Сделано в россии: топ-5 отечественных изобретений для науки, быта и развлечений

Музыкальный синтезатор

Первым прибором, использующим электромеханический принцип работы для извлечения звуков, был электрический клавесин, который изготовил в 1759 году в Париже Жан Батист Делаборд.

Затем в 1867 году мистер Хиппс, директор фабрики по изготовлению телеграфов в швейцарском городе Ньюшатель, сконструировал электромеханическое пианино, в котором применил способ получения музыкальных тонов при помощи небольших электрогенераторов.

Но всё же первым прообразом современного синтезатора принято считать музыкальный телеграф, созданный в 1876 году Илайша Греем. Позже в 1897 году аналогичное изобретение запатентовал доктор Таддеус Кэхилл, назвав его динамофоном Кэхилла. Оно весило 200 тонн и занимало целый этаж музыкального театра. Аппарат состоял из 145 электрогенераторов, которые вырабатывали ток разной частоты.

Однако свой след в истории появления музыкального синтезатора оставили и русские изобретатели. Так в 1919 году Лев Сергеевич Теремен сконструировал инструмент, названный его же именем — терменвокс. Принцип работы данного синтезатора основывался на создании возмущения в электромагнитном поле инструмента посредством движения рук возле двух «антенн». Терменвокс до сих пор остается единственным музыкальным инструментом с бесконтактным способом извлечения звука! Это академический инструмент, звучащий в музыке Шостаковича и Шнитке, Кабалевского и Шиллингера. Им восхищались Рахманинов, Стоковский, Рерих, Ленин, Тосканини и Чарли Чаплин.

Не менее интересную идею реализовал в 1957 году и другой российский изобретатель — Е. А. Мурзин. Его инструмент был назван в честь русского композитора А. Н. Скрябина — синтезатор АНС (по инициалам). В аппарате использовался принцип получения звука с помощью опточастотной модуляции, а звучание этого синтезатора можно услышать в некоторых советских художественных фильмах: «Бриллиантовая рука», «Солярис», «Сибириада», «Освобождение» и «Зеркало».

Атомная электростанция

ВИДЕО:

 Цветное телевидение 

Владимир Зворыкин родился в купеческой семье города Мурома. Мальчик имел возможность с детства много читать и ставить всякие опыты, – эту страсть к науке отец всемерно поощрял. Начав учиться в Петербурге, он узнал об электронно-лучевых трубках и пришел к выводу, что именно за электронными схемами будущее телевидения. Зворыкину повезло, он вовремя уехал из России в 1919 году. Много лет работал и в начале 30-х годов запатентовал передающую телевизионную трубку – иконоскоп. Еще раньше он сконструировал один из вариантов принимающей трубки – кинескоп. А потом, уже в 1940-е годы, он разбил световой луч на синий, красный и зеленый цвета и получил цветное ТВ. Кроме этого, Зворыкин разработал прибор ночного видения, электронный микроскоп и еще много всяких интересных вещей. Он изобретал всю свою долгую жизнь и даже на пенсии продолжал удивлять своими новыми решениями.  

 Видеомагнитофон 

Компанию AMPEX создал в 1944 году русский эмигрант Александр Матвеевич Понятов, который взял для названия три буквы своих инициалов и добавил EX – сокращенное от «excellent». Поначалу Понятов производил звукозаписывающую аппаратуру, но в начале 50-х сосредоточился на разработке видеозаписи. К тому моменту уже были опыты записи телеизображения, но они требовали огромного количества ленты. Понятов и коллеги предложили записывать сигнал поперек ленты, с помощью блока вращающихся головок. 30 ноября 1956 года в эфир вышли первые записанные ранее новости CBS. А в 1960 году компания в лице ее руководителя и основателя получила «Оскар» за выдающийся вклад в техническое оснащение индустрии кино и телевидения. Судьба свела Александра Понятова с интересными людьми. Он был конкурентом Зворыкина, вместе с ним работал Рей Долби, создатель знаменитой системы шумопонижения, а одним из первых клиентов и инвесторов был знаменитый Бинг Кросби. И еще: по распоряжению Понятова около любого офиса обязательно высаживались березы – в память о Родине.  

 Тетрис 

Давным-давно, 30 лет назад, в СССР была популярна головоломка «Пентамино»: нужно было укладывать на разлинованное в клеточку поле различные фигуры, состоящие из пяти квадратиков. Выпускались даже сборники задач, и шло обсуждение результатов. С математической точки зрения такая головоломка была отличным тестом для компьютера. И вот научный сотрудник Вычислительного центра АН СССР Алексей Пажитнов написал такую программу для своего компьютера «Электроника 60». Но мощности не хватало, и Алексей убрал один кубик из фигурок, то есть сделал «тетрамино». Ну а потом пришла идея, чтобы фигурки падали в «стакан». Так появился Тетрис. Это была первая компьютерная игра из-за железного занавеса, а для очень многих вообще первая компьютерная игра. И хотя уже появилось много новых игрушек, Тетрис по-прежнему привлекает своей кажущейся простотой и реальной сложностью.

Экраноплан «КМ» («Лунь»)

Экраноплан «КМ» представляет собой наземное транспортное средство. Удивлены? На самом деле, несмотря на внешний вид, экраноплан не является воздушным судном. Он классифицируется как корабль. Экраноплан «Лунь» был самым большим из многочисленных российских экранопланов, выпускаемых во времена СССР.

Три экраноплана были построены для военных. Эти модификации оснащались мощными противокорабельными ракетами. На вооружение экранопланы встали в 1987 году. В настоящий момент российские инженеры и конструкторы разрабатывают новое поколение этих удивительных наземных транспортных средств. 

Длина – 100 метров, вес – 544 т, 10 турбореактивных двигателей.

Летающая подводная лодка Ушакова

Российский инженер Борис Ушаков разработал уникальную подводную лодку, которая могла летать. Или это был самолет, который мог погружаться в воду. Изначально проект начал разрабатываться еще до 1940-х годов, но в 1939 году его свернули. В 1943 году проект был перезапущен в связи с военной необходимостью. Первый прототип появился в 1947 году. Но к тому времени Великая Отечественная война уже закончилась, в результате чего проект так и не дошел до серийного выпуска. Российские военные инженеры сосредоточили свои усилия в других направлениях. Так что мир никогда не увидел летающую подводную лодку. Жаль. Согласитесь, проект был перспективным и потрясающим. 

Особенности получения патента за границей

Патентование изобретений в России обеспечивает правовую защиту объектов интеллектуальной собственности только на территории нашей страны. Чтобы выйти со своей разработкой на международный уровень, потребуется международный патент.

За границей осуществление правовой охраны возможно по одной из трех процедур патентования:

  1. Традиционная – заявка подается в ведомство того государства, где заявитель собирается получить патент. Если документ нужен в нескольких странах, заявки подготавливают для каждого государства с учетом требований, выдвигаемых этими государствами. Процедура имеет смысл, когда нужна быстрая правовая охрана и уже подсчитана перспектива коммерческой реализации продукта.
  2. Региональная – заявка подается в региональное патентное ведомство. Такой способ удобен, если изобретатель намерен защитить интеллектуальную собственность на территории нескольких государств, объединенных региональным договором или соглашением. Например, Европейская патентная конвекция.
  3. РСТ (Patent Cooperation Treaty) – процедура осуществляется по Договору о патентной кооперации и полезна, когда изобретателю нужна правовая защита в нескольких разных странах. Такому способу патентования отдают предпочтение все большее число разработчиков.

Процедура РСТ предусматривает две фазы патентования:

  • международная подразумевает подачу заявки в одно патентное ведомство с условием охраны изобретения сразу во всех 137 странах, объединенных Договором;
  • национальная означает подачу заявок в национальные ведомства выбранных государств в соответствии с их требованиями, при этом можно получить патент в одних странах и не получить в других.

Полезную модель можно запатентовать только по традиционной процедуре, поскольку на региональный способ соглашение не распространяется, за исключением стран Африки. Во многих государствах полезная модель вообще не подлежит правовой охране.

Чтобы зарегистрировать патент в другой стране, нужно учитывать, что придется уплатить не только госпошлину, но и дополнительные расходы за перевод документов, услуги патентного поверенного.

Порядок действий при патентовании

Получение патента осуществляется в строгом соответствии с установленными нормами и требованиями. Если будет выявлено, что изобретатель нарушал закон при подготовке документов, патент будет аннулирован.

Патентование выполняется в несколько этапов:

  1. Проведение патентного поиска. Предварительное патентное исследование помогает определить, действительно ли изобретение является новым, чтобы соответствовать критерию новизны. А также необходимо для выявления прототипа и аналога изобретения, на основании которых делается разработка.
  2. Подготовка материалов и документов. Порядок составления и перечень документов строго регламентированы Патентным ведомством. Заявка на выдачу патента содержит заявление, написанное изобретателем, описание изобретения, его формулу, чертежи и другие материалы, поясняющие суть разработки, реферат. Также прилагается документ об оплате государственной пошлины.
  3. Оформление и подача заявки. После того как все материалы и документы собраны, ученый оформляет и подает заявку. Через 1-3 дня после подачи заявитель получает копии с пометкой о принятии документов.
  4. Формальная экспертиза заявки. На этом этапе эксперты проверяют, все ли материалы поданы и правильно ли они оформлены. Если ошибок и нарушений не обнаружено, заявитель получает уведомление о положительном результате экспертизы и узнает точную дату подачи документов.
  5. Публикация данных о заявке. Когда проходит установленный срок со дня подачи заявления (максимально – 18 месяцев), информация о заявке поступает в официальный бюллетень. Автор разработки может отказаться от обнародования его фамилии в опубликованном материале.
  6. Экспертиза заявки по существу. Патентное ведомство осуществляет экспертизу только по ходатайству от заявителя и третьих лиц, подать которое можно на протяжении трех лет. Проверка включает поиск информации по заявленному изобретению, соответствие разработки критериям патентоспособности, подтверждение того, что разработка подлежит правовой охране. В ходе экспертизы от изобретателя могут потребоваться дополнительные материалы.
  7. Государственная регистрация и выдача патента. В случае соответствия всем условиям и требованиям уполномоченный орган принимает решение о выдаче патента и отправляет соответствующее уведомление заявителю. После этого в течение четырех месяцев ученый должен оплатить пошлину. Если этого не сделать, решение о выдаче отзывается.
  8. Поддержание патента в силе. Чтобы правовая охрана действовала на протяжении всего срока действия патента, необходимо каждый год вносить пошлину за его поддержание.

Описание изобретения должно полностью раскрывать суть устройства или технологии. Сначала идет краткое и точное название разработки, которое характеризует ее назначение. Дальше идет уровень (информация о прототипе) и область (сфера применения) техники, к которой относится изобретение, его раскрытие, краткое описание чертежей при их наличии, выполнение разработки.

Формула изобретения пишется по описанию, а необходима для выявления объема охраны права интеллектуальной собственности. Формула выражает сущность разработки, то есть описывает признаки, которые способствуют достижению технического результата. Может содержать один или несколько пунктов.

Циолковский Константин Эдуардович

Циолковский Константин Эдуардович, 17 сентября 1857 — 19 сентября 1935

Не зная, что основы теории газов уже разработали, Циолковский самостоятельно разрабатывает эту теорию. Его научную работу замечает сам великий Менделеев. Другая исследовательская работа Циолковского посвящена «Механике животного организма», которая получила одобрительный отзыв от русского физиолога Сеченова. Вскоре за свои труды он принимается в члены Русского физико-химического общества.

С 1885 года Циолковский заинтересовался вопросами воздухоплавания. Он разрабатывает металлический дирижабль, которым можно было бы управлять. В 1894 году он опубликовал концепцию, описание и расчёты для аэроплана, который по своим аэродинамических свойствам и внешнему виду предвосхитил появление самолётов, которые были изобретены спустя 15-18 лет. В 1897 году под руководством Циолковского построена первая в России аэродинамическая труба для тестирования моделей самолётов.

В поздние годы своей исследовательской работы он пришёл к выводу, что на место винтомоторной авиации должна прийти авиация с реактивными двигателями.

Схема ракеты, предложенная циолковским в 1903 году

Основным достижением Циолковского считаются его научные изыскания в области реактивного движения и создания стройной теории о ракетодинамике. Именно за эти достижения его по праву зовут «отцом космонавтики». Циолковский в своих научных статья обосновывает тезис о том, что для полёта в космос пригодными будут только ракеты.

В 1903 году выходит его статья об исследовании космоса при помощи реактивных приборов, в которой он описал основные принципы ракетостроения, а также устройства реактивных двигателей.

Водолазный аппарат и подводная лодка

Первое водолазное снаряжение появилось ещё в IV веке до нашей эры, когда Аристотель создал самый примитивный прибор для выполнения водолазных работ. Он представлял из себя котел, который надевали на голову. Запас воздуха в нем позволял ныряльщику пребывать какое-то время под водой. Позже ему дали название «воздушный колокол».

В 1500 году Леонардо да Винчи сделал наброски водолазного костюма. Затем над его созданием трудились Э. Галлей и Дж. Смитон. И только в период с 1819 по 1837 англичанином А. Зибе был создан «открытый» водолазный костюм, который он назвал «скафандр». Он состоял из шлема, прикрепленного к водонепроницаемой рубахе, утяжеленной грузами и открытой у пояса, что обеспечивало удаление выдыхаемого водолазом воздуха. В сущности, это был миниатюрный водолазный колокол, который позволял погружаться на небольшую глубину, находясь под водой только в вертикальном положении.

Подводная лодка Ефима Никонова

Первое же автономное водолазное устройство в России было предложено ещё за сто лет до А. Зибе — в 1719 году крестьянином Ефимом Никоновым. По его замыслу «потаенное судно» (подводная лодка) должно было скрытно доставлять водолаза к вражескому кораблю, чтобы тот выходил из «потаенного судна» и подрывал корабль неприятеля. К сожалению, проект не был реализован. Хотя ещё в XVI веке запорожскими казаками применялись перевернутые челны для переходов под водой и нанесения противникам внезапных ударов.

В 1834 году К. А. Шильдер, русский военный инженер, всё же построил первую металлическую подводную лодку.

А в 1871 году упоминавшийся уже выше А. Н. Лодыгин создал проект первого автономного водолазного скафандра с использованием газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода. Кислород должен был вырабатываться непосредственно из воды путем электролиза.

Микрохирургия глаза

Система частично-орбитального бомбометания

В 1960-е годы наша страна разработала программу «Система частично-орбитального бомбометания». Это были специальные ракеты, которые выходили на низкую околоземную орбиту, а затем поражали объект на Земле. Траектория полета ракеты не позволяла противнику вычислить точку прицеливания. Теоретически ракета в полете могла поразить цель в любой момент.

В 1967 году наша страна подписала договор о космосе, в котором обязалась не размещать ядерное оружие на околоземной орбите. Правда, это обязательство не коснулось доставки самого оружия на орбиту. Так что теоретически вместо ядерного заряда наша страна вправе была в этом комплексе использовать доставку на орбиту других видов оружия. В рамках этой программы было разработано три проекта. Один проект – 8К69 – был введен в эксплуатацию. Всего было создано 18 пусковых установок. 

Юрьев Борис Николаевич

Парашют

Велосипед

Наркоз

Искусственное сердце

Самолёт Можайского

Над решением сложнейших задач по разработке самолета работали многие умы по всему миру. Многочисленные чертежи, теории и даже тестовые конструкции не давали практического результата – самолет не поднимал в воздух человека. Талантливый русский изобретатель Александр Федорович Можайский первым в мире создал самолет в натуральную величину. Изучив труды своих предшественников, он развил и дополнил их, используя свои теоретические познания и практический опыт. Его результаты в полной мере разрешали вопросы своего времени и, несмотря на очень неблагоприятную обстановку, а именно отсутствие фактических возможностей в материальном и техническом плане, Можайский смог найти в себе силы для завершения постройки первого в мире самолета. Это был творческий подвиг, навеки прославивший нашу Родину. Но сохранившиеся документальные материалы, к сожалению, не позволяют в необходимых подробностях дать описание самолета А. Ф. Можайского и его испытаний.

Противотанковые собаки

Во время Второй мировой войны многие страны, чтобы получить преимущество на поле боя, использовали животных. Но это не новая идея. История войн уже с таким сталкивалась. Например, еще в конце 1300-х годов монгольские вожди использовали горящих верблюдов, чтобы победить врага на поле боя. И, что удивительно, это имело стратегический успех. Напомним, что верблюдов покрывали соломой, пропитанной маслом, поджигали и гнали в сторону врага.

Великая Отечественная война была еще одной попыткой вооружить животных с целью получения преимущества в военных действиях. Так, наше военное ведомство использовало специально обученных собак, задача которых была проходить с прикрепленными к ним минами под немецкими танками и активировать заряд. 

По некоторым данным, собаки уничтожили таким образом более 300 немецких танков. Тем не менее от четвероногих помощников решено было отказаться в связи с тем, что их трудно было заставить бежать в нужном направлении. Дело в том, что собаки уничтожали первый танк, который встречался им на пути. Конечно, на поле боя подобное недопустимо. И все-таки отважные собаки внесли свой неоценимый вклад в победу над фашизмом.

Самобеглая коляска

За 5 месяцев Леонтий Лукьянович Шамшуренков создал 4-колёсный экипаж. В движение его приводила мускульная сила 2-х человек. В основу механизма был положен педальный привод. Сам изобретатель был из крестьян, а коляску, для движения которой не нужны были лошади, изготовил в 1752 году в Санкт-Петербурге.

Данное изобретение никак не прославило Шамшуренкова, хотя он придумал педально-приводную систему и, по сути, создал первое в мире транспортное средство, передвигающееся без помощи лошадей. Его наградили лишь 50 рублями. Саму же самобеглую коляску с просторным салоном для пассажиров использовала императорская семья для развлечений. Затем в ней что-то сломалось, её оттащили в угол каретного двора, и там она сгнила.

А вот французский инженер Никола Кюньо в 1769 году создал повозку, которую в движение приводила сила пара. Данное транспортное средство можно смело считать первым автомобилем, так как у него имелся двигатель. В 1770 году были проведены испытания этого изобретения, но они оказались неудачными. Однако Кюньо знает весь мир, а вот крестьянин Шамшуренков известен только очень узкому кругу лиц.

Самолеты Андрея Туполева

Кого стоит благодарить за интернет

Ладно, отбросим пока денежный вопрос. Кому мы должны быть благодарны за это чудесное изобретение? Британскому ботанику из секретной швейцарской лаборатории? Американским умникам, пытавшимся бороться с советской ядерной угрозой? Французским ученым, которые решили назвать свою компьютерную сеть изящно — «Le Internet»? Или, может быть, мы должны благодарить сразу многих ученых и инженеров, каждый из которых делал что-то полезное, но не осознавал, что в сочетании с другими изобретениями его работа вырастет во что-то настолько грандиозное и значимое?

Для начала давайте попробуем прояснить некоторые понятия. Интернет – это одно, а именно огромное количество соединенных друг с другом компьютеров, а Всемирная паутина (World Wide Web) – немного другое. Это способ, облегчающий обмен информацией между связанными друг с другом компьютерами.

Интернет в том виде, в котором мы его знаем сегодня, разрабатывался около 40 лет. Существует распространённая, но неверная теория, что он был разработан в США и представлял собой систему связи, которая могла бы уцелеть в результате ядерного конфликта. Однако один из разработчиков первой компьютерной сети, называвшейся Арпанет, рассказал, что в 60-х годах прошлого века первые эксперименты с ней ставили своей целью не организацию связи, а оптимизацию использования процессоров.

То есть совместное использование вычислительной мощности многими учёными. До этого момента сетей как таковых не существовало. Были огромные, размером с комнату, машины, называвшиеся мейнфреймами и обрабатывавшие одновременно только одну задачу. С появлением технологии «разделения времени» эти гиганты получили возможность обрабатывать сразу несколько запросов.

Очевидно, что начав соединять компьютеры вместе, будет логично задаться вопросом, как упростить общение между ними. Решить эту проблему пытались учёные во всём мире. В Великобритании существовала коммерческая сеть, разработанная Национальной физической лабораторией, которая зачахла в зародыше из-за недостаточного финансирования.

Однако именно здесь появилась на свет идея коммутации пакетов. Чтобы избежать задержек в перегруженных сетях, было предложено разбирать данные в момент передачи и соединять их вновь в момент приёма.

Штурмовая винтовка

Самолет

В 1876 году русский офицер Александр Федорович Можайский, работая над усовершенствованием планера, встроил в аппарат специальные винты с часовой пружиной для создания тяги, которая помогала бы ему оторваться от земли. Но полеты были кратковременные и требовали доработки. Позже Можайский установил в аппарат паровую машину, которая приводила винты в движение.

4 июня 1880 г. Можайский обратился в департамент торговли и мануфактур с просьбой о выдаче ему патента на изобретенный им «воздухолетательный снаряд» и получил его 3 ноября 1881 г. Это был первый в мире патент на самолет. К сожалению, смерть помешала Александру Федоровичу закончить начатую работу.

Братья Райт

Спустя два десятилетия, в 1903 году американские изобретатели братья Райт: Орвилл и Вильбур, увлекающиеся аэронавтикой, осуществили успешный взлет и посадку аппарата — прототипа самолета. Изучив конструкцию самолёта Можайского, они заменили паровой двигатель на бензиновый мотор и создали систему управления самолётом по трём осям с помощью тросов, которая давала возможность постоянного контроля поворотных, наклонных и вращательных движений деталей летательного аппарата. Благодаря этой системе аппарат уже не боялся встречного ветра.

Котельников Глеб Евгеньевич

Ядерный бомбардировщик Ту-95ЛА

Гонка вооружений между США и Советским Союзом не заканчивалась на ракетах и космических кораблях. Во времена «холодной войны» гонка вооружений распространилась и на экспериментальные самолеты, которые, по сути, не имели практического применения. 

Так, наша страна в ответ на разрабатываемый США атомный бомбардировщик Convair NB-36H Crusader решила создать отечественный самолет Ту-95ЛА. Эта модификация самолета предназначалась для транспортировки ядерных боеприпасов. Самолет обеспечивал транспортировку первых серийных российских ядерных бомб РДС-3, РДС-4 и термоядерных бомб типа РДС-6С (РДС-37). Позднее самолет перевозил более совершенные бомбы новых поколений. 

Парашют

Цветная фотография

Воздушный авианосец: Проект «Звено»

Речь идет о воздушном судне, несущем на себе (внутри – на борту либо снаружи – на внешней подвеске) другую авиатехнику. Вам кажется, что мы говорим о каком-то фантастическом фильме? На самом деле нет. Был в нашей стране и такой проект, который получил название «Звено». 

Он предполагал перевозку небольших самолетов более крупным авианосцем. Это позволяло увеличить радиус действия военной авиации.

В рамках проекта «Звено» было построено 10 самолетов на базе огромных бомбардировщиков ТБ-3. Экспериментальные авианосцы были предназначены для перевозки самолетов малых размеров, которые могли стартовать прямо с авианосца. 

Примечательно, что эти авианосцы совершили около 30 боевых вылетов на раннем этапе Второй мировой войны.

Паровая машина

Первым в мире изобретателем, заставившим пар работать был древний грек Герон Александрийский, который около 130 года до нашей эры создал так называемый эолипил — примитивную паровую турбину. Современные инженеры, воссоздав эолипил, смогли убедиться, что «турбина» делала до 3600 оборотов в минуту!

В России же первая двухцилиндровая вакуумная паровая машина была спроектирована механиком И. И. Ползуновым в 1763 году и построена в 1764 году в Барнауле.

Спустя 20 лет, в апреле 1784 года в Лондоне шотландский инженер Джеймс Уатт получил патент на паровую машину и стал считаться её изобретателем. И хотя технически изобретения различались, но всё же почему так произошло?

Увы, но, как правило, судьба изобретения во многом зависит от готовности общества его применять, а также от того насколько открытие выгодно с экономической точки зрения. В Англии быстро осознали перспективность разработки Уатта. За десять лет в период с 1785 по 1795 годы было выпущено 144 паровых двигателя, а к 1800 году в Англии функционировала уже 321 паровая машина. Их применяли буквально во всех сферах производства.

Гигантские агрегаты

В России в 1881 году впервые был сконструирован самолёт А. Ф. Можайским. В 1883 году он завершил свою работу и представил всему миру своё новое изобретение. По прошествии многих лет ещё ни один изобретатель не смог предложить иную схему.  

Считается, что русские изобрели первыми вертолёты. Сикорский Игорь соорудил серийную модель, которая уже в 1942 году применялась в военных действиях во Второй Мировой войне. Но ещё ранее в 1922 году Ботезат Игорь смог построить для американцев вертолёт, его часто называли «летающим осьминогом».  

Нам известно, что впервые в СССР был запущен искусственный спутник в 1957. Этот год стал началом новой эры – космической. Над созданием агрегата работали многие учёные, во главе которых стоял С. И. Королёв.  

Атомная электростанция впервые появилась опять же в СССР в 1954 году, в городе Обнинске. До этого, энергия использовалась лишь в военных целях. Оказывается, что атомные ледоколы, все 10 штук, были созданы в СССР и России и спущены на воду. Поэтому стоит с уверенностью сказать, что именно русские изобрели первыми в мире ледоколы.  

Фёдор Пироцкий в 1880 году изобрёл в Санкт-Петербурге транспорт под названием трамвай. В день юбилея города были вывезены на улицу четыре вагона. Все желающие могли прокатиться на этом транспорте по трамвайному кольцу. Двадцать лет потратил Фёдор на создание электрического трамвая, который бы смог ходить по рельсам. 

Невозможно перечислить всё то, что изобрели русские первыми в мире, однако, очевидно, что именно они сделали огромный шаг в мир новых технологий и упростили нам жизнь.

Велосипед

Долгие годы считалось, что первый велосипед придумал в 1800 году крепостной крестьянин Ефим Артамонов, работавший на уральском Нижнетагильском заводе. В 1801 году хозяин завода отправил Артамонова на велосипеде в Москву за 2 тыс. вёрст. Там только что на престол вступил новый император Александр I, и государя решили удивить уникальным изобретением.

Александр I действительно удивился. Он наградил Артамонова 25 рублями золотом и пожаловал ему и его потомкам «вольную». Однако в наше время многие специалисты считают Артамонова и историю с велосипедом выдумкой. Такое мнение связано с тем, что в архивах конца XVIII и начала XIX веков нет ни одного упоминания как об изобретении, так и о самом крепостном Артамонове.

Всю эту историю, скорее всего, придумали. А впервые её напечатали в 1948 году в книге «Русская техника», написанной В. В. Данилевским. Так что не всему тому, что изобрели в России, можно верить. Сам же велосипед Артамонова долгое время хранился в краеведческом музее Нижнего Тагила. Металл, из которого он был сделан, подвергли химическому анализу. Выяснилось, что его выплавили в мартеновской печи. Но первая такая печь бала запущена на Нижнетагильском заводе только в 1876 году.

А вот в 1818 году немецкий изобретатель Карл Дрез запатентовал так называемую машину для бега. Это был первый самокат, снабжённый рулём и сиденьем. Поэтому Карла Дреза все считают изобретателем первого велосипеда. Первоначально его назвали «дрезиной» в честь изобретателя. И это название прижилось в русском языке.

Радиоприёмник

Про Александра Степановича Попова говорят, что он был одним из изобретателей радио. В апреле 1895 года им на заседании Русского химико-физического общества были продемонстрированы приём и передача сигналов на расстоянии. В следующем 1896 году Попов передал первую в мире радиотелеграмму.

А в декабре 1897 года с помощью телеграфного аппарата были переданы слова «Генрих Герц». При этом приёмник размещался на расстоянии 250 метров от передатчика. В то же время утверждается, что данный опыт был произведён в конце марта 1896 года

Это важно, так как итальянский радиотехник и предприниматель Гульельмо Маркони получил патент на изобретение радио 2 июля 1897 года

Отсюда получается, что итальянец, проделав соответствующую работу позже, запатентовал её. Он тут же открыл фирму, пригласил учёных, инженеров и в том же году вначале передал сигнал на 14 км, а затем на 21 км. Успехи и русского, и итальянского изобретателя налицо, но до сих пор ведутся споры: кто же всё-таки первым изобрёл радио. Сам Попов активно отстаивал свой приоритет, утверждая, что Маркони скопировал его радиосхему, которая была опубликована в июле 1895 года в издании «Основы метеорологии и климатологии».

Вертолет

Изобретение вертолета принадлежит русскому изобретателю Игорю Сикорскому. Один из величайших людей в истории авиации, Сикорский начал работу над своим знаковым летательным аппаратом в 1910 году. Он не был первым человеком, который придумал идею летающего аппарата, но ему приписывают создание в 1939 год — первого успешного американского вертолета VS-300 с классическим дизайном, на котором основано 95% всех будущих конструкций.

Вертолет считается американским изобретением, потому что Сикорский эмигрировал в Соединенные Штаты после русской революции. Там он создал собственную компания Sikorsky Aero Engineering Company, спонсируемую известным российским композитором Сергеем Рахманиновым.

В 1942 году Сикорский создал двухместный вертолет, а в 1943 году VS-300 был представлен Генри Форду и его музею Эдисона в Дирборне, штат Мичиган. За свою значительную карьеру VS-300 стал прототипом для первого в мире серийного вертолета и для запуска вертолетной индустрии.

Леонардо да Винчи

(15 апреля 1452 — 2 мая 1519)

Леонардо да Винчи был итальянским ренессансным полиматом, то есть человеком, чей интеллект позволял ему не ограничиваться одной сферой интересов. В круг его интересов входили изобретение, живопись, скульптура, архитектура, наука, музыка, математика, техника, литература, анатомия, геология, астрономия, ботаника , письменность, история и картография. Среди учёных он по праву считается прародителем палеонтологии, палеоихнологии и архитектуры. В художественной среде  можно часто встретить его оценку, как величайшего художника во все времена. Он олицетворяет идеал гуманизма эпохи Возрождения.

Автоматизированная система барабанов Леонардо да Винчи

В истории и науке Леонардо считается главным образцом «универсального гения» или «человека эпохи Возрождения», человека «неутолимого любопытства» и «лихорадочно изобретательного воображения». По словам историка искусства Хелен Гарднер, масштабы и глубина его интересов были беспрецедентны в истории, и «его ум и личность кажутся нам сверхчеловеческими, в то время как сам он был человеком таинственным и отдаленным». Марко Роски отмечает, что, хотя вокруг жизни Леонардо много мифов, гипотез и предположений, само же мышление и восприятие мира Винчи были вполне себе логичными с использованием эмпирических методов познания, которые для тех времён были нарушением общепринятых правил и догматов.

Устройство танка Леонардо да Винчи

Леонардо глубоко уважают за его фантастическую изобретательность. Он создал концепты летательных машин (самолёты, вертолёты, парашюты) и прочее, военных машин (танк, скорострельные арбалеты, штурмовые лестницы и прочее), строительных машин (экскаватор, различные краны и лестницы и прочее), музыкальных машин, кулинарных машин и много чего ещё. При его жизни было построено не так уж и много его изобретений, что можно объяснить низким уровнем развития промышленности, металлургии и техники того времени. Однако некоторые из его небольших изобретений, такие как автоматическая намотка бобины и машина для тестирования прочности проволоки на растяжение, вошли в промышленный мир незавершенными. Хотя его достижения нам сейчас кажутся просто огромными, он, к сожалению, не оказал прямого влияния на развитие науки, так как не опубликовал многих из своих выводов, не поделившись ими с учёными и изобретателями того времени.

Мы рекомендуем вам прочесть целую серию статей обо всех известных изобретениях Леонардо да Винчи.

Заключение

Своевременное патентование изобретений в России – самый эффективный и надежный способ защиты интеллектуальной собственности. Подтвердив свое авторское право на разработку, изобретатель получает возможность использовать ее по своему усмотрению и запретить ею пользоваться другим. В зависимости от вида интеллектуальной собственности есть несколько видов патента. Они отличаются сроками и стоимостью исполнения, длительностью действия правовой защиты.

Чтобы получить патент на изобретение, необходимо придумать техническое решение для реализации какой-то идеи, убедиться в новизне и практической применимости этого решения, после чего перейти к подготовке всех документов и подать заявку в Патентное ведомство. Необходимо оплатить госпошлину и после выдачи патента делать ежегодные взносы для поддержания его в силе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий