Классы вагонов поездов

История возникновения

Строительство первых вагонеток начато в России в середине 18 века. Железнодорожные составы, удобные для путешествия, появились после выпуска в 1850 году на Александровском заводе по производству купейных вагонов повышенной комфортности.

Туалеты, умывальники и печи сухого отопления оборудуются в поездах с 1863 г. Водяное отопление вагонов создано на Кировском заводе в 1877 г. Постепенно свечные фонари уступили место газовым, электрическое освещение в поездах стало применяться с 1887 года.

Пассажирский вагон 1 класса изготовлен на Сормовском заводе в 1913 году. Позднее, в 1931 году, из самых усовершенствованных вагонов этого типа был сформирован поезд «Красная стрела».

Тогда же создавались оригинальные вагоны различных типов – мягкие 1 и 2 классов с меняющейся планировкой и оборудованием, двухэтажные, с установками – прототипами современных кондиционеров. Эти изобретения российских вагоностроительных заводов стали предшественниками современных купейных вагонов различных классов обслуживания.

Как устроено мягкое купе в поезде?

В музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге на Садовой улице в качестве самого масштабного экспоната в масштабе 1:1 представлено купе мягкого вагона в советских поездах. В нем спальные места расположены с одной стороны купе друг над другом, то есть по одну сторону от окна. С другой от него стороны расположено кресло, шкаф для одежды, а также дверь в санузел, где находился туалет, раковина и душ. Вагон при этом содержал 4, 5 или 6 таких купе. При этом, если количество купе было равно 6, то один санузел занимал половину пространства отдельного купе (таким образом, два соседних жилых купе делили между собой располагающуюся между ними площадь для размещения в них двух санузлов). А если число купе было равно 4, то санузлы имели площадь полноценного купе со своим окном, а в вагоне присутствует салон-бар.

Прошло уже больше полувека с момента, когда данная схема устройства мягких купе была утверждена в вагонах новой тогда конструкции и воплощена на практике, однако, она актуальна и по сей день. Обновленные российские мягкие вагоны имеют аналогичное внутреннее устройство, однако, здесь присутствуют и некоторые нововведения. Например:

  1. по-прежнему остались вагоны с комфортабельными полноценными ванными комнатами с окном, которые занимают всю площадь потенциального соседнего купе;
  2. но в некоторых моделях современных мягких вагонов полноценные санузлы (то есть, с наличием и туалета, и душа) удалось сделать настолько эргономичными, что они вписываются в габариты все того же купе. При этом никаких окон в них уже не предусмотрено;
  3. и наконец, также существуют мягкие вагоны, в которых санузел представлен лишь умывальником, который вообще расположен в купе открытым способом (то есть, он не отделен дверью от спального пространства купе, как в предыдущем случае).

Вот, что значит современный мягкий вагон.

Устройство санузлов мягкого купе в поездах РЖД

Описание размеров помещений в купейном вагоне

Купейные вагоны по внутреннему устройству и способу размещения пассажиров напоминают СВ. Разберем, сколько купе расположено в одном купейном вагоне. По длине в ряд находится 9 четырехместных купе с верхними и нижними полками, отгороженных от общего коридора блокируемыми изнутри дверями. Начало и конец вагона оборудованы туалетами, впереди располагается место для проводников.

Полки для сна в купейных вагонах несколько длиннее, чем в плацкартных, за счет отсутствия боковых спальных мест. Вагон вмещает 36 пассажиров, для удобства которых предусмотрен кондиционер, зеркало, вешалки для одежды, столик, настенный светильник и отделения для багажа.

На верхних местах можно свободно сидеть благодаря отсутствию третьего ряда полок для вещей. Стандартный размер спального места – длина 180 см, ширина 60 см.

СПРАВКА. Более ста поездов РЖД имеют вагоны с купе, оборудованными для людей с ограниченными возможностями.

Встречаются вагоны на 38 пассажиров с добавочным двухместным купе, на 40 или 44 человека (такие вагоны немного длиннее обычных). В поездах дальнего следования различают «женские» и «мужские» купе, подразделяемые в зависимости от пола первого пассажира, купившего билет в него. Таким образом, в них едут пассажиры одного пола.

Что касается «детских» купе, то такого разделения нет.

Больше о том, что такое купе в поезде и каковы особенности купе-вагонов разных категорий, мы рассказывали в отдельном материале.

Купейные вагоны

Купе – это четырехместный блок с двумя кроватями. От остальной части вагона купе закрывается на раздвижную дверь. Полки не раскладываются и не складываются.

Столик стоит отдельно между двумя местами снизу. При поднятии нижней полки открывается отсек, в который можно сложить свои чемоданы.

Все купе оснащены зеркалом и лампой для удобства пассажиров. В них нет третьей багажной полки, но есть дополнительная ниша для чемоданов под потолком. Благодаря этому человек на верхнем ярусе может спокойно сесть, и ему ничего не будет мешать. Существует несколько классов купе.

Купе класса 2Д является единственным купейным вагоном, в котором можно отказаться от постельного белья. В остальных вагонах вне зависимости от времени поездки придется оплачивать наволочки и простыни. Цены билетов на нижние и верхние полки отличаются практически в 2 раза.

Обычно в вагоне присутствует ровное количество женских и мужских купе, но многое зависит от самих пассажиров. Если в вагоне едут преимущественно женщины, то купе будут именно женскими. Также билеты продаются и в традиционные смешанные купе.

СВ-вагоны

СВ-вагон – это купе, в котором только 2 места. Полки представляют собой мягкие кровати, которые не раскладываются и не складываются. Вагоны вмещают в себя 16-20 мест в зависимости от состава поезда. Все полки расположены внизу и имеют мягкие спинки, удобные для сидения.

Купе СВ-класса оснащены кондиционерами, и для каждого пассажира предусмотрен комплект белья. Отказаться от постельных принадлежностей нельзя. Они автоматически входят в стоимость билета. СВ маркируется как первый класс. Существует несколько видов таких купейных вагонов.

Класс

Описание

Купейный вагон бизнес-класса. Билет покупается на одного взрослого пассажира, который сразу же выкупает все купе. С собой можно везти домашнего питомца. В стоимость билета входят:

  • постельные принадлежности;

  • напитки;

  • еда;

  • газеты;

  • гигиенические наборы и т.д.

В поездах перевозчика ТКС в купе 1Б также есть 2 телевизора и сейф.

По уровню комфорта ничем не отличается от вагона 1Б, но здесь не нужно выкупать все купе целиком. Можно приобрести билет только на одного человека.

Комфортабельный СВ-вагон, в котором есть всевозможные дополнительные услуги, но они не входят в стоимость билета.

Постельное белье уже входит в стоимость билета. В вагоне точно есть кондиционер, но может отсутствовать биотуалет. Можно провозить с собой небольших животных.

Стоимость билетов в СВ-вагон достаточно велика. Поезда в купе класса СВ обойдется дороже перелета на самолете на это же расстояние.

1Э, 1Л и 1У

СВ в поезде – что это такое (фото в поезде представлены в статье)? Под аббревиатурой понимается вагон повышенной комфортности, для которого введены несколько классов обслуживания. Разберем последние из них:

  • 1Э. Тот же набор услуг, что мы перечислили для 1Б и 1Е. Разница в одном: пассажир в таком случае не выкупает все купе полностью, а приобретает только одно место в нем.
  • 1У. Пассажир также путешествует в вагоне первого класса – СВ. Однако в стоимость его билета не включается набор дополнительных услуг (кроме постельного белья). Какие-то из них он может оплатить отдельно по своему желанию.
  • 1Л. Возможно, вы встретите и такой класс обслуживания. Он также подразумевает путешествие в вагоне первого класса, но с одним минусом – в вашем купе не будет личного биотуалета. Уборная здесь общая на весь вагон.

Обратим ваше внимание на то, что все перечисленные выше классы обслуживания допускают перевозку пассажиром домашних мелких животных в специальных контейнерах. Представим также читателю и достойный аналог СВ, вагонам первого класса

Это поезда с вагонами компоновки РИЦ. Они могут похвастаться следующим: 10 двухместных купе (верхняя и нижняя полки), санузел, кресла, умывальник

Представим также читателю и достойный аналог СВ, вагонам первого класса. Это поезда с вагонами компоновки РИЦ. Они могут похвастаться следующим: 10 двухместных купе (верхняя и нижняя полки), санузел, кресла, умывальник.

Использование чужих паспортных данных

При покупке билетов некоторые люди иногда предъявляют паспорта своих друзей или чужие свидетельства о рождении. Второе даже чаще, т.к. детские проездные документы по внутреннему регламенту РЖД стоят дешевле. А вот при посадке в поезд пассажиры протягивают проводнику лишь билеты со своим собственным паспортом. Других людей, на чье имя были куплены проездные документы, нет.

Конечно, билет оплачен, но формально пассажир не явился, поэтому дальнейшее развитие событий зависит от проводника и сезона. Если мест не хватает и впереди праздники, то в это купе могут подсадить другого пассажира. Если же в поезде и так много свободных мест, то проводник обычно закрывает глаза на это нарушение.

Если же все билеты куплены на одного человека, проводник не имеет права подсаживать к нему третьих лиц. При этом пассажир может оплатить только один комплект постельного белья.

Элементы комфорта или что такое мягкий вагон в поезде РЖД

Мягкий вагон в поезде — что это? Прежде всего, это комфорт. Разберем это емкое понятие последовательно:

Конструкционные элементы или комфорт в мягком вагоне — что это?

А какой комфорт сейчас возможен без телевизора? Поэтому в каждом мягком купе в обязательном порядке присутствует LCD-телевизор с DVD-проигрывателем.

Сигнал центральных каналов поездами пока что не принимается (для этого необходима установка специального оборудования, которая пока не проведена), но вместо этого работает центральный канал поезда, где транслируются ретро- и новые фильмы, а также сериалы.

Также, в таких купе на столиках обычно присутствуют сборники фильмов на DVD. Телевизор располагается в противоположном углу от спальных мест, так что засыпать можно не только под стук колес, но также и под любимый фильм.

К слову, все спальные места в мягких вагонах – полутораспальные, поэтому именно такие места особенно популярны у мам с маленькими детьми, а также у молодоженов, привыкших не расставаться.

Для верхней одежды предусмотрен специальный шкаф, где на пилоне, как правило, всегда ожидают фирменные плечики для одежды. Сверху, над шкафом для одежды присутствует отделение, в котором свернуты постельные принадлежности (одеяло и подушки).

Вообще, купе в мягких вагонах изобилует многочисленным шкафчиками и отделениями, оборудованных плавными доводчиками — хлопнуть ими просто не получится.

Кроме того:

  • С обоих сторон спального места располагаются гнезда USB, розетки, а также лампочки ночного света с выключателями с индивидуальной регулировкой силы свечения.
  • Каждое купе оборудовано индивидуальным кондиционером с пультом управления.
  • В купе мягкого вагона предусмотрены индивидуальные сейфы для каждого из пассажиров.
  • Верхнее спальное место откидывается при необходимости. При этом оба места уже являются заправленными простынями – остается просто достать из упаковки подушку и одеяло.

Купе в мягком вагоне в поезде

«Мягкая роскошь» в поезде – что это?

Мягкие вагоны – это самые комфортабельные типы вагонов, которые курсируют на железных дорогах. Поэтому, говоря о комфорте, правильнее было бы говорить о роскоши, которая обеспечивается для их пассажиров. А роскошь проявляется не только в конструкционных элементах, но и в деталях и нюансах, в частности, в наличии различных «расходников» и опций:

  1. В каждом купе присутствуют индивидуальные одноразовые тапочки (однако, на достаточно жесткой платформе, чтобы в них можно было прогуливаться по всему составу).
  2. На каждого пассажира в купе положено и присутствует 3 полотенца (прямо как в 3-звездочной гостинице): 1 – для рук и лица; 1 – банное, широкоформатное и 1 – для ног или на пол. Кроме того, для каждого путешествующего предусмотрен также банный халат.
  3. Для каждого пассажира в купе мягкого вагона присутствует гигиенический набор, который включает:
    • шампунь с кондиционером для волос, лосьон, а также гель для душа (в случае, если в купе присутствует санузел с душем. Если же в купе присутствует только умывальник, то данный набор не предусмотрен);
    • фирменное мыло в упаковке;
    • фирменная расческа;
    • одноразовая зубная щетка и тюбик с зубной пастой;
    • зубная нить;
    • ложка для обуви, а в некоторых случаях еще и силиконовая губка.

Кроме того, в гигиенический набор для женщин входят ватные палочки, ватные диски, а также влажные салфетки.

На накрытом скатертью столике в каждом купе присутствуют салфетки, пара стаканов, 2 бутылки минеральной воды, пара завернутых в салфетки приборов (нож/вилка), а на тарелке пассажиров ожидает пара фруктов: яблок или же апельсинов. Кроме того, путешествующим в мягких вагонах полагается бесплатный ужин (со входящими в заказ спиртными напитками).

Роскошь мягкого вагона на РЖД

«Сапсан»

«Сапсаны» также относятся к первому классу вагонов.

1Р — это купе-переговорная, его можно выкупить только полностью. Обслуживание класса «Люкс»: широкий ассортимент напитков, комфортные условия для деловой беседы, обтянутые кожей кресла и другие атрибуты роскошной жизни.

1В — посадочное место первого класса. Уровень сервиса аналогичен вагону 1Р, но нет специального места для проведения переговоров.

Вагон с маркировкой 1С имеет комфортабельность бизнес-класса. У каждой полки располагается розетка, можно убрать вещи в шкаф, заказать напитки и горячий обед.

2С идеально подходит для бережливых путешественников. Можно расположиться у стола или обойтись без него. В купе предусмотрены вешалки для верхней одежды, рядом с каждым посадочным местом есть наушники.

2В отличается от 2С более широкими проходами, наличием розетки у каждого кресла, доступом к wi-fi. Во время поездки предложат ланч.

2E — это вагон-бистро. Каждый пассажир обеспечивается питанием на сумму до 2000 руб. Билет в вагон этого класса можно приобрести через интернет не раньше, чем за 24 часа до отправления поезда.

Типы пассажирских вагонов:

Все вагоны поездов АО «ФПК» оборудованы системой отопления (работает в зимний период, на летний период консервируется). Вагоны в зависимости от класса обслуживания могут быть оборудованы биотуалетами, кондиционерами (работают в летний период, на зимний период консервируются), в них могут предоставляться дополнительные платные услуги, входящие в стоимость проезда.

Все пассажирские вагоны оборудованы кипятильниками или кулерами и пассажирам предоставляется охлажденная кипяченная или бутилированная вода.

В составах пассажирских поездов АО «ФПК» курсируют следующие типы пассажирских вагонов: 

На локомотивной тяге:

Вагоны класса «Люкс»

Вагоны имеют несколько разновидностей: с шестью купе в вагоне, с пятью и с четырьмя. В вагонах, в которых расположено четыре купе, оборудован салон-бар.

Купе вагона класса «Люкс» больше стандартного в 1,5 раза в вагоне с шестью купе и в 2 раза – с четырьмя. В купе 2 спальных места: это диван, который трансформируется в полутораспальную кровать шириной 120 см, и верхняя полка шириной 90 см. В купе – кресло и откидной столик.

В каждом купе – индивидуальный санузел с умывальником, вакуумным туалетом, который функционирует даже во время стоянок, и душем (в вагоне с четырьмя купе – душевой кабиной). Пол в санузле подогревается.

Купе вагона класса «Люкс» оборудовано индивидуальной системой кондиционирования, есть телевизор, DVD-проигрыватель и радио.

Вагоны СВ

В вагоне находятся 8 или 9 двухместных купе с местами для лежания, два туалета с умывальниками.

В купе расположены два нижних или нижнее и верхнее спальное место, стол, зеркало на двери купе и стенах (кроме вагонов трансформеров), вешалки для одежды, места для размещения ручной клади.

Купейные вагоны

Купейный пассажирский вагон имеет 9 четырехместных купе, 2 туалета с умывальниками.

В каждом купе находятся две верхние и нижние полки, стол, зеркало на двери купе, вешалки для одежды, места для размещения ручной клади.

В более чем 150 поездах курсируют купейные вагоны со специализированным купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

Вагоны МИКСТ

Это вагоны, которые имеют признаки двух типов вагонов («Люкс» и СВ или СВ и купе).

Плацкартные вагоны

Плацкартный пассажирский вагон имеет 9 купе открытого типа, 2 туалета с умывальниками.

Вагон рассчитан на 54 спальных места, по 4 места в каждом купе: два нижних места, два верхних и 18 боковых мест: верхних и нижних. В каждом купе, а также на боковых местах имеется стол, места для размещения ручной клади, крючки для одежды.

Общие вагоны

Вагон с местами для сидения. Как правило, используются плацкартные вагоны – мест для сидения 81, иногда купейные – мест для сидения 54.

Вагоны с местами для сидения

Это вагоны, оборудованные комфортабельными местами для сидения.

Вагоны подразделяются на вагоны со стандартной компоновкой мест (50-70), с улучшенной (до 50) салонного типа и вагоны на базе купейного вагона. В вагонах 2 туалета с умывальниками.

Также в поездах курсируют двухэтажные купейные вагоны, вагоны СВ и с местами для сидения.

Вагоны международного сообщения

В международном сообщении (кроме стран СНГ и Балтии, Китая, Монголии, Северной Кореи) курсируют вагоны «Люкс», СВ и купейные вагоны габарита РИЦ. В страны СНГ и Балтии, Китай, Монголию, Северную Корею курсируют стандартные (как во внутригосударственном сообщении) вагоны «Люкс», СВ и купейные.

Кроме того, во внутригосударственном и международном сообщении курсируют поезда «Стриж» с вагонами (купейные вагоны, вагоны с местами для сидения, СВ, «Люкс») производства компании TALGO;

Моторвагонный подвижной состав

В межрегиональном сообщении курсируют моторвагонные поезда «Ласточка» и другие электро и дизель-поезда с местами для сидения.

Количество мест зависит от конструкции вагона.

Принципиальным отличием моторвагонного подвижного состава от состава на локомотивной тяге является то, что в нем все или некоторые вагоны оборудованы и двигателями, предназначенными для тяги, и салонами для перевозки пассажиров. В поезде с локомотивной тягой вагоны являются несамоходными.

Перевозчик ОАО «Федеральная пассажирская компания»

(действует для поездов отправлением с 11 декабря 2016)

Для внутригосударственного сообщения

Тип вагона Класс обслуживания Примечание

Вагоны класса «Люкс» (VIP)

Люкс 2-местные купе с местами для лежания в вагоне 8-12 мест

1 А (4 купе и бар),

1 И (5 купе),

1 М (6 купе)

Душ, биотуалет, умывальник, кондиционер в купе.

Раскладной диван шириной 120 см и верхнее место шириной 90 см, кресло.

Тариф указан за все купе. Продается только целое купе (в купе возможно оформить проезд на 1 или 2 взрослых пассажиров). Провоз ребенка до 10 лет во внутригосударственном сообщении бесплатно.

(рацион питания, санитарно-гигиенический набор, пресса, белье).

Вагоны СВ или РИЦ (2-местные)

СВ

2-местные купе с местами для лежания в вагоне от 10 до 20 мест

1 Б (с возможностью проезда не более одного пассажира),

1 Э

Кондиционер, биотуалет в вагоне.

(рацион питания, санитарно-гигиенический набор, пресса, белье).

Кондиционер, биотуалет в вагоне.

Белье входит в стоимость проезда.

1 Л

Кондиционер в вагоне

Наличие биотуалета не гарантировано.

Белье входит в стоимость проезда.

1 Д (турист)

Кондиционер в вагоне

Наличие биотуалета не гарантировано.

Белье входит в стоимость проезда.

Поезд «СТРИЖ»

1 Э

Душ, умывальник, биотуалет в купе. Кондиционер в вагоне.

2 спальных места. Нижнее спальное место трансформируется в 2 сидения.

Телевизор с возможностью выбора фильмов.

(рацион питания, санитарно-гигиенический набор, пресса, белье входит в стоимость проезда).

1 Е (с обязательным выкупом всех мест 1 или 2 пассажирами)

Купейные вагоны (К)

К (Купейный)

4-местные купе с местами для лежания в вагоне от 32 до 36 мест

2 Э

(рацион питания, санитарно-гигиенический набор*, пресса*, белье).Кондиционер, биотуалет в вагоне.

*кроме двухэтажных вагонов

2 Б

(рацион питания, санитарно-гигиенический набор, пресса, белье).Кондиционер в вагоне.

Наличие биотуалета не гарантировано

Кондиционер, биотуалет в вагоне.

Белье входит в стоимость проезда.

Кондиционер в вагоне

Наличие биотуалета не гарантировано

Белье входит в стоимость проезда.

2 Л

Кондиционер и биотуалет отсутствуют.

Белье входит в стоимость проезда.

2 Д (турист)

Наличие кондиционера, биотуалета не гарантировано.

Белье входит в стоимость проезда.

Плацкартные вагоны (П)

П (Плацкартный)

вагон открытого типа с местами для лежания в вагоне от 52 до 54 мест

Кондиционер, биотуалет в вагоне.

Кондиционер в вагоне.

Наличие биотуалета не гарантировано.

Кондиционер в вагоне.

Наличие биотуалета не гарантировано.

Кондиционер и биотуалет отсутствуют.

Кондиционер и биотуалет отсутствуют.

(Для перевозки организованных групп детей на базе купейного вагона)

Кондиционер, биотуалет в вагоне.

Вагоны с местами для сидения (С)

Вагон с местами для сидения улучшенной компоновки мест

1 Р

(рацион питания, санитарно-гигиенический набор, плед).

Кондиционер, биотуалет в вагоне.

1Р (поезд Стриж)

(рацион питания, санитарно-гигиенический набор, комплект печатной продукции).

Кондиционер, биотуалет в вагоне.

1Р (двухэтажные поезда)

(рацион питания, санитарно-гигиенический набор, комплект печатной продукции, плед).

Кондиционер, биотуалет в вагоне.

1В (с индивидуальным размещением и обязательным выкупом всех мест)

(рацион питания, санитарно-гигиенический набор, комплект печатной продукции, плед).

Кондиционер, биотуалет в вагоне.

Вагон с местами для сидения на базе спального пассажирского вагона с 4-местным купе

(рацион питания, санитарно-гигиенический набор, плед).

Кондиционер, биотуалет в вагоне.

Вагон с местами для сидения стандартной компоновки

 (санитарно-гигиенический набор).

Кондиционер, биотуалет в вагоне.

Кондиционер, биотуалет в вагоне.

Кондиционер в вагоне.

Наличие биотуалета не

гарантировано.

Кондиционер в вагоне.

Наличие биотуалета не

гарантировано.

Наличие кондиционера, биотуалета не гарантировано.

Наличие кондиционера, биотуалета не гарантировано.

Мотор-вагонный подвижной состав

Вагон с местами для сидения улучшенной компоновки мест

1 С

Кондиционер, биотуалет в вагоне.

Вагон с местами для сидения стандартной компановки

Кондиционер, биотуалет в вагоне.

Кондиционер в вагоне.

Наличие биотуалета не

гарантировано.

Наличие кондиционера, биотуалета не гарантировано.

Наличие кондиционера, биотуалета не гарантировано.

Наличие кондиционера, биотуалета не гарантировано.

Общие вагоны

О (Общий)

вагон открытого типа с местами для сидения.

3 О

Кондиционер и биотуалет отсутствуют.

З В (без указания номеров)

Кондиционер и биотуалет отсутствуют.

Что это значит и как расшифровывается?

Расшифровка аббревиатуры «СВ» — «спальный вагон» поезда. СВ-вагоны относятся к классу повышенной комфортности. Что вкладывают в это понятие современные железнодорожники?

  1. Клиент, который оплатил поездку в комфортных условиях, путешествует с меньшим, чем обычно, количеством попутчиков (в купе размещается всего двое людей, возможно также организовать проезд с ребёнком до 6 лет на одной полке).
  2. Поездка пройдёт в более спокойной обстановке за счёт небольшого количества путешественников в вагоне (всего в «спальном» могут ехать не больше 18-20 человек).
  3. На посещение общего санузла будет одновременно претендовать меньшее количество человек (а клиенты «Стрижа» и вовсе умываются, принимают душ и используют туалет прямо в купе).
  4. На одного пассажира приходится больше индивидуального пространства и больше «приватности».
  5. Как правило, поездка в СВ доступна более обеспеченным слоям населения – это некоторая гарантия приятной и ненавязчивой компании.

Справка. Согласно исторической версии, ранее сочетание букв трактовалось как «свитский вагон», то есть – предназначенный для перевозки членов императорской фамилии. На просторах России категория впервые появилась в составе экспресса «Красная стрела».

Вначале пассажиров перевозили в деревянных сооружениях, которые спустя пару десятилетий заменили цельнометаллическими конструкциями. Основой для особо удобных мест стали стандартные четырёхместные купе: верхние полки демонтировали, а освободившееся пространство декорировали светильниками и зеркалами.

Сервисные тарифы составов АО «ТКС»

Компания «ТКС» обслуживает фирменные поезда дальнего следования, в которых предлагается сервис повышенного уровня комфортности. Это вагоны комфорт и бизнес класса, в которых есть несколько сервисных тарифа в зависимости от перечня оказываемых услуг, расположения мест и обстановки. Покупая билет, вы можете выбрать мужское, женское или смешанное купе.

2У Комфорт, 2Л, 2Т Эконом ТК – 4-местные купе

Просторные 4-местные купе, оформленные в ярко-красном брендовом цвете компании. В цену билетов входит:

  • Еда (кроме 2Л – там за пищу нужно доплатить);
  • Вакуумный туалет;
  • Индивидуальные кондиционеры в купе;
  • Комплекты белья;
  • Набор с зубной щеткой и мылом;
  • Газета;
  • ТВ;
  • Гигиенический душ;
  • Тапочки;
  • Розетки на 220 Вольт;
  • Перевозка животных (кроме 2Т Эконом ТК).

СВ-вагоны класса люкс: 1Б Бизнес ТК и 1Т ТКС

В этих вагонах вас ждут двухместные купе с лежачими местами, вмещающие в общей сложности от 16 до 18 человек.

Список удобств в каждом купе включает:

  • Wi-Fi;
  • Биотуалет;
  • Кондиционер;
  • Еда;
  • ТВ;
  • Комплект для гигиенических процедур;
  • Белье;
  • Газеты;
  • Перевозка домашних питомцев;
  • Розетки 220 Вольт;
  • Тапочки.

В вагонах 1Т ТКС имеется один общий полноценный душ, а в 1Б – только гигиенический.

Плацкарт 3У

В этом разряде ездят вагоны открытого типа с койками в количестве от 52 до 54. Пассажиры могут рассчитывать на общий биотуалет, кондиционер, гигиенический душ, санитарный пакет, розетки 220 Вольт. Проводники могут подать питание за дополнительную плату.

Плацкартные вагоны (плацкарт)

Плацкартные вагоны пользуются огромной популярностью у пассажиров. Билеты в плацкарт недорого стоят, поэтому их покупают за несколько месяцев вперед. Обычный плацкартный вагон включает в себя 54 места.

Часть пассажиров размещается на верхних полках, а часть – на нижних. В нем есть 2 туалета и титан с горячей водой.

Места с 37 по 54 являются боковыми. Они немного короче обычных «купейных» мест. Нижние боковые плацкартные полки раскладываются, образуя два сиденья и столик.

Принято считать, что этим столиком может пользоваться и пассажир с верхней полки, но это зависит от волеизъявления человека, который купил билет на нижний ярус. Причем это касается и боковых, и стандартных полок.

Места с 33 по 38 расположены рядом с туалетом. Это одни из самых неудобных мест в вагоне. Здесь некомфортно спать, т.к. пассажиры часто ходят в туалет, в т.ч. и для переодевания. Т.е. постоянно хлопают дверью, что вызывает определенный дискомфорт.

Также напротив туалета находится основная вагонная мусорка, от которой (особенно в конце пути) чрезвычайно плохо пахнет, ведь в этот бак все пассажиры складируют свой мусор. Неприятных «ароматов» добавляет сам туалет. Из-за этого в несезон билеты на верхние места около туалета нередко продаются со скидкой, которая может достигать 50%.

Стандартные места в плацкартном вагоне находятся в помещении типа купе. Там размещено 4 полки: по 2 сверху и снизу. Они не раскладываются, но нижние места поднимаются, и внутрь их можно складывать свои сумки и чемоданы.

Также свои вещи можно размещать на третьих полках над местами для лежания. Проходы в вагоне узкие, причем этот параметр един для всех классов обслуживания РЖД.

В старых железнодорожных вагонах около мест 9-12 (третье купе) и 21-24 (шестое купе) не открываются окна. В новых вагонах, оснащенных системой кондиционирования, ехать комфортно даже без открытых окон. Такие плацкартные вагоны подразделяются на несколько классов обслуживания РЖД.

Класс

Описание

Белье, туалет (био) и кондиционер в вагоне не гарантируются. Но обычно в нем можно провозить животных.

Кондиционер отсутствует, наличие туалета и белья под вопросом.

В вагоне класса обслуживания 3Э кондиционер и туалет, постельное белье оплачивается отдельно.

Вагоны предусматривают перевозку организованных детских групп. Они сконструированы на базе стандартных купе.

В этом вагоне есть биотуалет и кондиционер, а также в нем можно осуществлять провоз домашних питомцев (собак, кошек и других небольших животных).

В вагоне есть кондиционер, но нет биотуалета. Животных провозить нельзя.

В вагоне 3 Л нет биотуалета и кондиционера, а также отсутствует возможность провоза домашних питомцев.

Класс вагона указывается на билетном бланке. При покупке билета на вокзале в кассе человек может сразу сказать, какие услуги ему необходимы. Если пассажир покупает билет на сайте, то он по буквенно-числовому обозначению может сразу же определить тип вагона и выбрать наиболее подходящий для себя. К примеру, аллергикам не стоит приобретать билеты в вагоны, в которых разрешен провоз животных.

Какие плацкартные вагоны лучше выбрать

Стоимость билетов выше, потому что удобств больше. Вы можете свободно перемещаться, полежать или поспать. Есть место для багажа, полка для вещей, кондиционеры, столики и радио. Пассажирам выдают:

  • Постельное белье;
  • Полотенце;
  • Одеяло.

Поезда категории «плацкарт», особенно фирменные, подходят для длительных путешествий (от 10 часов).

Какой вагон лучше выбрать в поезде

Желательно ближе к центру, тогда поездка будет более мягкой. Еще один плюс — недалеко расположен вагон–ресторан. Кроме того, проще добираться до магазинов во время стоянки.

Но если центральная часть поезда уже заполнена, остался только первый или последний вагон, какой выбрать? Конечно, первый. В последнем сильнее ощущается резонанс от движения.

Какие места лучше брать в плацкартном вагоне

Идеальными считаются те, которые находятся ближе к проводнику. То есть № 1, 2, 3 и 4. И вот, почему:

  • Вам не придется далеко нести сумки при посадке/высадке;
  • Рядом расположен титан, значит нести стакан с горячей водой проще;
  • Возле проводников более чистый туалет.

Нижние полки обозначают нечетным номером, верхние — четным. Последние обходятся дешевле. Подходят тем, кто планирует поехать ночью и выспаться.

Места № 1, 2, 3 и 4 разбирают в первую очередь. В каком вагоне плацкарта ехать, если вы не успели взять билет? Оптимальный вариант — номера с 5 по 32, за исключением боковых. Доступ ко всему необходимому нормальный. Основной недостаток: мимо часто проходят пассажиры.

Следующими по уровню комфорта, в порядке уменьшения, считаются боковые места с 33–36. Преимущество в том, что у вас только один сосед. Недостатки:

  • Стол трансформируется в кровать — доставляет неудобство пассажиру с верхней полки, если он хочет покушать, а его сосед спит;
  • Спальные места короткие — полноценно отдохнуть высоким людям нереально;
  • Вешалки расположены слишком близко к проходу — верхнюю одежду постоянно задевают проходящие мимо люди.

Наименее удобными считаются места в последнем отсеке вагона. То есть, рядом с уборной. Там постоянно хлопают дверью, а иногда ощущается неприятный запах. В таких условиях впечатления о поездке портятся.

В некоторых купе не открываются окна, поскольку являются аварийными. Как их отличить? Стекло цельное, горизонтальная перегородка отсутствует. Рядом находится молоток и информационное табло. Если вы не любите сквозняков, выбирайте места под следующими номерами: 9–12, 21–24, 43–44, 49–50.

В каких вагонах есть розетки на поезде «плацкарт», зависит от года выпуска и модификации. Например, современный транспорт имеет много источников питания. Составы с большим сроком службы — в районе боковых мест № 41, 42, 51, 52, а также внизу № 5, 7, 29, 31. Посмотреть схему расположения можно при покупке билета онлайн либо уточнить у проводника.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий