Дизайн консолей playstation: от худшего к лучшему

Вес

Рвём и мечем… картон

Курьер передает заветную посылку, и первое, что осознаешь — коробка большая и довольно увесистая. В сети нам не врали. Срываем всё лишнее — и вот она.

Стоит взять её в руки, сразу понимаешь: перед нами не просто прямой конкурент Xbox, а прямая противоположность. Отличия есть даже в упаковке. Если приставка от Microsoft к нам приехала в плотном картоне и с Мастером Чифом во всю заднюю сторону, то тут тонкий глянцевый картон и только фотографии системы — ничего лишнего.

Не будем тянуть, вскрываем. И снова отличия. Сразу под крышкой мы находим ещё одну картонную упаковку, на этот раз белого цвета. На ней логотип PlayStation. Вскрывается тоже не так эффектно, как у конкурента — сразу видно: весь бюджет ушел на технологии. Открыл крышку и на тебе — целлофановый пакетик с DualSense внутри. Отложим пока его в сторону, достаём приставку. А вот виновницу торжества Sony упаковала как следует. Для безопасной транспортировки консоль зажата двумя картонными полубоксами и к тому же обернута в плотный целлофан. Даже пахнет новыми приключениями!

Также в коробке можно найти несколько кабелей: HDMI 2.1, провод для подключения питания и USB Type-C, чтобы заряжать новенький геймпад. А вот в Microsoft, если помните, на Type-C поскупились. Впрочем, радоваться фанатам Sony тоже рано: кабель в длину менее полутора метров. Так что, тем, у кого нет розетки рядом с диваном, придётся страдать.

Наконец, подставка. Пластиковый кругляш с резиновыми вставками и болтик для его крепления.

Вот он, великий и ужасный (или прекрасный, кому как нравится) DualSense лежит в целлофановом пакетике. По ощущениям геймпад немного больше геймпада Xbox Series X. А что по весу? Сравниваем: 287 грамм у у контроллера Microsoft против 282 грамм у DualSense. Внешность, как обычно, оказывается обманчивой.

Момент истины, достаём саму консоль! И сразу измеряем: в высоту — 39 см, в ширину и глубину — 26 и 10,4 см.

Нам на обзор приехала версия с дисководом, а без него приставка гораздо тоньше. И сразу ставим пациента на весы — 4,9 килограмм. Новый Xbox, напомним, весит 4,8 килограмм. Практически паритет, несмотря на внушительные габариты PS5.

Водружаем на полку подле телевизора. По сравнению с предыдущим поколением — настоящий гигант.

Смотрим, что есть из разъемов. Спереди кнопки для включения приставки и извлечения диска. Рядом два USB: Type-C и Type-A. Сзади приставки — ещё пара USB, HDMI 2.1, Ethernet и разъём питания. Не забыли и про Kensington Lock, чтобы консоль не утащили домочадцы. Тут, в общем, всё как у Microsoft.

⇡#Лаконичней, удобней, быстрей

PS4 / PS4 Slim vs PS4 Pro

Неожиданный поворот на CES 1989.

Итак, контракты подписаны, разработки начались. Итогом работы должна была стать игровая приставка использующая как картриджи так и CD и называться Play Station. И вот на CES 1989 должна была демонстрироваться  совместная приставка Nintendo и Sony.

«International Consumer Electronics Show (CES) — Международная выставка потребительской электроники»

Всё казалось бы шло прекрасно, но только Nintendo не устраивало положение, в котором Sony будет иметь определённый контроль над играми. Дело в том, что по заключённым контрактам выходило что Sony и Nintendo являются издателями игр, а разделение  происходит по физическим носителям игр. Т.е картриджи за Nintendo и диски в свою очередь за Sony. А самый главный смысл здесь в том, что если какая либо из нитендовских игр будет выпускаться на диске, то права на игру соответственно переходят к Sony. И если диски в будущем окажутся популярными, то практически вся игровая коллекция Nintendo окажется у Sony. Вот именно об этом и задумался крепко Хироси Ямауто (глава Nintendo) незадолго до выставки. Это его явно не могло устроить. Теперь то конечно видно, что предчувствие его не подвело. Вот только поступил он жутко некрасиво.  На выставке должно было быть объявлено о сотрудничестве между компаниями Sony и Nintendo, но вместо этого Говард Линкольн объявил о партнёрстве с Philips, с которой они уже успели заключить соглашения буквально перед выставкой. Можно только себе представить состояние руководства Sony и особенно Кутараги. В шоке пребывала не только Sony, но и все бизнесмены Японии. Ведь невыполнение своих обязательств для японской бизнес этики просто немыслимы. Тем более когда одна японская компания «кидает» другую, да в пользу европейской. Такого ещё в истории не происходило.  Особенно тяжко пришлось Кутараги ведь весь этот проект был сугубо его инициативой.

Кнопки

Учитывая, что PlayStation Classic повторяет дизайн первой «плойки», на коробе есть кнопки. И если в оригинальной версии они все использовались по назначению, то к «классической» возникают вопросы. Судите сами: на Classic размещены кнопки Power, Reset и кнопка открытия лотка с диском. И если первые отвечают, по сути, за то же, за что и раньше, — включение и выключение консоли, а также за выход в глобальное меню (в оригинальной версии Reset перезапускала игру с диска), то кнопка открывания лотка лишь имитирует открывание лотка. Нет, серьёзно! Это нужно, чтобы программно запустить внутри игры «второй диск». Напомним: все игры по дефолту зашиты в память. Проще говоря, кнопку иногда просят понажимать… просто чтобы понажимать. Без особого смысла.


Сообщение, которое выскакивает на экран, когда жмёшь кнопку Open без надобности

Но если эта деталь хотя бы забавная и в чём-то ностальгичная, то в других характеристиках консоли есть и куда более сомнительные решения. Речь об аппаратном и программном обеспечении.

Видеокарта

Дашборд

Процессор

PS4 характеристики

Nintendo Wii – еще один тип консоли

В свое время Nintendo Wii произвела революцию в игровом мире. Разработчики предложили отойти от привычных всем геймпадов и создали уникальную систему управления Wiimote.

Эта система «видит» контроллер в руке игрока, распознает его положение в пространстве и в зависимости от этого позволяет управлять игрой. Нужно, например, отбить бейсбольный мяч – делайте взмах рукой, как будто действительно отбиваете его. Приставка это «увидит» и ваш игрок на экране сделает то же самое.

Раньше действительно это было круто, хотя сейчас это всем надоело. К тому же, нет крутых игр, в которые можно было бы поиграть, используя Wiimote. Все игры на Nintendo Wii – с унылой старой графикой и надоевшим геймплеем, так что сама приставка постепенно теряет свою популярность. Большинство игроков отдают предпочтение PlayStation 3 и Xbox 360 с навороченными играми с революционной графикой и геймплеем.

Разница между двумя вариантами PlayStation 5

Использование привода в качестве плеера Blu-Ray

Кроме игр, дисковод на стандартной версии заодно будет работать как плеер Ultra HD Blu-ray. Это даёт некоторые преимущества.

В частности, вы сможете сэкономить на отдельном плеере. Плееры Sony Ultra HD Blu-ray стоят от $200, в результате вместе с Digital Edition выйдет дороже, чем если купить стандартный вариант PlayStation 5.

Как отсутствие дисковода повлияет на игры?

Некоторые геймеры уже перешли на цифровые покупки, поскольку в таком случае игры не занимают физического места. Некоторые геймеры предпочитают использовать диски. Это позволяет экономить место на жёстком диске и заниматься коллекционированием.

Наличие физических носителей позволяет хранить большее их количество одновременно. Предположительно, игры для PlayStation 5 будут занимать на жёстком диске от 26 Гб до 150 Гб.

Если в среднем игра будет весить 43,5 Гб, можно будет установить на версию Digital Edition 19 игр без дополнений. После этого придётся покупать дополнительное хранилище. Если вы предпочитаете устанавливать на консоль сразу много игр и расширений для них, место может кончиться очень быстро.

Требования PlayStation Network и PlayStation Plus

Без диска все игры и другой мультимедийный контент на Digital Edition покупаются только в цифровой форме. В результате будет необходима учётная запись PlayStation Network.

Подписка PlayStation Plus также требуется для стандартной версии PlayStation 5, если вы хотите играть в сети. Каждый месяц здесь есть бесплатные цифровые игры.

Звук

Как и в Series X, за звук PS5 отвечает отдельный чип. Но если Microsoft опирается на обкатанные технологии сторонних разработчиков, то Sony изобретает свои.
Её чип называется Tempest 3D Audio — и это, пожалуй, одна из самых загадочных частей PS5. По словам Марка Церни, процессор построен на графической архитектуре AMD и может обсчитывать сотни источников за раз против 32 у той же Dolby Atmos. На презентации Марк говорил о возможности расположить звук каждой капли дождя и получить невероятную звуковую детализацию в играх

Правда, сам же Церни оговорился, что использовать все возможности чипа надо с осторожностью, так как он может съесть до 20% пропускной способности консоли.

Помимо этого, Sony решила переизобрести «виртуальный звук вокруг». Ради этого она провела серию экспериментов, измерила то, как люди воспринимают звук, вывела несколько типовых вариантов и добавила их в PS5

Насколько технология окажется выше по качеству той же Dolby Atmos или DTS:X, сложно сказать. Но, что приятно, заработают фишки с любыми наушниками, колонками и телевизорами. В пролёте останутся только обладатели беспроводных «ушей» с фирменными донглами.

Кен Кутараги,System G и Famicom.

Кен Кутараги — человек из-за которого вся эта история и началась. В сентябре 1984 года на одном из заводов Sony, Кутараги стал свидетелем технического чуда того времени. На экране было лицо человека, которое в реальном времени  легко меняло форму при использовании кнопок управления. Оно легко изменяло свой размер, перемещалось и т.д. Всё это выглядело просто потрясающе и  произвело очень сильное впечатление на Кутараги. Называлась это чудо «System G»и позволяла эта система накладывать текстуры на трёхмерные объекты в реальном времени. Такая система требовала больших вычислений, и создана была для обработки трёхмерных моделей, используемых например для телевидения. 

Как известно в первой половине восьмидесятых была очень популярна Nintendo Famicon ( Денди по нашему ). Кен быстро представил себя чтобы получилось если развить Famicom до возможностей System G. Впоследствии по его словам он никогда не видел такого чтобы изображение и объекты свободно перемещались и трансформировались  в зависимости от нажатых кнопок управления.

«Какие мощные игровые машины мы сможем создавать используя эту технологию.»  Кен Кутараги, вдохновлённый от увиденного.

В этот момент и зародился концепт будущей системы Playstation: графический компьютер, использовать который может кто угодно. И впереди Кутараги ещё предстояло решить задачу как сделать такую систему доступной массовым потребителям.

Между прочим Кутараги не просто интересовался графикой, темой его исследований в университете было — применение компьютерной графики в медицинском оборудовании. Так что ему как инженеру было чему удивляться.

Благодаря своей дочери, которая очень любила Famicon Кутараги увидел большое будущее за видео играми. Но консервативно настроенное руководство компании считало видео игры явлением не больше чем временным. К тому же наверное главным аргументом здесь был неудачный проект компьютера Sony MSX. Кутараги по своему вспоминает об этом:

«В 1983 году я купил своему двухлетнему сыну Famicom. Однажды ради забавы решил провести эксперимент на бизнес перспективы. Я  посадил своего сына между MSX и Famicom и наблюдал за ним ожидая, что он выберет. Выбрал он Famicom. В неё играть ему было намного интересней. Я и сам был искренне впечатлён Famicom.»

Вскоре представился и случай, Nintendo объявила о необходимости создания для её новой приставки звукового чипа. Кутараги, работавший на тот момент инженером в Sony, предложил свои услуги Nintendo. Те согласились, Кутараги приступил к работе, однако здесь есть очень интересный момент: всё это делалось без осведомления руководства Sony. А всё тайное рано или поздно становится явным, и это чуть-чуть не стоило инженеру его работы, ибо руководство было просто в бешенстве когда это всё всплыло наружу. Хотя трудился он над чипом в нерабочее время.Только благодаря гендиректору Sony Нориа Ога ,Кен Кутараги избежал увольнения и продолжил работу над чипом. Именно Кутараги в 1988 г уговорил впоследствии руководство Sony работать с Nintendo создавая для неё привод. Проект который возглавил Кен получил название Super NES. Кстати звуковой чип SPC-700 (который использовался в 16 битной super nintendo ) в итоге вышел превосходным.

⇡#Игры — есть!

Внешний вид

Внешне PS5 кардинально отличается от Xbox Series X. Если последний — это утилитарный «кубик», то PS5 будто сошла с экранов фантастических фильмов 2000-х годов. Впрочем, о дизайне новинки к этому моменту не высказался только ленивый, поэтому будем оперировать фактами.
Первое: PS5 огромна. Она на треть больше Series X, а в высоту — почти 40 см — дотягивается до обычных компьютерных корпусов mATX. Второе: в плане материалов Sony, похоже, наступит на те же грабли, что и с первой версией PS4. Лицевая часть прикрыта гладким глянцевым пластиком, и многие наверняка вспомнят, как хорошо он собирал пыль и покрывался мелкими царапинами на PS4. Впрочем, с боковыми панелями всё нормально — они матовые и съёмные. А значит, в продаже появится огромное количество кастомных вариантов.

По обвязке консоль напоминает конкурента. На лицевой панели стоят дисковод и два USB-порта, один из которых Type-C. Сзади — ещё два USB 3.0, HDMI 2.1, вход для двойной вилки кабеля питания и LAN. Отметим также, что PS5 получит WiFi 6, а не WiFi 5, как Series X. Потенциально это положительно скажется как на скорости закачки по воздуху, так и на пинге в сетевых играх.

Возможности новой консоли

Чем еще может похвастаться новый PlayStation 4? Характеристики уже рассмотрены, дизайн тоже, осталось увидеть новые возможности программного типа. А здесь тоже есть где разгуляться:

  • Приставку сделали максимально удобной для разработчиков новых игр, значительно сократив время, необходимое для их создания, а также их бюджет. Это позволит даже небольшим компаниям-разработчикам игр продвигать свои творения среди геймеров с минимальными усилиями. Как следствие, игровая индустрия получит серьезный толчок к развитию.
  • Пока игра загружается из PlayStation Store, вам не придется со скучающим лицом сидеть и смотреть на полоску загрузки. Теперь есть возможность начинать играть в цифровую версию игры уже в момент ее загрузки.
  • Вы можете обновлять программное обеспечение даже в тот момент, когда консоль отключена.
  • Теперь появился новый режим «интеллектуальной паузы». Он позволяет продолжить играть с того момента, с которого вы закончили игру, сразу после включения консоли. А это значит, что даже недостаток времени не помешает вашему продвижению в игре – вы можете поставить на паузу, выключить консоль, а затем, включив ее, продолжить играть с того же места.
  • Теперь появилась новейшая система Gaikai, которая даст вам попробовать поиграть в игру в магазине перед тем, как ее покупать. Ведь никому не хочется покупать кота в мешке, не так ли?
  • Вы можете в реальном времени смотреть, во что сейчас играют ваши друзья.
  • В магазине теперь можно сразу увидеть список ваших рекомендаций. Он строится исходя из ваших покупок в PlayStation Store, что, согласитесь, очень удобно.
  • Теперь есть новый сервис Ustream, который позволяет стримить игры в реальном времени. А если вы столкнетесь с трудностями, то вы легко можете попросить помощи у друзей, которые подскажут вам, как лучше пройти тот или иной момент игры.
  • Меню консоли теперь многозадачно: прямо во время игры вы можете использовать и другие приложения, например, выходить в Интернет.
  • При помощи специальных приложений PlayStation App вы можете подключиться к консоли при помощи PlayStation Vita и PS Vita TV. Кроме того, вы можете подключиться к консоли и при помощи телефона.
  • В комплекте с консолью идет стандартная гарнитура и жесткий диск на 500 Гб, который при желании можно заменить на любой другой.
  • В консоли наконец отменили региональные ограничения, так что больше в не будете сталкиваться с такими буквами, как PAL и NTSC.

Цена

Вернёмся к цене и ПК. Если собирать системник конкретно за цену консоли от SONY, то поместить на борт получится примерно следующее: какой-нибудь AMD FX 4-ядерный или такой же «Атлон», карту на 1 гигабайт памяти и 4–6 гигабайт оперативки (можно и 8, конечно, взять, но это будет морально устаревшая DDR3). Нетрудно догадаться, что, если собрать такое чудо техники, проблема эксклюзивов сразу уходит в сторону. Хотя как посмотреть. Может начаться гонка за эксклюзивами прошлого десятилетия.

4. Удобство

Кто бы что ни говорил, но консоль — это реально удобно. Включил её, взял геймпад — и играешь. Всё. Тебе не нужно подкручивать настройки графики по ста сорока восьми пунктам в надежде выжать приемлемый FPS и картинку немного чётче, чем зеркало в ванной после горячего душа. Не нужно переживать из-за уровня оптимизации (пример с «Бэтменом» уже рассмотрели, и он далеко не единичный). Есть неприятная деталь, присущая практически всем портам: это разметка кнопок. Они всегда размечены под контроллер, и игроку приходится привыкать, что на его клавиатуре нет кружка, квадратика и треугольника; нет у него и стиков.

Консоль прекрасно помещается на полочку и не шумит, не требует дополнительного охлаждения и прочих прелестей ревущего системника, который задыхается в погоне за дополнительным FPS. Кроме этого, не слетят у тебя никакие шрифты, и от этого игру не заглючит, не удалятся какие-то библиотеки Microsoft, игра не заявит после установки, что не хватает какого-то файла, и тебе не придётся гуглить, что же это за файл такой, где его скачать и куда закинуть.

5. Жизненный цикл

PlayStation — это надёжность и стабильность. Цикл жизни её консолей составляет около семи лет, на протяжении которых качество игр только возрастает. Понятно, что, имея топовый ПК, примерно те же лет 7 можно не париться, но в топовом ПК одна видеокарта будет стоить как две консоли. Процессор — ещё как полторы. Если же брать сегмент среднего уровня, то выходит, что видюху нужно менять примерно раз в 3 года; примерно с такой же регулярностью нужно докупать оперативную память. Насобирал денег и купил GeForce 1080? Вроде бы всё отлично, но это уже устаревшая карта, несмотря на цену в $700–800.

6. Оптимизация

Так или иначе об оптимизации было написано уже немало, но это очень важный нюанс для игроманов. Плохая оптимизация может убить любой шедевр. Вот пример. ПК, собранный из комплектующих, практически точно копирующих PlayStation 4: Rise of the Tomb Raider в разрешении 4к показывает целых 10 FPS, Deus Ex: Mankind Divided — 1. Реально, одна целая две десятых FPS. Почему же PlayStation 4 справляется с поставленными задачами? Неужели магия? Ну, знаешь, практически. Просто крупные разработчики ориентируются прежде всего на рынок консолей — что там будет с игрой после порта, в каком виде её подадут к столу ПК-бояр, вообще никого не волнует. Ведь им там и так очень весело среди безграничного разнообразия индюшатины.

7. Есть онлайн и нет читеров

Поговаривают, что когда-то в онлайн-играх не было читеров, потому что все сидели в одном ночном игровом клубе, и за iddqd или mp_gravity можно было и люлей получить. Сегодня невозможно найти игру или хотя бы отдельный сервер, где не было бы мамкиных хакеров. Это если ты играешь на ПК. У PlayStation 4 таких проблем нет. Только представь: мир, свободный от читеров! Звучит невероятно, кажется больной фантазией, глупой мечтой, но это реальность. Поиграть нормально в Battlfield или тем более в Tekken, Soulcalibur или Mortal Combat вполне можно, но нужна PlayStation.

Кстати о Tekken, Soulcalibur и Mortal Kombat. Очевидно, что это одни из лучших файтингов из существующих в данный момент на рынке. Их механики и персонажи оттачивались десятилетиями и адаптировались под игру на геймпаде. Страшно вспоминать детство, когда приходилось играть с другом на портированные игры на одной клавиатуре. Пора бы забыть этот кошмар и получать удовольствие от игры на удобном геймпаде.

Если хочется как-то подчеркнуть свой стиль, то можно выбрать особый Dualshock 4. В комплекте обычно идут простые чёрные, но при покупке геймпада отдельно открывается огромное разнообразие. Тут и более классический белый или матовый, прозрачный, цвета хаки или прямо как камуфляж. Есть джойстики, стилизованные под хитовые игровые тайтлы: в стиле Resident Evil, например, или «Ведьма»-геймпад с очень интересным артом. Зачастую стоят они как обычные или ненамного дороже.

Эмуляция

По сегодняшним меркам консоль PS1, безусловно, является устаревшей во многих отношениях. Первая версия по своим техническим данным уже не актуальна на рынке игровых приставок. Но, несмотря на это, есть немало энтузиастов, которые ценят достоинства первых игр, запускавшихся на этой приставке. Для этого разрабатываются специальные эмуляторы, позволяющие запускать такие игры на системе Windows

При этом важно учитывать, что джойстик Sony Playstation 1 может не потребоваться, а карты памяти могут читаться далеко не всеми версиями эмуляторов

При выборе такой программы следует учитывать обращать внимание на следующие нюансы:

  • Возможность совместимости с широким спектром игр для PS1.
  • При необходимости возможность игры через Сеть.
  • Поддержка новейших версий плагинов.
  • Уже отмеченная возможность эмуляции карт памяти.
  • Загрузка из образов диска.

Предыстория

Оказывается, игровая приставка Sony PlayStation 1 имеет довольно обширную историю формирования и попадания на рынок. Стоит сразу сказать, что она прослужила верой и правдой почти 12 лет. За все время было продано 102,49 миллиона экземпляров.

А началось все с идеи создать такую консоль, которая появилась в уме разработчиков в 1986 году. Глядя на попытки конкурента создать устройство, поддерживающее диски, японцы тоже пытались работать в этом направлении. Главной проблемой, с которой тогда столкнулись большинство производителей, являлся носитель

Оказывалось, что информация, записанная на магнитный диск, легко стиралась, что, соответственно, привлекало и внимание пиратов

Со временем появился расширенный стандарт CD-ROM, над которым работала Sony и Philips

CD-ROM/XA привлек внимание Nintendo, которые как раз и внедрили идею создания консоли на дисках. Они решили обратиться к «Сони» с деловым предложением

Такое доверие было вызвано тем, что будущий «отец PlayStation» давно помогал конкурентам и предложил перейти им на фирменный процессор.

Такое сотрудничество подтолкнуло Кэна Кутараги к мысли о создании своей консоли, которая могла бы быть синхронизирована с продуктом от Nintendo. Приставка должна была не только воспроизводить диски, но и поддерживать картриджи от конкурента. Чтобы поддержка состоялась, необходимо было поработать над новым форматом для дисков SNES-CD.

Playstation 2

Новая версия игровой приставки была выпущена спустя шесть лет после выхода первой (такая периодичность, 6—7 лет, сохраняется до сих пор). Продажи начались в марте 2000 года, производство завершилось только в январе 2013 года. За это время продали 155 млн приставок — это рекордный показатель среди вообще всех игровых приставок. Основным конкурентом Playstation 2 была выпущенная на год позже Microsoft Xbox, но их продали в количестве всего 24 млн штук.

Основным плюсом Xbox, которого изначально не было в приставке от Sony, стала поддержка онлайн-игр. Тем не менее спустя пару лет поддержка онлайн-игр добавилась и в Playstation 2. Приставка, в отличие от предыдущей модели, поддерживает уже не только CD, но и DVD — появилась и поддержка воспроизведения видео. Еще из важных особенностей — Playstation 2 поддерживала игры и от первой версии, что позволило сохранить пользователей оригинальной PS.

Фото: commons.wikimedia.org

Технические характеристики у PS2 ожидаемо сильно улучшились. Процессор тут теперь работал на частоте в 295 МГц, оперативной памяти было 32 мегабайта, видеопамяти — 4 мегабайта. В отличие от Xbox, в Playstation 2 по-прежнему не было жесткого диска, что в принципе было существенным недостатком — но на продажи приставки, как мы видим, не повлияло.

Каковы преимущества PlayStation4 Pro

В то время как Pro в настоящее время продается дороже на 100 долларов, чем уменьшенная версия, ее более мощное оборудование позволяет ей запускать определенные игры с разрешением 4K или с разрешением выше 1080 пикселей. Некоторые игры могут также получать улучшения частоты кадров или могут отображать более высокого качества графику.

В то время как его преимущества наиболее очевидны в сочетании с 4K телевизором, она способна выдавать суперсэмплинг в определенных игр на дисплеях 1080p. Суперсэмплинг — эффективная форма сглаживания, которая удаляет нежелательные крайние грани из видео playstation.

Изображение Pro версии консоли

Оценка сообществом геймеров

Модель проверена временем и целыми поколениями геймеров, которые благозвучно отзываются о приставке. В частности, отмечается ее живучесть, ремонтопригодность, надежность и функциональность – разумеется, по сравнению с конкурентной продукцией того времени. К слову, приставка от «Сони» стала одной из первых, которые позволяли проигрывать и музыкальные CD-диски. В плане стоимости мнения владельцев не так благосклонны к Sony Playstation 1. Цена во время ее популярности на российском рынке варьировалась от 3 000 до 4 000 рублей. На текущий момент приставку можно приобрести или в состоянии б/у или за границей. В первом случае она может обойтись в 1 500 – 2 000 рублей, а во втором из-за дополнительных расходов приблизительно в 5 000 руб. —

⇡#Глава III. PlayStation Portable. Карманный медиацентр с классными играми

Sony в эпоху PlayStation 2 не только доминировала на рынке домашних платформ, но и оказалась единственной, кто смог навязать хоть какую-то конкуренцию Nintendo на поле портативных консолей. Правда, больше никто и не пытался, но всё-таки. «Большая N» властвовала там единолично — и пусть PlayStation Portable почти вдвое отстала от Nintendo DS по продажам (~80 млн устройств против ~150 млн), но, как по мне, для первого раза это весьма достойный результат.

PSP вышла 12 декабря 2004 года в Японии, 24 марта 2005-го добралась до США, а 1 сентября наконец-то прибыла в Европу. Устройство во всех регионах продавалось достаточно бодро, несмотря на довольно высокую стоимость — в PAL-регионе она составляла 249 евро. Sony, конечно же, вновь представила новый формат носителей — на этот раз мини-диски UMD, на которых выходили не только игры, но и фильмы с сериалами вроде «Доктора Кто» и британской версии «Офиса». Sony хотела не просто портативную игровую консоль, а медиацентр, умеющий проигрывать фильмы и музыку.

Дизайнеры Sony даже портативке старались придать вид премиум-продукта

PlayStation Portable на голову превосходила DS технически, за что устройство частенько называли карманной PlayStation 2. По качеству библиотеки она не слишком-то проигрывала своей старшей сестре — на PSP вышло немало классных эксклюзивов. Одна Metal Gear Solid: Peace Walker чего стоит — полноценная и каноничная часть серии, многие идеи которой потом переедут в Metal Gear Solid V. Square Enix подарила консоли две уникальные «финалки»: Crisis Core: Final Fantasy VII, приквел «семёрки», и Final Fantasy Type-0. Первая так и не выбралась за пределы портативки, а вторая всё-таки вышла на ПК, PS4 и Xbox One. «Карманный» Кратос в двух God of War умудрялся давать в щи богам с таким эпичным размахом, что даже домашние выпуски иногда завидовали. Немалую роль в популярности PSP сыграла и Monster Hunter. Эта серия вообще в одно лицо способна продавать любые консоли, что в очередной раз доказала, однако в дальнейшем она переберётся к Nintendo и будет помогать уже 3DS.

Впрочем, несмотря на то, что консоль хорошо справлялась с трёхмерными играми, наличие одного стика было не слишком удобным. Думаю, если вы проходили Type-0 или MGS: Peace Walker на других платформах, то замечали, что работа камеры в них оставляла желать лучшего. Это была, пожалуй, проблема всех проектов для PSP — не ужасно критичная, но раздражающая.

Sony вложила в свою первую портативку очень много сил — и это окупилось. Несмотря на высокую по сравнению с конкурентом стоимость, PSP охотно покупали, а сама консоль никогда не испытывала недостатка в играх, собрав хорошую библиотеку эксклюзивов. Закончился праздник девять лет спустя — в 2014 году PlayStation Portable сняли с производства. Хотя на протяжении жизненного цикла консоли компания всё-таки один раз оступилась, выпустив в 2009-м странную PSP Go. Из «кирпича» консоль стала слайдером, лишилась привода для UMD, да и в целом при взгляде на устройство появлялся вопрос: «Что ты такое?» Продавалась эта версия из рук вон плохо.

PlayStation Portable показала, что Sony способна воевать на два фронта, даже если соперник — это монополизировавшая рынок Nintendo. Хотя во времена PSP и DS ситуация вообще получилась интересной, поскольку оба устройства вроде бы и конкурировали, но одновременно отлично дополняли друг друга. Хотите красивой графики и крупных бюджетов в кармане — запускайте что-нибудь на «соньке». Хотите уникального игрового процесса — два экрана консоли «нинов» к вашим услугам. Жаль, что в следующем портативном поколении этого не получилось — удача отвернулась от японской корпорации.

Последующие генерации приставки

Разработка наследника успешной приставки не заставила себя ждать, и уже в 2000 году вышло ее второе поколение. Очередная модель полностью оправдала ожидания создателей, став самой продаваемой игровой консолью за всю историю. К слову, по данным на 2011 год было реализовано около 155 млн приставок. Среди особенностей, которые отличали «Сони Плейстейшен 2», была поддержка DVD. Но в это же время появлялись и серьезные конкуренты от Microsoft и Nintendo.

Следующей ступенью развития консоли стала генерация PS3, вышедшая на мировой рынок в 2007 году. Приставка поддерживала не только игровой процесс, но и позволяла пользователю выходить в Интернет и смотреть фильмы, а в качестве носителей применялись диски формата Blu-Ray. В это же время и Microsoft выпускает одну из самых успешных консолей из своей линейки Xbox 360, заставляя Sony повышать заданную планку.

Четвертое поколение стало последним из серии PS. Ее появление в свет произошло в 2013 году. Модель функционирует под ОС Orbis, которая, в свою очередь, является модификацией девятой версии FreeBSD. Принципиальным же изменением в консоли стала универсализация внутренней начинки с максимальным приближением к компьютеру. Так, по сравнению с моделью «Сони Плейстейшен 2» четвертая генерация получила центральный процессор AMD на 8 ядер, 500 Гб в жестком диске, порты USB и новейшие беспроводные модули. К минусам же Playstation 4 можно отнести несовместимость с играми от прежних версий консоли. Впрочем, с помощью «облачных» сервисов геймеры успешно решают и это проблему.

Корпус, железо, технологии

Охлаждение

В отличие от Microsoft, которая явно проектировала охлаждение под скромные габариты консоли, в Sony к вопросу подошли практичнее.
Вся начинка распаяна на единой плате. APU, чипы памяти и цепи питания накрыты огромным трёхсекционным радиатором на четырёх толстых теплопроводных трубках. Воздух через него гонит большая — предположительно, 120 мм — вертушка, которая засасывает воздух сбоку, прогоняет его через рёбра системы охлаждения и выкидывает сзади консоли.

Единственный заметный минус системы охлаждения — отверстия для забора воздуха. Sony не стала резать декоративную боковую крышку, и свежий воздух подсасывается через узкие щели между панелями и чёрной глянцевой серединой. Судя по опыту подобных компьютерных корпусов, решение явно принимали в угоду дизайну.
А вот за наличие пылеулавливателей Sony стоит похвалить. Судя по всему, по ходу движения воздуха прорезаны каналы, в которых оседают крупные частички грязи. Чтобы их вытащить, достаточно прислонить пылесос к технологическим отверстиям в центральной пластиковой стойке. Для этого, конечно, придётся снять декоративные панели, но это уже мелочи.

Ещё один интересный момент: в качестве термоинтерфейса Sony использовала жидкий металл, а не термопасту. Многие «специалисты» сейчас доказывают, что инженеры пошли на это в последний момент, чтобы подразогнать систему и дотянуться до Series X. Но так могут говорить только те, кто никогда не сталкивался с жидким металлом в массовом производстве.
Несмотря на огромную теплопроводность, этот термоинтерфейс крайне капризен. Во-первых, это проводник, а значит, при попадании на элементы платы он может привести к короткому замыканию. Во-вторых, его очень сложно (в условиях производства, а не единичного процессора) равномерно нанести на поверхность. В-третьих, он впитывается в медное основание кулера, разъедает его и теряет свои теплопроводные свойства.

А это значит, что переход на жидкий металл в Sony планировали сильно заранее, а не как быстрый ответ конкуренту. Для того, чтобы металл не въедался в медь, компании явно пришлось переходить на никелированное (возможно, серебряное) основание радиатора. Чтобы избежать замыканий — придумывать систему защиты находящихся рядом с процессором компонентов. Ну а чтобы равномерно наносить термоинтерфейс, им пришлось, как минимум, изобретать промышленный способ для этого дела. Чисто для примера: с переводом всех своих ноутбуков на жидкий металл ASUS возилась больше двух лет.

⇡#Палец на курке некстгена

Заключение

Технологии, воплощенные в приставке Playstation 1, были не только революционными для своего времени, но и заложили основные принципы для целой индустрии игр. Беспрецедентные возможности PS4 не идут ни в какое сравнение с потенциалом, которым обладали первые игровые приставки Sony, но именно PS1 дала толчок и базовые направления для движения в сторону перспективного развития. Одной из идей, переломивших концепцию подхода к обеспечению игрового процесса, стал отказ от картриджей в пользу компакт-дисков. Именно это позволило специалистам Sony работать с более сложными играми, улучшать передачу графики и звука. В дальнейшем спектр возможностей консолей расширялся за счет применения DVD и Blu-Ray, а также принципиального ухода от спецификации технической начинки и ее приближения к традиционным ПК.

Сравнивая игровой потенциал первой версии PS с функционалом и техническими характеристиками более новых исполнений консоли, можно сказать, что это совершенно разные приставки. Тем не менее разработчики по-прежнему остаются верными основной концепции своих продуктов, наделяя их высокой эргономикой, надежностью и нацеленностью на обеспечение максимального удовольствия в процессе игры. Другое дело, что совершенствование техники, новые запросы потребителей и конкуренция не позволяют останавливать процесс модернизации приставок, что в корне меняет их производительность.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий