Как научиться играть на пианино

Мастерс Пиано

Что входит в программу?

  • Основная программа обучения – более 150 уроков в курсе, начни с первого если ты новичок,
    выбирай что хочешь играть! Занятия по ритму, сольфеджио, классике и популярным мелодиям, нотные диктанты и многое другое
  • Закрепляется изученное в уроке.
    Закрепляете теорию с помощью текстов и тренажеров
  • Онлайн-чат с педагогом.
    Не получается? Проще спросить
  • Необходимые материалы.
    Ноты и справочники, все в одном месте,
    скачивай и играй
  • Рейтинги и подарки.
    Смотри свой прогресс, участвуй в конкурсах
    и получай подарки

Ты сможешь пройти обучающий курс, состоящий из 150 онлайн видео уроков. Уроки распределены по структуре курса от самых основ, к более сложным темам. Или сразу изучай то, что тебе нравится. На выбор более 50 популярных песен. После обучения ты сможешь сыграть любое произведение на пианино. Сможешь подбирать аккорды. Играть по нотам. Сможешь играть обеими руками, подбирать аккомпанемент и многое другое.

С чего начать

Чтобы звук был чистый и звонкий или мелодичный и протяжный, в каждый момент времени отражающий настроение музыки, важно с первых дней уделять внимание правильной посадке ученика. Среди музыкантов это называется «работой над аппаратом». Если не придавать значения посадке, из-за отсутствия правильного положения тела в будущем не получится отрабатывать навыки мелодичной и быстрой игры

С зажатыми мышцами невозможно играть легко и красиво. Поэтому следить за посадкой важно и для начинающих, и для опытных пианистов

Если не придавать значения посадке, из-за отсутствия правильного положения тела в будущем не получится отрабатывать навыки мелодичной и быстрой игры. С зажатыми мышцами невозможно играть легко и красиво

Поэтому следить за посадкой важно и для начинающих, и для опытных пианистов

Как проверить, правильно ли ты сидишь за фортепиано:

  • В теле должна чувствоваться легкость;
  • Стул необходимо отрегулировать по высоте так, чтобы ноги чувствовали опору и были расслаблены;
  • Спина прямая и спокойная;
  • Локти смотрят вниз и не торчат в стороны;
  • Плечи спокойные и опущенные вниз;
  • Кисти рук должны напоминать купол (будто в руке яблоко или теннисный мяч). Обе руки находятся над клавиатурой на уровне ширины плеч.

Рейтинг приложений

Помимо онлайн-сервисов, помогающих пользователям обучаться игре на пианино, существует также огромное количество различных приложений на мобильное устройство, выполняющих такую же функцию.

Наименование описание Цена Рейтинг
Пианино Представленное приложение является мини-симулятором для мобильного устройства, в котором пользователь может свободно играть на пианино, а также обучаться этому. В процессе обучения пользователь должен проходить специальные уровни, сложность которых постепенно возрастает. Помимо пианино в приложении также имеются прочие музыкальные инструменты, например, пианино.

Более того, в приложении имеется огромное количество функций, при помощи которых ученик может записывать своим мелодии, играть в мини игры. Основным преимуществом этой программы является то, что она выполнена в HD качестве.

Бесплатно, также пользователь может приобрести более расширенную версию за 149 рублей. ★★★★★
Piano Infinity Описанный инструмент является отличным самоучителем, в котором пользователь может настраивать отображение клавиатуры. Помимо этого, играющий человек также может активировать подсветку необходимых клавиш.

В приложении имеется несколько режимов, в которых звук может воспроизводиться в автоматическом режиме, полуавтоматическом режиме, а также ставится на паузу.

Основным преимуществом данной программы является то, что в процессе использования люди могут общаться между собой, устраивать различные конкурсы и заводить друзей. Более того, разработчики встроили в это приложения установки, как для правшей, так и для левшей.

Бесплатно, имеется возможность приобретения расширенной версии. ★★★★★
Piano Scales & Chords Все встроенные аккорды в данном приложении обладают максимально подробным описанием. Также, в этом инструменте имеется функция, благодаря которой владелец мобильного устройства может выставлять заметки. Помимо этого, имеются встроенная функция, которая называется «Композитор песен» и позволяет игроку без каких-либо проблем перемещать все имеющиеся аккорды.

Программа в процессе создания основывалась на фундаментальных принципах обучения игры на пианино, в связи с чем именно она сможет стать невероятно полезной новичкам в этом деле.

Также, стоит отметить, то что производитель данной игры постарался сделать ее максимально удобной и простой в использовании. Благодаря этому интерфейс приложения получился невероятно удобным и не содержит лишней информации. Практически все кнопки расположены на одном уровне, что способствует более комфортному восприятию.

Бесплатно, имеется возможность приобретения расширенной версии за 75 рублей. ★★★★★
My Piano Assistant Представленная программа отличается от тех, что были описаны выше тем, что она представляет из себя справочник всех аккордов, весов и интервалов. Приложение может самостоятельно отображать пункт формулы, основываясь на названии корня и элемента, а также показывает последовательности нот и их места на клавиатуре музыкального инструмента. Более того, выбранный элемент пользователь может прослушать.

К особенностям данного инструмента можно отнести следующее:

  • В игру разработчик встроил примерно 40 аккордов, к каждому из которых имеются инверсии;
  • Имеется встроенная функция быстрого поиска;
  • Интерфейс в приложении невероятно понятен и прост.

Необходимо отметить, что пользователь не сможет играть на пианино в данном приложении, поскольку оно является небольшим справочником, который может быть полезен в процессе обучения.

 

Бесплатно, имеется возможность приобретения расширенной версии. ★★★★★
Real Piano – Фортепиано Игра отлично подойдет, как начинающим исполнителям, так и более продвинутым. Помимо пианино в программе также имеется встроенная гитара, флейта и прочие музыкальные инструменты.

Программа включает в себя следующие встроенные функции:

  1. 88 различных ключей;
  2. Имеется мультитач;
  3. Пользователь может регулировать размер музыкального инструмента в процессе использования;
  4. Игрок может записывать свои мелодии;
  5. Имеется 7 октав.

Основным преимуществом данной программы является то, что она позволяет пользователю обучаться, при этом проводя время весело и интересно.

Бесплатно ★★★★★

Упражнение

Теперь, когда мы знаем о звукоизвлечении, правильной посадке и постановке рук на клавиатуре, октаве и названия клавиш, можно попробовать правильно сыграть маленькое упражнение. Поставим средний палец на клавишу «до» 1-й октавы, не нажимая на нее. Остальные пальцы закруглены и пассивны. Медленно поднимаем руку (начиная это движение плавным отведением локтя в сторону и вверх) над клавиатурой и опускаем ее свободным, но достаточно энергичным движением на ту же клавишу. Таким же образом поднимаем и опускаем руку поочередно на соседние клавиши в пределах 1-й октавы. Перенос руки осуществляем дугообразным движением, как бы рисуя радугу в воздухе. Можно то же самое сделать выходя за пределы 1-й октавы и уже с другими пальцами. Кстати, порядок чередования пальцев именуется аппликатурой. Правильно подобранная аппликатура облегчает преодоление технических трудностей и обеспечивает необходимое качество исполнения.

Как научиться играть на фортепиано с нуля: Читка нот. Музыкальная грамота

Музыкальная теория чрезвычайно обширна и сложна для новичка. Поэтому, стоит остановиться на изучении основных семи нот и их расположения на соответствующих нотных линиях. Данный материал проходят в каждой музыкальной школе, но для заблудших «чайников» индивидуальные занятия подойдут в самый раз, цены на уроки игры на фортепиано для начинающих демократичны. В погружении в грамоту поможет опытный репетитор (онлайн включительно), а также дисциплина «Сольфеджио», которая специализируется на изучении основ теории музыки. Для достижения результата рекомендуем использовать обучающие материалы Вахромеева, Давыдова и Варламова. Основные теоретические понятия для начинающего пианиста:

  • Мелизмы — мелодические украшения основной мелодии, существует несколько типов мелизмов (мордент, трель, группето);
  • Гамы и ладовое тяготение (мажор и минор);
  • Трезвучия и септакорды — более сложные музыкальные конструкции из 3 и 4 звуков соответственно;

Пианист должен четко и безошибочно определять разницу между следующими понятиями:

  1. Темп — основная мера скорости в музыке;
  2. Ритм и метр — ощущение пульсации музыки, а также сильных и слабых долей;
  3. Штрихи — графические знаки в нотном тексте, которые означают закрепленный за собой способ исполнения произведения (стаккато, легато, портаменто);

Наш самоучитель игры на фортепиано станет хорошим помощником в будущих тяготениях к великому и поможет научиться играть на пианино самостоятельно в домашних условиях, например Имперский марш:

Посадка за инструментом

Прежде, чем учиться играть на пианино нужно научиться правильно сидеть за инструментом. От этого зависит успешность ваших занятий. Если сидеть неправильно, тело и руки будут напряжены, и вы не сможете играть свободно, бегло, с удовольствием.

Чтобы занять правильное положение за инструментом, нужно учесть 5 пунктов:

1) Высота стула, посадки.

У людей разные антропометрические данные. При одинаковом росте у одного человека может быть вытянутое тело и короткие ноги, а у другого все наоборот. Поэтому говорить о высоте стула не совсем верно. Правильнее будет сказать о том, в каком положении должны быть руки и ноги, когда вы садитесь за инструмент.

Важно чтобы локти находились на одном уровне с клавиатурой или чуть выше нее. Локти должны быть опущены вниз, а не торчать в стороны

В то же время, между руками и телом должен быть воздух, прижимать локти к себе не нужно.

Считается, что бедра должны быть параллельны полу и перпендикулярны туловищу. Но на деле это не очень удобно и небольшие отклонения все же возможны. Для детей существуют специальные подставки под ноги, а в случае если стул не регулируется по высоте, под 5 точку можно положить несколько книг.

2) Площадь стула, которую можно занять

Садиться на всю площадь стула не стоит. Центр тяжести в таком случае распределяется не верно и это не способствует игре. Правильно занимать 1\2 поверхности стула или даже 1/3.

3) Расстояние между корпусом и клавиатурой

Расстояние между корпусом взрослого музыканта и клавиатурой составляет примерно 30 см. Однако правильнее будет положиться на свои ощущения. Рука должна быть согнута в локте так, чтобы угол между предплечьем и плечом был чуть меньше 90 градусов.

Садиться нужно примерно посередине клавиатуры, что бы нота До первой октавы находилась напротив пупка.

4) Положение ног

Ноги должны опираться на полную стопу. Голени должны быть перпендикулярны полу. Колени могут находится на одном уровне с бедрами, тогда угол в коленном суставе составит 90 градусов. Такое положение ног считается правильным, но по факту не удобно. Поэтому колени могут быть опущены ниже уровня бедер.

5) Осанка

Важно следить за осанкой во время занятий. Спина должна быть прямой, но при этом грудь не стоит выпячивать вперед

Локти разведены чуть в стороны, чтобы между ними и телом был воздух. Важно контролировать плечи — у пианистов они часто поднимаются и блокируют правильную работу аппарата. Кисти рук расслаблены.

При такой посадке вы сможете достичь беглости пальцев и глубокого, полного звучания.

Все эти пункты необходимо учитывать, но не нужно их идеализировать. Допустим, вы сели правильно и ваши ноги опираются на полную стопу, голени перпендикулярны полу. А теперь вы начинаете использовать педаль, и ваша нога стоит уже на пятке, а про голень и говорить нечего. Таких моментов будет множество, поэтому не нужно стремиться к идеалу. Главное, научиться слышать свое тело. Если вы почувствовали, что начинают болеть запястья, задумайтесь – быть может вы сидите слишком высоко или низко. Если болит шея – последите за осанкой, положением спины и плеч. Играйте так, чтобы вам было комфортно и удобно, а мышцы были расслаблены.

Как научиться играть на пианино самостоятельно

Занимаясь регулярно, в скором времени овладеете техникой выполнения простых произведений, и позже, более серьёзных

Немало важно наличие хоть какого-то музыкального слуха, ведь с ним проще повторить мелодию, уловить точность звука, но, как известно, упорством можно возможно добиться всего. Изучая, находясь дома игру, приступите с нотной грамматики

Существует семь нот, которые фиксируются на пяти линейках. Начинаются с красивой закорючке – скрипичного ключа или басового. Первичной идёт нотка «до» и пишется ниже всех нот, остальные по мере их повышения, возрастают и на линейках. Если посмотреть на сами клавиши, то увидим деление на белые и чёрные. Их количество равно по семь каждых. Начиная от нижней «до», поднимаясь через шесть других нот, это расстояние называется Октава. На всём пианино находятся всего четыре таких отрезка, и имеют свои названия: • Начинается счёт от субконтроктавы, это самая низкая по расположению и звучанию октава, как правило, её редко используют. В нотах она обозначается басовым ключом и двумя рядом стоящими точками. • Следующая по высоте, это контроктава, обозначается она так же, басовым ключом, но вместо точек, ставится цифра один. • Большая и малая октавы. Для того чтобы сыграть полностью октаву, необходимо изучить ноты и их расположение. Следующем шагом, после приобретения клавиш, обзаведитесь нотной тетрадью и парочкой сборников простых произведений.

Как играть на клавиатуре онлайн пианино?

Чтобы играть на музыку клавиатуре компьютера в режиме онлайн, применяются специальные схемы раскладки, кнопки управления которыми находятся в левом верхнем углу приложения. Раскладка – это установленная связь между кнопкой клавиатуры и музыкальной клавишей. Всего доступно две раскладки. По умолчанию, подсказки на клавишах пианино исчезают при первом нажатии. Вы всегда можете их включить, поставив галочку в поле «Показать раскладку».

Первая схема, включенная по умолчанию, является классической для современных MIDI программ. Ее длина составляет две с половиной октавы и для перехода к следующим октавам, необходимо нажимать на стрелочки «Сдвинуть раскладку» или на стрелки клавиатуры. Сам порядок клавиш тут напоминает реальное физическое пианино. То есть они расположены в привычном шахматном порядке, благодаря чему легко адаптироваться к электронному инструменту.

Вторая, является второй по популярности клавиатурной раскладкой для виртуальных фортепиано. Ее отличительная особенность заключается в том, что она охватывает все пять октав пианино и не требует переключения стрелочками. Однако, в отличие от первой раскладки, здесь клавиши расположены немного иным образом, не похожим на традиционное пианино. Также, чтобы играть на черных клавишах, нужно зажимать кнопку SHIFT.

Под звучащей в данный момент клавишей пианино всегда отображается розовый шарик. Он используется в качестве индикатора активного нажатия и горит до тех пор, пока звучит данная нота или аккорд (комбинация клавиш).

Гаммы и этюды

Игра на фортепиано требует отработки гамм и этюдов. Они нужны для разработки моторики пальцев.

Музыкальная гамма – это выстроенная восходящая или нисходящая последовательность нот внутри одной октавы (октава — расстояние между двумя нотами с одинаковым названием). Проигрывание этой последовательности является прекрасной тренировкой беглости пальцев. Когда вы учите гаммы, то нарабатываете и оттачиваете основные навыки игры на инструменте.

Самое главное – ежедневные занятия. Попробуйте сначала играть одной рукой, потом другой и только после соединить руки. Концентрируйтесь на аппликатуре — каждому пальцу соответствует определенная клавиша. Если вы нажмете ее не тем пальцем, который требует формула, то собьетесь в попытках подобрать нужный палец и упустите ритм.

При развитии гибкости пальцев одних гамм недостаточно. Поэтому для достижения лучшего результата существует вариант совмещения гамм и этюдов.

Если вы хотите начать заниматься на фортепиано, можете скачать этюды Черни. В течение многих лет педагоги со всего земного шара говорят о том, что эти этюды прекрасно подходят для развития беглости пальцев и подготавливают музыкантов к более сложным произведениям.

Если хотите добиться успеха в игре на фортепиано, нужно тренироваться много и часто. Залог успешного продвижения вперед для начинающих — ежедневные музыкальные занятия хотя бы по 15 минут. Это лучше, чем заниматься пару раз в неделю по 3 часа.

Самостоятельные занятия на инструменте можно сравнить со спортивными тренировками. Формируется мышечная память, образуются новые нейронные связи – навыки игры, которые укрепляются только благодаря систематическим повторениям.

Найдите время, когда вам никто не помешает, закрепите его в своем расписании и тренируйтесь, не откладывая занятия до выходных.

Если понимаете, что уровень вашей мотивации начинает падать, значит, вы делаете что-то неправильно. Дело либо в технических аспектах, когда нет возможности продвинуться дальше, либо в психологическом плане.

В первом случае можно обратиться к преподавателю музыкальной школы «Виртуозы», задать интересующие вопросы и разобрать сложные моменты. При условии, что это не помогло, нужно посмотреть, какие мотивы лежат в основе вашего стремления заниматься музыкой.

Если цель – выступать на концертах, записывать ролики для социальных сетей или что-то иное отложенное во времени, помните, что получение удовольствия от сегодняшней игры – фундамент, поддерживающий ваши долгосрочные устремления. Пусть получается не сразу, тем радостнее играть то, что никак не давалось на первых порах.

Как мотивировать себя

У всех бывает творческий кризис или эмоциональный спад. В такие моменты себя необходимо зарядить позитивом и найти источник мотивации. Способы могут быть самими разными, и каждый может найти свой источник вдохновения. Если вы знаете что вас вдохновляет, пользуйтесь этим. Если нет, я дам несколько советов, которые когда-то помогли мне самому.

1) Поставьте себе цель

Древняя мудрость гласит: «Когда корабль не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Помните об этом и обязательно ставьте себе цель. Нельзя браться за дело, не имея конкретной цели. Если вы хотите научиться играть на пианино, вам нужно решить чего именно вы хотите: подбирать музыку на слух, играть по нотам, а может быть вам достаточно будет выучить пару-тройку произведений? Когда вы шаг за шагом двигаетесь к цели, избежать творческого кризиса гораздо проще. Вы знаете, как должен выглядеть результат, вы видите на каком уровне находитесь сейчас. Это дает вам понимание, какие шаги осталось проделать чтобы достичь цели.

Будьте реалистами. Не берите непосильных задач. На одном энтузиазме долго не протянешь, поэтому выбирайте такие произведения, которые вы сможете осилить в достаточно короткие сроки. Идите от малого к великому.

2) Смотреть видео

Смотрите видеоролики, на которых музыкант играет вашу любимую музыку. Хорошо если на видео видны руки и клавиши. Кроме удовольствия, из таких видео можно почерпнуть не мало полезного. Но будьте разумны, не сравнивайте себя с другими музыкантами, умоляя свои достижения. Вы можете сравнивать себя только с самим собой – собой вчерашним. А легкое чувство зависти должно вас по-хорошему заводить = мотивировать.

3) Играйте под фонограмму

Массу положительных эмоций может вызвать игра под фонограмму. Это что-то вроде караоке, только вместо вокала вы играете на инструменте. Найти фонограмму, или минус, как ее еще называют, можно в интернете. Это занятие здорово развивает мелодический слух, а кроме того доставит вам немало удовольствия, смотрите сами:

https://youtube.com/watch?v=KSnZzLMu_ws%3F

Этот минус вы можете скачать тут Скачать

4) Публичные выступления

Этот пункт подойдет не всем, но попробовать должен каждый.

Выступление перед публикой – это выброс адреналина и, как следствие, стресс. Одни легко с ним справляется, а для других это трясущиеся руки, и целый день «отходняка». Люди повсюду ищут острые ощущения: кто-то прыгает с парашютом, а кто-то участвует в мотогонках… Публичные выступления имеют такой же эффект. Артисты сначала привыкают к сцене, а потом жить без нее не могут. Певец заявляет о завершении публичной деятельности, но через пару месяцев снова на сцене – в этом нет ничего удивительного.

Попробуйте выступить перед друзьями или родными. Быть может это ваш путь. К тому же, опыт выступления перед публикой, может быть полезен в обычной жизни.

Заключение

Научиться играть может каждый, главное иметь желание и упорно заниматься по 30 минут в день. Как говорят мастера фортепианного искусства: «Занимаясь каждый день, ты делаешь по одному шагу вперед. Пропустив один день занятий, ты делаешь 3 шага назад».

https://youtube.com/watch?v=9Cw4wZ0ez-U%3F

Мне нравится эта статьтя48Не нравится статья6

Учитесь по видео урокам

Кроме книг новичку полезно воспользоваться обучающими видео уроками, которые можно без труда найти в бескрайнем интернет пространстве. Такие уроки рассчитаны на разный уровень мастерства и могут быть очень полезны людям, обладающим развитой зрительной памятью. К тому же, начинающему пианисту гораздо легче повторять упражнения вслед за профессионалом.

Кроме того, эти уроки лишний раз обратят внимание на правильную посадку за инструментом и постановку рук

Важно помнить, что на весь период обучения придется самому себе стать строгим учителем, зорко следящим за процессом, не позволяющим лениться и контролирующим полноту выполнения заданий

Конечно, научиться играть самостоятельно можно, но, если после очередной неудачи возникнет непреодолимое желание все бросить, хлопнуть крышкой инструмента и порвать самоучитель, не стоит отчаиваться. Нужно просто закрыть глаза и представить себе изумление друзей и родственников, когда, в разгар веселья они вдруг замрут под звуки романтического блюза, неудержимого рок-н-ролла или одного из нежнейших вальсов, звучащих из-под еще совсем недавно таких неуклюжих, а теперь летающих словно бабочки пальцев. Как известно, терпенье и труд вознаграждают упорных. Это тоже правило.

Практика

Все известные музыканты технически сложные места сначала отрабатывают, играя произведение на поверхности стола. Слушают стук пальцев, тренируются для того, чтобы пальцы были одинаково крепкими. Если стук одинаковый, значит и звук будет одинаковый.

Для удобства объяснения упражнений пальцы пронумерованы следующим образом: большой — первый, указательный — второй, средний — третий, безымянный — четвертый, мизинец — пятый

Вот несколько упражнений без инструмента, после которых в момент игры ваши руки будут вам очень благодарны.

Упражнение 1

Представляем, что в руке тенистый мяч. Опускаем руку на стол, мысленно держа мяч в руке, опираемся на второй палец. Поднимаем и опускаем по очереди первый и третий. Повторяем несколько раз. Затем опираемся на третий палец, играем вторым и четвертым по очереди. Опираемся на четвертый, играем третьим и пятым. И в обратной последовательности.

При кажущейся простоте упражнение очень сложное. Оно помогает привыкнуть каждому пальцу действовать по одиночке в режиме многозадачности.

Упражнение 2

Чтобы развить чувствительность по очереди соединяем 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцы, и подушечками словно катаем хлебные шарики.

Упражнение 3

Как и в предыдущем упражнении соединяем 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцы, по очереди каждым пальцем с силой давим на подушечку большого пальца. Повторяем несколько раз. Это поможет сделать пальцы крепкими и послушными.

Упражнение 4

Снова берем в каждую руку воображаемый теннисный мяч и с силой давим кончиками ногтей на поверхность стола. Так укрепляется мышечная память, тело запоминает, как правильно нужно располагать руки на клавиатуре фортепиано.

Примеры построения аккордов на фортепиано

Запутались? Ничего. Просто посмотрите примеры, и все станет на свои места.

Итак, берем тональность До мажор. Основные ступени (1, 4, 5) в этой тональности – это ноты До (C), Фа (F) и Соль (G). Как мы знаем, в До мажоре знаков при ключе нет, поэтому и все аккорды в ней будут играться на белых клавишах.

Как видно, аккорд С состоит из трех нот С (до), Е (ми) и G (соль), которые нетрудно одновременно нажать пальцами левой руки. Обычно при этом пользуются мизинцем, средним и большим пальцами:

Попробуйте сыграть левой рукой аккорд С, начиная с любой ноты С (до) на клавиатуре. Если вы начнете с самого нижнего До, звучание будет не очень разборчивым.

Аккомпанируя мелодиям, лучше всего играть аккорд С, начиная с первой ноты до (С) ниже до первой октавы, и вот почему: во-первых, в этом регистре фортепиано аккорд звучит особенно хорошо и полнозвучно, во-вторых, он не включает тех клавиш, которые могут понадобиться для исполнения мелодии правой рукой.

В любом случае поиграйте аккорд С на разной высоте, чтобы привыкнуть к его внешнему виду и научиться быстро находить его на клавиатуре. Это у вас получится быстро.

Аккорды F (фа мажор) и G (соль мажор) по внешнему виду аналогичны аккорду С (до мажор), только начинаются, естественно, с нот фа (F) и соль (G).

   

Быстро построить аккорды F и G будет для вас не сложнее, чем аккорд С. Когда вы будете играть эти аккорды на разной высоте, вы хорошо усвоите, что клавиатура фортепиано — это просто целая серия повторений одного и того же фрагмента.

Это как если бы перед вами были выстроены в ряд восемь одинаковых печатных машинок, только с лентой разного цвета в каждой из них. Можно напечатать одно и то же слово на разных машинках, однако выглядеть оно будет по-другому. Из фортепиано тоже можно извлечь самые разные краски, в зависимости от того, в каком регистре вы играете. Всё это я рассказываю для того, чтобы вы поняли: научившись «печатать» музыку на одном небольшом отрезке, вы затем сможете по своему желанию пользоваться всем звуковым объемом инструмента.

Сыграйте аккорды С (до мажор), F (фа мажор) и G (соль мажор) столько раз, сколько вам понадобится, чтобы находить их не более чем за две-три секунды. Сначала ищите нужное место на клавиатуре глазами, потом располагайте пальцы на клавишах, не нажимая их. Когда вы обнаружите, что ваша рука занимает нужную позицию почти мгновенно, начните действительно нажимать клавиши

Это упражнение важно, чтобы подчеркнуть значение чисто зрительного аспекта в игре на фортепиано. Как только вы сможете зрительно представлять то, что вам нужно сыграть, проблем с физической стороной игры не будет.

Теперь возьмем тональность Соль мажор. Вы знаете, что при ключе в ней один знак – фа-диез (f#), поэтому аккорд, который попадает на эту ноту, мы играем с диезом, а именно аккорд ре-фа#-ля (D)

Время приступать к практике

Давайте теперь немного попрактикуемся на примерах. Вот вам несколько примеров песен, написанных в разных тональностях. Не забывайте про ключевые знаки. Не спешите, все успеете, играйте сначала каждой рукой отдельно, а потом соединяйте их вместе.

Сыграйте мелодию медленно, нажимая аккорд каждый раз вместе с той нотой, над которой он указан.

Когда вы несколько раз сыграете песню и добьетесь того, что без труда и достаточно непринужденно будете сменять аккорды в левой руке, можете попробовать строить один и тот же аккорд несколько раз даже там, где он не обозначен. Позже мы познакомимся с самыми разными способами исполнения одних и тех же аккордов. Пока же ограничьтесь тем, что играйте их или как можно реже, или как можно чаще.

Я надеюсь, у вас все получится

https://youtube.com/watch?v=8x4NPPn8rwA

Онлайн-школа фортепиано MuzVideo2

Если Вы только начинаете изучать инструмент, то не стоит сразу хвататься за изучение нотной грамоты. Попробуйте начать с аккордов: трезвучий, септаккордов. Гораздо больше пользы даст на начальном этапе игра простого аккомпанемента на основе трезвучий, чем попытка заучить, где на нотном стане скрипичный ключ, где басовый и как работают диезы и бемоли. С помощью аккомпанемента Вы быстро научитесь играть простые песни, музицировать от души и радовать своих близких знакомыми им песнями.

Осваивая уроки пианино онлайн Вы всё постигаете постепенно и без спешки в любое удобное время. Ведь нет ничего проще, чем смотреть и повторять, поэтому видео уроки на пианино — это, пожалуй, лучшее начало! По видео Вы сможете получить весь набор необходимых Вам знаний гораздо быстрее и понятнее, чем изучая любую литературу

Важно, чтобы преподаватель, проводящий занятия, мог объяснять все просто без лишних терминов, понятным языком, вникая при этом только в необходимый набор знаний на текущем этапе изучения

Какие бывают упражнения для фортепиано

А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, – их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.

Для начала давайте правильно сядем за инструмент.

Сели на половинку стула, ноги вперед, под педали. Просто положите руки на клавиатуру и отметьте расстояние от корпуса до пианино. Вы должны сидеть на расстоянии  вашего предплечья. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая. Сели? Ну и отлично. А теперь займемся руками.

Постановка рук на фортепианной клавиатуре

Можно начать с любой руки, без разницы. Кисть должна быть той формы, когда ваша рука расслаблена и висит вдоль туловища

Вот опустите сейчас руку, расслабьте ее и обратите внимание на кисть, какой она формы, какие пальцы. Перенесите руку в этом же состоянии на клавиатуру – красивую, расслабленную

Перенесли? А теперь представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий,  цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал),  а вся рука свободна.

Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Можете большим пальцем и мизинцем прикоснуться к ней примерно на расстоянии 5-6 белых клавиш. Поиграйте какую-нибудь клавишу средним пальцем (он у нас третьим считается), а потом крайними пальцами – первым и пятым.

Полезно играть квинты крайними пальцами обеих рук. Квинта – это пять клавиш. Играйте пока по белым, например – от ДО до СОЛЬ, или от РЕ до ЛЯ. Просто поставьте  мизинец левой руки на ДО, а большой – на СОЛЬ.

Постановка левой руки на квинту

А правой – большой палец – на клавишу ДО, а мизинец – на СОЛЬ. Нажимайте одновременно, красиво переносите руку на другие квинты.

Постановка правой руки на квинту

Вот как-то так. При регулярных занятиях вы очень скоро уже не будете задумываться о правильной посадке, а просто доведете до автоматизма все свои действия.

Разновидность упражнений – арпеджио

Следующий вид упражнений для фортепиано – технический. Как играть гаммы – я вам писала на прошлом уроке. А сейчас попробуем усложнить задачу и сыграть арпеджио. Трудное слово? Дословный его перевод – «играем, как на арфе». То есть арпеджио – это поочередное нажатие клавиш по какому-либо аккорду. Очень популярно арпеджио в качестве аккомпанемента в левой руке. Но про аккомпанемент чуть позже. А пока просто поиграем арпеджио по звукам тонического трезвучия до мажора.

Левой рукой:
Аппликатура до мажорного арпеджио для левой руки

 И правой:
Аппликатура до мажорного арпеджио для правой руки

 Если кому-то интересно, то в нотах это безобразие выглядит так:

Арпеджированное тоническое трезвучие в до мажоре

 Обратите внимание, что ноты для левой руки написаны в двух ключах – так часто бывает, когда приоритетным становится удобство восприятия.

И еще один вид арпеджио

Он играется тоже по тоническому трезвучию, но несколько по-другому – группировкой. Сначала – ДО, МИ, СОЛЬ, ДО, потом  меняем ноты местами и играем то же трезвучие от ноты МИ. То есть – в обращении. Получается МИ, СОЛЬ, ДО, МИ. Следующая группа – СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ и т. д. В нотах это выглядит так:
Арпеджио тонического трезвучия с обращениями в до мажоре

А чтобы вам было более понятно, как играть это арпеджио на пианино, предлагаю посмотреть видео:

Обращение аккордов

Теперь, нам просто необходимо научиться обращать аккорды. Это важнейший навык, который необходим для комфортной и мелодичной игры.

Обращением аккорда называется перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Посмотрите, как будет меняться аккорд До мажор:

Обращение может быть выполнено и в обратном направлении:

Каждое обращение трезвучия имеет свое название, но я не буду углубляться в теорию и с вашего позволения, аккорды из 3 звуков буду называть трезвучиями. А кому интересно узнать об этом больше, читайте здесь.

Теперь, когда принцип ясен, нам нужно научиться бегло обращать септаккорды.

Вы уже обратили внимание, что септаккорд состоит из терций, а каждое его обращение включает в себя еще один интервал – секунду. От того где располагается секунда – в основании, в центре или в вершине – зависит фонизм аккорда

Искусство игры на фортепиано: Механика и принцип извлечения звука

Детально знакомимся с механикой инструмента, чтобы понять физические особенности извлечения звука и процесс:

  1. Нажим клавиши — молоточек ударяется в три идентичных струны;
  2. От физического воздействия струны вибрируют (звучат);
  3. Если клавишу отпустить — специальный механизм заглушит струну;
  4. В случае если клавишу придержать, струны будут звучать, пока не перестанут вибрировать.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Демонстрацию механики фортепиано следует проводить на рояле, поскольку там наглядно просматривается внутреннее строение инструмента.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий