Три месяца с iphone 6: так и не погнулся

64-битная архитектура – залог не только производительности, но и прибыльности

Инвестиции в разработку фирменных процессоров на базе 64-битной архитектуры возвращаются Apple сторицей. С выпуском в 2013-м первого такого чипа — A7 для iPhone 5s — компания из Купертино стала и остается безусловным лидером среди других производителей процессоров. Причем как в плане производительности гаджетов, так и в плане энергосбережения. Примеру Apple попытались последовать инженеры Qualcomm, но релиз их собственного 64-битного процессора не только не спас ситуацию, но и заставил производителей смартфонов думать над созданием своих фирменных версий чипов. На это пошли Samsung, LG и Huawei, хотя в основу их процессоров все же легла технология, поставляемая по лицензии ARM.

В итоге практика показывает, что iOS отличается от Android более высоким уровнем производительности, даже при меньших объемах оперативной памяти в iPhone. А ведь чем меньше объем RAM, тем более экономно смартфон растрачивает заряд аккумулятора. Двойная выгода.

Наконец, главный бонус для Apple — iPhone на базе 64-битной архитектуры в производстве обходится дешевле, чем самые крутые флагманы от конкурентов. Экономия позволяет производителю iPhone инвестировать больше в разработку фирменного процессора и совершенствовать его. Другие компании же продолжают пользоваться лицензированной технологией ARM в надежде сэкономить на разработке.

Еще один аргумент в пользу Apple: iPhone 6s (и 6s Plus) — это не просто новейший, самый продвинутый и дорогой ее смартфон. Даже при средней продажной цене в $670 он остается наиболее продаваемым в модельном ряду iPhone. Тогда как у конкурентов дела обстоят с точностью до наоборот. Другие производители могут сколько угодно выпускать флагманы с внушительными характеристиками, но основные прибыли они получают все же от продаж более дешевых моделей своих гаджетов. Для Android-смартфонов средняя продажная цена составляет $250. Выходит, что iPhone 6s ко всему приносит Apple самые большие прибыли и привлекает в ряды пользователей компании тех, кто готов платить высокую цену за мобильный гаджет. К слову, осенью прошлого года Тим Кук отметил, что пользователи, сменившие Android-устройства на iOS-гаджеты, обеспечили Apple 30% от всех продаж iPhone.

С Antutu мошенничество не прокатывает

За результатами тестов Antutu очень внимательно следят гаджетоманы и аналитики. И чтобы заработать себе лишние баллы, некоторые производители намеренно пытаются подделать результаты тестов, стараются обмануть программу-бенчмарк. В таком мошенничестве были замечены Samsung, Asus, HTC и LG. В итоге в 2013 году разработчики из Antutu модернизировали ПО, чтобы его было невозможно обмануть методом специальной оптимизации процессора под конкретные вычислительные операции. Ведь, как сообщили в редакции AnandTech, практически каждый производитель смартфонов, кроме Apple и Motorola, пытался подделать результаты тестов на производительность.


iPhones.ru

По версии Antutu. Одноименный разработчик популярного мобильного бенчмарка включил iPhone 6s и 6s Plus в список смартфонов, которые ежегодно тестируются с помощью фирменного ПО. В итоге, согласно отчету Performance Ranking Report, iPhone 6s стал лучшим смартфоном по всем показателям в 2015 году. Тесты проводились с помощью новейшей версии бенчмарка, Antutu 6.0 . Дебют…

«Зверь в огне»

 Один из самых рейтинговых бэнчмарков – утилита antutu.Изначально антуту позиционировалась как тест — платформа для андроид-систем, однако теперь она успешно справляется и со спецификой iOS.

Данный benchmark тест затрагивает многие аспекты работы: длительность автономной работы, производительность процессора и памяти, качество и скорость работы беспроводных сетей. Учитывается также индекс восприятия модели – эргономику.

Проверке программой подвергаются разные подразделы устройств, и сводная оценка формируется по 5 базовым критериям:— UX – предполагает удобство для пользователя;

— CPU – анализ системы и процессора;

— GPU – проверка графических возможностей устройства;

— RAM – оценка работоспособности памяти;

— I/O – проверка производительности и скорости ввода-вывода;

Принцип работы benchmark прост. Весь алгоритм проверки сводится к трём основным приёмам. Сначала тестированию подвергается система, программа подаёт постоянные потоки данных, и анализирует как «операционка» справляется с их обработкой. Также анализируется многозадачность и память. Это обычно отнимает добрую половину времени всего бенчмарка.Затем приходит черёд проверки графического процессора (сначала 2D–графики, а потоми 3D). При этомна экране смартфона запускаются отрывки «тяжёлых» игр, появляются подвижные разноцветные фигурки в виде надкусанных яблок и летящих комет. В это время утилита оценивает, как графический чип справляется с нагрузками.Обычно у айфонов довольно высокие показатели по данному разделу(GPU), особенно после выхода с iPhone 6, оснащённого улучшенным графическим чипом с новой технологией Metal. Благодаря её использованию на экране айфона могут моделироваться суперподробные сцены, состоящие из 1,3 миллиона треугольников. Всё на радость геймерам.

В конце анализируется возможности ввода-вывода, учитывается скорость передачи данных.

И вот что пользователь видит в итоге.Этот синтетический тест также позволяет сразу же сравнить показатели, полученные в результате сканирования antutu вашего iPhone, с ближайшими конкурентами. Удобно, что выбрав любую модель из ТОП-20, вы сможете пошагово сопоставить возможности обоих устройств. Часто это помогает сделать выбор перед покупкой новой, малоизвестной модели.Помимо чисто тестировочных возможностей, benchmark позволяет посмотреть всю информацию об iPhone: модель и данные о производителе, заявленные технические параметры, вроде количества ядер, ёмкости памяти и остатка свободного пространства, параметры камеры и тому подобные данные. Напоследок, с помощью данного ресурса можно также очистить системный «мусор».

Загрузить приложение можно с безопасного источника – фирменного магазина https://itunes.apple.com/ru/app/. Распространяется эта программа– тест бесплатно.

Автономность

iPhone 6 на iOS 8 (с которой смартфон поставляется по умолчанию) работает стабильно день. При очень высокой нагрузке — это световой день (может сесть по дороге домой вечером), при обычной нагрузке — просто день. То есть, заряжать его надо один раз в сутки. Обычная такая автономность для современного флагмана. Правда, из-за Continuity и Handoff я теперь совсем не отключаю Bluetooth, ну а раз такое дело — привык и музыку слушать исключительно в беспроводной гарнитуре. В итоге, если днём очень много всяких поездок и телефон используется активно (интернет + музыка + геопозиция) — он, бывает, разряжается и к 20 часа (8 вечера). Так что, носить портативный внешний аккумулятор я с собой не перестал, но это, в любом случае, привычка хорошая.

Экран

Вместе с увеличением диагонали экрана компания увеличила и его разрешение. Теперь экран iPhone 6 содержит 750×1334 точек (чуть больше HD), что соответствует плотности пикселей 326 ppi. Для сравнения, экран iPhone 5/5s обладал разрешением 640х1136 точек (чуть меньше HD) и такой же плотностью — 326 ppi.

Сравнение интерфейса iPhone 6 и iPhone 5s

У старшего брата — iPhone 6 Plus, напомним, разрешение выше — 1080×1920 точек (Full-HD) и плотность пикселей 401 ppi. Причём, картинка у iPhone 6 Plus рисуется (рендерится) в большем разрешении — 1242х2208 пикселей, и потом происходит интерполяция (даунскейл) до разрешения Full-HD — это приводит к повышению видимой чёткости изображения за счёт сглаживания оттенков на границах элементов. То есть, можно говорить, что у iPhone 6 Plus визуальная плотность пикселей выше 401 ppi.

Возможность «спустить» интерфейс вниз настолько удобна и проста, что автоматически пытаешься воспользоваться ей на других телефонах

У iPhone 6, однако, ничего такого нет — картинка рисуется в том же разрешении, 750х1134 пикселей. Из-за чего экран iPhone 6 Plus действительно кажется более чётким, но если сильно присматриваться. Тем не менее, при использовании телефона на комфортном для глаз расстоянии качество экранов обоих айфонов 8-го поколения сравнимо.

Производительность

Теперь поговорим о производительности. Уточним, что нас интересует не количество ядер и мегагерц, а реальная производительность, на которую способны новые смартфоны. Мы не будем рассуждать о технологиях изготовления процессоров и проектировки операционных систем (это тема для отдельной статьи), но, поверьте, есть причины, почему двухъядерный процессор A8 с тактовой частотой 1,3 ГГц в iPhone 6 работает не хуже, чем восьмиядерные процессоры на 2,5 ГГц в Android-смартфонах — и дело не только в разрешении экрана. И это доказывается теми же бенчмарками.

 Geekbench 3   AnTuTu Benchmark   3D Mark 
iPhone 6 Plus 1622/2913 51110 17912
iPhone 6 1567/2747 49131 17118
iPhone 5s 1386/2439 39802 14022
iPhone 5 709/1273 31371 5522
 Samsung Galaxy Note Edge  1106/3267 37938 20188

Отмечу, что многие мультиплатформенные игры имеют на iPhone графику лучше, чем на Android. К примеру, известный гоночный сериал Real Racing 3 так и не обзавёлся сглаживанием на Android, а шутер Modern Combat 5 на Full-HD экранах Android-девайсов очевидно отрисовывается в меньшем разрешении (при этом, на iPhone 6 Plus у него честный Full-HD).

Сравнение производительности iPhone 6 и iPhone 5s в AnTuTu Benchmark

Asphalt 8 на экране iPhone 6

Помимо тех, кто ругает новый айфон за «всего лишь двухъядерный процессор» есть и те, кто утверждает, что наращивать производительность вообще не было смысла — и так ничего не тормозило. Действительно, iPhone 5s и до сих пор остаётся весьма шустрым смартфоном, но всё-таки пусть небольшой, но прирост производительности должен быть в каждом новом гаджете — на будущее. Так что, улучшенный процессор — это нормально.

⇡#Тестирование: дисплей

По яркости iPhone 6 уступил своему предшественнику, хотя вообще-то у нашего экземпляра iPhone 5s нетипичный результат. Но Apple не впервой использовать нескольких поставщиков панелей, отсюда и разброс характеристик. И все же экран iPhone 6 чрезвычайно яркий. Пользоваться на ярком солнечном свете можно без проблем. Контрастность такая, какую нам еще не доводилось видеть на IPS-матрице в мобильных устройствах. В этом отношении лучше только AMOLED-дисплеи (как, например, в SGS5) с практически бесконечной контрастностью.

iPhone демонстрирует практически полное покрытие диапазона sRGB. Точка белого традиционно сдвинута в сторону холодных тонов, что проявляется и в отдельных замерах цветовой температуры. Гамма-кривые настроены практически идеальным образом. Контрастности матрицы более чем, достаточно, чтобы не задирать контраст в средних тонах за счет темной части спектра.

a
  b

Тестирование: время автономной работы

В iPhone 6 установлен 1810-мА*ч аккумулятор – это существенно больше, чем у iPhone прошлого поколения (1570 мА*ч). А вот по сравнению с флагманами конкурентов это совсем немного. Заметно ли это на практике, определяет характер нагрузки. Тест с зацикленным воспроизведением видеоролика, который мы обычно используем для гаджетов, мало зависит от энергоэффективности SoC (поскольку поток H.264 системы на чипе декодируют на выделенном блоке), и целиком упирается в яркость экрана и емкость аккумулятора.

При максимальной яркости батареи iPhone 6 недостаточно даже для того, чтобы сохранить результаты iPhone 5 и 5s. Конкуренты в таких условиях работают вдвое дольше, хотя и экраны у них не столь яркие. 

Galaxy S5 и HTC One M8 мы в свое время не протестировали при яркости экрана, сниженной до 200 кд/м2, поэтому придется для сравнения с iPhone 6 довольствоваться результатами того, что есть на руках сейчас: а именно, iPhone 5 и 5s. В таком режиме время непрерывной работы iPhone 6 растягивается до вполне приличных 9 часов. Да и на практике особой нехватки емкости аккумулятора в iPhone 6 не ощущается.

Камера: примеры снимков

Sony Xperia Z1 Compact   LG G3   Apple iPhone 6
     
       

Sony Xperia Z1 Compact   LG G3   Apple iPhone 6
     
       

Sony Xperia Z1 Compact   LG G3   Apple iPhone 6
     
       

Sony Xperia Z1 Compact   LG G3   Apple iPhone 6
     

Sony Xperia Z1 Compact   LG G3   Apple iPhone 6
     

Выводы

Разумеется, новый iPhone 6 угодил не всем. Покупатели, ценившие смартфоны Apple за компактный размер при вполне современной начинке, остались за бортом. Видимо, навсегда. Им придется либо продолжить пользоваться iPhone 5s (5с), либо адаптироваться к новым габаритам. Благо, iPhone 6 овладел даже автор этой статьи, до того скептично смотревший на все, что имеет экран больше 4,2 дюйма. Кстати, экран традиционно роскошный в плане качества изображения. Можно пожелать большей плотности пикселов, но в этом отношении iPhone связан узами обратной совместимости, которые Apple не решилась разорвать.

И тем не менее, самый лучший iPhone – это новый iPhone. Это правило справедливо и для iPhone 6. Но на этот раз произошло далеко не обычное обновление смартфона Apple. Боюсь разочаровать тех, кто ждал, что iPhone 6 удивит мир какими-то ранее невиданными качествами или функциями, как это было с его самыми первыми предками. В последние годы Apple ставили в упрек отставание от флагманских смартфонов на платформе Android в количественных показателях: размер экрана, объем доступного ПЗУ, разнообразие интерфейсов коммуникаций. Именно это изменил двойной запуск iPhone 6 и iPhone 6 Plus. Мы получили почти все, что требовалось: экраны большого и даже огромного размера, вплоть до 128 Гбайт Flash-памяти, поддержку передовых стандартов Wi-Fi и LTE. За другую часть во многом весьма радикальных изменений ответственна iOS 8, про которую советуем прочитать в отдельной статье. А уже в начале следующей недели мы представим обзор iPhone Plus — не пропустите!

Экосистема

Ну а теперь о самом интересном. В новых OS X (операционная система для компьютеров Mac) и iOS 8 компания Apple представила совершенно новые функции: Continuity и Handoff. К сожалению, всю прелесть этих функций смогут ощутить только те, у кого дома, помимо айфона, водится и другая техника Apple: любой компьютер Mac (iMac, Mac mini, MacPro, MacBook Air, MacBook Pro) или планшет iPad. Но на то это и называют экосистемой.

Если коротко, то функции можно описать следующим образом:

Continuity — функция, позволяющая на Mac или iPad отвечать и совершать на звонки с iPhone, а также общаться по SMS. То есть, речь не о внутренних сервисах вроде iMessage или FaceTime (хотя, используются именно эти приложения), а о самых обычных телефонных звонках и самых обычных SMS.

Handoff — функция, позволяющая продолжить на одном устройстве ту работу, которую вы делали на другом, с того же самого места и с теми же самыми данными. Начали составлять презентацию на iPad в дороге? Приехали домой, и без всяких переносов файлов продолжили работать с ней на Mac — с того же самого места. Не нужно даже переносить фотографии, которые у вас были на iPad, но по какой-то причине отсутствовали на Mac — всё, что используется в презентации, автоматически будет перенесено.

По Continuity рассказывать, на самом деле, особо нечего, кроме того, что это невероятно удобно. Я давно ждал подобное решение — очень уж раздражает работая за компьютером отвлекаться на какие-то действия с телефоном. Теперь в этом нет необходимости. Я тестировал звонки на MacBook Pro и Air, Mac mini, iMac, как с гарнитурой, так и без — никаких проблем, разве что, минимальная задержка присутствует. То есть, даже если голос собеседника звучит в динамиках, проблем с «я слышу сам себя» у него не возникает.

Вручную совершать звонки можно при помощи приложения FaceTime на Mac или iPad — достаточно просто выбрать контакт из телефонной книги.

Разговор по телефону при помощи MacBook Pro

Интерфейс FaceTime для OS X включает в себя журнал вызовов

С SMS та же история — приложение «Сообщения» на Mac и iPad способно работать с SMS. Если вам приходит SMS — её тут же можно видеть и на Mac и на iPad. Соответственно, можно на сообщение тут же ответить с любого гаджета, который под рукой. Начать писать сообщение вы так же вольны на том устройстве, которое вам удобнее.

В приложении «Сообщение» для OS X объединены SMS и iMessage

С Handoff всё намного разнообразнее. Здесь iPhone уже является не исполнительным звеном, а равнозначным — начать работать с документами или почтой или тем же браузером можно где угодно и продолжить можно где угодно, с того же самого места. Поддерживаются, впрочем, не все приложения, но в их числе: Pages, Numbers, Keynote, Mail, Safari. То есть, основные приложения.

Признаюсь, всё как надо заработало у меня не сразу. Возможно, потому, что в тестовых целях я поначалу использовал бета-версии новых OS X и iOS, ещё на iPhone 5s. Но в дальнейшем — практически как по маслу. Преимущество экосистемы Apple вообще всегда было даже не в наличии каких-то функций, а в том, что эти функции «просто работают» (just works), без какой-либо настройки дополнительной, без копания в конфигах и т.п. Достаточно лишь иметь одинаковый настроенный аккаунт iCloud на всех устройствах.

Впрочем, без недостатков, увы, тоже не обошлось. Да, новая iOS не так хороша, как раньше, и дело не в дизайне, который тоже, вообще-то, вкусовщина. Дело в мелких глюках, которые портят впечатление об устройстве, подчас заставляют искать альтернативные решения стандартным функциям и приложениям, превращая iPhone в «любой другой телефон» (если всё же рассматривать его вне экосистемы).

Например, типичная (и до сих пор не решённая — на момент публикации статьи) проблема — дублирование треков в музыкальном плеере. Удаляешь лишний трек — удаляется и основной. А при воспроизведении плеер играет оба трека, что часто мешает комфортному прослушиванию альбома. Как-то раз у меня вообще половина песен из айфона куда-то пропала.

Дублирование треков в честно купленном в iTunes альбоме

То есть, если раньше iOS ругали больше за то, чего там нет вообще или за то, что есть, но кому-то не нравится, то теперь появилась нездоровая тенденция: функция есть, но работает некорректно. Объективно некорректно. Это опасный прецедент и хочется надеяться, что Apple, слегка расслабившись, всё-таки вернётся к жёсткому контролю своего ПО. Пусть айфон не будет пестрить множеством функций (не за это мы его любим), но зато все функции пусть работают «как надо».

Внешний вид

Не буду в очередной раз описывать, где у айфона «качелька громкости». Поговорим об эргономике. Apple долгое время отказывалась увеличить диагональ экрана, мотивируя это удобством для пользователя. Действительно, как уже не раз писал ZOOM, наши руки не мутировали и 4-х дюймовый iPhone 5/5s по-прежнему в руке лежит лучше и увереннее, чем iPhone 6.

Apple iPhone 6

Разъёмы: Lightning и 3,5-мм для гарнитуры

Виной тому, кстати, не только размер, но и форма. В дизайне смартфона Apple, как говорят, «вернулась к истокам» — конечно, iPhone 6 очень тонкий, в несколько раз тоньше, чем iPhone 2G/3G/3GS, но края снова закруглённые.

iPhone 5s, iPhone 6 и iPhone 6 Plus

Напомним, что после выхода iPhone 4, имевшего острые грани, многие жаловались на неудобство — мол, «в руку некомфортно врезается». Потом привыкли. Сегодня уже жалуются на другое — iPhone 6 неуверенно лежит в руке, выскальзывает.

Apple iPhone 6 в руке

Однозначно сказать «удобно» или «не удобно» сложно — слишком уж субъективный это момент. В конце концов, у кого он действительно из рук выскальзывает, можно купить чехол. Это, впрочем, сделает телефон ещё больше, толще, да и про «великолепный дизайн» можно забыть. Зато камера выступать не будет.

Тем не менее, если ваши руки привыкли к форме iPhone 4–5s, то iPhone 6 действительно будет первое время очень непривычным.

Камера iPhone 6

Что же касается второй темы для повсеместных жалоб — выступающей камеры — то здесь я панику однозначно не разделяю. Во-первых, на рынке очень много смартфонов, камера которых выступает над корпусом, причём, гораздо сильнее, чем у iPhone 6. Во-вторых, выступ незначительный и «руки не мозолит».

По сути, у выступающей камеры всего два недостатка. Первый — она сильнее заляпывается. Ну или чаще. Перед съёмкой нередко приходится протирать тряпочкой, ну или аккуратнее со смартфоном обращаться. Второй недостаток отметят единицы — если положить смартфон на стол, то при нажатии на экран в некоторых местах, смартфон может наклоняться. Кто это заметит? Музыканты, например — играть на виртуальных музыкальных инструментах без чехла не очень удобно.

Впрочем, все недостатки выступающей камеры нивелируются тем же чехлом. То есть, чехол решает сразу несколько проблем — и со «скользким» корпусом и с камерой. Но, повторим, вредит дизайну и габаритам.

Объективность оценки тестовыми утилитами

 Объективность оценки производительности — при использовании любых бенчмарков, типа antutu, вызывает сомнения у большинства экспертов, и неспроста. Этот тест — синтетический (т.е. стандартизованный), он может показать лишь номинальную, теоретическую, оценку потенциала и возможностей системы смартфона. А по факту – самый быстрый или производительный (по результатам теста) аппарат — на самом деле может таковым и не является.

Какие-бы исследования не проводил производитель в лабораторных испытаниях, всё равно каждый пользователь по-своему использует айфон. Кто-то часто грузит софт, слушает музыку и мало говорит по телефону, кто-то, наоборот, много общается, играет и постит в соцсетях, кому-то по душе всё фотографировать или снимать видео. И нет однозначных критериев оценки системы в общем, вот здесь на выручку и приходит тест antutu benchmark.

Но всё равно, наверняка, у разных владельцев результат производительности будет отличаться

Ведь объективно тестом не принимается во внимание количество загруженных приложений, частота переездов пользователя от одной сотовой вышки до другой. А на это тратится немалая доля энергии и прочих ресурсов

И таких «не учитываемых» факторов масса.

Исходя из этого, результаты тестов у разных пользователей также будут отличаться. Разница вряд ли окажется слишком большой, но разбег показателей будет однозначно — даже при повторных проверках, выполняемых одним и тем же пользователем. Это нормальное явление.Немалую роль в объективности оценки играют и всевозможные «улучшения», нередко производимые продвинутыми пользователями. Многие искусственно «разгоняют» процессор, отключая часть фоновых служб или удаляя программы.

Только с iPhone такой финт не пройдёт – производитель намеренно ограничил возможность вмешательства пользователя в работу системы. Потому-то многие и недолюбливают смартфоны марки – ведь для того, чтобы снять заводскую блокировку необходимо программно взламывать систему — путём перепрошивки и джейлбрейка.

Также существенно влияет на итоговый результат и используемая версия benchmark. Сравнение тестов, сделанных в разных версиях, будет некорректным.

Итого

Новый айфон стал и лучше и хуже. Лучше: больше экран и выше разрешение, больше полезных функций (правда, большинство из них касаются работы в экосистеме и мало полезны владельцам планшетов на Windows или Android и компьютеров на Windows/Linux), лучше камера. А хуже: менее стабильная работа iOS, ниже ударопрочность корпуса.

В целом же, современный iPhone остаётся одним из лучших флагманов на рынке. Хотя, учитывая динамику курса валют, стоит он теперь совсем запредельные деньги.

iPhone 6 iPhone 6 Plus
Основной экран

TFT IPS, 4,7’’

750×1334 пикс. 

TFT IPS, 5,5’’

1080×1920 пикс. 

Процессор Apple A8, 2x 1,38 ГГц Apple A8, 2x 1,38 ГГц
Видеопроцессор PowerVR GX6450MP4 PowerVR GX6450MP4
Тип SIM-карты nano-SIM nano-SIM
Оперативная память 1 Гбайт 1 Гбайт
Встроенная память 16/64/128 Гбайт 16/64/128 Гбайт
Карты памяти нет нет
Wi-Fi 802.11 a/b/g/n/ac 802.11 a/b/g/n/ac
Bluetooth 4.0 4.0
Геолокация GPS+ГЛОНАСС GPS+ГЛОНАСС
Тыльная камера 8 Мп 8 Мп
 Фронтальная камера  1,2 Мп 1,2 Мп
Габариты 67х138,1х6,9 мм 77,8х158,1х7,1 мм
Масса 129 г 172 г
Дополнительно

NFC (Apple Pay)

LTE

Lightning (USB 3.0)

 дактилоскопический сенсор 

NFC (Apple Pay)

LTE

Lightning (USB 3.0)

 дактилоскопический сенсор 

Цена от i54000 от i62000
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий