Вперед в прошлое: что такое приквел

Литература

  • Amanda Ann Klein, R. Barton Palmer (eds.). Cycles, Sequels, Spin-offs, Remakes, and Reboots: Multiplicities in Film and Television. — University of Texas Press, 2016. — 357 с. — ISBN 978-1-4773-0900-1.
  • Carolyn Jess-Cooke. Film Sequels: Theory and Practice From Hollywood to Bollywood. — Edinburgh University Press, 2009. — 166 с. — ISBN 978-0-7486-2603-8.
  • Черняк В. Д., Черняк М. А. Сиквел; Серийность массовой литературы // Массовая литература в понятиях и терминах: учебный словарь-справочник. — 2-е издание, стереотипное. — М.: Флинта, 2015. — С. 153—154, 150-152. — 192 с. — ISBN 978-5-9765-2128-5.
  • Чупринин С. И. Сиквел // Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям. — Время, 2007. — ISBN 5-9691-0129-X.

Примеры приквелов

Фильмы

  • С по гг. было снято три фильма «Звёздных войн» («Новая надежда», «Империя наносит ответный удар», «Возвращение джедая»). Лишь спустя 20 лет появились компьютерные технологии, позволившие снять трилогию фильмов, рассказывающих о событиях, предшествующих сюжету первоначально отснятых частей. Новые фильмы, или «новая трилогия» («Скрытая угроза», «Атака клонов» и «Месть ситхов»), стали таким образом приквелами.
  • Трилогия фильмов «Хоббит» Питера Джексона является приквелом к снятой им же ранее трилогии «Властелин колец».
  • Четвёртая часть серии фильмов «Дрожь земли», вышедшая в 2004 году, является приквелом трёх предыдущих фильмов.
  • У вышедшего в 1982 году фильма «Нечто» в 2011 году появился одноимённый приквел.
  • Второй фильм во франшизе об Индиане Джонсе («Индиана Джонс и храм судьбы», ) является приквелом к первому фильму, снятому тремя годами ранее.
  • Вышедший в 2011 году фильм «Паранормальное явление 3» стал приквелом к первой и второй частям франшизы фильмов ужасов.
  • Фильм «Прометей» отчасти является приквелом к фантастическому триллеру «Чужой» ().
  • Третья часть фильмов «От заката до рассвета» представляет собой приквел к первому фильму.
  • «Форсаж 4», «Форсаж 5» и «Форсаж 6» являются трилогией приквелов к «Токийскому дрифту».
  • Фильмы «Люди Икс: Начало. Росомаха», рассказывающий о мутанте Росомахе, и «Люди Икс: Первый класс», повествующий о Профессоре Икс и Магнето, являются приквелами оригинальной трилогии.
  • Фильм «Другой мир: Восстание ликанов» является приквелом к первому и второму фильмам серии.
  • Фильмы «Смертельная гонка 2: Франкенштейн жив» и «Смертельная гонка 3: Ад» являются приквелами снятого ранее фильма «Смертельная гонка».
  • «Скуби-Ду 3: Тайна начинается» — приквел первого фильма «Скуби-Ду».
  • Фильм «Адский бункер: Восстание спецназа» является приквелом к фильмам «Адский бункер» и «Адский бункер: Чёрное солнце», снятым ранее в франшизе.

Мультфильмы

  • Вышедший в 2011 году полнометражный мультфильм «Смешарики. Начало» стал приквелом к основному мультсериалу, снятому ранее.
  • У мультфильма «Корпорация монстров» в 2013 году появился приквел — «Университет монстров».
  • Вышедший в 2014 году полнометражный мультфильм «Белка и Стрелка: Лунные приключения» приквелом к Мультсериалом Белка и Стрелка. Озорная семейка, снятому ранее.
  • Мультфильм «Миньоны», вышедший летом 2015 года, — приквел к мультфильму «Гадкий я».
  • «Король Лев 1\2» описывающий жизнь Тимона и Пумбы до встречи с Симбой из мультфильма « Король Лев».

Игры

  • Игра Stronghold Legends о приключениях Артура и его рыцарей, является приквелом к серии Stronghold.
  • Игра Serious Sam 4: Planet Badass из серии игр Serious Sam, находящаяся в данный момент на стадии разработки, будет являться приквелом к предыдущей игре Serious Sam 3: BFE, которая в свою очередь, является приквелом к первой игре серии — Serious Sam: The First Encounter.

Что такое приквел?

Слово приквел (prequel) появилось в качестве сложения pre (до) и sequel (продолжение). Когда история уже досказана, и логичного продолжения быть не может, сценаристы придумывают более ранние события. Наглядным примером являются «Звездные войны», чья классическая трилогия 1970-1980-х получила целых три приквела уже в 1999-2005 годах. Приквелом считается фильм «Ганнибал: восхождение» о юных годах знаменитого каннибала. В таких предысториях зрителям рассказывают, с чего на самом деле все начиналось. Приквелы позволяют объяснить некоторые повороты сюжета. Порой сценаристы на всякий случай оставляют неясности, надеясь получить возможность раскрыть их в приквеле.

Литература

Связанные понятия

Приквел

При́квел (англ. prequel, контаминация приставки pre- («до») и sequel) — произведение, хронологически описывающее события, предшествующие более раннему первоначальному произведению.

Интерквел

И́нтерквел (англ. Interquel, контаминация приставки inter- — «между» и sequel) — художественное произведение, сюжетные события которого происходят между событиями ранее созданных произведений. Таким образом, интерквел является одновременно сиквелом для одного произведения и приквелом для другого. Например, игра Devil May Cry 4 повествует о событиях между ранее выпущенными играми Devil May Cry и Devil May Cry 2, а фильм «Безумный Макс: Дорога ярости» служит интерквелом между событиями первого фильма серии («Безумный Макс») и второго («Безумный Макс 2: Воин дороги»).

Мидквел

Ми́дквел (англ. midquel, контаминация приставки mid- от англ. middle — «середина» и sequel) — фильм, книга или любое художественное произведение, развивающее сюжет предшествующих произведений на ту же тему. Особенность мидквела в том, что изображаемые в нём события хронологически относятся к периоду внутри исходного сюжета (в отличие от сиквела, в котором события следуют за оригинальными, и приквела, в котором они предшествуют). Например, «Бэмби 2» — анимационный фильм, который демонстрирует взросление главного героя, которое не показано в мультфильме «Бэмби».

Триквел

Три́квелом является продолжение сиквела, то есть третье из серии последовательных произведений. Например, фильм «Тринадцать друзей Оушена» является продолжением фильмов «Одиннадцать друзей Оушена» и «Двенадцать друзей Оушена».

Триквел отличается последовательностью замысла от трилогии, которая изначально создаётся как трёхчастное произведение.

Квадриквел

Также иногда используется термин «квадри́квел», для описания четвёртого произведения в серии (например, и так далее).

Что такое ремейк?

Упомянутый кризис идей породил и ремейки (от remake – переделка). Термин означает выход в новой интерпретации уже существующих произведений. Порой Голливуд просто использует малоизвестные на Западе фильмы, создавая их переработанные аналоги. Так, классический фильм «Великолепная семерка» является ремейком японских «Семи самураев». Ужастик «Звонок» тоже имел азиатский первоисточник.

Во времена советского кино тоже снимали ремейки, среди которых, например, сразу приходит на ум две экранизации романа Ильфа и Петрова «12 стульев»: Захарова и Гайдая.

А вот ребут является похожим явлением, но в данном случае происходит перезапуск некогда популярной истории с небольшим изменением сюжета. Главные действующие лица остаются теми же. Новый фильм может быть снят с использованием современных, более зрелищных технологий. Снятый в 1959 году и осыпанный «Оскарами» «Бен-Гур» в 2016 году получил бездарный, но куда более зрелищный ребут. Здесь же можно отметить недавний выход приключенческой картины «Джуманджи: Зов Джунглей»,

являющейся перезапуском фильма «Джуманджи» 1995 года.

Спин-оффы по отношению к оригинальному произведению

События спин-оффа могут происходить в различное время в хронологии оригинального произведения:

  • Побочное произведение может являться сиквелом оригинального сюжета, в том случае, когда события спин-оффа происходят позже. К примеру, «Сорвиголова» и «Электра», «Друзья» и «Джоуи», «Рокки Бальбоа» и «Крид: Наследие Рокки».
  • Спин-офф может быть приквелом, если он повествует о событиях, происходящих раньше событий первоначального произведения. Как пример, «Люди Икс» и «Люди Икс: Начало. Росомаха», «Шрек навсегда» и «Кот в сапогах», «Гарри Поттер и философский камень» и «Фантастические твари и где они обитают».
  • Спин-офф может являться мидквелом, если события в произведениях происходят параллельно. Например, «Гамлет» и «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Удивительные странствия Геракла» и «Зена — королева воинов», «Стрела» и «Флэш».
  • Спин-офф может быть интерквелом, если его события происходят между двумя оригинальными произведениями. Например, «Изгой-один. Звёздные войны: Истории».

«Логан» (2017)

Режиссер Джеймс Мэнголд

Кадр из фильма «Логан»

Трилогия о культовом персонаже комиксов издательства Marvel Росомахе в исполнении Хью Джекмана не может похвастаться высоким «средним» уровнем каждой из картин. Это тот самый уникальный случай, когда финальная глава трилогии – лента Джеймса Мэнголда «Логан» – превзошла предыдущие фильмы («Люди Икс: Начало. Росомаха» (2009), «Росомаха: Бессмертный» (2013)). Картина о поседевшем брутальном мутанте получилась особенно мрачной и напряженной, а также кинематографически выверенной. Хью Джекман, Патрик Стюарт и юная Дафни Кин выдали в ней отменные перформансы. Первые два – так вообще лучшие за долгие годы исполнения своих уже знаковых ролей. Ленте в итоге удалось влюбить в себя как кинообозревателей, так и обычных зрителей, став одним из самых серьезных и талантливо воплощенных кинокомиксов в истории. Что же, о таком идеальном прощании с легендарным Росомахой в исполнении Джекмана многие могли только мечтать, но Мэнголд и команда сделали сказку явью.

Ненужные:

«Люди Икс: Последняя битва»

После двух элегантнейших, отлично выстроенных и глубоко продуманных фильмов Брайана Сингера пришёл автор «Часа пик» Бретт Раттнер и радостно спустил всё на спецэффекты.

Больше всех жалко отличный актерский состав, который как раз за два фильма отточил все нюансы взаимоотношений своих персонажей до такого утонченного блеска, что обычные разговоры где-нибудь в коридоре у Сингера часто смотрелись не менее захватывающе, чем больше спецэффектные схватки. У Раттнера на характеры и разговоры времени не осталось — а без них, как оказалось, и спецэффекты особо ни к чему.

«Блэйд: Троица»

Третью часть этого вампирского комикса отдали на постановку собственному неизменному сценаристу Дэвиду Гойеру — и тот неизвестно зачем свёл всё происходящее до уровня какого-то кретинического комедийного боевика.

Райан Рейнольдс шутит про пуканье чесноком, главный вампир похож не на главного вампира, а на модель из специализированного (не хочется думать, в какую именно сторону) мужского журнала, Джессика Бил перед схваткой с вампирами закачивает в айпод музыку с хорошо проплаченного саундтрека. Если смотреть на большом экране, то в какой-то момент можно немного оторопеть от того, что половину экрана занимает стояк Уэсли Снайпса. В общем, спасибо, дорогие товарищи — это всё, конечно, весело, но давайте вы уж как-то веселитесь без нас.

«Человек-паук 3»

Всё те же в ролях, всё тот же Сэм Рэйми за камерой — а почему-то в третий раз ощущение надуманной усложненной головоломки, которая всё время распадается на не очень связанные между собой части.

Комическая и музыкальная часть в последнем «Человеке-пауке» с Магуайром и Данст была выше всяких похвал, всё остальное — совсем нет; и в борьбе с двумя злодеями сразу Пауку наворотили такого непролазного экшена, что голова начинала разваливаться ещё на середине фильма. Ну, и ещё к вопросу про деньги — хотя этот «Человек-паук» и заработал невероятную кучу бабла, в четвертый раз студия всё-таки вежливо указала Рэйми на дверь и отдала всю историю более молодому таланту, переделывать всё заново.

«Шрек третий»

Совершенно бессмысленное дополнение к симпатичному мультфильму, которому и вторая-то часть была не особенно нужна, «Шрек Третий» окончательно сделал историю симпатичного зеленого великана чем-то вроде обязательных посиделок на праздники с семьей. Вроде и забыть никого нельзя, но и далеко не всех хочешь видеть.

«Робот-полицейский 3»

Понятно, и вторая часть никак не могла сравниться с грандиозным изначальным фильмом Пола Верхувена — но в ней всё равно была какая-то подкупающая безуминка, выгодно отличавшая её от всех прочих студийных фантастических боевиков.

К третьей же от истории отказались все, включая исполнителя главной роли Питера Уэллера — так что хорошему артисту Роберту Джону Бёрку, больше известному по своеобразным независимым комедийно-драматическим фильмам Хэла Хартли, пришлось одному биться с дурацким сценарием, стандартным шуточками и ленивой режиссурой. Битву эту он, как нетрудно догадаться, проиграл.

Сергей Мезенов

«История игрушек: Большой побег» (2010)

Режиссер Ли Анкрич

Кадр из мультфильма «История игрушек: Большой побег»

Жизнь меняется, и иногда нам приходится принимать действительно сложные решения, а также расставаться с теми, кого мы так сильно любим. Сюжет третьей главы серии «История игрушек» анимационной студии Pixar на примере приключений шерифа Вуди, космического рейнджера Базза Лайтера и их друзей прекрасно это олицетворяет. Трогательный мультфильм, чудесно подходящий для зрителей любых возрастов, филигранно завершает историю игрушек и их повзрослевшего хозяина Энди Дэвиса. Заслуженный «Оскар» (2011) за лучший анимационный фильм сделал ленту Ли Анкрича единственным триквелом, который получил награду в этой категории.

А еще мы рассказывали о пятерке важных мультфильмов студии Pixar, которые непременно нужно посмотреть

Нужные:

«История игрушек-3»

Вызывавшая больше всего сомнений затея сделать третью часть к «Историям игрушек» обернулась настоящим триумфом, причем во всех смыслах. «Пиксару» удалось сделать не только своё, возможно, самое взрослое и сильное кино, но и побить мировой рекорд по популярности для мультиков — бывший чемпион, тоже, кстати, триквел (а конкретно «Ледниковый период»), отстаёт теперь на 11 позиций.

«Пираты Карибского моря: На краю света»

Ещё один кассовый чемпион, завершение (первой) трилогии про «Пиратов» поражало совершенно необузданной свободой воображения и тщательным вниманием ко всему, что происходило в двух предыдущих фильмах. Мало кто из авторов крупных многосерийных денежных махин так заботился о том, чтобы у них получилась в первую очередь законченная трилогия, а не просто три фильма с теми же персонажами

Правда, запуск в производство четвертой части с объявлением сразу двух возможных продолжений ставит это достижение в несколько неудобное положение — но чтобы понять, как разрешится этот аспект истории, придётся немножко подождать.

«Индиана Джонс и последний крестовый поход»

Для Стивена Спилберга история Индианы Джонса была столь важна и близка, что с ней он впервые стал браться за продолжения

И если второй поход отважного археолога за сокровищами, «Индиана Джонс и Храм судьбы», считается благородной неудачей Спилберга (поскольку он вышел одновременно чересчур легкомысленным и слишком уж мрачным), то «Последний крестовый поход» вернул Инди былую искрометную легкость и твердость удара. Плюс дуэт Форда с Шоном Коннери, игравшим ворчливого Джонса-старшего, был просто загляденье

«Гарри Поттер и узник Азкабана»

Пожалуй, первый фильм в сериале о юном волшебнике со шрамом на лбу, наглядно доказавший, что движущиеся картинки к сверх-популярной книжке Джоан Роулинг могут быть не только движущимися картинками, а и полноценными фильмами с собственной прекрасной интонацией.

Мексиканец Альфонсо Куарон превратил «Узника Азкабана» в захватывающую дух готическую сказку о взрослении, и сделал лучший фильм во всём цикле — с чем, судя по первой половине «Даров смерти», занимающемуся финалом Дэвиду Йейтсу вряд ли удастся поспорить.

«Назад в будущее-3»

Как бы смехотворно не звучали слова «Назад в будущее на диком Западе», Роберту Земекису удалось завершить свою прекрасную эпопею о путешествии во времени на очень трогательной и звонкой ноте. По крайней мере, появляющийся в финале летающий паровоз времени Дока Брауна вызывал только чистейший мальчишеский восторг.

Хроника самых громких сиквелов

Традиционно принято считать (и не без оснований), что сиквелы всегда хуже исходных фильмов.

И это понятно, потому что оригинальные ленты обладают как минимум одним беспроигрышным достоинством – законченностью рассказанной истории: все сюжетные завихрения выпрямлены, на все вопросы отвечено. Если история подана именно так, то фильм превращается для зрителя в золотой слиток, которым ему не надоедает любоваться.

Но сиквел – дело другое, что тоже понятно. Здесь приходится надумывать и придумывать для законченной истории целую кучу нюансов, призванных сыграть роль золотых слитков.

Но эти нюансы на самом деле являются всего лишь пустой породой с редкими вкраплениями дорогого металла в виде покоривших зрителя персонажей и прославившихся благодаря им актеров.

Тем не менее есть и исключения, когда фильм-оригинал закономерно уступил пальму первенства своему продолжению:

  1. 1974 г. – «Крестный отец 2», удостоенный «Оскара» сразу в шести категориях (в том числе и как лучший фильм);
  2. 1978 г. – «Челюсти 2», самый прибыльный сиквел своего времени (кассовые сборы в 10 раз превысили бюджет картины);
  3. 1980 г. – «Супермен 2», награжденный «Оскаром» за визуальные эффекты;
  4. 1985 г. – «Рэмбо 2: Первая кровь», сиквел, который окупился в первую же неделю проката и который стал своеобразным символом внешней политики Соединенных Штатов 80-х годов;
  5. 1987 г. – «Зловещие мертвецы 2», окупившие свой бюджет без малого в семь раз;
  6. 1991 г. – «Терминатор 2: Судный день», получивший четыре статуэтки «Оскара» и ставший первым из фильмов, бюджет которых превысил 100 млн долларов;
  7. 2002 г. – «Властелин колец 2: Две крепости», два «Оскара», «звание» самого кассового фильма в 2002 году;
  8. 2008 г. – «Темный рыцарь», ставший четвертым фильмом, собравшим в прокате более миллиарда долларов (и это при бюджете в $185 млн!).

Список можно было бы и расширить, припомнив сиквелы к таким киноэпопеям, как «Безумный Макс», «Смертельное оружие», «Такси», «Миссия невыполнима», «Чужие», «Люди Икс», «Мстители» и т.д.

Примечания

  1. Richard Pfefferman. Strategic Reinvention in Popular Culture: The Encore Impulse. — Palgrave Macmillan, 2013. — P. 3. — 260 p. — ISBN 9781137373199.
  2. Jonathan Bignell. An Introduction to Television Studies. — Routledge, 2012. — P. 189. — 344 p. — ISBN 9780415598170.
  3. Casey Brienza.  (англ.). AnimeNewsNetwork (13 August 2008). Дата обращения: 22 апреля 2012.
  4. Ethan Sacks. . New York Daily News (3 августа 2012). Дата обращения: 6 февраля 2013.
  5. James White. . Empire (30 октября 2012). Дата обращения: 6 февраля 2013.
  6. Barrett Goetz. . themoviemash.com (13 мая 2012). Дата обращения: 6 февраля 2013.
  7. Urbani, Laura.  (недоступная ссылка). Pittsburgh Tribune-Review (16 июля 2004). Дата обращения: 7 мая 2009.
  8. Sumner, Darren . GateWorld (апрель 2009). Дата обращения: 22 апреля 2009.
  9. Ed Liu.  (недоступная ссылка). Toon Zone (10 июня 2009). Дата обращения: 10 июня 2009.
  10. Eric Eisenberg.  (англ.) (2014). Дата обращения: 19 декабря 2014.
  11. Betty Kaklamanidou. Жанры, гендер и эффекты неолиберализма = Genre, Gender and the Effects of Neoliberalism. — 14 января 2013. — С. 70. — 208 с. — ISBN 978-0-415-63274-4.
  12. Feldman, Kate . New York Daily News (28 ноября 2017). Дата обращения: 1 декабря 2017.
  13. . tvtropes.org. Дата обращения: 4 мая 2017.
  14. .
  15. .

Примечания

  1. Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.
  2. Silverblatt, Art. Genre Studies in Mass Media: A Handbook. — M. E. Sharpe (англ.)русск., 2007. — С. . — ISBN 9780765616708.. — «Prequels focus on the action that took place before the original narrative. For instance, in Star Wars: Episode III – Revenge of the Sith the audience learns about how Darth Vader originally became a villain. A prequel assumes that the audience is familiar with the original—the audience must rework the narrative so that they can understand how the prequel leads up to the beginning of the original.».
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий