Лучшие комедии со смыслом

…и еще 15 фильмов для умных

Форма воды. Фэнтези-мелодрама

Из машины. Научная фантастика

«Безумно богатые азиаты»

Важный для Голливуда проект, который показал, что кино про совершенно другую культуру в самих Штатах может стать большим хитом. При тридцатимиллионном бюджете «Азиаты» заработали на американском рынке более 178 миллионов, и это, конечно, впечатляет. Считалось, что американцы готовы смотреть кино только про себя, но, похоже, времена и вправду меняются. 

Впрочем, «Безумно богатые азиаты» сам по себе отличный фильм, а история, в нем рассказанная, понятна каждому. Главная героиня Рэйчел, американка с китайскими корнями, вместе с бойфрендом прилетает в Сингапур — на свадьбу его лучшего друга. И там выясняет, что ее парень — из очень, очень богатого и влиятельного клана и все местные гламурные красавицы мечтают выйти за него замуж. А Рэйчел, чужая по сути их традициям и кругу, — самая настоящая помеха.

…А в душе я танцую (Inside I’m Dancing) 2004

Крупная рыба. Трагикомедия

Как и у Гильермо дель Торо, у режиссера Тима Бёртона, который тоже сам пишет сценарии к полнометражным фильмам и анимации, есть неповторимый стиль и почерк.

До сих пор жалко его союза – личного и творческого – с Хеленой Бонэм Картер: актриса словно создана для бёртоновского кино! Можно морщиться при просмотре байопика о худшем кинематографисте ХХ века «Эд Вуд» или вздрагивать, когда из горла суинитоддовской жертвы хлещет кровь. Однако оставаться равнодушным к творчеству мастера нельзя.

Лента «Крупная рыба» стоит в фильмографии Бёртона особняком. Во-первых, она лучше всего подходит для рейтингов вдохновляющих «лент со смыслом».

Во-вторых, это кино без особых макабрических заморочек, которые так любит постановщик. Зато с чудесным видеорядом, житейской философией и талантливыми артистами! Когда у меня плохое настроение, я включаю его и подпитываю собственную веру в чудо.

Если верить байкам Блума, то он и с одноглазой ведьмой дружил, и с великаном подвиги совершал. А еще – много колесил по стране и даже в цирке работал, где директор был оборотнем, а на арене выступали сиамские близнецы-азиатки. Сын наслушался этого вдосталь. И не верил ни единому слову. Но, посидев у постели больного, стал проникаться его «миром фантазий».

Кадр из фильма

Главное открытие ждало Уилла впереди. На похороны Эда съехались старые знакомые и приятели. Среди которых был и очень высокий человек, и китаянки-двойняшки, и их босс с лукавой усмешкой… Выходит, все это время отец не сочинял, а просто пересказывал биографию и «путевые заметки», но с небольшим преувеличением.

Ну, а разве не говорят, что в детстве и трава зеленей? Вот и Эдвард Блум с его призмой восприятия считал каждый прожитый день главой из книги волшебных сказок. Сын понял это – немного поздно, но все же осознал. И перенял эстафету – чтобы вместо историй братьев Гримм – рассказывать собственным детям о чудесах, которые повидал и узнал их дедушка.

Упасть вверх (2002)

Жизнь Пи (Life of Pi) 2012

Лучшее предложение. Триллер

Слава к австралийцу Джеффри Рашу явно «запоздала». Актер стал известен массовому зрителю в 46 лет – после исполнения главной роли в неоднозначном байопике «Блеск». «Лавры» в виде «Золотого глобуса» и «Оскара» «ввели» его в голливудскую элиту, и с тех пор он активно снимается – как в мейнстриме, вроде «Пиратов Карибского моря», так и в авторском кино.

Возможно, вы пока не смогли оценить работу Раша в «Лучшем предложении»: не сильно «раскрученное» кино. Но это, поверьте, стоящий фильм с тем самым двойным дном, о котором говорилось вначале. Здесь есть жертва, которую долго и искусно выманивают из норы, и охотники, жаждущие наживы (хотелось написать – крови, но это было бы лишним).

Концовка ошеломит и собьет с ног. Захочется проглядеть все заново покадрово и поразиться тонкости интриги.

Эксцентрик и мизофоб, ограничивающий личные контакты (в том числе, с женщинами), Вёрджил виртуозно проводит аукционы и великолепно разбирается в искусстве. Поэтому мистер Олдман считается лучшим в своей области, его уважают и ценят «сливки общества» и коллеги. У немолодого чудака есть одна, но пламенная страсть: обширное собрание старинных женских портретов. Коллекционер скупает шедевры, пользуясь услугами подставного покупателя, своего приятеля (Дональд Сазерленд).

Единственное условие: не просить о встрече с хозяйкой. Она не покидает свою комнату и не показывается посторонним из-за агорафобии. Кажется, это удобно и для искусствоведа, ведь он сам не горит желанием общаться с противоположным полом.

Но обстоятельства вынуждают Олдмана проявить любопытство. И вскоре он будет готов искренне помочь «подруге по несчастью» Клэр (у обоих же – психическое расстройство). А та собирается сделать шаг навстречу.

Кадр из фильма

Эх, я не хочу портить сюрприз, тут же самая соль – в развязке. Поэтому умолчу, «кто был охотник, кто – добыча». Смысл ленты в том, что в полной мере начинаешь ощущать наслаждение простыми вещами, лишь понеся громадную потерю.

Она требовала внимания, висела на шее, клонила к земле, словно ошейник раба. Но отныне ты – свободен. И волен делать, что заблагорассудится. Хотя в душе сидит ехидно ухмыляющийся червячок и грызет, заставляя сомневаться – а правильно ли поступил, а возможен ли был иной итог?

«Праздничный переполох»

После того как Эрик Толедано и Оливье Накаш прославились комедией «1+1» (да-да, той самой), они сняли фильм «Самба» — тоже с Омаром Си. Критики и публика замерли в напряжении — несмотря ни на что, «Самба» получился очень милым (спасибо не только Си, но и Шарлотте Генсбур), он сюжетно почти повторял «1+1». К счастью, Толедано и Накаш не стали и дальше топтаться на теме, сделавшей их Спилбергами французского кино, и в «Праздничном переполохе» рассказали совсем новую историю. 

Главный герой — организатор свадеб. Его нынешний проект — серьезное торжество, которое устраивается в старинном замке. Все должно быть сделано идеально. Но идеально не получается, что-нибудь да идет не так, как надо. В этом фильме, трогательном и смешном, много героев, сюжетных линий, и все они, как и положено, ближе к финалу сходятся в одном месте.

Прощай, детка, прощай. Криминальная драма

В наш список лучших лент «со смыслом» входят сразу две адаптации романов Денниса Лихейна. Любители криминального жанра, а особенно ностальгирующие по «крутым детективам», созданным Спиллейном, Чандлером, Хэмметом, давно оценили книги этого американца. Городской нео-нуар с непременным сложным расследованием автор «разбавляет» исследованием остросоциальных проблем. А его центральные «сквозные» персонажи Энджи Дженнаро и Патрик Кензи часто сталкиваются с моральными дилеммами. Подобное произошло и в романе «Прощай, детка, прощай».

Он стал основой для дебютного фильма Бена Аффлека. Эта работа 2007-го года доказала, что и в режиссерском кресле артист весьма хорош. А критики высказывали и другое мнение: что оскароносец-сценарист и продюсер («Умница Уилл Хантинг» и «Операция «Арго») лучше себя проявляет «за кадром», нежели как актер. Интересно, что в этой ленте Бен не стал участвовать, зато пригласил на главную роль младшего брата Кейси.

Дела напарников-сыщиков идут ни шатко-ни валко. Но именно к ним обращается родственница пропавшей малышки Аманды МакКриди. Девчушка исчезла прямо из своей квартиры, пока непутевая мамаша развлекалась. Хотя делом занимаются опытные полицейские: Брессан (Эд Харрис), Пул (Джон Эштон) и капитан Дойл (Морган Фриман), местонахождение похищенной (или даже убитой) неизвестно. Разочарованная тетя Би просит детективов помочь, поскольку они выросли на бостонских окраинах и выучили всю «местную шушеру» как таблицу умножения.

Анджела (Мишель Монаган) и Патрик опрашивают свидетелей и подозреваемых, в ходе расследования вырисовывается несколько версий. Самые вероятные – месть наркобарона, которого обманула Хелен МакКриди, и личный интерес скрывающегося от правосудия педофила. Разгадка шокирует всех.

Кадр из фильма

Если обойтись без спойлеров (вдруг вы еще не смотрели фильм, но хотите), Кензи и его подруге придется сделать трудный выбор. Судьбоносный. Который будет стоить благополучия, а может, и жизни нескольким людям. И, вероятно, разрушит зарождающиеся чувства самих сыщиков.

Смысл же ленты в том, что даже самый мягкий с виду мямля порой оказывается тверже алмаза. И еще: что часто благие намерения ведут-таки в ад.

Прочь. Триллер

Дебютную ленту бывшего комика и стэндапщика Джордана Пила стоит посмотреть хотя бы даже из-за того, что фильм «сломал» оскаровскую традицию. Академики не любят выдвигать и тем более награждать картины «низкого» жанра, к каковым относятся тяготеющие к ужасам триллеры. Но у «Прочь» три номинации (в том числе, «главная», за лучший фильм года), а режиссер и автор сюжета Пила получил премию за оригинальный сценарий.

Затейник Джордан облек происходящее с главным героем Крисом Вашингтоном (Дэниел Калуя) в столь завуалированную «оболочку», что у зрителей рождались самые безумные идеи. Однако смысл фильма становился понятен далеко не сразу.

Темнокожий фотограф отправляется на «смотрины» к родителям подружки Роуз. Обеспеченные интеллигентные доктора живут в уединенном поместье. Белым хозяевам прислуживают афроамериканцы, часто впадающая в прострацию кухарка и крепкий разнорабочий.

Когда в усадьбу собираются гости, дочь слабо протестует, а потенциальный зять настораживается. Богачи ведут странные разговоры и восторгаются «экстерьером» Криса. Вот тут-то аудитория и начинает подозревать торговлю людьми, сексуальное рабство (эту версию озвучивает и один из персонажей) и даже каннибализм.

Ситуация становится совсем уж пугающей, когда не по годам чопорный парень «слетает с катушек» и призывает Вашингтона «бежать прочь». Но этот внезапный порыв сменяется кучей извинений. А тем временем пожилые приятели делают таинственные ставки.

Конечно, произошло то, чего ждала испуганная аудитория: фотограф крепко привязан к креслу и скоро произойдет непоправимое. Однако ему удается освободиться, используя нетривиальный метод.

Кадр из фильма

Пил вдоволь наигрался с «расовыми различиями», превратив сюжет в сатирический абсурд. Но больше всего критиков позабавило, что Крис получил возможность разорвать путы с помощью предмета, который раньше порабощал чернокожих американцев. Вата – та самая, что производится из хлопка. Рабы умирали на плантациях, собирая початки под палящим зноем. А Вашингтон обрел свободу в зловещем подвале, вытащив клочки из прохудившихся подлокотников кресла.

Это кино хочется пересмотреть – для того, чтобы разглядеть ранее не бросившиеся в глаза подсказки (например, трофейные оленьи головы на стенах). И потому что только на повторном «сеансе» в полной мере понимаешь, что фильм – со скрытым смыслом.

Мое сердце биться перестало (De battre mon coeur s’est arrêté) 2005

Жанр: мелодрама, драма

Рейтинг: КиноПоиск – 7,1, IMDb – 7,3

28-летний Том должен пойти по стопам своего папы – его ждет полукриминальный бизнес, связанный с недвижимым имуществом. Однако он чувствует себя не в своей тарелке в этом подлом и часто жестоком мире сделок и подлости. Однажды в его жизни появляется китайская пианистка-виртуоз, которая может помочь ему вырваться из нелюбимой реальности. С ней он чувствует, что может, как и его мать, освоить пианино, гастролировать и нести людям прекрасное. Несмотря на то что девушка ни слова не говорит по-французски, а Том не знает китайского, они общаются с помощью музыки и влюбляются друг в друга. Теперь парню приходится вести двойную игру, где днем он романтичный парень, перебирающий пальцами клавиши, а ночами – вышибала с битой, помогающий своему отцу освобождать пустующие жилища от нелегалов.

Праздничный переполох (2017)

Макс уже 30 лет занимается организацией праздников. Очередной заказ оказался весьма неординарным – супруги планируют отметить свадьбу в замке XVII века. Дворец совершенно не предназначен для такого события: проводка не выдерживает напряжения, старинная мебель готова превратиться в пыль от любого вздоха, а официанты и вовсе дерзят гостям. Но Макс не из тех, кто сдается, и организатор твердо намерен спасти эту свадьбу. Одну из лучших комедий последних лет с высоким рейтингом стоит посмотреть всем любителям фильмов свадебной тематики.

Оригинальное названиеLe sens de la fêteВ главных роляхЖан-Пьер Бакри, Жан-Поль Рув, Жиль ЛеллушСтранаБельгия, Канада, ФранцияРейтингКинопоиск – 6.6, IMDb – 6.8Возрастные ограничения16+Хорошее качествос 01.02.2018

Нелл (Nell) 1994

Остров проклятых. Психологический триллер

Вторая экранизация романа Лихейна – «Остров проклятых». Это «внефраншизная» книга, в ней нет Энджи и Патрика. Да и действие происходит в середине пятидесятых, а не в 2000-ные. Нуар здесь имеет отчетливый привкус «ретро», а место, где разворачиваются события – изолированная островная клиника для опасных психических больных – ощутимо «давит». Неспокойное море, остатки старинного форта, нависающие тучи грядущей бури: все словно подсказывают зрителю – дальше будет только хуже.

И все же не любить шедевр Мартина Скорсезе нельзя – если, конечно, человек не предпочитает сплошь сентиментальные мелодрамы и (простите, если обижу) индийское кино и турецкие сериалы. Психологические фильмы подобного плана, да еще и базирующиеся на «твердой» литературной почве, – наслаждение для киномана. К тому же доверчивая публика не догадывается, какой финальный «финт» приготовили авторы. Об этом позже

Внимание: без спойлеров не обойдется!

Когда мэтр расстался с актером-фаворитом Робертом Де Ниро, то нашел новое вдохновение и очередного «любимчика», Леонардо ДиКаприо. Обоих, к слову, связывает «оскаровская несправедливость». Скорсезе наградили режиссерской статуэткой за не самую выдающуюся работу «Отступники» после многократных номинаций. А Лео стал лауреатом благодаря «Выжившему» спустя пять попыток (одна была продюсерская, остальные – актерские). «Остров проклятых» – самый шокирующий совместный проект творческого тандема.

Федеральные маршалы Эдвард Дэниелс (ДиКаприо) и Чак Оул (Марк Руффало) прибывают в лечебницу, чтобы отыскать сбежавшую психопатку, убившую собственных детей. Допросы персонала и более-менее адекватных обитателей заведения заставляют героев подозревать жуткие вещи. Кажется, что в корпусах «недобитые нацисты» проводят запрещенные опыты, а Рэйчел стала нежеланной свидетельницей, и ее устранили.

Кадр из фильма

В развязке ошарашенной публике сообщают, что Тедди – вовсе не «законник», а здешний пациент, не выдержавший тяжкого преступления жены. Психика дала «трещину», и врач («Чак») проводит эксперимент, чтобы дать возможность подопечному «очнуться» и вырваться из мира грез.

Итог плачевен: Дэниелс снова твердит о «сбежавшей Рэйчел». Чтобы избавить его от страданий, медики прибегнут к крайней мере. И тут есть намек: герой дает понять, что вполне нормален. Однако не хочет и дальше тянуть это бремя, добровольно соглашаясь на лоботомию.

Игры разума, закоулки памяти, флешбэки – все это обретает жуткий смысл, хочется вернуться к началу и понять, где же нас так надули, что мы повелись и поверили! За эту роль ДиКаприо не был номинирован, что кажется жестоким просчетом академиков.

К звездам. Космическая фантастика

Почему он? (2016)

Навещая дочь в университете, Нед Флеминг встречает ее парня – крайне эксцентричного миллионера, создающего приложения для смартфонов. Отец не понимает выбора дочери, ведь Лэрд похож на сумасшедшего хиппи, а его дом – на общагу наркоманов. Режиссер одной из лучших современных комедий всячески поощрял импровизацию актеров и предоставил им полную свободу действий. Некоторые смешные сцены и декорации были полностью придуманы по ходу съемок фильма.

Оригинальное название: Why Him?В главных ролях: Брайан Крэнстон, Джеймс Франко, Зои Дойч, Меган МаллаллиСтрана: США, КамбоджаРейтингКинопоиск – 6.4, IMDb – 6.2Возрастные ограничения:16+

Море внутри (Mar adentro) 2004

«Я худею»

Один из неожиданных хитов российского кинопроката — «Я худею» добился успеха и приличной кассы за счет того, что называется сарафаном. Проще говоря, народной молвы. Кто-то сходил, посмотрел, остался в восторге, написал отзыв, рассказал друзьям, и пошло-поехало. Хотя, казалось бы, ничего особенного — история девушки, которую бросил парень из-за лишнего веса и которая решила заняться собой. Но легкость, точность деталей, убедительность и отсутствие банальностей (несмотря на сюжет) выгодно отличают ленту режиссера Алексея Нужного от отечественных комедий, что почти каждую неделю выходят в прокат. Кстати, идущая сейчас в кинотеатрах «Громкая связь» — его, Нужного, рук дело.

Ла-Ла Ленд. Мюзикл-мелодрама

Несмотря на солидную коллекцию премий, включая 7 «Золотых глобусов», «Ла-Ла Ленд» будут вспоминать, в первую очередь, как «ошибочно награжденный». Никто не удивился, когда на 89-й оскаровской церемонии пожилые презентаторы Данауэй и Битти объявили лучшим фильмом года мюзикл Шазелла. Это была бы седьмая статуэтка триумфаторов. Радость была недолгой, недоразумение устранили, позвав на сцену продюсеров «Лунного света». Но «осадок» остался.

И все же романтическая музыкальная мелодрама с полным правом попала в наш список, ибо это полнометражный фильм, где через мишуру зажигательных танцевальных номеров проглядывает глубокий смысл.

Молодой режиссер Дэмьен Шазелл обрел твердую почву под ногами благодаря драме «Одержимость» – об амбициозном барабанщике и жестоком менторе. Критический успех позволил постановщику замахнуться на проект своей мечты, каковым и стал «Ла-Ла Ленд».

Бариста Миа живет в Голливуде и греется в лучах славы звезд, заглядывающих в кофейню. Но она не оставляет надежды, что тоже примкнет к этому «созвездию». Однако пока ни одна проба не принесла соискательнице удачу. Встреча с музыкантом, обожающим «старомодный» джаз Себом, расцветила жизнь будущей артистки. Но испытание славой поссорило пару. А потом каждый решил, что исполнение заветной цели требует жертв.

Разбирать игру актеров, сыгравших главные роли, бесполезно. Они многое вложили в свои образы. Райан Гослинг выучил партитуры наизусть, чтобы самому играть на пианино в кадре. Эмма Стоун продемонстрировала недюжинный вокальный дар. А как они лихо отплясывали! И все это – на фоне завораживающих видов и панорам красавца Лос-Анджелеса, где «прописалась» Фабрика Грез.

Кадр из фильма

Шазелл посвятил кино «безумным мечтателям». Интересная перекличка с мудрецом Шварцем, восклицавшим (в «Обыкновенном чуде») «Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны». Ради этой мечты – актерского признания у одной и собственного джазового заведения у другого – герои расстаются. Когда они встречаются спустя годы – благополучные, небедные, то перед зрителями проносится «краткое содержание жизни», той, если бы они оставались вместе. Слезы трудно сдержать. Но оба знали, какую цену придется заплатить, и шли на это с открытыми глазами. Поэтому сожаления бесполезны.

Визит. Хоррор

Список фильмов начинает картина, жанр которой определить очень сложно. Мокьюментари («найденное» видео или псевдодокументалка). Хоррор. Черная комедия. Драма. Триллер. Всего этого в «Визите» по чуть-чуть. Получился любопытный микс. Который, кстати, смог реабилитировать постановщика М. Найта Шьямалана. «Выстрелив» знаменитым «Шестым чувством», режиссер не раз удивлял поклонников финальными твистами, когда сюжет буквально переворачивался «с ног на голову».

Но невнятных и откровенно слабых лент «Девушка из воды», «Явление» и «Повелитель стихий» ему не простили.

С недавних пор у антипремии «Золотая малина» имеется особая категория, со знаком «плюс» – за возвращение утраченной репутации. Шьямалан получил ее за «Визит»! Уже любопытно? Конечно!

А теперь разберемся, о чем кино.

Дочь поругалась с родителями еще в юности и не общается с ними более полутора десятка лет.

Но отец и мать готовы зарыть топор войны и приглашают внуков, которых не нянчили, познакомиться и погостить. Подростки Бекка и Тайлер не особенно рады поездке.

Ослушавшаяся хозяев внучка сталкивается с… голой бабулей, которая кидается на стены. Позже дед поясняет, что это простительная странность для преклонного возраста. После нескольких эскапад старушки и ее мужа ребята понимают: что-то тут нечисто. Они строят причудливые догадки, ведут собственное «следствие», записывают домашнюю «эксцентрику» на камеру. Однако все оказывается еще страшнее предположений детей.

Кадр из фильма

Режиссер, наверное, намеренно брал на главные роли неизвестных актеров, чтобы все смотрелось «натуральнее». Правда, тут играет Кэтрин Хан («Парки и зоны отдыха»), а Эд Оксенбулд (Тайлер) уже успел сняться в обсуждаемой драме «Дикая жизнь».

Даже если зрителя раздражает мельтешение и дрожание «картинки», свойственное мокьюментари, он все равно с интересом следит за происходящим. Тем более, тайна раскрывается в самом конце, а до этого позволительно выдвигать дикие догадки. Одни критики разглядели в сценарии современное переосмысление сказки братьев Гримм о Гензеле и Гретель (бабушкино печенье здесь равноценно «пряничному домику»).

Но другие пошли еще дальше и выискивают в сюжете то фрейдовские мотивы, то тончайшую иронию над «модным» жанром «псевдокументалка». А сценарист и постановщик упоминал, что размышлял над проблемой – как человек страшится наступления старости и ее последствий. Фильм заработал 98400000 долларов при бюджете в 5000000. Это впечатляет!

«Ночные игры»

Джейсон Бейтман из фильма в фильм использует одно и то же выражение лица, но это правильное выражение. «Ночные игры» в этом смысле ничем не отличаются от других работ Бейтмана, который тут очень к месту. Его герой Макс вместе с женой предпочитают проводить свободное время за разного рода играми. Брат Макса, приглашенный поучаствовать в очередной игре, решает устроить сюрприз и заказывает собственное похищение — чтобы повеселить друзей. Но его похищают на самом деле, и далее все принимает неприятный оборот. 

«Ночные игры» — тот самый редкий случай, когда набор гэгов, сюжетных поворотов, черного юмора и настоящей драмы не превращается в неперевариваемый набор ингредиентов, а работает как единая конструкция.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий