Самые быстрые военные самолёты в мире

Турбовинтовой самолет

В этой категории уже давно нет равных советскому, а ныне российскому бомбардировщику Ту-95.

Поистине уникальный самолет, стоящий на вооружении с далекого 1952 (!) года. Скорость для того времени была поражающая воображение – 924 км/ч. Двигатели, мощностью 15 000 сил, установили рекорд Гиннеса для винтовых двигателей. Самолет и ныне стоит на вооружении ВКС России и выполняет широкий спектр боевых задач.

Интересным фактом является то, что скорость Ту-95 немногим меньше скорости реактивного американца B-52. Вооружение и технические характеристики самолета позволяют безопасно поражать цели за зоной действия радиолокационного оборудования противника.

Актуальность машины подтверждает и ее применение в военном конфликте в Сирии, где полк бомбардировщиков успешно выполнил ряд поставленных для него задач.

В заключение стоит отметить, что технологии производства летательных аппаратов не стоят на месте. Однако, те самолеты, которые были рассмотрены выше, прочно займут место в истории авиастроения, как передовые на то время самолеты. Кто знает, какие рекорды ждут человечество в дальнейшем, и какие цели будут выполнять новые гиперзвуковые летательные аппараты. Все это покажет время.

✅ Самые быстрые истребители

Начнем с истребителей, для которых скорость является основным критерием эффективности, обеспечивающая им маневренность и такой специфический показатель, как боевая живучесть.

4

Grumman F-14 Tomcat

Начнем список, куда вошли самые быстрые истребители планеты, с американского F-14 Tomcat. Пожалуй, самый мощный истребитель в мире из тех, что способны развивать большую скорость. Поступив в армию США в 1974 году, Grumman F-14 Tomcat развивает скорость 2 485 км/час.

Активно использовался американцами во время военных операций на Ближнем Востоке. На сегодня американский истребитель уже снят с производства, но продолжает использоваться в армиях некоторых стран мира, в том числе ВВС Ирана.

3

McDonnell Douglas F-15 Eagle

Всепогодный истребитель американских ВВС развивает скорость 2 665 км/час, а разрабатывался в рамках совместного проекта NASA и ВВС США.

Несмотря на сложную конструкцию, и использование тяжелых сплавов различных металлов, истребитель обладает хорошей маневренностью. Модель постоянно модернизируется, и его эксплуатация с каждым годом продлевается на более длительный срок.

2

МиГ-25

Советский истребитель, активно используемый ВКС России, способен развить достаточно высокую скорость. Максимальная скорость истребителя 3 494 км/час, что ставит его на второе место в списке скоростных боевых машин данного типа.

Старожил военной авиации давно не производится, но состоит на вооружении армий двух стран. 11 боевых машин находятся в Алжире, и такое же число МиГ-25 совершает боевые вылеты в Сирии.

1

МиГ-31

Этот боевой сверхзвуковой истребитель был разработан в начале 70-х годов, и стал первым советским истребителем четвертого поколения.

Свой первый вылет МИГ-31 совершил в сентябре 1975 года, а был принят на вооружение в 1981 году. Сегодня модернизированный МиГ-31 может достигать скорости до 3 500 км/час, и это самый быстрый в мире истребитель.

5 позиция — Bell X-2 Starbuster

На центральной строчке — самый быстрый самолёт в мире экспериментального типа. Один из старожилов авиастроения – аппарат сконструировали в далеких 50-х годах. Задачей машины было информирование о термодинамических и аэродинамических показателях при преодолении трехмаховой отметки. Уже во время испытательного полета самолет показал достижение 3000 км/ч. Предельная скорость Bell X-2 – 3380 км/ч.

К сожалению, экспериментальные разработки пришлось через некоторое время прервать. Виной тому трагические происшествия. В 1953 один из аппаратов, находившийся в бомбовой секции Боинга, загорелся и взорвался. В 1956 потерпел катастрофу другой экземпляр.

Особенности сверхзвукового полета

Переход на сверхзвуковую скорость сопровождается ударной волной, возникающей из-за разницы давления. В случае, если она будет длиться больше секунды, фюзеляж судна может не выдержать подобных нагрузок, что приведет к его крушению. Если посмотреть на преодоление самолетом звукового барьера на видео, то можно заметить, что ударной волной разрушаются практически все стекла жилых домов, расположенных на поверхности земли.

После того как американский летчик Чарльз Йегер сумел впервые преодолеть звуковой барьер, он был поражен воцарившейся в кабине самолета «божественной тишиной». В момент, когда стрелке махметра удается перевалить за отметку 1.0, звуковое давление внутри судна заметно уменьшается. Однако повышается риск деформации фюзеляжа и других частей летательного аппарата.

Чарльз Йегер

На показатели энергетики (интенсивности) скачка уплотнения оказывают влияние условия окружающей среды, конструктивные особенности самолета и скорость его передвижения. Пилотам гиперзвуковых пассажирских лайнеров «Concorde» и «ТУ-144» было дозволено преодолевать звуковой барьер исключительно над поверхностью океана в воздушном пространстве, превышающем на несколько тысяч метров высоту передвижения стандартных летательных аппаратов гражданской авиации.

Вы когда-нибудь слышали хлопок от самолета, переходящего сверхзвуковой барьер?

ДаНет

Многоцелевой биплан ТВС-2ДТ с крылом-«коробкой»

В чём фишка: единственный самолёт с крылом замкнутого профиля, добравшийся до серии

Бипланы пытались покинуть небо много лет назад, но сотни разработчиков мечтали создать аналогичные медлительные, маневренные и экономичные машины с закрытым контуром крыла — кольцепланы или их аналоги.

Проектов было не счесть, и ни один не увенчался коммерческим успехом из-за массы проблем, связанных с подобной компоновкой. Получилось только у Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина, но только частично.

Их проект ТВС-2 в ходе модернизации получил не только закрытое «крыло-коробку», но и полностью композитную конструкцию, дополняемую многолопастным винтом высокоскоростных истребителей прошлого.

Так устаревший Ан-2 неожиданно превратился в один из удивительнейших самолетов истории, едва не став первым серийным «кольцепланом» — самолетом с закрытым контуром крыла. Не получилось, хотя опытные образцы трудятся уже не первый год в сельском хозяйстве.

Такие самолеты совершенно не боятся бокового ветра, а значит, способны эксплуатироваться в условиях чрезвычайных ситуаций, горах и во время плохой погоды.

Что может быть удивительнее крошечной «летающей маршрутки», летящей в шторм? И одновременно с тем способной оставаться на плаву в случае экстренной посадки на воду за счет чрезвычайно легкой конструкции?

Самый быстрый серийный истребитель МиГ-31БСМ

В чём фишка: самый быстрый боевой самолет

Хотя первые модификации МиГ-31 начали поступать в войска ещё в далёком 1980 году, современные модификации этого тяжелого истребителя можно с полной уверенностью назвать российскими.

В результате глубокой модернизации инженерам удалось переквалифицировать перехватчик, предназначенный для уничтожения исключительно воздушных целей, в многоцелевой самолет для ведения боевых действий по любым целям, включая наземные.

Колосс весом в 46 тонн обгоняет большинство существующих боевых самолетов, разгоняясь до 3400 километров в час. При этом крейсерская (постоянного движения без включения форсажа) скорость МиГ-31 составляет 2500 километров в час.

В отличие от него, большинство боевых истребителей спроектированы для длительных полетов на дозвуковых или околозвуковых скоростях, и преодолевают звуковой рубеж кратковременно, для достижения цели либо во время боя.

МиГ-31БМ поднимается на высоту до 35 километров, обгоняя более легких конкурентов и по этому параметру. Он же установил рекорд продолжительности полета на сверхзвуке, который составил 7 часов.

И это все при том, что самолет превышает размерами многие бомбардировщики. Разве скажешь по этой угловатой машине, что именно она — гроза неба с гиперзвуковой ракетой под фюзеляжем и дальностью «рук» в 2 тысячи километров?

«ДАССО РАФАЛЬ» — последний французский истребитель

Многоцелевой истребитель (Франция)

На истребитель «Рафаль» установлен один из лучших в мире оборонительных комплексов SPECTRA, который способен отслеживать в автоматическом режиме различные угрозы и ставить им помехи

Освоить производство современного истребителя, машины дорогой и очень сложной, одной стране непросто, в чем убедились члены консорциума «Еврофайтер». Сегодня только три страны в мире способны создать такой самолет, от начала и до конца опираясь на собственные ресурсы: США, Россия и Франция. Последняя к началу 1980-х годов располагала вполне современным истребителем четвертого поколения «Мираж 2000». Однако работы, развернувшиеся в США и СССР по созданию машин пятого поколения в 1990-х годах, вынудили французов поторопиться с его заменой.

Новый истребитель должен был соединить высокую маневренность предшественника — «Миража 2000» и боевые качества американского F/A-18. Новый истребитель был выполнен по компоновочной схеме «бесхвостка». Были применены новинки в системе управления самолетом: например, для информирования летчика использовался речевой синтезатор.

«Рафаль» способен летать с большими углами атаки благодаря наличию переднего горизонтального оперения, которое, кроме того, выполняет функцию аэродинамических тормозов при посадке

Проект получил название «Рафаль» (Rafale), что означает «шквал». В 1986 году опытная машина «Рафаль А» впервые поднялась в воздух.

К 1994 году было совершено 865 пробных полетов, по итогам которых американский двигатель заменили считают, что «Рафаль» обладает реальными преимуществами над истребителями своего класса. По боевой нагрузке он превосходит шведский «Грипен», маневреннее, чем «Еврофайтер», и так же малозаметен на экранах радаров, как американский F-16.

Самолетами «Рафаль» вооружена известнейшая французская эскадрилья «Нормандия — Неман», которая была создана в далеком 1942 году и великолепно себя показала во время сражений с фашистской Германией

«Рафаль» может нести на крыле до 10 современных ракет «воздух — воздух», тогда как его соперники — только 6-8. На сегодня в составе ВВС Франции находятся 63 таких самолета, и еще 19 истребителями «палубной» модификации располагает ее Военно-морской флот. Планируется, что к 2015 году летный парк французских истребителей будет полностью укомплектован только двумя машинами: «Рафаль» и «Мираж 2000».

Серийный легкий экраноплан «Акваглайд-5»

Вместо послесловия

Миг-25

Первым из всех серийных истребителей, сумевших достигнуть скорости 3000км/ч, стал МиГ-25. Данный самолет одинаково хорошо подходит для выполнения разведывательных и истребительных миссий.

МиГ-25П был выполнен по стандартной схеме. Стабилизатор у данного истребителя цельноповоротный с дифференциальным управлением, так же имеется двухкилевое вертикальное оперение. Крыло высокорасположенного типа. Порядка 4/5 части конструкции составляет сталь, помимо этого 11% – алюминиевые сплавы, так же присутствуют титановые сплавы и незначительная доля прочих материалов.

Корпус истребителя – усиленный монокок, выполнен при использовании сварки. Трехлонжеронное крыло, с закрылками и элеронами, установленными на задней кромке. Аэродинамические гребни установлены на каждой консоли. Трехопорного типа шасси. Благодаря большому диаметру колеса, этот истребитель можно использовать и на грунтовых аэродромах. Абсолютный мировой рекорд по высоте полета, а именно 37650 м, был установлен в 1977 г. летчиком-испытателем А.Федотовым, а общей сложности на истребителях данного типа было установлено 29 рекордов. Истребители этой серии нашли свое применение в 1982 г, при конфликте между Сирией и Израилем, войны между Ираном и Ираком в 1980-88 гг., кроме того был использован во время конфликта в Персидском заливе в 1991 г.

Радиоприцел РП-25 “Смерч-А” является частью стандартного оснащения истребителей МиГ-25П. В горизонтальной плоскости угол обзора варьируется от +60’ до -60’, в вертикальной плоскости он составляет 6’. В свою очередь, на МиГ-25ПД и ПДС уже установлены РЛС “Сапфир-25”, при помощи которой можно отслеживать до шести целей, показатели: +56’, -56’ в горизонтальной плоскости, 6’ в вертикальной. Также предусмотрены теплопеленгатор, прицел типа К-10Т, система обнаружения облучения наземными и воздушными РЛС СРО-2М/СР30-2, имеется радиовысотомер типа РВ-УМ, либо же РВ-4, система “Лазурь”, позволяющая выходить на цель автоматически, или же в директорном режиме, и автоматизированная система управления САУ-155. Катапультироваться из истребителя можно при любой высоте на скорости от 130 до 1200 км/ч при помощи КМ-1, катапультного кресла.

Всего до 1985 г. было произведено 1186 истребителей МиГ-25 всевозможных типов и модификаций. На самолетах этой серии было поставлено 29 рекордов мира. Рекорд для военного судна – 2700 км/ч, или 3.2 Маха. МиГ-25 состоит на вооружении у множества стран СНГ, а также дальнего зарубежья.

История создания

До появления «Черного дрозда», самым быстрым самолетом был А-12. Он развивал скорость свыше 3 тыс. км/час и поднимался ввысь на 28,5 км. Этот самолет должен был стать разведчиком над территориями СССР и Кубы – планы рухнули вместе со сбитым советской зениткой шпионским самолетом. Управление предпочло не раскидываться столь дорогой техникой и разведывать территорию Союза и Кубы отправило спутники, а самолеты полетели разведывать в Азию.

Кларенс «Келли» Джонсон, главный конструктор А-12, такой расклад не одобрил и стал уговаривать воздушные силы США на создание самолета, которому суждено было стать недосягаемым и воплотить в себе разведывательные функции и умение справляться с задачами бомбардировщика.

Прежде чем ВВС смогло оценить преимущества нового самолета, прошло четыре года. Впрочем, Джонсон не терял времени и к тому времени, как ему дали добро, он работал над проектом уже более года. Когда уменьшенные копии были готовы, конструктор понес макеты на суд командования.

Генерал Ли Мей, увидев образцы, пришел в крайнее негодование. Генерал решил, что RS-12 в точности копирует бомбардировщик XB-70. Да, у них были общие черты, такие как:

  • максимальная скорость обоих превышала скорость звука в три раза
  • обе модели могли дозаправиться в воздухе
  • оба они планировались как разведчики-бомбардировщики

Не видать бы миру “Черного дрозда”, если бы не упорство Джонсона, продолжившего работу над проектом не смотря ни на что.

Интересный факт: свое название RS-12 сменил на SR -71 случайно – тогдашний президент США оговорился и вместо RS, сказал SR. Так и осталось, а цифра 71 означала следующую модель после «Валькирии», имевшей в имени цифру 70.

«ЕВРОФАЙТЕР EF-2000 ТАЙФУН» — интернационалист

Многоцелевой истребитель (Германия, Великобритания, Италия, Испания)

«Тайфун» ВВС Великобритании на боевом дежурств

К началу 1980-х годов на вооружении западноевропейских стран состояли преимущественно истребители первого и второго поколений, в основном американские «Локхиды» и «Фантомы». Когда вопрос об их замене приобрел остроту, американцы предложили своего «Боевого сокола» F-16 и еще один истребитель четвертого поколения «Макдоннел-Дуглас F/A-18 Хорнет».

Ничего подобного у европейцев тогда не было. Однако у них взыграло чувство национальной гордости: неужели на старом континенте нет собственных рук и голов? Да и американские монстры предназначались по большей части для нападения, а не для обороны, что также не устраивало европейцев. Заокеанский «Боевой сокол», например, вообще не имел на вооружении ракет средней дальности, предпочитая разить врага с безопасного расстояния.

У EF-2000 диаметр каждого сопла автоматически регулируется в зависимости от тяги двигателя

В 1970-х годах перспективный боевой самолет, способный противостоять, в том числе, советским Су-27 и МиГ-29, начали создавать в Великобритании. Вскоре похожими проектами занялись Германия и Франция. Сходство результатов и общность цели наводили на мысль объединить усилия.

В 1981 году об этом договорились авиастроительные фирмы Англии, Германии и Италии. Через два года Англия вплотную приступила к проектированию «общеевропейского» самолета, которому было присвоено имя ЕАР. В финансировании работ участвовали Германия и Италия. Самолет обладал высокой маневренностью, сверхзвуковой скоростью и имел аэродинамическую схему «утка» — с передним расположением горизонтального оперения.

В 1983 году к работам присоединились Испания и Франция (последней для этого пришлось свернуть деятельность по созданию собственного истребителя). Проект получил название «Еврофайтер», его штаб-квартира переместилась в Мюнхен, а перспективная машина стала именоваться EFA. К1986 году формирование облика этого истребителя было в основном завершено. В отличие от американских машин, его предполагалось оснастить в первую очередь ракетами средней дальности, а для ближнего боя — мощной встроенной пушкой.

Дозаправка в воздухе EF-2000 ВВС Великобритании

Во второй половине 1980-х годов интерес к созданию «общеевропейского» истребителя стали проявлять Бельгия, Дания, Нидерланды и Норвегия. Однако с ослаблением, а затем и распадом СССР эти страны охладели к проекту.

Германия также выразила желание свернуть программу, особенно после того, как с прекращением действия Варшавского договора в состав ее Военно-воздушных сил вошел советский истребитель МиГ-29, почти не уступавший EFA по летным характеристикам. И все же программа была продолжена.

В 1992 году министры обороны Германии, Великобритании, Италии и Испании согласовали конкретные сроки поставки истребителя в летные части. Ему был определен срок службы до 2035 года, а новое имя звучало как «Еврофайтер EF-2000». Эту машину впервые представили в 1992 году в немецком городе Оттобрюн. Через два года она поднялась в воздух.

«Тайфун» уже доказал свою высокую эффективность, когда в учебном воздушном бою два испанских EF-2000 сбили восемь F-15C ВВС США, которые считались одними из лучших истребителей в мире

По словам изготовителей, боевые качества EF-2000 в пять раз превосходят возможности самолета МиГ-29. По мнению же представителей ОКБ Микояна и Гуревича, усовершенствованной модификации МиГ-29М «Еврофайтер» уступает процентов на 20. Первоначально этот многоцелевой истребитель создавался только для собственных нужд стран-участниц проекта, однако в 1998 году было принято решение о его экспорте, после чего имя машины дополнилось словом «Тайфун».

МиГ-31

Миг — 31 сверхзвуковой истребитель перехватчик дальнего радиуса действия. Основная его боевая задача — перехват крылатых ракет, а так же низколетящих спутников. Планер самолета разрабатывался на базе уже проверенного МиГ-25 и самым существенным отличием конструкции была двухместная кабина. Так же на Миг-31 устанавливалось самое новейшее по тем временам электронное оборудование и применялись самые современные материалы: доля титановых и алюминиевых сплавов составляла 50%.

В первый свой испытательный полет он поднялся в сентябре 1975 года, а в серийное производство пошел в 1979 году. Всего было построено 519 самолет МиГ-31. В настоящее время на вооружении Российских ВКС находятся 247 машин, так же 25 находятся в составе воздушных сил Казахстана. Часть из них будет модернизирована до версии МиГ-31БМ, остальная часть будет списана, так как не подлежит дальнейшей эксплуатации. В последнее время именно самолеты этой модели чаще всего попадают в аварии и больше других нуждаются в замене. Однако несмотря на свой возраст, именно МиГ-31 имеет до сих пор непревзойденные показатели, и является в своем роде «спецназом» в составе ПВО Российской Федерации.

  • Максимальная Скорость, км/ч — 3000
  • Практический потолок, м — 20800 (динамический — 30000)
  • Практическая дальность, км — 2400
  • Максимальная взлетная масса, кг — 46 750
  • Максимальная боевая нагрузка, кг — 5 000

Гражданская авиация

Это авиация, используемая в целях воздушных перевозок населения и грузов. Конечно, самолеты, используемые в мирных целях, не развивают сверхскорости, в них наиболее ценится безопасность и комфорт перевозки. Тем не менее, среди привычных пассажирских самолетов тоже есть рекордсмены.

10 место — «Ту-154» (максимальная скорость — 920 км/ч)

«Ту-154» начал эксплуатироваться в 1972 году и продолжает трудиться в небе и по сей день. Советский трехдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер для полетов средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152-180 пассажиров, был разработан КБ Туполева в 1960-ых годах в СССР. 

«Ту-154»

Это самый массовый советский реактивный пассажирский самолет, который до конца 2000-ых годов оставался основным самолетом на маршрутах средней дальности.

9 место — «Bombardier Global 6000» (934 км/ч)

Изящный и элегантный самолет разработан канадской компанией «Bombardier Aerospace». На «Bombardier Global 6000» можно без дозаправки преодолеть расстояние от Нью-Йорка до Токио. Самолет специально разрабатывался как борт для перевозки важных персон. 

«Bombardier Global 6000»

Благодаря конструкторским особенностям, взлетает и садится на небольших аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами. Пассажирами этого самолета являются как первые лица государств, так и самые богатые люди в мире.

8 место — «Dassault Falcon 7X» (951 км/ч)

«Dassault Falcon 7X» — первый в мире гражданский самолет, разработанный и спроектированный в виртуальной среде. Задача, которая была поставлена конструкторам, — создать комфорт 12 пассажирам с расчетом на 13-часовой беспосадочный перелет. 

«Dassault Falcon 7X»

С задачей «Dassault Aviation» справились, что в итоге отразилось на популярности этих самолетов для авиаперевозок высокопоставленных правительственных и частных лиц.

7 место — «Boeing 787 «Dreamliner» (954 км/ч)

«Boeing 787 «Dreamliner» — современный авиалайнер, который перевозит миллионы пассажиров. Эксплуатировать этот воздушный лайнер начали недавно, с конца 2011 года. 

«Boeing 787 «Dreamliner»

На сегодня около 500 самолетов этой модели ежедневно трудятся, перевозя пассажиров между странами и континентами.

6 место — «Airbus A380» (1020 км/ч)

«Airbus A380» — рекордсмен среди самолетов гражданской авиации. Этот двухпалубный авиалайнер вмещает на борту 853 пассажира. Совершает беспосадочные перелеты на расстояние до 15 400 километров. 

«Airbus A380»

«Airbus A380» считается самым доступным в мире авиатранспортом для сверхдальних перелетов, а также самым большим в мире пассажирским самолетом.

5 место — «Boeing 777» (1036 км в час)

Широкофюзеляжный пассажирский самолет для авиалиний большой протяжённости. Самолет разработан в начале 1990-ых, совершил первый полёт в 1994 году. 

«Boeing 777»

Вмещает от 305 до 550 пассажиров, в зависимости от конфигурации салона, и имеет дальность полёта от 91 00 до 17 500 километров. На «Boeing 777» установлен рекорд дальности для пассажирских самолётов: 21 601 километров.

4 место — «Cessna Citation X» (1127 км/ч)

На его долю приходится основная часть чартерных рейсов. Создан был американскими авиаконструкторами в середине 90-ых годов и эксплуатируется по сей день. 

«Cessna Citation X»

Огромное количество деловых людей полюбили «Cessna Citation X» за комфорт, надежность и, конечно же, высокую скорость полета.

3 место — «Cessna Citation X+» (1153 км/ч)

На сегодня «Cessna Citation X+» является популярным деловым самолетом. Модель «Citation X» была усовершенствована в начале 2000-ых на фоне повышенного спроса на индивидуальные авиаперелеты. 

Обновленная модель лайнера получила название «Cessna Citation X+».

2 место — «Concorde» (2179 км/ч)

«Concorde» впервые поднялся в небо в марте 1969 года и эксплуатировался до конца 2003 года. 

«Concorde»

На борту этих британо-французских самолетов успели побывать 4 миллиона пассажиров, которые за считанные часы пересекали океан и получали незабываемые впечатления от сверхскоростного перелета между континентами. В 70-80-ые годы прошлого века это была фантастика.

1 место — «Ту-144» (2430 км/ч)

Советский сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный КБ Туполева в 1960-ые годы. 

«Ту-144»

Первый и один из двух в мире (наряду с британо-французским «Конкордом») сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались в гражданской авиации для коммерческих перевозок. «Ту-144» называли главным чудом советского авиастроения.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий