Guitarbloknot.ru

Есть ли вид записи для нескольких музыкантов?

Этот вопрос всегда интересен каждому, кто начинает учиться музыке. Действительно, если произведение не предназначено только для одного инструмента, то как оно записывается? Неужели, к примеру, при выступлении оркестра у каждого выступающего одинаковые листы с нотами? Но если тех же скрипок на сцене несколько? Разве они издают одинаковые звуки? Каскад подобных вопросов слышит практически каждый учитель музыки.

Нотные листы, адресованные нескольким исполнителям, объединяются в сборник, который называется партитурой. Внутри партитур отдельно бывают выписаны ноты для каждого из участвующих инструментов, включая и человеческие голоса. Такие выписки называются партиями.

При оформлении произведения «одним листом» каждая партия – это отдельная пятистопная линейка, партитуру обозначают прямой вертикальной линией, расположенной перед ключами и объединяющей партии.

Способ написания того, что партии различных инструментов, как и голосов, должны исполняться одновременно, — это фигурная скобка, аналогичная той, которая используется в арифметике. Здесь она называется акколадой.

Откуда произошло такое название, точно не может сказать ни один филолог. Есть версия, что слово является сокращенным от сочетания «аккорд» и «лад». То есть этот термин был дан нотной грамоте не клавишными инструментами, а струнными. Возможно, что так оно и есть.

Завершение отдельной партитуры прописывается на бумаге при помощи двойной вертикальной линии, одна часть которой жирнее другой.

Кроме этого в таких записях используется знак, который называется «реприза». Это две точки, находящиеся у обозначающих финал музыкального отрывка линий. Присутствие реприз говорит исполнителям о необходимости повторения сыгранного.

Понятие и обозначение нот

Нота – это графическое изображение звука, его длительности, высоты и порядка исполнения. Говоря проще, это музыкальная «буква».
Существует несколько способов ее изображения:

  • Графически на нотном стане. Это самое грамотное отображение ноты в музыке. Здесь зашифрована вся информация о звуке (высота, длительность, порядок исполнения).

  • Графически на табулатуре. Это специализированное изображение для гитары. Здесь зашифрована информация о высоте, длительности звука, а также о ладе и струне, на которой этот звук должен быть извлечен.

  • Одиночной заглавной буквой. Это любительский способ записи, но он помогает при сопоставлении нот с исполняемыми аккордами. C – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль, A – ля, B – си.
  • Словом (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Так записывают ноты в учебной литературе при начале обучения музыке.

Нотный стан или табулатура?

На нотном стане ноты располагаются следующим образом:

Четыре октавы на нотном стане

Преимущество такой записи гитарной партии заключается в том, что у гитариста есть выбор, в какой позиции сыграть мелодию. То есть исполнитель может сам подобрать удобную для себя аппликатуру, ведь классическая запись показывает лишь длительность и высоту звука, который нужно извлечь.

Мало кто из музыкантов-любителей утруждает себя изучением классическому способу записи музыки. Большинство отдает предпочтение табулатуре.

Табулатура – это способ записи, при котором ноты изображаются схематично в виде указания, на какой струне и каком ладу должен располагаться палец для извлечения нужного звука. Узнайте как читать табулатуры для гитары

Так выглядит гамма До-мажор и Ля-минор на табулатуре

Это наиболее удобный способ записи гитарных партий.

Мбу до «устьянская детская школа искусств» — основы нотной грамоты

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.
Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу.

Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение.

Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на гитаре).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать.

Основные длительности нот

Сначала мы предложим вам просто рассмотреть все часто встречающиеся в музыке длительности и запомнить их названия, а чуть позже разберемся с их значением в музыкальном ритме и с тем, как их чувствовать.

Основных длительностей не так уж и много. Это:

ЦЕЛАЯ – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный. В музыкальных кругах целые ноты любят обзывать «картошками».

ПОЛОВИННАЯ – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Например, если целую ноту держать 4 секунды, то половинную – всего 2 секунды (все эти секунды сейчас чисто условные единицы, чтобы вы только лишь поняли принцип). Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка (картошка) у нее не такая жирная, а еще у нее имеется палочка (правильно говорить – штиль).

ЧЕТВЕРТНАЯ – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Значит, если целая звучит 4 секунды, половинная – 2 секунды, то четвертная будет играться всего лишь 1 секунду. Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.

ВОСЬМАЯ – как вы уже, наверное, догадались, восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой). А длиться она будет, соответственно, всего половину секунды (0,5 с). Восьмая или, как любят говорить музыканты, восьмушка – это хвостатая нота. От четвертной она отличается наличием хвоста (гривы). Вообще, по-научному, этот хвост называется флажком. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (правильно говорить – ребро).

ШЕСТНАДЦАТАЯ – в два раза короче восьмушки, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 штучек таких нот. А на одну секунду приходится по нашей условной схеме аж четыре шестнадцатых нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмушку, только вот хвоста у нее целых два (две косички). Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра (две «крыши», две перекладины).

Конечно, существуют и длительности более мелкие, чем шестнадцатые – например, 32-е или 64-е, но пока ими забивать голову не стоит. Сейчас самое главное – понять базовые принципы, тогда остальное придет само собой. Кстати, есть длительности, которые больше целой (например, бревис), но это тоже тема отдельного разговора.

Как вставить музыкальный символ, ноты в Word

Знаете ли вы, что существуют музыкальные символы (ноты) которые вы можете вставить в Microsoft Word без добавления графических изображений? Давайте взглянем на них.

Начните с того, что установите указатель (курсор) в то место в документе, куда хотите вставить символ ноты. Во вкладке «Вставка» кликните на кнопку «Символ» и затем из раскрывающегося меню выберите «Другие символы»:

В окне символов откройте выпадающее меню «Шрифт» и выберите шрифт «MS Gothic»:

Откройте выпадающее меню «Набор» и там выберите опцию «Разные символы»:

Пролистните немного (четыре или пять строк) и вы увидите музыкальные символы:

  1. Quarter Note (четвертная нота)
  2. Eighth Note (восьмеричная нота)
  3. Beamed Eighth Note (двойная восьмеричная нота)
  4. Beamed Sixteenth Notes (двойная шестнадцатеричная нота)
  5. Music Flat Sign (музыкальный плоский знак)
  6. Music Natural Sign (музыкальный обычный знак)
  7. Music Sharp Sign (шарп)

Кликните на выбранную музыкальную ноту и затем кликните «Вставить» (или просто дважды кликните по символу) для вставки.

Вы можете вставить столько нот, сколько хотите пока открыто окно символов. Когда вы закончите вставлять ноты, нажмите кнопку «Отмена».

В этом примере я вставил восьмеричную ноту. Размер вставленного символа зависит от размера исходного шрифта в вашем документе. Чтобы увеличить размер символа, выберите символ, кликните «Размер шрифта» в выпадающем списке и выберите больший размер шрифта. В этом примере я выбрал размер 48 точек.

Вы можете пойти дальше и скопировать-вставить ваш символ несколько раз, чтобы создать изящную музыкальную границу для вашего документа.

Это было просто? Тогда у меня в запасе ещё парочка трюков для вас!

Знаете ли вы, что можете вставлять в Word ноты, если зажмёте клавишу Alt, а на цифровом блоке наберёте 14 или 13? То есть сочетания клавиш Alt + 14 или Alt + 13 выведут ноты! Но у вас должен быть цифровой блок на клавиатуре — есть не у всех.

Знаете ли вы, что для любого символа вы можете набрать шестнадцатеричный код Юникода, а затем с помощью сочетания клавиш Alt + x превратить его в символ?

Например, наберите в документе символы 2669, а затем нажмите Alt + x и эти цифры превратятся в ноту.

Коды всех музыкальных символов в Ubucode:

Между прочим, и это ещё не всё! Вы можете найти значок ноты на одном из многочисленных сайтов и скопировать-вставить его в свой документ Word — это также сработает.

Вот теперь действительно всё!

ОБНОВЛЕНИЕ : Смотрите продолжение в статье «Как вставить скрипичный ключ и любой другой музыкальный символ в Word, Excel и PowerPoint» в которой показано ещё больше способов и видов музыкальных символов, которые можно добавить в офисный документ!

Источник статьи: http://zawindows.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB-%D0%BD%D0%BE%D1%82%D1%8B/

7 урок. Басовый ключ

Если Вы хотите играть нормальные песни на пианино именно по нотам, то Вам нужно знать о том, что такое басовый ключ, как читать в нем ноты и так далее. А если же Вам это не нужно и Вы планируете играть песни по видео, то можете пропустить этот урок. Для этих людей я сделаю отдельный раздел, где мы с Вами будем разбирать различные песни на пианино по видео.

Итак, мы уже знаем, что такое скрипичный ключ и как в нем читаются ноты.

Теперь посмотрим на басовый ключ:

Значок басового ключа (Рис. 1)

В басовом ключе также пишутся ноты, только для левой руки, но они отличаются от нот в скрипичном ключе (нот для правой руки). Посмотрите на рисунок выше (рис. 1): басовый ключ начинает рисоваться с четвертой линейки.

И если в скрипичном ключе на четвертой линейке у нас располагалась нота Ре второй октавы, то в басовом ключе на четвертой линейке находится нота Фа малой октавы (малая октава на пианино идет перед первой).

Посмотрите на каждую ноту малой октавы, что записаны в басовом ключе:

Ноты в басовом ключе (Рис. 2)

Видите, запись нот в малой октаве (то есть в басовом ключе) отличается от записи нот в первой октаве (в скрипичном ключе). Давайте посмотрим еще на один рисунок, чтобы нам с Вами стало немного понятнее:

Ноты басового и скрипичного ключей (Рис. 3)

Как видите, некоторые ноты первой октавы можно записать и в басовом ключе (на верхних добавочных линеечках) — и наоборот — некоторые ноты малой октавы можно записать в скрипичном ключе ключе (на нижних добавочных линеечках).

Но обычно нет нужды так сильно извращаться, ведь сложно читать ноты на добавочных линейках. Обычно все пишут в том ключе, в котором удобней будет читать ноты без напряга.

Ноты большой октавы, естественно, пишутся в басовом ключе, потому что большая октава идет даже перед малой.

Басовый ключ на практике

Где же мы с Вами можем увидеть басовый ключ на практике? Смотрим на картинку:

Басовый ключ на нотном стане (Рис. 4)

Это ноты «Маленькой елочки» для двух рук

Обратите внимание: нотный стан идет группами по две строчки: Первая (верхняя) строчка играется правой рукой, вторая (нижняя) строчка играется левой рукой. Даже если на этой второй строчке не басовый, а скрипичный ключ (бывает и такое), то все равно эта вторая строчка играется левой рукой

Кое-что поясню. Сыграли две этих сгруппированных строчки — затем играем следующие две строчки, и так далее.

Как это звучит на двух руках? Смотрим:

(Видео 1)

Правой рукой играется мелодия, а левой рукой идет аккомпанемент. В данном случае левой просто идет долбёжка аккордами…

Вот это еще один интересный факт: аккомпанемент практически всегда играется аккордами, но не обязательно всегда все ноты аккорда играются одновременно: ноты аккорда могут играться и по очереди или в разном порядке.

В этой конкретной песне (Елочка) всего три аккорда, которые меняются на протяжении песни: C, G, F. В каком месте меняются аккорды — Вы можете видеть на картинке выше. В то время, как меняется аккорд на нотном стане, тут же и левая рука его меняет.

  • Посмотрите, что еще можно сыграть левой рукой в елочке, вместо долбёжки аккордами:
  • (Видео 2)
  • Видите, те же самые аккорды играет левая рука, но ноты в аккордах играются не одновременно, а по очереди.

Упражнения

Упражнения:

  1. Записывайте ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До в басовом ключе в своем блокноте именно на нотном стане, как показано на рисунке 2 (рис. 2), проговаривая их вслух.

    Так Вы разовьете зрительную память, что поможет Вам в дальнейшем играть песни на пианино «с листа» (по нотам с нотного стана).

  2. Попробуйте сами сыграть по нотам ту же самую «Елочку» двумя руками: сначала как на первом видео, потом как на втором.

Заключение

Друзья, вот мы и разобрались с Вами с басовым ключом. На самом деле, Вы многого достигните, если научитесь читать ноты и в скрипичном, и в басовом ключе, ведь Вы сможете сыграть любую песню по нотам, а друзья Вам будут завидовать, потому что им было лень разбираться в нотах

Как читать ноты или музыкальная грамота в электронной музыке

Как читать ноты? Этот вопрос мучает многих начинающих музыкантов.

Для написания электронной музыки необходимо иметь базовые знания музыкальной грамоты, особенно если вы используете для этих целей MIDI-клавиатуру или синтезатор.

В этой статье будем говорить об основах, познакомимся с такими понятиями как полутон, длительность, высота и на примере клавиатуры фортепиано более подробно рассмотрим вопрос: «Как читать ноты?»

Ниже я привожу ноты для фортепиано трека Adagio For String.

Как читать ноты?

На картинке ниже приведена виртуальная клавиатура секвенсора FL Studio.

Существует семь основных ступеней звукоряда (нот): до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Всё это белые клавиши на клавиатуре. Остальные звуки (чёрные клавиши) – это производные от основных ступеней.

Знак # (диез) обозначает повышение ступени на полутон, а знак b (бемоль) – понижение на полутон. Полутон – это наименьшее расстояние по высоте (разница между двумя соседними нотами). Между основными ступенями звукоряда имеется расстояние в два полутона.

Только между ступенями Ми – Фа и Си – До – расстояние в один полутон.

Основные ступени циклически повторяются. Основанием для такого повторения служит их сходство. Таким образом первая и восьмая ступени имеют одинаковое название. Расстояние от первой ступени до восьмой называется октавой.

Звукоряд фортепиано делится на 7 полных октав, как показано на рисунке. Здесь вы также можете увидеть соответствие клавишей и нот. Для того, чтобы понять какой октаве относятся ноты (без применения большого количество добавочных линий) используются ключи. Ключ – это знак, который ставиться на одной из линий нотного стана и даёт название ноте этой линии. Самыми распространенными ключами являются скрипичный и басовый. Скрипичный ключ обозначает ноту Соль первой октавы, а басовый – ноту Фа малой октавы. Повторюсь, что от ключа идёт отсчёт всех остальных ступеней. Кроме того, что ноты различаются по высоте, они могут иметь различную длительность. Основные длительности: — целая; — половинная; — четвертая; — восьмая;

— шестнадцатая и т. д.

Существуют также знаки для увеличения длительностей. К ним относятся: 1. Лига – соединительная дуга. С помощью лиги две ноты сливаются в одну, а их длительности складываются.

2. Точка справа от ноты – увеличение длительности ноты ещё на половину.

3. Фермата – произвольное увеличение длительности в зависимости от характера произведения. Кроме длительностей нот применяются также длительности пауз. Знаки для увеличения длительностей применимы и к ним.

Давайте для примера рассмотрим нотную запись начала мелодии трека Adagio For String. Выглядит она вот так:

Скрипичный ключ показывает диапазон расположения нот от ноты соль первой октавы. Далее идёт серия бемолей, показывающих понижение ступени на полутон если эта ступень находится на одной линии со знаком b. За ними следует дробь указывающая тактовый размер. Он определяет метр и длительность долей. Более подробнее о такте можете почитать в статье «Такт в музыке». И в конечном итоги мы видим сами ноты, каждая из которых имеет свою длительность и подчиняется тактовому размеру.

  • Если изобразить эту запись в виде отпечатков клавиш в окне Piano Roll программы FL Studio, то она примет следующий вид:
  • Начало композиции будет звучать следующим образом.

//fierymusic.ru/wp-content/uploads/2012/04/Adagio.mp3

Это основы принципа чтения нот. Для более глубокого изучения материала советую вам ознакомиться с книгой И. В. Способин «Элементарная теория музыки», которую вы можете получить нажав на кнопку «Рассказать друзьям» в конце статьи. Думаю, что после прочтения у вас больше не возникнет вопрос: «Как читать ноты?» Удачи в освоении материала!

Знакомство с музыкальными инструментами и пение

Большую роль для общего музыкального развития ребенка играет знакомство с различными музыкальными инструментами. Для начала это могут быть несколько детских инструментов, например:

  • дудочка;
  • детская гитара;
  • барабан.

Перед тем как начать знакомство с гитарой, можно взять две лески: потоньше и потолще, – туго натянуть и дать малышу щипнуть их по очереди. Тонкая леска издаст более высокий звук, а толстая — более низкий. Малышу не должно составить большого труда это определить.

После этого можно дать ему детскую гитару: пусть он по очереди щипнет каждую струну и определит ее высоту

Нужно заострить внимание малыша на том, что чем струна толще, тем ниже звук, и наоборот

Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм:

  1. Для начала нарисуйте вместе с ребенком на большом листе лесенку, состоящую из семи ступеней вверх и вниз. По этой «лесенке» вы будете петь гамму (7 постепенно повышающихся, а потом и понижающихся нот). Для этого нужно взять небольшую игрушку, которая будет двигаться по этой «лесенке» вместе с вашим голосом.
  2. Пойте первую ноту (любую), можно на «та-та», «ля-ля» или др. звуки, одновременно ставьте игрушку на 1-ю ступень. Пойте следующую ноту (чуть выше), ставьте игрушку на 2-ю ступень и т. д., а затем, так же по «лесенке», вниз.

Ноты малой октавы в скрипичном ключе

Из малой октавы в скрипичном ключе записываются, главным образом, всего три ноты – СОЛЬ, ЛЯ и СИ. Они пишутся на вспомогательных линейках, добавляемых снизу:

  • Нота СИ малой октавы может быть записана под первой добавочной снизу.
  • Нота ЛЯ малой октавы в скрипичном ключе пишется на второй добавочной линейке снизу.
  • Нота СОЛЬ малой октавы располагается под второй добавочной внизу нотного стана.

В целом, чаще всего на нотоносце со скрипичным ключом записываются наиболее ходовые, часто встречающиеся ноты малой, первой, второй и частично третьей октав. Ноты, для записи которых необходимо большое количество добавочных линеек, встречаются сравнительно реже.

Для лучшего запоминания нот во всех октавах, нужно больше тренироваться в их чтении и переписывании. Например, можно переписывать какие-нибудь мелодии в разные октавы (допустим, дана мелодия в первой октавы, переписать ее в малую, во вторую, в третью и т.д.). Попробуем. Скажем, возьмем простую известную народную песню «Ходит зайка» и перепишем ее мелодию в разные октавы.

Если вы учите ноты с ребенком, то познакомьтесь вот с таким руководством – Как выучить ноты с ребенком? И детям, и взрослым для лучшего усвоения нот скрипичного ключа будет полезно выполнить подборку упражнений из рабочей тетради Г. Калининой. Выполняя задания в простой и увлекательной форме, вы даже и не заметите, как выучите все ноты. Скачать данный комплекс упражнений можно здесь – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ!

И напоследок, предлагаем вам послушать немного хорошей музыки! Сегодня это будет:

П.И. Чайковский — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Ритмические упражнения на разные длительности

Давайте теперь постараемся познать все то же самое, только уже на практике.

УПРАЖНЕНИЕ №1. Допустим, что пульс у нас отбивается ровными четвертями на ноте СОЛЬ. Все, что мы здесь описываем, будет представлено и на нотном примере, под которым также размещена аудиозапись. Послушайте, как это звучит. Уловите этот ровный ритм. Хлопайте его в ладоши, щелкайте пальцами или отбивайте ручкой по столу, а после того, как мелодия закончится, попытайтесь продолжить этот же ритм или повторить самостоятельно без аудио.

УПРАЖЕНИЕ №2. Теперь попробуйте уловить звучание других длительностей. Например, половинных. Половинные звучат, конечно же, в два раза медленнее, чем четверти, которыми у нас в данном случае отбивается пульс. В начале следующего примера вы услышите удары пульса четвертями – мы напомним таким образом вам этот тепм. Четвертные ноты прозвучат четыре раза, а затем пойдут половинные длительности. В каждой половинной постарайтесь уловить, прочувствовать продолжение тех же самых ударов. То есть второй удар в половинной ноте вам нужно как бы представить, ощутить внутри себя.

Получилось? Если да, то хорошо. Если нет, то попробуйте другой вариант упражнения. Сейчас на нотном примере вы увидите двухголосие. Нижний голос будет тихо играть ровными четвертями на ноте СОЛЬ в басовом ключе, а верхний голос после первых четырех ударов переключится на половинные, которые будет играть погромче на ноте СИ. Таким образом, в каждой половинной вы сможете услышать реальный отголосок второго удара пульса, который будет подыгрывать второй голос. После этого варианта упражнения вы можете вернуться к первому варианту.

УПРАЖНЕНИЕ №3. Сейчас нужно будет ловить ритм из восьмых нот. Восьмые ноты исполняются быстрее, чем четвертные, и поэтому на каждый удар пульса будет приходиться сразу по две восьмушки. В приведенном ниже примере сначала, как всегда, пройдут четыре удара четвертями, а затем пойдет пульсация восьмыми. Вы при этом стучите про себя пульс ровными четвертями. Почувствуйте, как на один ваш удар приходится две восьмых ноты.

И второй вариант этого упражнения. С двухголосием, во втором голосе от начала и до конца сохранена пульсация ровными четвертями на ноте СОЛЬ. В верхнем голосе идет переключение на восьмушки.

УПРАЖНЕНИЕ №4. Эта задача познакомит вас с ритмом шестнадцатых нот. Их на один удар пульса приходится сразу четыре штуки. Разгоняться мы будем постепенно. Сначала будет 4 удара четвертями, затем 8 ударов восьмушками, и только потом пойдут шестнадцатые. Шестнадцатые здесь для удобства собраны в группы по четыре штуки под одну «крышу» (под одно ребро). Начало каждой группы совпадает с ударом основного пульса.

И второй вариант этого же упражнения: один голос — в скрипичном ключе, другой — в басовом. У вас все должно получиться.

Полезные советы родителям

Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:

  • использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
  • играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
  • устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
  • в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
  • хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.

Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.

https://youtube.com/watch?v=S9GRg4IWOjQ

Как прописывается тональность?

Кроме того что нотные станы отражают высоту звучания и располагаются согласно ее порядку, они еще сообщают и о тональностях, в которых следует исполнять произведение.

Помимо октав все звуки, обозначаемые семью нотами, делятся и на звуковые ступени. На инструменте их найти просто – это черные короткие клавиши.

Короткая клавиша правее от ноты дает повышение ее чистого звучания, а левее – понижение. То есть одна и та же черная короткая клавиша одновременно «обслуживает» две ноты. Например, повышает «фа» или понижает «соль».

На письме это прописано при помощи специальных символов: «диез», обозначающий необходимость повышения, и «бемоль», говорящий о том, что тон звука следует понизить.

Есть понятие «дубль». Если чистый символ обозначает половину тона, то дублированный – целый.

Кроме них существует символ, называемый «бекар». Этот знак полностью отменяет полутона и говорит исполнителю, что в данном отрывке звучание должно быть первичным, то есть чистым.

Использование всех трех знаков, сообщающих о нюансах тона, называется альтерацией.

Помимо всего вышеперечисленного в нотном стане используются и другие символы, передающие исполнителю дополнительную информацию о том, как следует сыграть произведение. Это символы минора и мажора, паузы и ускорения и многие другие.

Нотный стан сравним с записью речи. Начав его изучать, сначала постигают основные моменты, такие как значения нот и их расположение, это аналогично этапу запоминания и осваивания написания букв. Потом изучаются символы, этот этап аналогичен освоению знаков препинания.

Нотный стан только кажется сложным, на самом же деле он прост в изучении при соблюдении порядка в его освоении.

История

До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и т. д.), и в современном виде она существует с XVII века. Около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил логарифмически равномерную двенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней.

Во времена зарождения с помощью нот могли быть записаны только высоты звуков, но не ритм; в периоды ранней мензуральной (XIII век), «чёрной» мензуральной (XIV век) и «белой» мензуральной (XV, XVI века) нотаций развивалась в основном эта составляющая записи музыки.

Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет

Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки.

Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева:

  1. Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты).
  2. Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости.

Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас.

Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.

6 этап – развитие навыка чтения нот

Тренировкой навыка чтения нот на начальном этапе освоения нотной грамоты нужно заниматься регулярно. Методы работы здесь могут быть разные – обыкновенное прочитывание нотного текста с названием всех нот по порядку, переписывание нот в нотную тетрадь, подписывание всех нот в уже перенесенной в тетрадь мелодии.

Примеры для чтения можно найти в любом учебнике по сольфеджио. Как правило, примеры в учебниках сольфеджио (отрывки различных мелодий) небольшие по объёму (1-2 строчки), это очень удобно. Во-первых, ребенок не утомляется при занятии и может довести работу до конца. Во-вторых, на проработку одного-двух номеров уходит совсем немного времени, именно это позволяет обращаться к данному виду деятельности два-три раза за один день.

Примеры для чтения нот

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий