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», которое так классифицирует информацию:

Отнесение секретных сведений к тому или иному уровню секретности регулируется постановлением Правительства Российской Федерации № 870 от 4 сентября 1995 года «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», которое так классифицирует информацию:

  • секретные: к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесённый интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.
  • совершенно секретные: к совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

особой важности: к сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий