15 фактов, которые нужно знать тем, кто хочет отправиться на марс

Реален ли полёт человека на Марс сейчас?

Создание подходящего пилотируемого корабля — настоящий вызов для инженеров, разработчиков, учёных. Реальность успешного полёта homo sapiens в ближайшие 5—7 лет сомнительна. Говоря о реалистичных планах, можно рассматривать 30-е годы XXI века. Человек сможет высадиться на Красную планету, но вот возможности вернуться оттуда живым и невредимым, а также жить там длительное время пока вызывает большие сомнения.

Итак, сейчас путь к Марсу занимает продолжительное время, стоит невероятно дорого. Люди добились успеха в отправлении беспилотных аппаратов, но сейчас иного варианта нет. Мы не готовы организовать миссию с пилотом на соседнюю планету без жертв. Сейчас активно ведутся разработки, чтобы свести риски к минимуму и прийти к этой великой цели.

Пригодилась информация? Плюсани в социалки!

  • Когда полетят на Марс?
  • Беспилотные миссии на Марс: путь человечества из земной колыбели
  • Пилотируемые полеты к Марсу в СССР

Подъемные машины

Спускаемый аппарат — но наоборот. По сути это одно и то же — транспортное средство, способное преодолеть гравитацию Марса и достичь орбиты.
Проблема с взлетающим транспортным средством заключается в том, что они вполне могут быть самой сложной системой для проектирования.

Даже если им нужно только достичь низкой орбиты и состыковаться с орбитальным межпланетным кораблем, таким как Гермес в фильме «Марсианин», они довольно сложны. Построить космический корабль, который может приземлиться, а затем иметь достаточно топлива, чтобы снова взлететь и достичь орбиты, чрезвычайно сложно.

Это основная причина, по которой Mars One выбрал модель полета «без возврата».

Взлетающий аппарат будет доставлять горючее, оборудование, пассажиров на станцию — и забирать вновь прибывших.

Сделав его многоразовым, и у нас действительно может быть что-то стоящее!

С гравитацией всего 38% от Земли вполне возможно создать многоразовую конструкцию, которая может взлетать и садится на поверхность планеты, благодаря встроенному теплозащитному экрану. Этот аппарат может быть использован в качестве челнока между межпланетным кораблем и орбитальной базой.

На самом деле это одна из «основных» технологий, которые мы стремимся развивать на пути к заселению Красного соседа.

Для достижения заветной цели полета на Марс нам просто необходимы эти 10 технологий. Существует еще немало систем и технологий, необходимых для того, чтобы жить — или, еще лучше, процветать — на Марсе, но эта десятка в приоритете.

Если на ваш взгляд этого не достаточно, или мы добавили, что вы посчитаете не нужным? Дайте нам знать. Поделитесь своими мыслями в разделе комментариев ниже.

Пригодилась информация? Плюсани в социалки!

  • Первые шаги создания базы на Марсе
  • Сможем ли мы пережить путешествие на Mapc
  • Какое нужно транспортное средство для передвижения по Марсу

Враждебные жизненные формы


Полет на Марс: враждебные жизненные формы.

Существует причина, по которой астронавты в течение десятилетий берут с собой оружие в космос «на всякий случай»: от специальных ножей «для выживания» до пистолетов. Хотя в основном утверждается, что астронавты могут столкнуться с ситуациями выживания при их возвращении на Землю (приземлившись в небезопасной местности или на враждебной территории), вторая причина заявляется гораздо реже. 

Хотя до сих пор не найдено убедительных доказательств разумной жизни, существование внеземных микроорганизмов почти гарантировано на основе ископаемых доказательств. Кроме того, вероятность существования других форм жизни настолько высока, что это почти не вызывает сомнений. Фактически, в 2016 году ученые определили, что вероятность того, что люди являются единственным передовым видом в любой галактике, составляет менее 1 из 60 миллиардов.

Зачем землянам Марс

Когда возникает вопрос, где еще, помимо нашей Земли, мог бы жить человек, название четвертой планеты от Солнца приходит на ум первым. И неспроста: Марс — идеальный кандидат с точки зрения доступности, подходящих условий для жизни и, в том числе, политического потенциала.

Освоение близкой Луны кажется более логичным вариантом, но ученых и колонистов-энтузиастов спутник Земли интересует намного в меньшей степени.

Луна — весьма проблематичный сосед с точки зрения постоянной колонизации. Лишенная атмосферы, она не способна в полной мере защитить колонистов от радиационных и метеоритных угроз, а коммерческий потенциал освоения Луны давно является предметом споров.

Ричард Брэнсон или Не Маском единым

Бренсон умеет эпатировать куда лучше Маска.

Нельзя было не включить в этот список и такого эпатажного персонажа (думаю, уже многие успели увидеть его и в женской одежде, и в костюме русалки или, скорее, «русала»?), как британского предпринимателя, сэра Ричарда Брэнсона, тоже планирующего свою миссию на Марс.

О том, согласен ли с этим Илон Маск, – история умалчивает.

Последнее десятилетие Брэнсон обещает всем скорые доступные космические полеты, которые будет осуществлять его компания Virgin Galactic. Правда, реальных подвижек в этом направлении по-прежнему нет, за исключением разве что очень дорогостоящих происшествий. Одно из самых крупных, например, произошло в 2014 году, когда космический аппарат Virgin Galactic SpaceShipTwo совершал тестовый полет. В результате аварии погиб один пилот. Второй получил серьезные увечья.

Причины научного интереса

Марс относится к земной группе планет Солнечной системы (помимо него и Земли в нее входят также Венера и Меркурий). Среди этой группы Марс наиболее схож с Землей. В его атмосфере, пусть и в малом количестве, содержится кислород. Присутствует вода — в полярных шапках в виде льда (слишком низкое атмосферное давление не позволяет существовать воде на поверхности в жидком виде). На этой планете, как и на Земле, есть вулканы. На Марсе наблюдаются извилистые долины и углубления, похожие на русла рек. Такие образования могут быть связаны с водной и ледниковой эрозией и свидетельствовать о том, что несколько миллиардов лет назад эта планета имела более плотную атмосферу и гидросферу. При этом, в отличие от Венеры с ее очень плотной и ядовитой атмосферой, Марс является более перспективным небесным телом для поиска следов жизни и возможной колонизации в будущем.

Отправка на Марс космических аппаратов сопряжена с трудностями: расстояние между Землей и Марсом колеблется от 55 млн км (когда обе планеты находятся по одну сторону от Солнца) до 400 млн км (когда Солнце находится между ними). Наиболее удобное время для запуска наступает во время сближения планет. Такие периоды происходят примерно раз в два года и длятся около трех месяцев. В предыдущий раз планеты сближались весной 2016 года (расстояние между ними составило 75,3 млн км). По состоянию на 5 мая между планетами 120 млн км.

Когда полетим и кто нас туда отправит?

Когда же мы наконец сможем отправиться на Марс? Хороший вопрос, на который пока нет ответа. Как государственные, так и частные космические компании уже заявляют о своих планах покорения Красной планеты, но пока они находятся лишь в начальной стадии.

Space X

Самым известным поклонником Марса, который, скорее всего и отправит нас туда первым, является гений, миллиардер и филантроп Илон Маск, основатель компании Space X. Его планы по колонизации Марса – не просто сотрясание воздуха. Он уже представил проект пилотируемого космического корабля, который сможет доставить туда людей. Согласно заявлениям Маска, первые грузовые и даже пилотируемые полеты состоятся уже в этом десятилетии, а конкретно к 2025 году. Компания даже разрабатывает свой собственный скафандр.

Mars One

Это нидерландская фирма решила запустить самое амбициозное реалити-шоу во Вселенной, эдакий аналог Дома-2 на Марсе. Она еще в 2016-ом начала отбирать участников для своей программы, а деньги поступали от частных инвесторов и рекламных кампаний. И все бы ничего, только компания в прошлом году объявила себя банкротом. Новых инвесторов для проекта до сих пор не нашли, но говорят, что он все еще жив, и в 2026 году должен состояться первый полет.

Mars One

NASA

Денег у NASA не меньше, чем у Space X, поэтому они действительно могут позволить себе полеты на Марс в ближайшем будущем. Вот только пока космическое агентство этого делать не собирается. NASA говорит о первой возможной экспедиции к Марсу лишь в 2030-ых. Сначала агентство собирается построить новую ракету для отправки шаттлов к ближайшим астероидам, а уже потом, на основе полученной информации и опыта, отправиться в путешествие на Красную планету.

Inspiration Mars

Амбициозный проект первого космического туриста Денниса Тито (который заплатил за это 20 млн долларов) не планировал высадку на Марс. Это должен был быть туристический полет к орбите Красной планеты, а затем и Венеры. Вся миссия должна была занять почти 600 дней и стартовать сначала в 2018, а потом в 2021 году. В итоге проект претерпел тонну критики от ученого сообщества, в основном за невозможные амбиции, и был закрыт.

Mars Direct

Этот план пилотируемого полета предлагает отправить к Марсу сначала беспилотник, который накопит там топлива на обратную дорогу в результате взаимодействия водорода с атмосферой Красной планеты. Затем туда отправиться корабль с экипажем, который отстроит там обитаемую базу и улетит обратно на первом шаттле. Таким образом, можно значительно сэкономить на топливе и взять с собой больше нужных ресурсов, чтобы будущие колонисты приехали уже на все готовое. Проект действительно выглядит правдоподобно, и он существует до сих пор, так что, возможно, в скором будущем еще даст о себе знать.

Mars Direct

CNSA

Китайское национальное космическое управление впервые отправило своего тайконавта (китайский космонавт) в космос лишь в 2003 году. Однако космическая отрасль в Поднебесной с тех пор стала развиваться семимильными шагами. 23 июля 2020-го китайцы даже запустили свой собственный марсоход, который к февралю следующего года должен прибыть на Красную планету. Более того, один тайконавт уже даже принял участие в эксперименте Марс-500, который проводился в Москве. Его суть заключалась в том, чтобы исследовать влияние длительной изоляции (500 дней) на человека. Отправить свою первую экспедицию на Марс Китай планирует не раньше 2040 года.

Роскосмос

Российское федеральное космическое агентство тоже старается не отставать от «марсианской гонки». Уже сейчас в разработке находится сверхтяжелая ракета-носитель Ангара-А5В, которая должна пройти все испытания к 2025 году. Если все пройдет нормально, грузоподъемность этой ракеты позволит ей совершать межпланетные перелеты. Но о каких-либо конкретных датах отправки людей к Марсу пока не сообщается.

ESA

Европейское космическое агентство (да-да, такое существует) как-то совсем холодно относится к Марсу. У Старого света есть несколько совместных с Россией проектов, но пока ни о каких пилотируемых полетов на Красную планету не идет и речи. ESA предпочитает создание беспилотных зондов для исследования дальнего космоса.

Земные патогены

Deinococcus может быть обнаружен в испорченной еде, канализации, бытовой пыли и многих других местах. Что случится, если при полете на Марс люди отвезут бактерию в марсианскую среду? Мы не знаем, есть ли жизнь на Марсе, но ответ на этот вопрос вполне может быть положительным. И она, скорее всего, микробная, никогда не видавшая земной жизни. Deinococcus не причиняет вреда человеку, но, вполне возможно, будет катастрофой для внеземной жизни. По этой причине критики крайне остро воспринимают вопрос отправки человека на планету, на которой может гнездиться жизнь. Этот вопрос тоже нужно будет решить.

Искусственная гравитация


атрофии мышц и потере костной массы

Самым известным примером искусственной гравитации является центробежная сила. Космический корабль должен быть оснащен массивной центрифугой, вращающимся кольцом. Эти проекты пользуются популярностью в научно-фантастических фильмах. Астронавт может ходить по стене центрифуги как по полу. Но пока нет летательных аппаратов, оснащенных такой центрифугой, хотя некоторые конструкции находятся на рассмотрении.

Астронавты, которые возвращаются на Землю спустя всего 2 месяца на орбите, уже не могут стоять дольше 5 минут и должны кататься в кресле, пока их тела снова не адаптируются к земной гравитации. Влияние на тело астронавта за 8 месяцев от Земли до Марса будет ужасным: он будет терять 1% скелетной массы в месяц, а сразу после приземления на Красную планету ему придется серьезно трудиться и проводить научные исследования в условиях гравитации 2/5 от земной. Потом астронавт полетит домой.

Один из методов создания мнимой гравитации — простой магнетизм, но магнитные ботинки просто будут удерживать ноги на поверхности, не притягивая тело вообще, поэтому атрофия и остеопения будут сохраняться без изменений.

Деформация глаз и потеря зрения

Полет на Марс: деформация глаз и потеря зрения.

В 1989 году NASA начало проверять зрение астронавтов после космических путешествий. То, что они узнали, сначала шокировало. У многих астронавтов обнаружилось больше проблем со здоровьем, чем до полета в космос. Более того, проблемы со зрением иногда длились в течение многих лет или даже оставались навсегда.

Оказалось, что сам глаз в космосе фактически меняется, вместе с мозгом и спинномозговой жидкостью. Вероятным виновником является внутричерепная гипертензия или высокое давление на мозг и позвоночник. Учитывая, что полет на Марс продлится несколько сотен дней, стоит только догадываться, чем это чревато для здоровья.

2090-е года – Миллионный житель Марса

К этому моменту покорение можно считать завершенным. Однако продолжается обустройство и развитие инфраструктуры. Постройка системы космических лифтов на Фобосе завершится успешно, что значительно ускорит колонизацию планеты, а также межпланетную торговлю и рост человеческих аванпостов в главном поясе астероидов и на спутниках Юпитера.

  • Трансферный челночный порт на вершине горы Павлина перестраивают в одну из самых больших человеческих колоний. Появится город Павонис, который вскоре соединят с другими крупными марсианскими городами линиями hyperloop.
  • Создание города Павонис значительно увеличит долю туризма в некоторых из самых впечатляющих марсианских регионах поблизости – провинции Фосида, горы Олимп, Лабиринта Ночи и долины Маринер. Туристические базы и отели довольно быстро распространятся во всех перечисленных местах. Одна из линий hyperloop дойдет до конца долины Маринер.
  • В ожидании повышения давления и температуры воздуха новые колонии планирую создавать в основном в нижних районах, в частности в равнине Эллада и долине Маринер, где в первую очередь будут ощутимы результаты терраформационной деятельности.
  • В 2090-х годах население достигнет 1 миллиона человек. В конце концов, мечта Илона Маска станет реальностью. В связи с быстрым ростом числа городов ребром встанет вопрос: кому принадлежит Марс?

Требования, предъявляемые кандидатам на полёт для проекта Mars One

Отбор будущих колонистов начался в 2013. Он состоит из четырёх этапов, три из которых уже завершены. В конечном итоге, останутся двадцать четыре добровольца, которые разобьют на группы по четыре. Не каждый сможет выдержать путешествие, грамотно исполнять приказы и принимать осознанные решения, от которых может зависеть чья-то жизнь. Поэтому представлены определённые требования к участникам.

Критерии и требования:

  • Они должны быть старше 18 лет.
  • Должны обладать сильными качествами, быть целеустремлёнными и твёрдыми в своих решениях.
  • Обладать хорошими коммуникативными способностями и уметь строить отношения с другими людьми.
  • Легко приспосабливаться к непривычным условиям.
  • Быть творческими, любознательными личностями.
  • Отлично знать английский язык.

После отбора начнутся тренировки и тренинги перед полётом. Они будут изучать специальные материалы. Кто-то будет получать образование в области техники, кто-то в области медицины, а кто-то станет марсианским геологом. Также каждый из них будет усердно тренироваться и готовиться к адаптации на другой планете.

Зачем лететь на Марс?

Этот вопрос весьма уместен. Стоит ли затрачивать такие большие средства на это? На Земле и без этого немало проблем, которые требуют значительных средств для их решения. Покорение Марса не даст людям на Земле никаких благ и не поможет ничем. Но в плане развития нашей цивилизации, изучение космического пространства, а в частности, соседних планет, тоже имеет свое место в нашем мире, поэтому полет человека на планету Марс важен. Так какие же задачи стоять перед первыми поселенцами?

Первая и основная задача это изучение нашей соседней планеты, напомню, что очень давно Марс был неотличим от Земли, были реки и водоемы, атмосфера и воздух, но по каким-то непонятным пока причинам Марс потерял это все. И задача этой группы людей состоит в том, чтобы изучить нашу соседнюю планету для прогнозирования развития Земли и, если понадобится, вмешаться в развитие нашей планеты, чтобы не получить такие же плачевные результаты.

Полет человека на Марс имеет и вторую причину – иметь запасной дом. Мы все с вами живем на одной планете и есть такие природные и космические силы, которыми мы не можем управлять и которые несут разрушительный характер. К примеру, падение какого-нибудь большого астероида маловероятно, но все же оно возможно и это будет означать закат нашего вида и конец жизни на планете в целом. Да и сами люди являются опасностью для самих же себя. Но будь у нас колония на Марсе это будет выход из данной ситуации. Конечно, придется начать жизнь “с чистого листа” и этот процесс займет очень много времени, но все же это не будет закатом нашего вида и, со временем, человек сможет восстановить все. Мы не должны относиться к этому скептически, может случится любые глобальные катастрофы, а Марс будет для нас вторым домом, вот еще одна причина для чего необходим этот полет.

Люди на Марсе

Третья причина это престиж. Есть много способов поднять престиж у страны, чтобы эту страну начали уважать. Только вспомните, как поднялся авторитет у США после выполнения ряда программ “Аполлон”, пусть у последние программы “Аполлон” уже не были так интересны и люди уже так массово не наблюдали за ними, все равно эта программа дала немалый прирост авторитета у США. Многие люди мечтали о высадке человека на Луну, а США взяли и сделали это и сразу поднялись в глазах у многих, но речь сейчас не об этом. Вопреки всем разговорам скептиков по этому поводу, полет на Марс будет всегда престижной мечтой и осуществление этой мечты будет престижна многим поколениям.

Миссии к Марсу

Первым попытку запуска к Марсу предпринял в 1960 году Советский Союз. В рамках программы «Марсник» (от «Марс» и «Спутник») планировалось исследовать планету двумя зондами во время ее облета. Запуск аппаратов «Марс 1969А» и «Марс 1969Б» был проведен с Байконура 10 и 14 октября 1960 года. Однако оба были потеряны из-за аварий ракеты-носителя «Молния».

Первым аппаратом, пролетевшим рядом с планетой, стала советская автоматическая межпланетная станция «Марс-1» (запущена в 1962 году). По расчетам, 19 июня 1963 года она прошла на расстоянии 193 тыс. км от планеты. Однако миссия потерпела неудачу, так как связь с АМС прервалась еще до подлета к Красной планете.

Впервые фотографии марсианской поверхности были получены в 1965 году с американского зонда Mariner 4 (1964). 15 июля, облетая Марс, он подошел к планете на расстояние 9 тыс. 846 км.

Первым искусственным спутником Марса стал американский Mariner 9 (1971). Космический аппарат добрался до планеты 14 ноября 1971 года и почти год проводил исследования с ее орбиты. Mariner 9 впервые с близкого расстояния сфотографировал спутники Марса.

Первым аппаратом, достигшим поверхности планеты, стал 27 ноября 1971 года посадочный модуль советской АМС «Марс-2» (1971). На Марс планировалось спустить самоходный аппарат, который назывался «Прибор оценки проходимости — Марс» (ПрОП-М). Однако марсоход, на борту которого находился вымпел с изображением герба СССР, разбился при посадке.

Впервые мягкую посадку 2 декабря 1971 года удалось осуществить советскому «Марсу-3» (1971), который был идентичен предыдущему аппарату. Однако и второй советский марсоход был потерян, связь с ним прервалась спустя 14,5 сек. после начала работы из-за пылевой бури.

Первыми аппаратами, предназначенными для исследования одного из спутников Марса, были советские «Фобос-1» и «Фобос-2» — запущены 7 и 12 июля 1988 года соответственно. В проекте участвовали также ученые ряда европейских стран. С первым аппаратом была потеряна связь на пути к Марсу, второму удалось передать 37 изображений Фобоса.

Первую успешную миссию марсохода удалось осуществить США. Sojourner (1996) был спущен на поверхность Марса 4 июля 1997 года. Он проработал около трех месяцев и преодолел расстояние почти 100 м, передал 550 фотографий и проанализировал 15 химических проб с поверхности. Всего на Марсе работали четыре марсохода — все американские. В 2010 году завершил свою миссию Spirit. До сих пор функционируют Opportunity (с января 2004 года) и Curiosity (с августа 2012 года).

В настоящее время с орбиты планеты ведут исследования шесть земных космических аппаратов. Среди них три американских: Mars Odyssey (с октября 2001 года), Mars Reconnaissance Orbiter (MRO; с марта 2006 года), MAVEN (с сентября 2014 года). А также европейский Mars Express (с декабря 2003 года) и индийский «Мангальян-1» (с сентября 2014 года). В 2018 году к ним присоединился орбитальный модуль TGO российско-европейской миссии ExoMars-2016, который после завершения серии сложных маневров занял в начале апреля свою рабочую орбиту.

Всего за всю историю освоения космического пространства к 5 мая 2018 года с Земли к Марсу было отправлено 44 миссии автоматических космических аппаратов разных стран. Из них 16 миссий — успешные, семь — частично успешные, 21 миссия потерпела неудачу. По 20 миссий на счету США (15 успешных и пять неудачных) и СССР/России (шесть частично успешных, включая совместный с Европейским космическим агентством, ЕКА, проект ExoMars-2016, и 14 неудачных). У ЕКА — две частично успешных миссии, в том числе ExoMars-2016 (совместно с Россией). По одной миссии у Индии (успешная), Китая (неудачная) и Японии (неудачная).

Каким будет возвращение на Луну в XXI веке

— До Луны лететь где-то трое суток: расстояние от Земли в среднем 380 тысяч километров. Как туда лететь, мы знаем. Но ракету, корабль и посадочный аппарат нужно создавать заново.

Сейчас NASA создает и испытывает сверхтяжелую ракету . В основе этой ракеты уже используемые технологии. Ее боковые части — это боковые твердотопливные ускорители, как в системе Space Shuttle. Центральная ступень ракеты SLS уже готова к полету, который планируется в ноябре следующего года.

Первая миссия по программе «Артемида» запланирована на 2021 год, космический корабль для нее уже готов. Он полетит без людей, выйдет на окололунную орбиту, будет там находиться в течение нескольких недель, после чего вернется на Землю. Это будет такая генеральная репетиция будущего полета. В 2022 году должна будет состояться миссия «Артемида-2» — облет Луны с экипажем на борту. Тогда, скорее всего, полетят четыре астронавта.

Параллельно планируется строительство окололунной станции . Она будет находиться на высокой орбите над Луной. Когда Gateway достроят, она будет состоять из целого ряда модулей, созданных разными странами. Возможно, Роскосмос также внесет свой вклад. К этой станции сможет стыковаться космический корабль «Орион» и коммерческие грузовые корабли.

В частности, компания SpaceX недавно получила контракт от NASA для создания грузового корабля для доставки грузов на окололунную станцию Gateway. Эта станция будет частью большой инфраструктуры, которая позволит и NASA, и партнерам совершить посадку и экспедиции на поверхность Луны и даже послужит трамплином для полетов к другим небесным телам, потому что стартовать с орбиты Луны проще, чем с околоземной орбиты: сила тяжести на Луне примерно в шесть раз меньше, чем на Земле.

Но если мы хотим осваивать Луну, нам никак не обойтись только одной окололунной орбитальной станцией, нужно сесть на поверхность. Поэтому NASA объявило конкурс на создание коммерческого взлетно-посадочного корабля, который сможет либо напрямую, либо от станции Gateway садиться к Южному полюсу Луны, а потом и в другие регионы нашего спутника.

Почему Южный полюс? На Луне есть запасы водяного льда, и находятся они на Южном полюсе. На Северном полюсе тоже есть, но меньше. Лед обнаружен на дне кратеров, куда никогда не проникает солнечный свет и всегда тень, и там образуются так называемые холодные ловушки. Это места, где миллионы лет температура составляет минус 150–180 градусов. Если там поблизости построить базу, то можно будет этот лед добывать и превращать в водород и кислород.

Сейчас три компании — SpaceX, Blue Origin и Dynetics — разрабатывают три варианта пилотируемых посадочных кораблей для NASA, первая посадка запланирована на 2024 год.

Свои пилотируемые миссии к Луне планируют и другие страны, например Китай. Он впервые в истории космонавтики уже доставил луноход на обратную сторону Луны. Кроме того, буквально пару недель назад совершил тестовый орбитальный полет их лунный корабль, который, по планам, будет возить людей к Луне. Также в ближайшее время может состояться китайская миссия по доставке образцов лунного грунта.

У Роскосмоса тоже есть своя лунная программа. В следующем году планируется посадка автоматической станции «Луна-25» в район Южного полюса. Она будет исследовать залежи водяного льда. Также планируются пилотируемые миссии, для которых создается корабль нового поколения «» (ранее он назывался «Федерация»), который сможет летать и на МКС, и к Луне. Но пока дело стоит за разработкой сверхтяжелой ракеты.

Эпоха марсоходов

Лишь спустя десятилетие человек решил вернуться на Марс. И начал, как это уже стало привычным для Марса, с неудач.

В 1988 году Советский Союз послал к марсианскому спутнику Фобос два одноименных аппарата. Связь с первым была потеряна еще на пути к спутнику, а второму все же удалось сделать снимки Фобоса. Правда одна из основных задач миссии — совершить на нем посадку — была не выполнена.

Удача не сопутствовала и НАСА, которые в начале 90-х также решили вернуться к марсианской теме. К планете был запущен аппарат «Марс Обсервер» («Наблюдатель за Марсом»), который, исходя из своего названия, должен был детально изучать Марс с орбиты в течение нескольких лет. Однако на орбиту он так и не вышел.

Неудачный старт подтолкнул НАСА к тому, чтобы пересмотреть подход к освоению Марса. Была принята новая программа по изучению планеты (MEP — Mars Exploration Program), а детали полета «Обсервера» легли в основу одной из самых успешных миссий в истории освоения Красной планеты.

Космическое безумие

Полет на Марс: космическое безумие.

Перед тем, как люди устремились к звездам, ученые были обеспокоены тем, что путешественники в космосе в конечном итоге станут «импульсивными, суицидальными, сексуально аберрантными искателями острых ощущений». Они думали, что попадание на длительный срок в ограниченное пространство и отсутствие современных удобств заставит космонавтов сойти с ума..Поскольку многие из подобных мрачных страхов в конечном счете были опровергнуты идея космического безумия стала легендой.

Тем не менее, были примеры людей, которые не могли справиться с давлением космоса. Некоторые люди демонстрировали странное поведение даже после короткого путешествия за пределы атмосферы. Полет на Марс займет гораздо больше времени, чем современные космические полеты, поэтому эффекты непредсказуемы. Кроме того, мозг состоит из большого количества воды, а последствия изменения силы тяжести на состав мозга почти не изучены.

Программа «Аврора»

Свой план марсианской миссии есть и Европейского космического агентства. Эти товарищи хотят высадить человека на Марсе ближе к 2033 году.

В руководстве агентства говорят, что из-за малого финансирования, они вынуждены будут прибегать к международному сотрудничеству. Например, к одному из этапов программы под названием «Экзомарс» привлечена Россия.

Пока в рамках «Авроры» проводятся запуски аппаратов для исследования Красной планеты, планируется пилотируемый полёт к Луне (2024 год) и непилотируемый полёт к Марсу (2026 год). И если с финансированием всё будет в порядке, вполне возможен и пилотируемый полёт к Марсу. Есть вероятность, что к этому будет привлечена Россия.

Полетит ли человек на Марс?

Красная планета еще интересна тем, что она самая благоприятная с точки зрения колонизации. Но чтобы колонизировать планету не достаточно просто на ней высадится. Потребуется провести огромный объем работы, чтобы мы могли с точностью сказать что Марс – наш второй дом. Поверхность планеты Марс не похожа на Земную, поэтому освоить Марс будет непростой задачей. Каким же образом нужно заселять Марс? Здесь точки зрения ученых расходятся.

Первые считают, что в современном мире ни к чему рисковать людьми и работу по заселению Марса могут сделать высокотехнологичные роботы. Это целесообразно с научной и с экономической точки зрения. Полет человека на красную планету достаточно долгий и подвергается радиационному воздействию и поэтому посылать человека нет никакого смысла. Они также считают, что нужно высадить группу роботов, которые и начнут делать первые шаги в колонизации Марса. А человек в этой программе нужен будет лишь для того, чтобы “оставить след на планете” и для проведения работ с которыми не справится робот.

Другие ученые имеют абсолютно противоположную точку зрения. Роботы нужны лишь на начальной стадии заселения планеты, для установки необходимых сооружений, которые будут поддерживать жизнь человека, так как на Марсе нет ни воздуха, ни атмосферы, ни воды, ни магнитного поля. После того, как роботы сделают эту работу, необходимо отправить группу астронавтов, которые и начнут колонизацию Марса. Имеется ввиду изучение почвы и выращивание растений на поверхности Марса, для обеспечения себя воздухом, дальше, нужно научиться жить с марсианским давлением и притяжением планеты. Человеку придется пройти целый ряд испытаний, чтобы добиться успеха.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий