Как быстро выучить ноты детям?

Инструментарий

Наиболее самодостаточный инструмент — фортепиано. Это 88 белых и черных клавиш, нажатия на которые вызывают колебание струны и воспроизводят звук определенной высотности. Помимо акустического фортепиано и рояля для обучения и исполнения можно использовать синтезатор или электронный инструмент. Количество клавиш там может быть меньше, например 61, но это не меняет связи между клавишей и ее обозначением в нотах.

Важно упомянуть и гитару — струнный инструмент, который популярен и в музыкальных школах, и на эстраде. Здесь струны должны поддерживать определенное натяжение, которое регулируется подкручиванием колков

На грифе (узкой части) пальцами прижимаются определенные участки, меняется высотность звука, которая и является нотой в записи на бумаге. Здесь нужно будет запомнить местонахождение звуков и их эквивалент в теоретической системе. Выяснить, как читать ноты, несложно. Это увлекательный процесс, который обязательно вам полюбится.

Пошаговое изучение расположения нот на гитаре

Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:

Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.

Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие

В стандарте это выглядит так

В стандартном строе это выглядит так

Для стандартного строя разметка следующая

Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.

День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот

Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:

  1. Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
  2. Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.

Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе

Это очень важно в таком вопросе, как играть соло,поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место

День восьмой. Все ноты на пятом ладу

В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.

День девятый. Все ноты на десятом ладу

То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.

В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах

Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах

В стандарте нота C находится на этих ладах

Эту ноту прозвучивают эти лады

Данную ноту обозначают эти лады

Эта нота находится на следующих ладах

Длительность

При обучении нельзя обойти стороной и такое понятие, как длительность нот. Этот термин причисляют к сфере изучения ритма и музыкального времени.

Как правило, одна доля музыкального времени ассоциативно соединяется с четвёртой нотой. Также стоит отметить, что к длительности относится не только время звучания музыки, но и промежуточные паузы, возникающие между нотами.

Музыкальные длительности подразделяются на несколько видов.

  • Чётная музыкальная длительность – возможно образование при разделении мелодии на 2 части или на любое количество частей, численность которых равна 2. Основой деления может быть нота, состоящая из 4-х долей, то есть её звучание раскладывается на 4 счёта. При этом все ноты со штилями 8 или 16 счёта должны быть объединены под одно ребро.
  • Нечётная музыкальная длительность – образование происходит при делении мелодии на любое количество долей, кратное 3. При таком разделении возможно образование триолей и квинтолей – звуков, состоящих из трёх и пяти нот.

Существует несколько способов сделать ноты и паузы в мелодии более длительными, рассмотрим подробнее каждый из них.

Создание пунктирного ритма (в письменном варианте нота обозначается с точкой) – звучание увеличивается наполовину и становится более протяжённым. То есть такая нота, к примеру, будет иметь звучание не на 2 доли, а на 3. Существуют варианты пунктирного ритма, где ноты имеют 2 точки – в таком случае длительность звучания будет увеличена на 3/4 части.

Говоря о длительности нот, нельзя не отметить темп. Темпом обозначается скорость движения, иначе говоря, скорость воспроизведения мелодии. Существует классификация темпов, где каждый из них имеет своё обозначение. Рассмотрим каждый в отдельности

Медленные темпы:

Grave – мелодия звучит тяжело, очень медленно, обычно отражает важность момента в произведении;

Largo – мелодия также звучит очень медленно, отличается более широким звучанием;

Adagio – медленное, размеренное и спокойное звучание;

Lento – мелодия звучит очень тихо и медленно.

Умеренные темпы:

  • Andante – мелодия звучит спокойно, напоминает темп шага;
  • Moderato – умеренное звучание спокойной мелодии.

Быстрые темпы:

  • Allegro – быстрая, весёлая мелодия;
  • Vivo, Vivace – мелодия также звучит довольно быстро и оживлённо;
  • Presto – быстрое звучание, в некоторых моментах отличается резкостью.

Октавы

Хоть названий нот семь, белых клавиш на пианино намного больше (пятьдесят две). Это потому, что любую ноту можно играть то выше, то ниже. Поэтому, чтобы правильно прочитать ноты для пианино, учитывайте, в какой октаве они записаны.

Октава – кусочек звукового диапазона пианино (и других инструментов) из семи нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. У пианино 9 октав, но две из них представлены не полностью. Чтобы не запутаться, в каком месте клавиатуры играть ту или иную мелодию, в начале нотного стана указан ключ: басовый или скрипичный. В басовом ключе записаны ноты до малой октавы, а в скрипичном — малая октава и выше (см. рисунок).

Если взглянуть на ноты для пианино, видно, что в них одна строка записана в скрипичном ключе, а вторая – в басовом. Так показаны мелодии для двух рук. В басовом ключе играет левая, а в скрипичном – правая. Но внимательно: расположение нот в двух ключах различается (но не порядок). В ключе соль (другое название скрипичного) на первой линейке пишется ми, а в ключе фа (басовый) – соль. Положение остальных нот тоже другое.

2 этап – лесенка на фортепиано

Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками

Заодно попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано.

Каково же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д. Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них, внизу «под горой» всегда находится нота ДО.

Дальше можно попросить ребенка (а взрослому – попросить себя) найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО, можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вдоль и поперек

Более подробно о расположении нот и октав на фортепиано можно прочитать ЗДЕСЬ.

Как играть октавы на пианино

Один из лучших способов освоить октавы и усовершенствовать технику игры через гаммы. Лучше всего начинать с до-мажор. Играть нужно очень медленно, отрабатывая по отдельности каждую руку.

Со временем и упорством ваш навык вырастит, и вы будете чувствовать себя более комфортно и уверенно. С этого момента можно переходить на более быстрый темп. Но не торопитесь. Во-первых, ваши запястья могут устать, так как не привыкли к растяжке. Во-вторых, нужно отработать технику сбрасывания веса руки на клавиши, сохраняя при этом плечи свободными. Благодаря этим занятиям выработается выносливость, и пальцы привыкнут к форме интервала. Кроме того, регулярная игра гамм, усиливает представление об октавах в уме и значительно улучшает общее понимание каждой, а также способность быстро передвигаться по клавишам.

Немного усидчивости и стремления, и вы легко перейдете на новый продвинутый уровень! Дерзайте и не бойтесь трудностей – все преодолимо!

Еще из интересного:

Если все таки не поняли до конца, то вот еще есть мнение профессионала — как правильно выбрать цифровое пианино

Также возможно вам будет интересно почитать:

  • о Casio
  • о Roland

Первые понятия о произведении

После нескольких недель знакомства с клавиатурой стоит перейти на новый этап для тех, кто понял, как научиться. Читать ноты теперь нужно в большем объеме, к тому же запоминая их очередность относительно друг друга и соизмеряя время, которое проходит с одного нажатия до другого.

Тут стоит узнать о размере. Это условное обозначение, которое сродни минуте или секунде, только разница в том, что его продолжительность может меняться. Например, 4/4 — это указание рядом с ключом на нотном стане, которое говорит нам о том, что музыкальное произведение будет делиться для нашего удобства на маленькие кусочки, каждый из которых отгорожен вертикальной чертой.

Пространство от одного такого раздела линией до другого называется тактом. Указание 4/4 означает, что в одном таком музыкальном отсеке умещается 4 доли, их для простоты понимания можно заменить хлопками

То есть ваш такт — это четыре удара в ладоши, и неважно, будут ли они медленнее или быстрее, главное — равномерность относительно друг друга. Вся музыка будет вписываться в этот каркас, будто плющ, который обвивает причудливым орнаментом грубую кованую решетку

Паузы. Длительность пауз

Паузы – это отсутствие звучания в музыкальном произведении. Паузы позволяют выделить в мелодии акценты и интересные моменты. Кроме того, они определяют динамику исполняемой композиции. Опытный музыкант, грамотно используя паузы, способен придать мелодии самые разнообразные настроения и оттенки.

Длительность пауз такая же, как и у нот:

Целая

Целая пауза висит на  4 линии

Половинная

Половинная пауза упала с линейки и теперь лежит на 3 линии

Четвертная

Четвертная пауза, если присмотреться, похожа на вертикально расположенную букву “W” или “М”. Так проще запомнить

Восьмая

Восьмая-пауза напоминает единицу с точкой “на носу”

Шестнадцатая

Шестнадцатая пауза изображается как и восьмая, но уже с двумя точками

Тридцать вторая

Тридцать-вторая пауза изображается как единица с тремя точками. Думаю вы уже догадались как выглядит шестьдесят-четвертая

Чтобы понять, что такое пауза и зачем она нужна, проделайте небольшое упражнение.

  1. Возьмите в руки гитару зажмите до на 5 струне (3 лад).
  2. Считайте до четырех, на каждый счет, ударяя медиатором по струне. Сейчас вы играете музыкальный квадрат без пауз.
  3. Теперь на счет раз ударяйте по струне, а на счет два – глушите ее. У вас получится: удар – тишина – удар – тишина. Вы сыграли музыкальный квадрат с двумя четвертными паузами.
  4. Сравните звучание двух квадратов и сделайте выводы о настроении прозвучавших фрагментов.

Длительность с точкой – это полторы длительности основной ноты. Иначе говоря, добавляет к ноте еще 50% длительности. Если у вас на нотном стане половинная нота с точкой (считается Раз-и-Два-и) то она будет считаться она будет Раз-и-Два-и-Три-и.

Что нужно запомнить

Итак, подведем итоги, с чего нужно начать, чтобы научиться играть на гитаре по нотам:

  1. Запомните, как звучат открытые струны вашей гитары
  2. Один лад на грифе – один полутон.
  3. Длительности определяют мелодию.
  4. Паузы тоже важны.

Также не забудьте подписаться на наши соцсети и поделитесь этой страничкой с друзьями. Успешных Вам занятий!

Как именно учить?

Насколько я знаю, традиционный подход предполагает играть простенькие мелодии, постепенно запоминая положение нот на стане.

Разумеется я пробовал этот вариант, но обладая неплохим слухом от природы, я запоминал мелодию быстрее, чем ноты из которых она состоит. В итоге, проиграв нотный текст один-два раза, я переставал «читать» и по сути использовал его как подсказку, какую мелодию надо играть.

С моей точки зрения, ноты нужно запоминать без привязки к контексту мелодии. Раз сейчас мы учим позиции нот, ничего другого в поле нашего зрения быть не должно.

И тут как нельзя кстати приходится программа Anki, созданная для запоминания карточек иностранных слов, иероглифов и любой другой информации. Программа заточена на периодическое повторение карточек с определенными интервалами, подобранными для оптимального запоминания.

Anki контролирует прогресс вашего обучения и чаще подсовывает те карточки, в которых вы «плаваете». Но и успешно запомненные карточки периодически добавляются в колоду, чтобы проверить себя и гарантировать запоминание.

На минуточку, из 17 самых ходовых позиций нотоносца (5 основных линеек с 4 промежутками и по 2 линейки и 2 промежутка с каждой стороны) мы уже́ можем ориентироваться в 10 (три тройки и одна ключевая нота). И это в каждом ключе! Не зная симметрии, нам пришлось бы независимо учить 34 позиции скрипичного и басового ключа.

Осталось каких-то семь позиций, к которым и предстоит пробросить мостики от наших островков стабильности.

7 урок. Басовый ключ

Если Вы хотите играть нормальные песни на пианино именно по нотам, то Вам нужно знать о том, что такое басовый ключ, как читать в нем ноты и так далее. А если же Вам это не нужно и Вы планируете играть песни по видео, то можете пропустить этот урок. Для этих людей я сделаю отдельный раздел, где мы с Вами будем разбирать различные песни на пианино по видео.

Итак, мы уже знаем, что такое скрипичный ключ и как в нем читаются ноты.

Теперь посмотрим на басовый ключ:

Значок басового ключа (Рис. 1)

В басовом ключе также пишутся ноты, только для левой руки, но они отличаются от нот в скрипичном ключе (нот для правой руки). Посмотрите на рисунок выше (рис. 1): басовый ключ начинает рисоваться с четвертой линейки.

И если в скрипичном ключе на четвертой линейке у нас располагалась нота Ре второй октавы, то в басовом ключе на четвертой линейке находится нота Фа малой октавы (малая октава на пианино идет перед первой).

Посмотрите на каждую ноту малой октавы, что записаны в басовом ключе:

Ноты в басовом ключе (Рис. 2)

Видите, запись нот в малой октаве (то есть в басовом ключе) отличается от записи нот в первой октаве (в скрипичном ключе). Давайте посмотрим еще на один рисунок, чтобы нам с Вами стало немного понятнее:

Ноты басового и скрипичного ключей (Рис. 3)

Как видите, некоторые ноты первой октавы можно записать и в басовом ключе (на верхних добавочных линеечках) — и наоборот — некоторые ноты малой октавы можно записать в скрипичном ключе ключе (на нижних добавочных линеечках).

Но обычно нет нужды так сильно извращаться, ведь сложно читать ноты на добавочных линейках. Обычно все пишут в том ключе, в котором удобней будет читать ноты без напряга.

Ноты большой октавы, естественно, пишутся в басовом ключе, потому что большая октава идет даже перед малой.

Басовый ключ на практике

Где же мы с Вами можем увидеть басовый ключ на практике? Смотрим на картинку:

Басовый ключ на нотном стане (Рис. 4)

Это ноты «Маленькой елочки» для двух рук

Обратите внимание: нотный стан идет группами по две строчки: Первая (верхняя) строчка играется правой рукой, вторая (нижняя) строчка играется левой рукой. Даже если на этой второй строчке не басовый, а скрипичный ключ (бывает и такое), то все равно эта вторая строчка играется левой рукой

Кое-что поясню. Сыграли две этих сгруппированных строчки — затем играем следующие две строчки, и так далее.

Как это звучит на двух руках? Смотрим:

(Видео 1)

Правой рукой играется мелодия, а левой рукой идет аккомпанемент. В данном случае левой просто идет долбёжка аккордами…

Вот это еще один интересный факт: аккомпанемент практически всегда играется аккордами, но не обязательно всегда все ноты аккорда играются одновременно: ноты аккорда могут играться и по очереди или в разном порядке.

В этой конкретной песне (Елочка) всего три аккорда, которые меняются на протяжении песни: C, G, F. В каком месте меняются аккорды — Вы можете видеть на картинке выше. В то время, как меняется аккорд на нотном стане, тут же и левая рука его меняет.

  • Посмотрите, что еще можно сыграть левой рукой в елочке, вместо долбёжки аккордами:
  • (Видео 2)
  • Видите, те же самые аккорды играет левая рука, но ноты в аккордах играются не одновременно, а по очереди.

Упражнения

Упражнения:

  1. Записывайте ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До в басовом ключе в своем блокноте именно на нотном стане, как показано на рисунке 2 (рис. 2), проговаривая их вслух.

    Так Вы разовьете зрительную память, что поможет Вам в дальнейшем играть песни на пианино «с листа» (по нотам с нотного стана).

  2. Попробуйте сами сыграть по нотам ту же самую «Елочку» двумя руками: сначала как на первом видео, потом как на втором.

Заключение

Друзья, вот мы и разобрались с Вами с басовым ключом. На самом деле, Вы многого достигните, если научитесь читать ноты и в скрипичном, и в басовом ключе, ведь Вы сможете сыграть любую песню по нотам, а друзья Вам будут завидовать, потому что им было лень разбираться в нотах

Разновидности гитарных табулатур

Есть три распространённых типа записи табов:

Ноты + табы. Музыка записана одновременно в двух системах: вверху нотный стан (ноты) – пять линеек, а внизу «TAB» (табулатура) – шесть линеек. Цифры в табах (на каком ладу) размещены параллельно нотам – строго соответствуют.

В такой комплексной системе множество преимуществ: наличие аппликатуры к нотной записи, есть возможность проверить свой навык чтения нот, «подсмотреть» в табулатуре, если сложно прочесть (есть сомнения – проверил по табам, эта нота или нет), гитарист получает максимум информации о том, как играть музыкальное произведение.

Табы с длительностями нот. В записи это нечто среднее между табами и нотами, если хотите «табаноты». Над цифрами указываются штили длительностей согласно нотной записи – четвертные, восьмые, шестнадцатые и т.д. Также как и в нотах, группы звуков объединяются рёбрами. То есть по длительностям, ритму, размерам – как в нотной записи, а по звукам – табы (на каком ладу, струне взять ноту).

Оптимально для тех, кто знает, что такое размер, такт, длительности, доли, ритмическая пульсация, но не хочет «бегать глазами» по нотному стану. И ещё такой формат определённо компактней – не нужно дублировать запись в нотах и табах. Всё по ритму и звукам вмещается на 6 линиях.

Символьные табы. Упрощённый вариант табулатуры без графических элементов – всё оформляется символами, которые можно набрать с клавиатуры компьютера. Часто используется в чатах, в сборниках табов на веб-страницах. Символьные табы сгодятся и когда произведение на слуху у исполнителя или же есть аудиозапись, которую можно прослушивать в процессе разбора табов.

Преимущество формата – для прочтения, составления не требуется специальных программ и 100%-ная независимость от нотной записи. Но есть и существенный недостаток – нет обозначения ритма, длительностей. Зачастую ориентир музыкального времени отображается только границами тактов. С обозначениями тоже бывают сложности – лиги, тэппинг, глиссандо и прочие приёмы тоже указываются буквами, символами, которые «сливаются» с цифрами, есть разные варианты записи одного и того же обозначения.

Ошибки

Практика обучения игре на фортепиано знает случаи, когда дети путали октавы, а также испытывали сложности с воспроизведением нот. Подобное часто происходит при наличии ошибок со стороны преподавателя.

Предотвратить последствия можно, отведя первый урок общему знакомству с инструментом и его частями. Имеет значение наглядный показ способа появления звука, а также факторов, влияющих на его громкость, высоту и другие параметры.

Более эффективная методика предполагает путь от общего к частному. Сначала осваиваются регистры как наиболее крупные структурные элементы. Затем следует разделение на октавы, зоны, образующиеся между черными клавишами, а на последнем этапе называются ноты. Такой метод ускорит освоение клавиатуры, а также снимет страх перед игрой в крайних регистрах.

Выходом из ситуации становится переход к черным клавишам, как только учащийся освоится в белых. Доступ к большему количеству клавиш с самого начала приводит к более гармоничному развитию исполнителя.

Своевременное начало изучение черных клавиш исключает ещё одну ошибку, свойственную музыкантам. Она выражается в сформированном убеждении, что при появлении диеза или бемоля нужно обязательно нажать черную клавишу. На деле повышение нот ми и си на полтона приводит к нажатию соседней белой клавиши. Подобный результат даёт понижение фа и до.

Путаница в октавах часто свойственна ученикам, которые для домашних занятий покупают синтезатор. Хотя такое решение кажется практичным для скромных квартирных условий, оно имеет несколько слабых сторон.

Ребенок, привыкающий заниматься в условиях пяти октав, оказывается в растерянности перед полной фортепианной клавиатурой. В результате выученная пьеса может прозвучать выше или ниже требуемой октавы

Для таких учеников важно установить связь между разными клавиатурами

Подведем итоги: знание строения и расположения октав – это незаменимая часть образования каждого, кто осваивает музыкальный инструмент. Это помогает быстрее освоиться в многообразии клавиш, а также открывает путь к чтению с листа, подбору на слух, импровизации и другим возможностям.

Мбу до «устьянская детская школа искусств» — основы нотной грамоты

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.
Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу.

Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение.

Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на гитаре).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать.

Такты

Мелодии разделены на такты – кусочки, одинаковые по длительности. Длительность такта (размер) указана слева, после ключа. Вот так, к примеру:

4/4 означает, что в такте «поместятся» четыре ноты длиной в четверть стандартного такта (а размер 4/4 считается стандартным). Его можно представить в виде круга:

Половинных нот в такой такт «поместятся» две, восьмых – восемь, и так далее, вплоть до шестидесяти четырёх шестьдесятчетвёртых. Но одну половинную и пять восьмых нот в такой такт уже не впихнёшь – 1/8 длительности будет лишней. Но если задать размер такта в 9/8, всё получится.

Если что-то ещё осталось непонятным, преподаватели на занятиях по фортепиано расскажут подробнее.

Почему в нотном стане 5 линеек

Нотным станом называются пять линеек, на которых располагаются ноты. Иногда используют добавочные линейки для отображения нот выше или ниже используемого стана.

Отцом существующей системы записи нот считается все того же монах Гвидо Аретинский, который придумал запись нот в три линейки нотного стана. Четвертая линейка добавлялась при необходимости то сверху, то снизу.

Позже решили использовать все пять основных линеек, а дополнительные рисовать только при необходимости. Как показала практика, именно пять линеек позволяют комфортно читать записанные ноты и читать их. Меньшее число линеек требует постоянное добавление дополнительных, а большее – делает нотный стан слишком сложным для восприятия.

На чем же лучше слушать музыку? Конечно, на специализированных устройствах, способных раскачать любые наушники. Например, на одном из лучших плееров на рынке – FiiO X5 III.

Судите сами: двойной ЦАП AK4490EN, по одному чипу на канал, поддержка PCM и DSD, частота дискретизации до 768 кГц. Есть все необходимое от Wi-Fi до батареи на 3400 мАч. А еще плеер можно подключать к компьютеру в качестве USB-ЦАП!

Что такое октава на клавиатуре пианино?

Октава представляет собой тип музыкального интервала или расстояние между двумя нотами с одноименным названием. Например, найдите на клавиатуре ноту «до» и отсчитайте вверх или вниз восемь белых клавиш, то есть дойдите до следующей «до».

Термин «октава» заимствован от латинского слова «octavus», что означает восьмой.

Две соседние клавиши образовывают полутон и, соответственно, весь интервал составляет 12 полутонов. Каждая нота обладает своей собственной звуковой частотой, другими словами, скоростью колебания звука.  Два звука, разделенных 8 ступенями, имеют частотное соотношение 2:1. Так, к примеру, нота «ля» содержит частоту 440 Гц, а на октаву выше она будет звучать на 880 Гц.  Таким образом, это самый согласованный или приятно звучащий интервал.  

Как появились слоговые названия нот?

Гвидо Аретинский, или как его еще иногда называют Гвидо из Ареццо, заимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю. В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.

Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей. Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот. Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.

Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся:

Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог. Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.

А название седьмой ступени звукоряда – СИ – тоже появилось немного позднее. Оно сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой строки текста того же самого гимна. Вот такая вот история.

Кстати, мы с вами имеем возможность и посмотреть на нотную запись того самого средневекового гимна, от которого образованы названия нот, и даже можем его послушать.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий