Самый длинный перегон в московском метро. рекорды московского метро

3-я линия метро в Гуанчжоу, Китай (67,3 км)

Самая длинная ветка метро находится в китайском городе Гуанчжоу, это экспресс-линия, соединяющая автобусный терминал в Трианхе с площадью Панью. Сама линия полностью, в том числе все станции и пути, находятся под землёй. Помимо этого, её основная ветка, имеющая длину 60,4 километра, стала самым длинным в мире железнодорожным тоннелем, а среди всех вообще тоннелей по длине входит в десятку. Благодаря ответвлению длиной 6,9 км от терминала Трианхе в сторону станции Тию-Ксипу линия приобрела У-образную форму. Всего же на ней действуют 30 станций. 

Руки в Ноги
Оценить!

8.5
10010

12345678910

ТОП самых длинных веток метро в мире

Арбатско-Покровская ветка московской подземки не является самой длинной в мире. На целых 20 километров по протяженности ее обходит 3-я линия метро в китайском городе Гуанчжоу. Ее длина составляет баснословные 67,3 километра и на ней располагается 30 станций.

Ветка, соединяющая автобусный терминал Трианхе и площадь Паньяу, относится к числу экспресс-линий. 60 километров пути проходит под землей, а оставшаяся длина выходит наружу. Впрочем, это не помешало 60-километровому участку стать самым длинным железнодорожным туннелем в мире.

Второе место в списке занимает еще одна ветка из Китая. На сей раз речь идет о столице – Пекине. 10-я линия протягивается на 57,1 километра. А интересным является тот факт, что ветка была построена в 2010-2012 годах. Ехать по линии придется более полутора часов, так как на протяжении ветки располагается 40 станций.

Замыкает тройку лидеров по протяженности 5-я линия Сеульского метрополитена. Ее длина составляет уже невпечатляющие 47,6 километра. Удивительным является тот факт, что ветка, построенная в 1995 году, дважды пересекает реку Хань. Подобное сложно встретить в любой другой подземке.

Самая кривая станция

Продолжаем знакомить читателя с рекордами Московского метро. Следующая «номинация» — это самая кривая станция. Ей здесь считается «Александровский сад» (Филевская, голубая линия). Она будет обладательницей самого кривого изгиба. Радиус кривизны — примерно 750 метров!

Это ведет и к определенным особенностям в работе станции. Так, перед отправлением состава дежурная каждый раз выходит на середину платформы и осматривает хвостовую зону поезда. Машинист в зеркало заднего вида ее рассмотреть не может. Состав трогается только по команде дежурной станции.

Но это далеко не единственная станция Московского метро, на которую поезда въезжают дугой. Среди «кривых» можно выделить:

  • «Зябликово».
  • «Пятницкое шоссе».
  • «Международная».
  • «Кутузовская».
  • «Выставочная».

Однако радиус кривизны там значительно уступает «Александровскому саду».

1 Парк Победы


Пальма первенства принадлежит станции «Парк Победы», данные о точной глубине заложения которой разнятся. В официальных источниках можно найти информацию о 80, 84 и даже 90 метров. Но даже если взять самый малый показатель, – 73 метра – то эта станция является самой глубокой в Москве. Если сравнивать с наземными постройками, то ее размер превышает 20-этажный дом.

«Парк Победы – молодая кросс-платформенная станция, открытая в 2003 году. Она имела лишь один проход в вестибюль с южного зала, но в 2017 году появился второй эскалаторный наклон с северного зала. Еще один рекорд этого места – самые длинные в городе эскалаторы (126,8 м).

Внимания достойно и оформление. Станцию планировалось открыть к 55-летию победы ВОВ, поэтому тематика посвящена Великой Отечественной войне и войне с Наполеоном 1812 года. И хотя два эмалевых панно, созданные Зурабом Церетели, часто критикуются историками по поводу достоверности костюмов, выглядят они достаточно эффектно и патриотично, чтобы приковывать взгляд даже в городской суете.

==

Кроме глубины залегания, существует много интересных фактов и забавных наблюдений, которые можно рассказать о станциях Московского метрополитена.

Приведем лишь несколько из них:

  • «Юго-Западная» получила название от одноименного микрорайона, но когда ее открыли в этом микрорайоне еще не было домов. Пользовались ею лишь жители находящихся рядом сел.
  • «Алтуфьево» была первой, которую построили после распада СССР. Также она регулярно страдает от подтопления грунтовыми водами.
  • «Выхино» не имеет ни одного именного обозначения и бьет рекорды по пропускной способности (около 170 000 человек в день).
  • «Римская» имеет целых 22 именных обозначения.
  • «Мякинино» стала первой станцией за пределами Москвы.
  • «Кунцевская», «Парк Победы», «Мякинино» отличаются нестандартным расположение платформы. Она находится справа.
  • Рядом с «Кутузовской», «Воробьевыми Горами», «Спортивной», «Международной», «Мякинино» и «Студенческой» невозможно найти остановок наземного общественного транспорта, так как их там нет.
  • В вестибюле «Менделеевской» поставлен памятник «Сочувствие», символизирующий гуманное отношение к бездомным животным.
  • «Пражская» имеет статус самой тихой из-за особого вида облицовочной плитки, которая имеет воздушные поры, поглощающие звук.
  • «Улица академика Янгеля» является единственной в Московском метрополитене, освещаемой оранжевым светом.
  • Первая станция за пределами МКАД была открыта в 2002 г. Это «Бульвар Дмитрия Донского».
  • «Римская» стала единственной, украшением которой служит фонтан.

Для полноты картины стоит упомянуть и о самой глубокой в мире станции метро. Это «Арсенальная», которая находится в Киеве. Глубина заложения — 105,5 м. Ее открыли в ноябре 1960 года, назвав в честь расположенного рядом завода «Арсенал». В 1986 году она получила статус «памятник архитектуры местного значения».

Надемся Вам понравился наш обзор

Спасибо за внимание и хорошего дня!

Станция Маяковская

Вестибюль станции Маяковская

  • Линия: Замоскворецкая
  • Год открытия: 1938
  • Архитектор: А. Н. Душкин
  • Награды: Гран-при Всемирной выставки в Нью-Йорке

Маяковская — самая именитая «красавица» Московского метро.

В нее весь мир влюбился еще в 1939 году. Да не где-нибудь, а на выставке в суровой Англии. Наши воссоздали отсек станции в натуральную величину. А чтобы добиться глубины, применили хитрость — зеркала, и иностранцы словно оказались внутри зала.

Говорят, что архитектор Душкин, работая над эскизами, зачитывался Маяковским. Поэтому станция получилась под стать его стихам — металлическая и ступенчатая. Для укрепления опор потолка использовали нержавеющую сталь. Она была дефицитом. Есть легенда, что пожертвовали фрагментами первого дирижабля Циолковского.

Главная красота под многочисленными куполами. В обрамлении светильников сверкают мозаики по эскизам Дейнеки: летят самолеты над Кремлем, замирает в прыжке лыжник, дымят трубы заводов.

Совет. Длина платформы коротковата для 8-вагонных составов. Поэтому лучше не выходите в последнюю дверь последнего вагона — можете упереться в стену. Таких станций всего две: Маяковская и Павелецкая.

Станция метро «ЦСКА»

Расположение на территории Ходынского поля, около стадиона ЦСКА

Пересадка

без пересадки, в шаговой доступности станция Зорге МЦК

Выходы ко Дворцу спорта «Мегаспорт» и в новый парк на Ходынском поле

Станцию оформили в фирменных цветах футбольного клуба ЦСКА – красном и синем. На потолок подвешена декоративно-художественная композиция, посвященная разным видам спорта Центрального спортивного клуба армии. Помимо футболистов, пассажиры могут рассмотреть спускающихся с неба парашютистов, спортсменов конников и парусников.

На платформе установили четыре бронзовые скульптуры – лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста. Их создала студия военных художников имени М.Б. Грекова. Скульптуры стоят на гранитных круглых постаментах-колоннах.

Как доставляли пятиметровые скульптуры на станцию? Их везли специальным поездом по перегонам от станции метро «Деловой центр». Вес каждой скульптуры составляет 1,5 тонны.

Павильоны входа и выхода со станции имеют неправильную овальную форму. Плавные линии вестибюлей напоминают холмы в парке. На кровле разбит парк. Первая очередь благоустройства завершена, вторую закончат в 2018 году.

Рейтинг перегонов в Московском метро

В подземке Москвы длинными являются не только линии, но и перегоны, которые соединяют отдельные станции. Поэтому нередко бывает так, что путь от одной до другой станции занимает 10 минут. Это примерно столько же, сколько длится полная поездка по Московскому монорельсу.

Перегон Время в пути (в минутах) Длина (в метрах)
Строгино – Крылатское 8 6473
Волгоградский проспект – Текстильщики 4 3413
Славянский бульвар – Парк Победы 3-4 3293
Новогиреево – Новокосино 3-4 3197
Парк Победы – Киевская 3 3196

Единоличным лидером в рейтинге является перегон, соединяющий станции Строгино и Крылатское. Данный промежуток был открыт относительно недавно – в 2008 году и сейчас входит в состав Арбатско-Покровской линии. Столь внушительная протяженность объясняется расположением участка. Практически полностью он проходит под Серебряноборским лесничеством, где проживают высокопоставленные чиновники. Поэтому строительство промежуточной станции на этом перегоне выглядит бессмысленным.

Остальные представители рейтинга идут примерно на равных. Средняя длина перегонов составляет 3 километра, и с подобными промежутками в список можно было включить пару десятков участков. Поэтому общая протяженность указана в метрах.

Единственным длинным перегоном, открытым еще во времена СССР, является участок между станциями Волгоградский проспект и Текстильщики. Он открылся в 1966 году. Его отличительная черта – частичное прохождение пути в открытом пространстве. Перегон тянется по Волгоградскому проспекту и заброшенным корпусам АЗЛК.

Еще одним довольно интересным фактом является то, что друг за другом на Арбатско-Покровской линии следуют 2 перегона. Сначала идет промежуток между станциями Славянский бульвар и Парк Победы, а затем следует длинный участок Парк Победы – Киевская.

Оба перегона длятся чуть больше 3 километров. И их протяженность объясняется глубоким типом заложения станций (до 73 метров), переходящим практически наружу (10 метров на Славянском бульваре). Также стоит отметить, что на Арбатско-Покровской линии станция Киевская была конечной, но в текущем состоянии Московского метро ветка продолжена.

Днепр: первое метро после распада СССР

Пятая по «краткости длины» система метро в мире находится в украинском Днепре. Это единственная система метрополитена на территории Украины, открытая после распада СССР, при этом вообще первая, открытая на территории бывшего СССР после его распада. Открытие изначально планировалось на 1991 год, оно состоялось только в 1995 году. Тогда открылось шесть станций, общая длина системы составила 7,8 километра. С тех пор ни одной новой станции открыто не было, но сейчас ведется строительство еще трех станций. Пассажиропоток метро составляет около 7,5 миллиона человек в год, при этом население Днепра составляет 992 тысячи человек.

Максим Матвеев

ОбществоИнфраструктураБизнесТранспорт

«Партизанская»

Станция, открытая в 1944 году, изначально называлась «Измайловский парк культуры и отдыха им. Сталина». Название сначала сократили до просто «Измайловская» (1947 год), затем удлинили до «Измайловский парк» (1963), а в 2005 станцию переименовали в «Партизанскую» — Измайловский парк является традиционным местом ежегодных встреч ветеранов.

Планировалось, что станция будет обслуживать самый крупный стадион в Советском Союзе, поэтому «Партизанская» по ширине станции обходит все остальные станции столичного метро. Зал украшен скульптурами партизан и подпольщиков. Мраморная плитка на стенах перемежается керамической с изображениями солдат и оружия. На каждой колонне расположен барельеф, изображающий висящий на ветке автомат.

Первоапрельская шутка физиков

В 1990-е студенты Московского физико-технологического института (МФТИ), расположенного в Долгопрудном, настолько устали добираться до вуза в переполненных автобусах и электричках, что решили хотя бы в шутку обзавестись метро. 1 апреля 1996 года на схемах метрополитена в поездах серой и нескольких других веток появился кружок с новой станцией «Физтех». Она следовала сразу за «Алтуфьевом» и была обозначена как строящаяся. 

Студенты не поленились и распечатали наклейки в типографии, поэтому выглядели схемы очень реалистично. Многие пассажиры поверили розыгрышу и начали обрывать телефоны метро с вопросами о будущей станции. 

Остроумные студенты вряд ли предполагали, что когда-нибудь недалеко от их родного МФТИ действительно появится станция метро. Но это так. Ее должны построить в районе Северный к 2022 году.

Необычные схемы метро

В больших городах метрополитен постоянно расширяют. В результате схемы получаются настолько запутанными, что даже местным жителям бывает сложно в них разобраться. Лидером считается лондонская подземка, хотя ей не уступают метро Токио и Нью-Йорка.

В столице Японии схема метрополитена настолько сложная, что внешне больше напоминает клубок цветных линий, чем какой-то план. Но, поскольку каждая линия имеет свой цвет, а на каждой станции есть множество указателей, риск заблудиться сводится к минимуму.

Запутанным считается метро Парижа и Берлина. Здесь, как и в Токио, каждая линия помечена отдельным цветом, но пассажирам все равно рекомендуют быть внимательными. Дело в том, что существует риск сесть не в тот поезд и уехать в противоположном направлении. Поэтому туристам рекомендуется внимательно изучать схемы и информации на табло, расположенных на станциях. В видео вы сможете посмотреть, каких технических чудес достигло человечество при строительстве метро на примере Китая.

Первое в Москве эстакадное метро

Открывшаяся 27 декабря 2003 года Бутовская линия стала визитной карточкой самого населенного из расположенных за МКАД районов — Южного Бутова (на данный момент в нем проживают около 208 тысяч человек).

 Сейчас Бутовская линия обозначена на карте серо-голубым цветом и номером 12. Но когда ветка только появилась, она состояла из пяти надземных станций, поэтому ее называли легким метро и обозначали как Л1.

Кстати, тогда Бутовская линия располагалась полностью за пределами МКАД. Но в 2014-м начали работу еще две станции — «Битцевский парк» и «Лесопарковая», которые соединили серо-голубую линию с оранжевой и лишили ее статуса ветки, которая находится исключительно за пределами Московской кольцевой. Зато теперь жители Южного Бутова могут выбирать: пересесть им на серую линию или на оранжевую. 

Тянуть Бутовскую линию до Калужско-Рижской решили еще в 2004 году. В течение семи лет на схемах метрополитена новый участок обозначали как строящийся, хотя работы начали лишь в 2011-м. Чтобы не вредить природно-историческому парку «Битцевский лес», тоннели под ним прокладывали закрытым способом на большой глубине — 20–30 метров. 

Троицкая линия

Троицкая линия метро (проектное название — Коммунарская линия) пройдет от станции Московского центрального кольца (МЦК) Крымская до Троицка, обеспечив скоростным рельсовым транспортом жителей новых территорий Москвы. Дополнительную транспортную артерию получит и ЮЗАО.

В общей сложности в зоне притяжения Троицкой линии метро живут более миллиона человек, работают и учатся еще несколько сотен тысяч.

Новая ветка метро снизит нагрузку на центральные и южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий, позволит сократить интенсивность движения автотранспорта по прилегающим улицам, что, в свою очередь, улучшит экологическую ситуацию.

В составе Троицкой линии будет 16 станций, ее длина составит около 40 километров. Станция «Севастопольский проспект» станет пересадочной на МЦК. С «Улицы Новаторов» можно будет перейти на Большую кольцевую линию. На станции «Коммунарка» создадут крупный пересадочный узел с Сокольнической линией.

Строительство Троицкой линии метро началось в 2018 году. На головном участке «Севастопольский проспект» — «Улица Новаторов» начаты подготовительные работы. Идет строительство участков от станции «Улица Новаторов» до «Бачуринской» и от «Бачуринской» до «Коммунарки», их общая протяженность — 16 километров. На отрезке расположено семь станций: «Улица Новаторов», «Университет дружбы народов», «Улица Генерала Тюленева», «Славянский мир», «Мамыри», «Бачуринская» и «Коммунарка».

Ведется разработка градостроительной документации, касающейся строительства участка «Коммунарки» до Троицка. Проходка будущей линии будет выполнена по традиционной для Московского метрополитена технологии — с устройством двух однопутных тоннелей диаметром шесть метров.

В июле этого года завершилась проходка перегонных тоннелей между станциями «Улица Генерала Тюленева» и «Славянский мир». В октябре тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Галина» завершил проходку правого перегонного тоннеля от станции «Мамыри» до станции «Славянский мир». А несколько дней назад — 26 ноября — тоннелепроходческий механизированный комплекс «Мария» достроил левый перегонный тоннель между этими станциями.

В 2019–2020 годах станция «Университет дружбы народов» стала точкой старта четырех ТПМК, которые выполняют проходку. Комплексы «Елена» (стартовал 30 января 2020 года, пройдено 87 процентов) и «Светлана» (стартовал 25 ноября 2019 года, пройдено 97 процентов) идут в сторону станции «Улица Новаторов», «Ольга» (стартовал 25 декабря 2019 года, пройдено 77 процентов) и «Виктория» (стартовал 5 мая 2020 года, пройдено 60 процентов) — в сторону станции «Улица Генерала Тюленева».

В конце 2020 — начале 2021 года должны начать проходку тоннелепроходческие механизированные комплексы «Евгения» и «Дарья», которые проложат перегонные тоннели между станциями «Мамыри» и «Бачуринская».

Ввод в эксплуатацию участков Троицкой линии от «Улицы Новаторов» до «Коммунарки» намечен на 2023–2024 годы.

1941–1950 годы: спасение в военное время

В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собирались до полумиллиона человек, которые размещались как на платформах, так и в тоннелях. Вскоре подземная жизнь стала обыденностью: на станциях были открыты магазины, парикмахерская и даже библиотека. Во время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской» (ныне «Чистые пруды») располагались отделы Генерального штаба. Пути были отгорожены, поезда на станции не останавливались.

Но однажды метро чуть было не уничтожили. Такой приказ поступил от Кагановича 15 октября 1941 года, когда враг подступал к Москве. Метро планировалось частично затопить, частично — заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз за всю историю не работал. К вечеру приказ об уничтожении был отменен.

Несмотря на военное положение, продолжалось строительство третьей очереди подземки. В 1943–1944 годах были открыты станции «Завод имени Сталина» (с 1956 года — «Автозаводская»), «Павелецкая», «Новокузнецкая», «Сталинская» (с 1961 года — «Семёновская»), «Измайловский парк культуры и отдыха» (эта станция неоднократно переименовывалась, с 2005 года она называется «Партизанской»), «Бауманская», «Электрозаводская». Тоннель между «Площадью Свердлова» и «Заводом имени Сталина» прошел под Москвой-рекой. На всех станциях, возведенных в эти годы, установлены памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».

За годы военного лихолетья было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций. А всего с 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций.

Самые длинные перегоны метро в мире

Расстояние, соединяющее станции Строгино и Крылатское, кажется впечатляющим. Почти 6 с половиной километров, которые в лучшем случае удается проехать за 8 минут. Но и этот результат не является рекордным.

Несмотря на то, что как такового рейтинга перегонов не существует, уже довольно давно безоговорочным лидером является участок, который соединяет станции Западный Окленд и Эмбаркадеро в Калифорнии, США. Перегон простирается на 9 километров и полностью проходит под водой. В этом заключается его основная особенность, как и всей ветки, получившей название Transbay Tube.

Если смотреть исключительно на средние показатели длины перегонов, то в лидеры вырвется метрополитен, расположенный в китайском городе Далянь. В среднем длина участков, соединяющих станции, составляет 4455 метра. И в этом нет ничего удивительного, поскольку поезда в Даляни передвигаются с невероятной скоростью. И об ожидании в 7-8 минут, как в Московском метро, здесь не идет и речи. Поезда проносятся крайне быстро, поэтому даже длинные перегоны преодолеваются за 2-3 минуты.

Автор

Эксперт в области цифровых технологий и деятельности мобильных операторов. Занимаюсь постоянным мониторингом изменений отрасли в России и за рубежом.

Факты о станциях Московской подземки

Мы поговорили о рекордах. Однако нам есть что еще рассказать интересного о столичной подземке. Сколько станций метро в Московском метрополитене? На сегодня — 262! Расскажем о некоторых:

  • «Румянцево». Была самой непродолжительной конечной за всю историю столичной подземки. Такой статус она имела всего 29 дней (18 января-15 февраля 2016-го). Но так было только для пассажиров. Поезда следовали до еще недостроенной «Саларьево», от которой разворачивались обратно.
  • «Тропарево». Это первая станция Московского метро, в названии которой была написана буква «Е», а не «Е». Многострадальную букву до «Тропарево» имеют в своем названии еще 8 станций, открытых до данной. Но там она упорно заменялась «Е».
  • «Кропоткинская». С 2010 года, в рамках проведения интересной акции «Ночь в метро», в мае здесь организуются ночные музыкальные концерты. Эта станция выбрана не случайно, а из-за своей замечательной акустики.
  • «Библиотека имени Ленина». Переход «Библиотека имени Ленина»-«Александровский сад» — самый первый в истории столичного метрополитена. Это одна из тех станций, которая избежала переименований, несмотря на то, что сама библиотека имени Ленина была переименована в 1992 году в Российскую государственную библиотеку.
  • «Красные ворота». Трудно поверить, но это первая станция, которая была оснащена автоматическими турникетами! До 1952 года контролеры вручную отрывали и компостировали билеты при входе пассажира на станцию.
  • «Сокольники». Отсюда отправился первый поезд с пассажирами. Случилось это 15 мая 1935 года. А первым пассажиром столичной подземки стал П. Н. Латышев, мастер предприятия «Красный пролетарий».

Московский метрополитен, как вы убедились, — это целая сокровищница рекордов и интересных фактов. С самыми яркими из них мы познакомили читателя в данной статье. Это интересные факты и рекорды не только перегонов, но и станций. И их коллекция будет только увеличиваться со временем.

3 Фонвизинская

Третье место рейтинга принадлежит еще одной «сестре» двух предыдущих станций, также залегающей на глубине 65 метров и имеющей схожий стиль оформления. «Фонвизинская» расположена в Бутырском районе, получила названа в честь улицы Фонвизина. Открыта в сентябре 2016 г, относится к пилонному трехсводчатому типу глубокого заложения.

Над архитектурным проектом работали А. Некрасов, Г. Мун, В. Филиппов под руководством одного из крупнейших современных архитекторов, специалиста по подземным транспортным системам, президента Союза архитекторов России Николая Шумакова.

Еще одной знаменитостью, работавшей над созданием уже декоративной составляющей, стал Константин Худяков — художник, творчество которого базируется на цифровой художественной технике. Он является президентом Творческого союза художников России и заслуженным художником Российской Федерации. Для «Фонвизинской» Худяков создал четырехметровые цифровые трехмерные панно, на которых изображены персонажи комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина.

Превзойти самих себя

За последние несколько лет карта подземки расширилась вдвое. Новые участки теперь открывают постоянно, а по итогам 2018 года метростроевцы установили абсолютный рекорд за всю историю столичного метрополитена — 17 новых станций и около 33 километров линий.

Еще одним рекордом завершился 2019-й: строители проложили под Москвой 38 километров тоннелей. Такого показателя они достигли впервые за всю историю метростроения в России.

По количеству открытых станций абсолютным рекордсменом стал 2018 год. Тогда были открыты первый участок Большой кольцевой линии, три станции Люблинско-Дмитровской, одна станция Замоскворецкой линии, а на Солнцевской появилось сразу семь станций.

В последний раз так много станций на одном участке вводили в 1983 году, когда советские метростроители запустили отрезок от «Серпуховской» до «Южной», на котором находится восемь станций. Но он был короче Солнцевской линии, раньше участки такой длины в Москве единовременно не вводили.

До 2018-го рекордным годом по количеству новых станций был 1935-й, когда заработал самый первый участок метро из 13 станций («Сокольники» — «Парк культуры» и «Сокольники» — «Смоленская»). После наиболее удачными годами стали 1938-й и 1983-й, когда открывали по восемь новых станций. А с 1992 по 2002 год в метро появилось только 16 новых станций — то есть меньше, чем за один 2018-й.

В 2019 году движение запустили по двум новым участкам общей протяженностью 17,9 километра — заработали первые четыре станции Некрасовской линии и четыре станции Сокольнической от «Саларьева» до «Коммунарки».

В планах на 2020 год было открытие девяти станций, шесть из них уже работают. Это станции второго участка Некрасовской линии («Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская» и «Нижегородская»), а также интегрированный с ними участок БКЛ от «Авиамоторной» до «Лефортова». В будущем эти станции войдут в состав Большой кольцевой линии (когда кольцо замкнут). До конца года планируют достроить «Электрозаводскую», «Улицу Народного Ополчения» и «Карамышевскую» на северо-восточном и западном участках БКЛ.

6 Тимирязевская


«Тимирязевская» является не только одной из самых глубоких (63,5 м), но и единственной в Московском метрополитене односводчатой станцией глубокого заложения, выполненной по так называемой технологии «ленинградский односвод». Но если в Санкт-Петербурге возведение подобных конструкций не составляет труда из-за подходящей геологии, то в Москве пришлось прибегнуть к дополнительному комплексу мер по гидроизоляции из-за водоносных грунтов.

Разработкой проекта занимались три архитектора: Виктор Черемин, являвшийся главным архитектором Московского метро в начале 1990-х годов, Александр Вигдоров — проектировщик наземных и подземных объектов и почетный строитель города Москвы, Леонид Борзенков, сейчас востребованный специалист со множеством наград, а в то время подающий надежды студент Московского Архитектурного института.

Оформление «Тимирязевской» состоит из флорентийских мозаик на тему «Природа и человек», выполненных художниками Петром Шорчевым и Людмилой Шорчевой, а расположенные в центре зала колонны, увенчаны фигурными элементами, напоминающими раскрытые цветы.

1951–1960 годы: от роскоши к простоте

После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой и Арбатской линий. Работы завершились уже в 1950-х годах.

Первоначально Кольцевая должна была пройти под Садовым кольцом, но затем проектировщики решили пустить ветку по вокзальным площадям. 1 января 1950 года открылся первый участок — от «Парка культуры» до «Курской». Он прошел как раз под Садовым кольцом. 30 января 1952 года был запущен второй отрезок — от «Курской» до «Белорусской». Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года, когда поезда поехали от «Белорусской» до «Парка культуры». Кольцевая линия стала апофеозом сталинского ампира. Все 12 станций украшены скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками. При этом каждая из них индивидуальна и неповторима.

Прокладка Арбатской линии совпала с началом холодной войны. До 1952 года о новой ветке не упоминалось в прессе, так как в случае ядерной угрозы эти станции должны были стать бомбоубежищами.

В 1955 году правительство приняло решение «устранить излишества в проектировании и строительстве». Станции стали строиться не по индивидуальным, а типовым проектам. В итоге «ВСХВ» (сегодня — «ВДНХ»), «Спортивная» и другие выглядели более просто по сравнению со своими предшественницами. Появились первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская» и «Фили»), строительство которых было более экономичным. Погоня за дешевизной привела к тому, что при возведении Лужнецкого метромоста со станцией «Ленинские горы» (сегодня — «Воробьевы горы») были допущены ошибки, и он довольно быстро пришел в негодность.

Всего в 1951–1960 годах было построено 33,5 километра линий и 21 станция.

1931–1940 годы: дворец для народа

10 декабря 1931 года во двор дома 13 по улице Русаковской (на месте будущего перегона «Сокольники» — «Красносельская») пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (сегодня — «Кропоткинская»). Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить на глубине. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.

Строительство шло трудно и медленно: не хватало ни опыта, ни людей. Пришлось обратиться за помощью к зарубежным коллегам. В 1934 году появился английский проходческий щит. Еще один собрали в СССР по его образцу. Работа сразу пошла быстрее. 15 октября 1934 года из электродепо «Северное», расположенного возле станции «Комсомольская», на линию выехал первый в истории метро поезд.

15 мая 1935 года открылись первые 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Символ Московского метрополитена — красную букву М — придумал архитектор Иван Таранов.

Строительство второй очереди метро было завершено в 1937–1938 годах. Открылась станция «Киевская» (будущая Филёвская линия) и расположенный на этом участке первый в СССР метромост — Смоленский. Заработали станции «Площадь Революции» и «Курская» Арбатско-Покровской линии. Еще через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Площадь Свердлова» (сегодня — «Театральная»).

Строительство проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью. Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» можно назвать шедеврами архитектурной мысли. Это оценили и зарубежные специалисты: в 1939-м проект «Маяковской» (архитектор А.Н. Душкин, художник А.А. Дейнека) получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Всего за первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции.

Самая загруженная станция

Столичный метрополитен уж точно трудно назвать безлюдным. Таким он становится в редкое утро выходных дней или праздников. Например, в утренние часы 1 января. В остальное время на каждой станции наблюдается непрекращающийся поток людей.

Однако самой загруженной тут считается «Выхино» (Таганско-Краснопресненская, фиолетовая ветка). По общим данным службы московского метрополитена, через эту станцию ежедневно проходит 170 тысяч человек. А это численно равно населению не самого маленького областного города!

Кстати, загруженность и связана с тем, что недалеко от станции находятся платформы электричек, которые везут в столицу жителей Подмосковья — на работу, с работы, на выходные.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий