Почему иоганн гутенберг

Компаньон, оказавшийся ловким дельцом

Несмотря на внешнюю примитивность используемых технических средств и отсутствие квалифицированных помощников, изобретатель первого печатного станка сумел в короткий срок изготовить целый ряд книг, наиболее известной из которых является знаменитая «Библия Гутенберга», хранящаяся в музее города Майнца.

Но уж так устроен мир, что в одном человеке редко уживается дар изобретателя с навыками хладнокровного дельца. Очень скоро Фуст воспользовался невыплаченной ему в срок частью прибыли и через суд прибрал к рукам всё дело. Он стал единоличным собственником типографии, и этим объясняется тот факт, что в течение длительного времени именно с его именем ошибочно связывали создание первой печатной книги.

Печатный станок

Точный год выхода станка тоже неизвестен, но большинство историков сошлись на том, что это свершилось в 1440. Особенностью стали подвижные объемные буквы, их делали из металлов. Они были зеркально искаженными, а отпечатывались в своей привычной форме по принципу матрицы. Подвижность — это то, что сделало ювелира автором самого первого европейского шрифта наборного типа.

Приспособление было громоздким, оно прикреплялось к потолку помещения деревянными брусьями. Основу составлял тяжеленный пресс из металла, к нему прилагался рычаг. Снизу находился стол с идеально ровной поверхностью, его выдвигали из-под установки и возвращали обратно. Конструктивные сходства дали почву для предположения, что прототипом для первого печатного станка Гутенберга стал широко распространенный на тот момент винный пресс.

Особым образом изготавливались литеры:

  • на конце металлического прута была выгравирована буква в зеркальной матрице;
  • прут делал отпечаток буквы на размягченной меди;
  • данный отпечаток становился матрицей, которую отливали из свинца;
  • специальный желоб сделал процесс более технологичным, с одного края в него поступал жидкий свинец, с другого — вставлялась матрица;
  • когда желоб раскрывался, можно было извлечь литеру. Этот способ примечателен тем, что из одной матрицы можно получить неограниченное множество литер;
  • затем сборщик должен быть собрать буквы в макет, он выстраивал их правильным образом в специальной форме. На этой стадии получалось зеркальное отображение строчек;
  • на форму наносились типографская краска, после этого начиналась печать;
  • пресс переносил строчки с формы на бумагу или другой материал. На столе было возможно разложить разное количество страниц в зависимости от их размера. Максимально — 32 страницы.

У самого создателя не было денежных средств на создание типографии, поэтому он принял решение заключить партнерский договор с ростовщиком Иоганном Фустом. Партнер дал деньги на открытие и оплачивал ежемесячные расходы, однако, сотрудничество не стало успешным. Фуст не выплачивал дополнительных сумм, но в перспективе отсудил себе типографию, воспользовавшись тем, что партнер не смог оплатить оговоренные проценты. В дальнейшем типография принадлежала Фусту, из-за чего в Германии долгое время верили, что это был изобретателем приспособления. Авторство приписывали и другим деятелям, но существуют достоверные исторические подтверждения того, что создателем был все-таки Гутенберг. Он лишился первого станка и создал другой, выпустил на нем несколько изданий.

Первый печатный станок Ивана Федорова

Оборудование было простым в использовании. Оно состояло из станка, наборных касс, а в его основе лежал мощный пресс. Станок сохранился до сих пор. Его можно увидеть в Львовском историческом музее.

Масса оборудования, на котором работал мастер в начале эры книгопечатания на Руси – чуть более 100 кг. Шрифт настроен так, чтобы напоминать читателю прописные буквы. То есть он был максимально приближен к понятному на тот момент ручному письму. В шрифте был соблюден наклон букв, их размер, расстояние между строчками и поля.

Основной текст был прописан черной краской, а заглавные буквы – красной. Установлено, что использование в печати двух цветов – это изобретение первопечатника Ивана Федорова. Он долго искал подходящий для книг стиль печатания. За десять лет пробных работ он сменил 4 шрифта, пока не нашел крупный и четкий, который походил на большинство рукописных экземпляров.

Набор текста и печать

Затем, когда печатали, вынимали буквы из наборного ящика и складывали их в одну строку. Для этого использовался угловой рельс, с помощью которого можно было определить ширину линии, так называемого углового крюка. Непечатный материал создавал пробелы между буквами. Строки, установленные в угловом крюке, затем объединялись в страницу или столбец. Каждое предложение, покрытое чернилами, затем поступало в печатный станок. Бумагу смачивали, чтобы она «взяла» типографскую краску. Набор букв с чернилами затем переносили на бумагу под давлением, которое известно как процесс высокого давления. 

Первый печатный станок Ивана Федорова

Первое оборудование для книгопечатания было крайне незатейливым: станок и несколько наборных касс. Основу древнего печатного станка составлял винтовой пресс. Станок Ивана Федорова дожил до наших дней.

Лицезреть эту ценность, прикоснуться к истории, вдохнуть седую древность можно во Львовском историческом музее. Вес станка составляет около 104 кг. Шрифт был построен таким образом, чтобы походить на письменные буквы. Он был приближен к понятному простому русскому человеку ручному письму. Соблюден наклон вправо, буквы ровные, одинакового размера. Поля и расстояния между строками четко соблюдены. Заглавие и прописные буквы печатались красной краской, а основной текст – черной.

Использование двухцветной печати – изобретение самого Ивана Федорова. До него никто в мире не использовал несколько цветов на одной печатной странице. Качество печати и материалов настолько безукоризненное, что первая печатная книга «Апостол» дожила и до наших дней и находится в Московском историческом музее.

В 16 веке было два знаменательных события для истории Москвы, а впоследствии и для истории Руси – строительство собора Ивана Блаженного в столице и создание печатного станка Иваном Федоровым.

Как делали литеры

На конце металлического прута гравировалась перевернутая буква. Ее обмакивали в размягченную медь, получая в ней отпечаток. Получалась матрица, являющаяся формой для шрифта, который отливали из свинца. Чтобы процесс изготовления букв не занимал много времени, Гутенберг придумал инструмент для ручного литья. Саму матрицу можно было использовать для производства неограниченного количества литер.

Из них наборщик составлял макет зеркального отображения страницы. Его смазывали типографской краской – смесью яичного белка, лака и копоти. После этих приготовлений можно было начинать печатать. Принцип механического станка Гутенберг заимствовал у винного пресса.

Все это произошло в 1450 году. Изобретение книгопечатания, таким образом, связывают именно с этой датой. Первыми печатными работами немецкого мастера были учебники, папские декреты, официальные документы и индульгенции.

Мастер по изготовлению зеркал

Иоганн Генсфлейш, изменивший позднее фамилию на Гутенберг, появился на свет в Майнце около 1400 г. (точная дата неизвестна). Примечательно, что об истории изобретения книгопечатания сохранилось намного больше сведений, чем о самом изобретателе. Так, о первой половине жизни Гутенберга историки практически ничего не знают. Только доподлинно известно, что юный Иоганн посещал монастырскую школу. Затем он обучался у ювелира, пока его семья не переехала в Страсбург.

Здесь в 1434 году он открыл фабрику, где изготавливали зеркала для паломников. Они пользовались большой популярностью, поскольку верующие надеялись при их помощи уловить частичку божьего святого духа, обитавшего, по их мнению, в посещаемых ими храмах. В Средневековье торговля культовыми предметами приносила хороший доход, поэтому дело Гутенберга процветало.

Начало книгопечатания в России

Сразу же после «Апостола» книгопечатание на Руси стало медленно набирать обороты, и мастера типографии приступили к «Часовнику», который вышел двумя изданиями. В этот раз работа заняла всего несколько месяцев. Долгое время по нему учились писать и читать дети, поэтому там не должно было быть тех ошибок, которые встречались в рукописных экземплярах.

Одновременно с ним к изданию готовился учебник для детей «Азбука», который увидел свет в 1574 году, и ряд других церковных книг. «Азбука» учила составлять слоги и слова, знакомила с основами грамоты и алфавитом.

Помимо этого, известно о следующих старинных книгах, которые были изданы в Москве предположительно до 1563 года и являются отправной точкой периода книгопечатания на Руси:

  • «Евангелие» – издание имеет грубый шрифт и неправильную верстку;
  • «Постная Триодь»;
  • рукопись Евангелия 1537 года с отпечатанными гравировальными досками.

Они выпущены анонимно, без определенных выходных сведений, но по бумаге, рисункам и узорам чувствуется рука Федорова.

Расходные материалы (6236)

Болты и клепки для бумагосверлильных машин (79)

Для изготовления пластиковых карт (425)

Для календарей (355)

Для книгосборки (67)

Для лакировальных машин (29)

Для ниткошвейных машин (12)

Для обрезчиков углов (50)

Для плоттеров (1126)

Для ризографов (370)

Для тампонных станков (41)

Для трафаретных станков (61)

Для универсальных принтеров (7)

Заготовки для изготовления значков (162)

Заготовки для термопереноса (418)

Картриджи для лазерных принтеров (311)

Картриджи для струйных принтеров (575)

Кружки для термопереноса (120)

Люверсы (69)

Магнитный винил (11)

Ножи и марзаны для резаков (147)

Обложки и пружины (1421)

Пленка для ламинирования (0)

Проволока для проволокошвейных машин (19)

Сверла для бумагосверлильных машин (135)

Сверла для вырубщиков (14)

Скобы для буклетмейкеров (16)

Скобы для скобошвейного оборудования (11)

Совместимые, неоригинальные картриджи (2)

Термоклей (38)

Уголки (71)

Фольга для тиснения (36)

Фольга для фольгираторов (38)

Развитие великого дела

Но 1 марта 1564 года стало датой начала книгопечатания в России, зарождения отечественного типографского ремесла. Остановить этот процесс не удалось ни боярам, ни противникам от Церкви, ни переписчикам. Печатный двор возобновил свою деятельность в 1568 году. Дело мастера продолжили (предположительно ученики Федорова) Тимофеев и Тарасиев.

В это время Федоров и Мстиславец находились в имении Заблудово, под покровительством литовского государственного деятеля Г. А. Ходкевича. Он разрешил опальным печатникам организовать типографию в собственном имении. 10 месяцев потребовалось Федорову и Мстиславцу на издание новой книги – «Евангелие учительное». Других книг в Заблудове напечатано не было, потому что Ходкевич принял решение покончить с книгопечатанием, однако за труды пообещал Федорову пожаловать одну из деревень. Печатник отказался от щедрого дара.

Позднее Федоров перебрался во Львов, где попытался продолжить печатное дело. Он организовал новую типографию и приступил к повторному изданию «Апостола» в феврале 1573 года. А в 1574 году был издан первый Букварь. Но развития типография не получила. Федоров погряз в долгах. Его материальное положение резко ухудшилось.

Мстиславец тем временем организовал типографию купцов Мамоничей в Вильно. Первая книга, отпечатанная там, называлась «Псалтырь».

Наборный шрифт и его изготовление

Когда в 1440 году Гутенберг приступил к печати книг, информация, опыт и идеи смогли воспроизводиться и распространяться в гораздо большем объёме и быстрее. Буквы, отлитые из свинца, сделали это возможным. Отдельные строчные и заглавные буквы, знаки препинания, лигатуры – соединения двух или нескольких букв – и аббревиатуры могли быть объединены в слова, предложения и целые страницы, как в строительном блоке.

Для изготовления этих букв применялся метод реплики с литьём. Из каждого знака была выбита форма. Перевёрнутая форма, так называемая матрица, была выгравирована на меди для каждого знака. Жидкий сплав выливали в эту форму с помощью ручного инструмента для литья. После того как знаки приобретали твёрдую форму, они были отсортированы и готовы к использованию.

Дьякон, столяр и переплетчик из рода Шренява

Организовать процесс изготовления специального станка и затем печатных книг доверили Николо-Гостуновскому дьякону кремлевской церкви Федорову Ивану. До того церковный дьякон много лет служил переплетчиком, переписчиком, а к тому же и столяром.

О том, в каком году и в каком веке появилось книгопечатание на Руси, можно прочесть в первом точно датированном печатном издании. Но дату рождения Ивана Федорова установить можно только приблизительно. Не сохранилось информации о первых 32 годах жизни первопечатника. В отечественных источниках нет метрических записей, по которым можно было бы отследить биографию первого книгопечатника. Однако, согласно Е. Л. Немировскому, в Краковском университете есть книга, содержащая запись о присвоении Ивану Федорову степени бакалавра. Эта запись соответствует 1532 году, из чего можно сделать предположение, что родился дьякон примерно в 1510 году. Элементы герба польского княжеского рода Шренявитов, используемые при оформлении данной записи, свидетельствует о возможной принадлежности Ивана Федорова к роду Шренява. Знатный род включал десятки фамилий шляхтичей из Белоруссии, Украины и Польши.

Как появился печатный станок?

Изобретением, без которого сегодня трудно представить всеобщую грамотность населения, является печатный станок. Несомненно, эта машина изменила мир к лучшему. Но когда она появилась в нашем обиходе и какова ее история?

Сегодня научный мир придерживается мнения, что первый печатный станок построил немецкий предприниматель Иоганн Гуттенберг. Однако имеются достоверные факты, что похожие приспособления использовались людьми и намного раньше. Еще жители древнего Вавилона ставили на глине печати с помощью краски и штемпеля. В первом веке нашей эры в Азии и Европе были распространенными ткани, декорированные узорами. Во времена античной культуры штампы ставили на папирусе, а китайцы имели бумагу, на которой распечатывали молитвы с помощью деревянных шаблонов, уже во втором столетии нашей эры.

В Европе выпуск книг был уделом монастырей. Сначала они переписывались монахами вручную. Потом они делали шаблон страницы и отпечатывали его, но такой процесс был долгим, и для новой книги нужен был новый образец.

Практически сразу же резные доски заменили литерами из металла, которые наносили чернила на масляной основе с помощью пресса. Считается, что прием рассыпного шрифта впервые был использован Гуттенбергом (1436 год). Именно его подпись украшает наиболее древний печатный станок. Однако французы и голландцы оспаривают данный факт, утверждая, что такую важную машину изобрели именно их соотечественники.

Итак, на вопрос о том, кто изобрел печатный станок, большинство наших современников ответит, что это был Иоганн Гуттенберг. Родился он в Майнце в семье из старинного дворянского рода Гонцфлейшей. Доподлинно неизвестно, почему он покинул родной город, занялся ремеслом и взял фамилию матери. Однако в Страсбурге он совершил главное изобретение века.

Устройство станка

Как устроен его печатный станок, Гуттенберг скрывал. Однако сегодня можно утверждать, что вначале он был деревянным. Есть известия, что его первый шрифт существовал еще в шестнадцатом веке. Каждая литера имела отверстие, в которое продевалась веревка, связывающая набранные строки. Но дерево — материал недостаточно хороший для такого дела. Буквы со временем набухали или высыхали, делая печатный текст неровным. Поэтому Гуттенберг начал вырезать штамп из свинца или олова, а потом отливать литеры – получалось намного легче и быстрее. Печатный станок фактически приобрел свой современный вид.

Станок для книгопечатания работал так: изначально изготавливались литеры в зеркальном виде. Ударяя молотком по ним, мастер получал на медной пластинке оттиски. Так изготавливалось нужное количество букв, которые использовались многократно. Затем из них складывали слова и строки. Первой продукцией Гуттенберга была грамматика Доната (тринадцать изданий) и календари. Наловчившись, он отважился на более сложное дело: первая печатная Библия имела 1286 страниц и 3400000 знаков. Издание было красочным, с картинками, а заглавные буквы рисовались художниками вручную.

Дело Гуттенберга продолжилось. На Руси такой станок появился в 1563 году, когда по приказу Ивана Грозного Федоров построил свою машину.

Как работает печатный станок Гутенберга: видео

Многие примерно представляют себе как работает современный печатный станок. Но его далекий европейский предок, печатный пресс Гутенберга, имеет довольно мало общего со своим потомком. О технике работы на этом старинном устройстве мы сегодня и поговорим.

Принято считать, что первопроходцем книгопечатания в Европе был Иоганн Гутенберг, собравший первый станок в середине 1440-х годов на основе винодельческого пресса. Конечно, после этого технология многократно совершенствовалась, но сегодня мы можем наглядно увидеть работу того самого устройства благодаря Музею истории печати в Крэнделле.

Первым делом мастер смазывает чернилами (на масляной основе, чтобы не стекали с металла) специальные пресс-подушки, обитые гусиной кожей

Важно равномерно распределить жидкость по всей рабочей поверхности, иначе некоторые буквы не отпечатаются или расплывутся. После этого точными вертикальными движениями чернила наносятся на печатную заготовку — таблички с вырезанным на них текстовым трафаретом

Следующий этап — непосредственно печать. Бумага в эпоху Средних веков была очень дорогой, поэтому печатники нередко использовали в качестве материалов для страниц папирус или тонко выделанную кожу. Закрепив лист бумаги, мастер плотно прижимает его к трафарету и при помощи рычажного механизма опускает пресс. После этого остается лишь снять готовый лист с текстом, разрезать его на страницы и повторить процесс.

Такой тип книгопечатания не только медленный сам по себе, но еще и требует значительной концентрации на каждой стадии, а также приложения физических усилий — крутить рычаги пресса целый день весьма утомительно. Не будем забывать про то, что переплеты тоже изготавливали вручную, что делало книги редким и весьма дорогим товаром, который в XV веке мог позволить себе далеко не каждый. Впрочем, мы должны лишний раз поблагодарить Гутенберга за его труд, — ведь именно благодаря его изобретению литература в итоге получила такое массовое распространение.

Печатные мощности

Щербинская типография выполняет весь цикл полиграфических работ: во-первых, это предпечатная подготовка (изготовление макетов, проектов, печатных форм, клише, штампов для высечки и т.д.), затем следует нанесение изображения на носитель (бумага, картон, пластик, металл), а завершает все послепечатная обработка (брошюровка, переплет, ламинация, тиснение, склейка и др.). Все это происходит с использованием современного полиграфического оборудования и технологий. На протяжении последних двух лет в Щербинской типографии проводится значительное техническое перевооружение. Сегодня в техпроцессе задействованы новейшие печатные станки.

«Естественно, это печатные машины, начиная от цифровой машины третьего формата и заканчивая ролевыми машинами первого формата, – рассказывают на производстве типографии. – В нашей типографии имеются полноцветные машины второго формата Komori и полноцветная машина первого формата Heidelberg, цифровая машина Кoniсa. И большая гамма послепечатного оборудования, к ним относятся ламинаторы, ВШРА, КБС, ниткошвейные машины, фальцесклейка, кашировальное и крышкоделательное оборудование, полуавтоматическое и ручное оборудование».

В полиграфии, как и во многих других отраслях, половина успеха – это опыт, ответственность и квалификация персонала. В производственном процессе может быть задействовано от 50 до 100 человек, в зависимости от загрузки производства и сложности выполняемых операций. В типографии отмечают, что невозможно выделить какую-то специальность в отдельности, поскольку все взаимосвязано: «Без одной специальности не может быть другой. В нашей типографии все специальности ключевые».

Жизнь до печатного станка

Перед тем, как была изобретена типография, все письменные материалы и изображения писались и копировались вручную. Занимались этим определенные люди, которым выделяли места для книжников при монастырях. Эта комната в монастырях называлась скрипторием. Там пишущий мог работать в тишине, сначала размечая страницу, а потом перенося на бумагу данные из книги, которую копировали. Позже на страницы книг стали наносить элементы декора. В средневековье книги, как правило, были только в собственности монастырей, учебных заведений или очень богатых людей. Большинство книг носили религиозный характер. В некоторых семьях хранились копии Библии, но это была большая редкость, а семью почитали за счастливцев.

Примерно в конце 1430-х годов немец по имени Иоганн Гутенберг исхитрился найти хороший способ заработка денег. В то время наметилась тенденция ношения небольших зеркал на одежде и головных уборах при посещении священных мест. Сами по себе зеркала не имели для него большого значения, но они дали ему идею, как можно создавать большие объемы печатной продукции. В 1300-х – 1400-х годах общество получило основную форму печати. Для нее использовались изображения или буквы, нанесенные на деревянные бруски, которые окунали в краску с последующим перенесением ее на бумагу. У Гутенберга уже был опты работы с печатью, поэтому он понял, что, используя для нее нарезные бруски, можно сделать процесс более быстрым. Он стремился к воспроизведению больших текстов в крупных объемах. Вместо деревянных блоков он решил использовать металлические. Конструкция, изобретенная им, получила название «Подвижная печатная машина», потому что металлические буквы могли перемещаться, образовывая различные комбинации для оттиска слов и фраз. Используя это устройство, Гутенберг создал первую печатную книгу, которой была Библия. Сегодня Библия, напечатанная Гутенбергом, является исторической ценностью.

В печатной машине было устройство, устанавливающее группы блоков в нужном порядке, чтобы буквы складывались в слова и предложения, постоянно перемещаясь. Блоки окунались в чернила, а на них укладывалась бумага. При перемещении бумаги на ней появлялись буквы. Эти печатные машины управлялись вручную. Позже, к 19-му веку, другие изобретатели создали паровые печатные машины, которые не требуют управления оператором. Сегодняшние печатные машины являются электронными, автоматизированными, и способны печатать гораздо быстрее, чем все предыдущие аналоги.

Изобретение Гутенберга вызвало резонанс в обществе. Представители высших социальных слоев были не довольны. Для них книги, написанные вручную, были признаком роскоши, величия, они считали, что массовому производству книги не должны подлежать. В связи с этим, печатные книги получили, в первую очередь, распространение среди низших слоев населения. Позже стали открываться типографии, давая миру новые профессии. Печатные тексты стали новым способом распространения информации среди огромного количества людей быстро и дешево. Выгоду из этого изобрели ученые, которые могли распространять свои труды, и политики, которые могли заинтересовать избирателей через печатные материалы. Самое главное достижение, которого удалось достичь с изобретением печатной машины – возможность получать образование, которого ранее не могли получить многие люди. Изобретение положило начало новым идеям и разработкам. Еще один вклад, который внесло изобретение, — распространение среди людей печатных материалов и книг на всех языках.

Кто напечатал первые книги в России

Основоположником книжной печати на Руси стал изобретатель Иван Федоров. Человек даже по современным меркам был очень образованный и увлеченный. Мужчина получил образование в университете в городе Кракове (ныне территория современной Польши). Кроме родного, владел еще двумя языками – латынью и древнегреческим.

Мужчина хорошо разбирался в столярном, малярном, литейном ремеслах. Сам нарезал и выплавлял матрицы для букв, делал переплеты для своих книг. Эти навыки помогли ему полностью овладеть процессом книжной печати. В наши дни упоминание о первом российском книгопечатании зачастую связано с именем Ивана Федорова.

Первая русская печатная книга: история создания

До периода книгопечатания в России существовали рукописи, однако их было недостаточно, поскольку на создание письменных образцов уходила масса времени. Их переписывали при монастырях. Часто этим занимались люди не настолько образованные, как того требовалось. Поэтому нередко появлялись ошибки.

Когда Иван Васильевич Федоров понял, что на Руси мало пригодных для чтения рукописей, он задумался о создании типографии, чтобы далее наладить издательство исправленных от неточностей книг. Великий князь преследовал определенную цель – он желал объединения как можно большего количества православных народностей в единое государство. Для этого было необходимо не только церковное, но и светское просвещение, поэтому государство остро нуждалось в изданиях высокого качества.

В 1563 году знаменитый Иван Федоров и его соратник Петр Мстиславец начали работать над «Апостолом» (иное название, под которым произведение больше известно – «Деяния и Послания Апостолов»).

Процесс был закончен только спустя год. За этот период мастера научились быстро набирать и печатать текст. Затем они изготавливали формы для букв, отливали литеры, а также вырезали орнаменты из дерева. Особый вид бумаги был заказан во Францию. В начале весны 1564 года уникальное издание было представлено государю. Дата считается годом основания книгопечатания на Руси.

Федоров постарался вложить в свое детище тот опыт, накопленный им за долгие годы. Полученный экземпляр потряс своим видом. Деревянный оклад был обтянут тончайшей кожей буйвола с тиснением из золота. Заглавные буквы на каждой странице украшали красивые шишки, цветы и разнотравье.

Издание состояло из 260 листов. На каждой странице было напечатано по 25 строчек. Книга имела большую гравюру на титульном листе, которая изображала евангелиста Луку в арке с колоннами и еще 48 небольших рисунков. Это творение – образец для последующих печатных изданий, оно стало началом книгопечатания на Руси.

Напечатанный вариант «Апостола» во многом считается новаторским. Много трудился первопечатник и над самим текстом. Он убрал из него неславянские речевые обороты и сложные выражения, значительно упростил орфографию, четко систематизировал текст. В начале разделов он разместил оглавления. Дал короткое содержание в начале каждой главы.

В конце имеется послесловие, написанное самим печатником в светском стиле. Оно считается первым произведением публицистического характера в истории русской литературы, изданное в печатном виде, поэтому также имеет огромную ценность.

«Апостол» сохранился в первозданном виде и хранится в историческом музее Москвы. Краски, которые использовали первопечатники на Руси, оказались высокой степени качества – они не потеряли оттенок спустя многие столетия. Всего сохранился 61 экземпляр «Апостола».

Начало книгопечатания в России

Как только первая книга московской типографии «Апостол» («Деяния и послания Апостолов») увидела свет, старорусские первопечатники приступили к созданию нового церковного издания под названием «Часовник». На это произведение печатного искусство был потрачен не год, а всего лишь несколько недель.

Параллельно созданию церковных книг, шла работа над первым русским учебником «Азбукой». Детская книга появилась в 1574 году.

Таким образом, в 16 веке на Руси зародилась и основалась книжная печать, появились первые нерукописные церковные книги. Создание детского учебника было очень важным этапом в развитии славянской письменности и словесности.

Противники книгопечатания

Осуждали начало книгопечатания в России бывшие переписчики, так как это лишало их работы и, соответственно, дохода. Бояре, в большинстве своем, также не одобряли царскую политику в отношении массового издания книг. Причина того заключалась в политическом соперничестве. Класс бояр опасался укрепления церковной власти и ослабления собственной. В свете этого раздора, Церковь начала подозревать еретические настроения среди прихожан. В том числе в ереси был обвинен Иван Федоров. Дело его объявили «злонравным», неумным и ненаучным. Смерть преосвященного покровителя митрополита Макария привела в итоге к тому, что первопечатники Федоров и Мстиславец вынуждены были покинуть Россию.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий