Уроки игры на гитаре, аккорды и ноты для рок-гитары

История

До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и т. д.), и в современном виде она существует с XVII века. Около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил логарифмически равномерную двенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней.

Во времена зарождения с помощью нот могли быть записаны только высоты звуков, но не ритм; в периоды ранней мензуральной (XIII век), «чёрной» мензуральной (XIV век) и «белой» мензуральной (XV, XVI века) нотаций развивалась в основном эта составляющая записи музыки.

Скрипичный и басовый ключи

Собственно методика

Ниже описана моя методика, которая позволила без особых проблем буквально за несколько дней научиться уверенно распознавать все ходовые позиции в скрипичном и басовом ключах.

Изучение базовых нот

Как я уже писал выше, ключевой момент методики — разделение всех позиций на простые и сложные, на базовые и производные. Сначала уверенно запоминаем базовые позиции (ноты на островках плюс ключевая нота) и только потом переходим к производным.

  1. Устанавливаем программу Anki
  2. Из великого многообразия карточек для музыки выбираем подходящий вариант. Мне понравился вот этот, который достаточно простой и не содержит лишнего. Для себя я добавил в эту колоду звуки из другой колоды. Так можно будет не только учить соответствие позиций и нот, но и запоминать их звучание.
  3. В режиме редактирования колоды проставляем тэг для всех позиций, которые мы хотим запомнить. Я назвал его «Fundamentals» и добавил туда все базовые ноты из скрипичного и басового ключей.
  4. Создаем новую колоду-фильтр в которую отбираем карточки с нашим тэгом. Для чего открываем колоду, нажимаем на кнопку «custom study» внизу окна, выбираем режим «study by card state or tag», выбираем соответствующий тэг.
  5. Если все было сделано правильно, должна получиться отдельная колода с 20 карточками.
  6. «Откидываемся на спинку кресла» и до просветления играем в игру «выбери одну ноту из трех», не забывая получать удовольствие в процессе.

Обращаю внимание, что тут не надо спешить. Не надо гадать и бежать впереди поезда

Вдумчивость и медлительность на этом шаге сполна окупится впоследствии.

Основное правило музыкальной практики: не надо тренировать свои ошибки (do not practice your errors). Смысл в том, что не надо пытаться играть быстро, пока не получается играть правильно. Так и здесь, не надо спешить, если случаются ошибки.

Таким образом, алгоритм должен быть такой:

  1. Открыли очередную карточку
  2. Сначала посмотрели на ключ: скрипичный или басовый?
  3. Вспоминаем, что скрипичный — это ля-си-до, басовый — это до-ре-ми.
  4. Осознали, какому месту островка соответствует нота: центр, нижний край или верхний край?
  5. Выбрали одну ноту из трех, в соответствии с положением
  6. Опционально пропели ее в тон
  7. Повторяем до тех пор, пока у вас в сознании не будет возникать ответ раньше, чем вы смогли его себе объяснить. То есть буквально: открыли карточку и уже сразу знаете, какая нота на ней нарисована.

И еще раз: обращаю внимание, что обязательно надо учить все необходимые ключи параллельно

Это просто чрезвычайно важно

Изучение производных нот

К этому моменту страх перед нотами, как и ощущение запредельной сложности должны пройти. Оба ключа должны восприниматься естественно, без внутреннего протеста.

Если все прошло гладко, то теперь вы должны уверенно распознавать все базовые ноты:

Смотрите как многого можно добиться, зная всего три ноты в каждом ключе! Ну хорошо, четыре, если учитывать и саму ключевую.

Если к этому набору добавить еще и крайние линейки нотоносцев, то все остальные ноты (кроме совсем далеких добавочных линеек) окажутся на расстоянии всего в один шаг от уже знакомых.

В деле запоминания этих линеек нам помогут такие наблюдения:

То есть, нижняя линейка отстоит от верхней на октаву и еще одну ступень: ми-фа, соль-ля.

Например, если вы хорошо запомните, что нижняя линейка басового нотоносца это соль, то значит верхняя линейка это ля. И промежуток между двумя нижними основными линейками это тоже ля (и наоборот).

А чтобы запомнить, какие ноты соответствуют крайним линейкам, можно связать их с ключевой нотой данного ключа.

Последний факт, который хотелось бы отметить, и который может здорово помочь в анализе настоящего нотного текста: на самом деле, между скрипичным и басовым ключами находится всего одна дополнительная линейка, и это нота до первой октавы:
К примеру, вторая дополнительная линейка выше басового ключа, это на самом деле нижняя линейка ключа скрипичного, то есть ми.

Буквенные обозначения нот и тональностей

Основным семи звукам нотной грамоты соответствуют такие символы: ноте до – буква с; ре – d; ми – e; фа – f; соль – g; ля – а; си – h. Занимательно, что в то время, когда создавалась система буквенных обозначений нот, первым звуком музыкального звукоряда считался звук «ля». Поэтому именно А – первая буква алфавита – соответствует ноте «ля». Знаки альтерации, такие как бемоль и диез, обозначаются слогами is и es, соответственно. Лишь для си-бемоля используют отдельный символ b, не применяя никакого окончания.

Теперь что касается тональностей. Всем известно, что они бывают мажорные и минорные. Для мажорных всегда используются большие (заглавные) буквы, для минорных – маленькие (строчные).

Музыкальные штрихи

Основы работы с приложением «Score»

Приложение «Score» игнорирует дополнительные пробелы (ignores excess white space), что создаёт удобство при записывании музыки, так как это происходит при записывании компьютерного кода:

<score>\relative c { b c d e f e b c b c d e }</score>

результат:


Однако в длинных пассажах это может создавать трудности для редактирования и проверки. Для разделения на такты могут быть добавлены вертикальные линии | (или «pipes»), например:

<score>\relative c { b c d e | f e b c | b c d e }</score>

(результат такой же)

Это немного удобнее, потому что редактор, нашедший ошибку (например, в третьем такте), может с лёгкостью найти код, относящийся к этому такту.

Для ещё большего удобства можно записывать код в столбик, разбивая его на легко читаемые отрезки. Например:

<score>
  \relative c {
    b c d e
    f e b c
    b c d e
  }
</score>

(результат такой же)

Выделение отступами частей текста наглядно показывает начало и конец, а также содержание того или иного раздела.

Расположение нот на нотном стане

При изучении инструментальных партитур можно заметить, что все ноты выглядят одинаково – черный или белый овал, расположенный на или между линиями. Различается лишь их положение и форма верхней части. И до того, как узнать, кто придумал ноты, необходимо понять, как их различать.

Прежде всего стоит отметить, что все ноты расположены на нотном стане: пяти линейках. Счет идет снизу вверх. Ноты записываются слева направо. Каждая линия соответствует определенной ноте. Если для записи высокого или низкого звука не хватает линий, то линейки могут быть дорисованы вручную.

Форма и цвет нот передают ее длительность. К примеру, незаштрихованный овал без дополнительных линий – это целая нота, длящаяся четыре полных счета. Если к незаштрихованному овалу добавить палочку – штиль – получится половинная нота, равная двум счетам. Закрашенный овал со штилем – четвертная нота. Закрашенная со штилем и флажком – восьмая нота и так далее.

Но прежде чем записывать ноты на нотном стане, проставляется ключ скрипичный или басовый. Они определяют общую тональность произведения.

Домыслы

Существует версия, что обозначение B произошло в связи с «упразднением» фригийского лада. Однако фактов заявления кем-либо из известных композиторов и музыкантов «я упрощаю фригийский лад и убираю H, да будет так, аминь» не установлено да и сама необходимость «упрощения» там, где и так всего несколько букв вызывает сомнения. Если вам где-то пытаются преподнести средневековые лады как подтверждение расхождений в современных буквенных обозначениях — не слушайте. Церковные лады представляют собой «этосную» форму обозначения и не имеют строгой логики между последовательностями и названием. Их нельзя интерпретировать без мешанины из финализа и тоники на современные представления гармонии.

Существует версия, что обозначение B родилось как неграмотная интерпретация устоявшегося академического обозначения H. Как будто некоторый музыкант не имеющий образования «слышал где-то» о том, что ноты называют буквами вроде как от буквы C и не долго думая «домыслил» от себя. Версия так же не имеет каких-либо прямых подтверждений. Оппоненты заявляют, что даже безграмотный изначально музыкант в процессе своего развития рано или поздно должен был узнать «правду». На что сторонники парируют, мол, «он к тому времени уже привык». Однако данная версия косвенно подтверждается становлением такой страны как США, где важная роль в музыкальном искусстве принадлежит афро-американцам которые, действительно, по ряду причин долгое время не имели ни только музыкального, а никакого вообще образования.

Наиболее правдиво выглядит интерпретация предыдущей версии о том, что Англия и позднее США в процессе своего развития увеличила как влияние на другие страны в целом, так и свой вклад в музыку. Естественно оставляя его в форме Bb. Развитие подразумевает необходимость стандартизации в том числе для нужд образования. И именно в США, как не крути, выработали многие стандарты там, где никаких стандартов ранее не было. И не только в искусстве. Впрочем и там, где они особо-то и не нужны были — тоже.

Правила буквенного обозначения нот

Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.

Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.

B и H – обозначение ноты Си

Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.

Разница между диезом и бемолем

По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.

Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.

Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.

Звучание

Откуда произошли названия нот

Итак, мы разобрались с линейками и даже затронули тему ключей, но каково же происхождение названий нот? Уже только изобретения нотного стана было бы достаточно, чтобы увековечить имя итальянского монаха. Но Гвидо пришла в голову еще одна гениальная идея ㅡ он придумал названия нот на латинском!

Гвидо Ареццо, как и многие современные учителя вокала, начинал занятия с распевки, чтобы разогреть голос, для которой использовал Гимн Святого Иоанна (легендарного покровителя певцов). И вот какова расшифровка нот на самом деле ㅡ это первые слоги строк духовной песни:

UT queant laxis

RE sonare fibris

MIra gestorum

FAmuli tuorum,

SOLve polluti

LAbii reatum,

Sancte Ioannes.

Гимн переводится следующим образом: «Дай нам чистые уста, Святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний». Вот откуда происходят названия нот.

Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше. Для того, чтобы помочь нерадивым ученикам, Гвидо напевал первый слог каждой фразы, в результате чего получились названия нот на латинском: УТ, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ.

Вы возможно удивитесь? А где же нота СИ? И что же за странная нота УТ?

Только спустя более 500 лет неудобную для пения ноту “УТ” заменили на “ДО”, которая происходит, скорее всего, от слова Dominis (Господь). И примерно в это же время добавили ноту “СИ”, которой во времена Гвидо просто не было в звукоряде. Для названия новой ноты взяли первые буквы 2-х слов последней строки гимна ㅡ Sancte Ioannes (Святой Иоанн).

Нотная запись, придуманная Гвидо, очень понравилась певцам, ведь они могли изучать мелодию самостоятельно, а время на их обучение сократилось в несколько раз. Более того, они могли прочитать незнакомую мелодию, которую никогда не слышали! Этот момент стал революционным в музыкальном мире! Система Гвидо д’Ареццо позволила точно и наглядно изображать высоту нот.

Последователи системы Гвидо придумали еще одну хитрость ㅡ они разместили все ноты на руке и таким образом могли показывать движение мелодии во время пения.

Такая система также получило имя монаха ㅡ Гвидонова Рука.

Расположение нот на нотном стане

Пошаговое изучение расположения нот на гитаре

Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:

Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.

Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие

В стандарте это выглядит так

В стандартном строе это выглядит так

Для стандартного строя разметка следующая

Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.

День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот

Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:

  1. Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
  2. Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.

Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе

Это очень важно в таком вопросе, как играть соло,поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место

День восьмой. Все ноты на пятом ладу

В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.

День девятый. Все ноты на десятом ладу

То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.

В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах

Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах

В стандарте нота C находится на этих ладах

Эту ноту прозвучивают эти лады

Данную ноту обозначают эти лады

Эта нота находится на следующих ладах

Сокращенное нотное письмо

Сокращенное нотное письмо, упрощает чтение нот, особенно если используется большое число повторений одинаковых тактов с небольшими вариациями.

Реприза — повторение тактов. При этом если часть тактов изменяется, то используется вольта с цифрой, которая соответствует циклу повторения.

— Segno, специальная отметка, используемая с аббревиатурой Dal segno.

— Coda, окончание произведения, используется вместе с аббревиатурами D.S. и D.C.

— Da capo, указывает на переход в начало музыкального произведения, обычно используется с пояснением: al fine — до конца или al coda — до знака «кода».

— Dal segno, переход к знаку «Segno«, так же используется: al fine — до конца, al coda — до знака «кода».

— знак используется, если необходимо повторить один или несколько тактов.

— знак применяют для повторения мелодической фигуры в такте.

Для повторения ноты или аккорда используется следующая запись:

Тремоло — быстрое, равномерное, чередование двух звуков или созвучий:

Для удвоения ноты в октаву пишут цифру 8 — это значит, что к основной ноте необходимо добавить аналогичную ноту, звучащую на октаву выше:

Если необходимо играть ноты на октаву выше используется запись (8va —————¬), для игры на октаву ниже(8vb —————¬). Естественно исполняются только те ноты, над которыми проходит пунктирная линия. Если необходимо играть ноты на 2 октавы выше или ниже используется запись (15ma —-¬ или 15mb ——¬).

Первая буква в названии – основной тон

Большой латинской буквой в названии обозначается основной тон, нота, от которой построен аккорд.

Для каждой ноты соответственно своя буква:

Для обозначения повышенных/пониженных звуков на полтона используются знаки альтерации, как и в нотах.«Диез» (#) или «бемоль» (b) добавляется после большой буквы, обозначающей ноту.

Также для любого альтерированного звука в названии два вида записи – диезный или бемольный. В зависимости от используемой тональности (с # или b в ключе).

В некоторых странах, например в Германии, Польше, России, для обозначения ноты «си» может использоваться буква «H». А буква «B» в этом альтернативном варианте – это звук си-бемоль.

Так что, когда будете разучивать какой-либо аккомпанемент на гитаре, обязательно принимайте во внимание эту особенность. 1 вариант:

1 вариант:

  • B – си
  • Bb – си-бемоль

2 вариант:

  • H – си
  • B – си-бемоль

Паузы в музыке

Кто придумал ноты

Начнем с небольшого исторического экскурса. Считается, что первым человеком, кому пришла в голову идея обозначать высоту звука знаками, был флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Это случилось в первой половине 11 века. Гвидо учил монастырских певчих различным церковным песнопениям, а чтобы добиться слаженного звучания хора, придумал систему знаков, указывающих на высоту звука.

Это были квадратики, расположенные на четырех параллельных линиях. Чем более высокий звук нужно было издать, тем выше располагался квадратик. В его нотации было всего 6 нот, а названия они получили от начальных слогов строк Гимна, воспевающего Иоанна Крестителя: Ut, Resonare, Mira, Famuli, Solve, Labii. Несложно заметить, что 5 из них – «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» – используются и сегодня. К слову, музыку к гимну написал сам Гвидо д’Ареццо.

Позже в нотный ряд добавилась нота «си», в нотный стан – пятая линейка, скрипичный и басовый ключи, знаки альтерации, которые мы сегодня будем изучать. В эпоху Средневековья, когда зарождалась буквенная нотация, звукоряд было принято начинать с ноты «ля», за которой закрепилось обозначение в виде первой буквы латинского алфавита А. Соответственно, следующей за ней ноте «си» досталась вторая буква алфавита В.

Поскольку процесс формирования способов записи звуков развивался в разных странах параллельными курсами, возникли разные варианты нотаций. Так, в немецкой музыкальной традиции дополнительной ноте «си» присвоили букву Н, следующую за буквой G. Это связано с тем, что у немцев буква В была уже занята нотой «си-бемоль», которую располагали сразу за нотой «ля».

Современное понимание звукоряда и основных его ступеней сложилось в 17 веке, а звук, соответствующий по высоте «си-бемолю», долгое время считался базовым элементом музыкальной системы, т.е. не пониженным и не повышенным. Сегодня общепринятой считается система нотации в виде C, D, E, F, G, A, B. Хотя и обозначение ноты «си» в виде Н тоже можно встретить. Мы уже начали и далее продолжим изучать системы нотации и записи нот на нотном стане, принятые в современном мире музыки.

Эволюция нотной записи

Буквенные обозначения аккордов

Все аккорды имеют свое название и буквенное обозначение.

Название аккорда состоит из двух составляющих. Первая буква – это нота от которой строится аккорд, вторая – тональность.

Для примера рассмотрим аккорд Cm. Латинская буква «C» обозначает ноту “до”, а «m» – что аккорд минорный. Отсюда Cm – это “до минор”.

По такой же схеме разберем аккорд «Dm». Буква «D» обозначает ноту “ре”, «m» – минор. Получается, что Dm – это “ре минор”.

Буквенные обозначения нот желательно выучить до автоматизма:

“До” – C

“ре” – D

“ми” – E

“фа” – F

“соль” – G

“ля” – A

“си” – H (либо B)

Звукоряд включает не семь нот (как думают новички, которые только начинают знакомится с основами музыкальной грамоты), а из 12. Более подробно об этом мы остановимся в теме Диезы и бемоли. Соответственно основой для аккорда может служить любая из них. Таким образом, получается 24 аккорда (12 мажорных и 12 минорных). Зная все эти аккорды, вы сможете сыграть практически любую песню.

Существует много и других аккордов. К их обозначению добавляются различные цифры, в том числе дробные. Но это уже всевозможные модификации всех вышеописанных, и на начальном этапе в них нет никакой необходимости.

Практика

Первые девять аккордов, которые вам следует разучить рассмотрены в упражнениях с 20 по 24. Они будут открытыми.

Если левая рукой прижимается три или четыре струны и в состав аккорда при этом входят неприжатые струны, то такой аккорд будет открытым. Ставить их легче, чем закрытые, о которых будет рассказываться далее.

Многие сборники известных песен рассчитаны на игру исключительно открытыми аккордами.

Давайте разберем несколько открытых аккордов.

Am аккорд

Аккордом, с которого стоит начать, будет знаменитый Am.

Чтобы в будущем избегать лишних проблем, отрабатывайте аккорды строго по аппликатуре.

Средний палец прижимает второй лад четвертой струны, безымянный – второй лад третьей, а указательный – первый лад второй струны. Дергайте все струны, кроме шестой большим пальцем.

Пусть он плавно спустится с пятой струны на шестую (шестая в состав аккорда не входит). Проделайте это несколько раз и убедитесь, что все ноты звучат звонко и чисто. Затем расслабьте левую руку и уберите с грифа.

Снова зажмите и извлеките аккорд.

Попробуйте поиграть тоже самое медиатором.

Различия аккордов “ля мажор” и “ля минор” заключаются в одной ноте на второй струне. Поставьте Am аккорд, отпустите указательный палец, а мизинец поставьте на второй лад второй струны. Получится аккорд A. Отработайте его по такому же принципу, и приступайте последовательно к упражнениям.

Обозначение нот на письме, Латинское обозначение нот, Буквенное обозначение нот, Запись нот буквами

Каждая октава содержит 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для записи нот часто используют их условные буквенные обозначения. В разных странах/системах эти обозначения различны, поэтому всегда желательно согласовывать используемую систему обозначений.

cCdodoutCcccc
c-sharpCisdo sostenidodo diesisut dièseCiscisciscisscis
d-flatDesre bemolre bemolleré bémolDesdesdesdessdes
dDrereDdddd
d-sharpDisre sostenidore diesisre dièseDisdisdisdissdis
e-flatEsmi bemolmi bemollemi bémolEsesesesses
eEmimimiEeeee
f-flat=eFesfa bemolfa bemollefa bémolFesfesfesfessfes
fFfafafaFffff
e-sharp=fEismi sostenidomi diesismi dièseEiseiseiseisseis
f-sharpFisfa sostenidofa diesisfa dièseFisfisfisfissfis
g-flatGessol bemolsol bemollesol bémolGesgesgesgessges
gGsolsolsolGgggg
g-sharpGissol sostenidosol diesissol dièseGisgisgisgissgis
a-flatAsla bemolla bemollela bémolAsasasassas
aAlalalaAaaaa
a-sharpAisla sostenidola diesisla dièseAisaisaisaissais
b-flatBsi bemolsi bemollesi bémolBbesbbb
bHsisisiHbhhh

* Обозначенные языки:

  • RU – Русский (Russian)
  • En – Английский (English)
  • Lat – Латынь (Latina)
  • Es – Испанский (Spanish)
  • I – Итальянский (Italian)
  • F – Французский (French)
  • D – Немецкий (German)
  • NL – Нидерландский (Dutch)
  • DK – Датский (Danish)
  • S – Шведский (Swedish)
  • FI – Финский (Finnish)

Например, для записи нот от до до си в Латинской системе используются буквы латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается как ). При добавлении к ноте бемоля к её названию приписывают окончание -es (Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза).Исключения в названиях: Ля-бемоль = As (а не Aes), Ми-бемоль = Es (а не Ees), Си-бемоль = B (а не Hes).

Сокращения

Часто используются сокращения:

Например для записи на английском:

  • вместо -flat -> -f
  • вместо -sharp -> -s
  • вместо -flatflat -> -ff
  • вместо -sharpsharp -> -ss(или -x)

Для записи на испанском:

  • вместо -sostenido -> -s
  • вместо -bemol -> -b
  • Дубль-диез -ss
  • Дубль-бемоль -bb

Сокращёная запись для некоторых языков:

cdefgabesb
doremifasollasibsi
doremifasollasibsi
cdefgabh
cdefgabfb
doremifasollasibsi
doremifasollasibsi
cdefgabh
doremifasollasibsi
cdefgabh
cdefgabh
doremifasollasibsi

Запись знаков повышающих и понижающих высоту ноты

-is-isis-es-eses
-d-dd-b-bb
-d/-s-dd/-ss-b-bb
-is-isis-es-eses
-s/-sharp-ss/-x/-sharpsharp-f/-flat-ff/-flatflat
-s-ss-b-bb
-d-dd-b-bb
-iss/-is-ississ/-isis-ess/-es-essess/-eses
-s-ss-b-bb
-is-isis-es-eses
-iss-ississ-ess-essess
-k-kk-b-bb

В микротоновой музыке применяются знаки понижающие или повышающие ноту на четверть и на три четверти тона.

-ih-eh-isih-eseh
-sd-sb-dsd-bsb
-ih-eh-isih-eseh
-qs-qf-tqs-tqf
-sd-sb-dsd-bsb
-sqt-bqt-stqt-btqt

Остались вопросы? — Задайте их на нашем форуме.

Заключение

Вот и все, что я хотел сказать в этот раз. Конечно, за рамками статьи осталось еще очень много. Совсем ничего не сказано про добавочные линейки дальше второй. Опять же, знаки при ключе остались без внимания.

Я думаю, что уловив основную идею, вы сможете самостоятельно придумать такой способ, который будет работать для вас лучше всего.

Тем не менее, следует отметить, что данный способ обладает и заметными преимуществами по сравнению с традиционной зубрежкой:

  • Приучает начинать чтение нот с ключа, а ведь это тоже частая ошибка начинающих
  • Дает представление об октавной структуре, все октавы учатся в связи друг с другом
  • Дополнительные линейки вводятся сразу и на равных участвуют в процессе распознавания
  • Обучение происходит спокойно и без превозмогания (по крайней мере у меня это было так)

Надеюсь, что моя статья оказалась вам полезной или хотя бы интересной. А если благодаря ней вы сможете овладеть нотной грамотой, это будет для меня самой большой похвалой.

До встречи и с наступившим новым годом!

Итог: как же правильно?

Суть «проблемы» и одновременно её решение кроется в том, что профессиональные музыканты никакими буквенными обозначениями не пользуются вообще за редкими-редкими исключениями носящими, обычно, чисто художественное назначение (например назвать пьесу). И гитаристы тоже, да. Табулатуры и аккорды — это любительская прерогатива. Соответственно никто из влиятельных деятелей музыкального искусства никогда не задумывался и никак не освещал данную тему. Это и привело к некоторому парадоксу в настоящее время.

Соответственно правильно — не пользоваться буквами , а учить ноты и теорию музыки. В голове настоящего гитариста не аккорды, а расположение пальцев и представление о том наборе нот и интервалов, которое при таком расположении зазвучит.

На нашем сайте по причине того, что все, кто над ним работают, имеют музыкальное образование — мы оставили традиционную академическую систему обозначения ноты си буквой H.

2 марта 2015 года

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий