«буран»: триумф и трагедия

Боеголовки к бою!

Были варианты использованияБурана» в качестве носителя боевых блоков с ядерным оснащением для нанесения удара по поверхности. Да, мы помним и чтим Московский договор 1963 года(он же Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой), а также Договор о космосе 1967 года, запретивший размещение ядерного оружия на орбите. Поэтому всё, что написано оБуране», это исключительно теоретические изыскания.

Для несения боевых блоков проще всего было использовать грузовой отсекБурана», где они могли быть размещены компактно, вполне возможно — револьверным методом. С учётом возможности маневрирования блоков после входа в атмосферу, противостоять такой смерти из космоса не смогла бы ни одна противоракетная защита. Слишком мало времени на реагирование, слишком сложная траектория для поражения.

Боевая космическая станция с ударными блоками на базеБурана»(источник фото)

Как вариант, на бортуБурана» предполагалось размещение головных частей 8Ф021 орбитальной(«глобальной») ракеты Р-36орб, разрабатывалась и специальная ракетаБолид» в ядерном исполнении. Были даже схемы создания целых многомодульных орбитальных станций на основе стыкующихсяБуранов», наполненных ядерным арсеналом.

Представление участников

Space Shuttle

Уровень космического позитива был на пике. Лунная программа, развитие пилотируемой космонавтики. Казалось, вот-вот — и до орбитальных станций, где трудятся сотни человек, рукой подать. Требовался космический корабль, способный сновать между орбитой и земными космодромами, как челнок ткацкого станка. В 1970 году стартовала программа по созданию такого транспорта. Назвали его, особо не мудрствуя, Space Shuttle,космический челнок».

Поражает проделанный американцами объём работ: свыше 750 тысяч человеко-лет. Более ста тысяч человек трудились восемь лет, и всё ради создания самого совершенного на тот момент космического транспорта.

Ура — или увы — но документального подтверждения этой версии нет. Для созданияСпейс Шаттла» использовались наработки X-20 Dyna Soar(«Дайна Соар»), пилотируемого космического бомбардировщика, — но и только.

Леталишаттлы» с 1981 по 2011 год. За три десятка лет эксплуатации произвели 135 пусков(из них два окончились катастрофами), а на орбите выполнили множество сложнейших космических миссий, в том числе и обслуживание телескопаХаббл».

Буран»

СССР запустил свою программу многоразовых космических кораблей в 1973 году. Советские специалисты опирались на полученные из Америки данные(ГРУ постаралось в 1975 году). Именно поэтому оба космических корабля похожи друг на друга, как двойняшки. Но сходство всё же только внешнее.

Параллельно сБураном» советская промышленность создавала сверхтяжёлую ракету-носительЭнергия». ФактическиБуран» стал её побочным продуктом. Всего же в создании обоих проектов поучаствовало более одного миллиона человек — поистине всесоюзная стройка.

В воздухБуран» поднялся лишь однажды, в 1988 году, в беспилотном тестовом варианте. Всю работу за космонавтов выполнила автоматика корабля.

Неожиданный вираж

Не менее увлекательной историей стал сам полет корабля. Пилотный запуск было решено провести в беспилотном режиме: с одной стороны, это позволяло исключить риск для экипажа, с другой — давало возможность протестировать всю автоматику. «Буран» набили датчиками, камерами и приборами, а заодно и дублирующими системами безопасности на случай, если придется спасать аппарат.

Согласно первоначальным планам пуск «Бурана» был назначен на 29 октября 1988 года. Но меньше чем за минуту до старта произошло непредвиденное ЧП: не прошло нормальное отведение площадки с приборами. После устранения проблемы было принято решение перенести старт на 15 ноября, и он тоже чуть не сорвался из-за погоды: на Байконур надвигался циклон, было передано штормовое предупреждение. Но руководитель полетов Владимир Гудилин после короткого совещания принял окончательное решение: лететь!

Без десяти шесть утра ракета-носитель «Энергия» оторвалась от земли. Полет проходил штатно, его сопровождали самолеты, с которых велась съемка всех деталей полета — вплоть до отделения ступеней ракеты-носителя. Сделав запланированные два витка вокруг Земли, «Буран» успешно долетел до аэродрома и начал заходить на посадку. Она обещала быть непростой из-за отвратительной погоды.

 Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево и стал заходить на взлетно-посадочную полосу с северо-восточного направления с креном 45° на правое крыло

Внезапно корабль совершил неожиданный маневр. Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево и стал заходить на взлетно-посадочную полосу с северо-восточного направления с креном 45° на правое крыло. Как вспоминал один из сотрудников, находившийся тогда на Объединенном командно-диспетчерском пункте, «в момент неожиданной смены курса судьба “Бурана” буквально висела на волоске, и отнюдь не по техническим причинам. Когда корабль заложил левый крен, первая осознанная реакция руководителей полета была однозначной: “Отказ системы управления! Корабль нужно подрывать!” Ведь на случай фатального отказа на борту “Бурана” размещались тротиловые заряды системы аварийного подрыва объекта, и казалось, что момент их применения наступил.

Спас положение заместитель Главного конструктора НПО “Молния” по летным испытаниям Степан Микоян, отвечавший за управление кораблем на участке снижения и посадки. Он предложил немного подождать и посмотреть, что будет дальше». И действительно, когда уже после приземления стали разбираться, выяснилось, что такой вариант был заложен в программу в качестве одного из многих. Правда, вероятность выбора этого варианта составляла всего три процента.

Позже, анализируя посадку «Бурана», специалисты пришли к выводу: автоматизированная система управления выбрала наилучшее решение. Штатной посадке по заложенной программе мешал сильный ветер, и автоматизированная система управления самостоятельно рассчитала новую траекторию. А сама посадка оказалась настолько мягкой, что тормозные парашюты сработали с небольшой задержкой. Это был потрясающий успех, корабль выполнил все нужные маневры и успешно приземлился. Все находившиеся в тот момент на космодроме ликовали.

 Судьба летавшего в космос корабля «Буран» оказалась трагической. Двенадцатого мая 2002 года он был полностью разрушен рухнувшей на него крышей заброшенного монтажно-испытательного корпуса на Байконуре

Для посадок «Бурана» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Кроме того, были серьезно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой еще два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный в Приморье, а также построены или усилены ВПП еще в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР. Специально для транспортировки с запасных аэродромов был создан Ан-225 «Мрия».

Запуск «Бурана» стал большой неожиданностью для Запада и США, где открыто признали, что Советский Союз опередил их в космической гонке. Сотрудник Университета Джорджа Вашингтона доктор Джон Логсдон в прямом эфире компании ABC заявил: «СССР имеет теперь возможность выполнять те космические задачи, которые останутся недоступными для США даже тогда, когда вновь начнутся полеты американских космических кораблей многоразового использования. Для того чтобы приступить к выводу на орбиту таких же полезных грузов, на какие рассчитана советская ракета, Соединенным Штатам потребуется от шести до десяти лет».


Сборка ракетоплана «Буран» на Тушинском машиностроительном заводе в Москве
ОНПП «Технология»

Как добраться

Доехать до выставочного комплекса ВДНХ, где расположен космический челнок «Буран», можно на личном автомобиле, общественном транспорте или такси. Возле парка, а также на его территории есть платные парковки.

На метро и монорельсе

Возле ВДНХ расположено несколько станций метро. До станции «ВДНХ» и «Ботанический сад» можно доехать по ветке № 6. Отсюда до места назначения придется пройти пешком около 10–15 мин до главного входа в ВДНХ. Также сюда можно добраться на монорельсе. Ехать следует до станции «Выставочный центр» на транспорте, следующему по маршруту № 13.

Схема московского метрополитена

На троллейбусе

Чтобы посетить интерактивный музейный комплекс «Буран», следует доехать до остановки «ВДНХ Южная». Здесь курсируют электробусы № т36, т73, 76, 93.

На трамвае

На трамвае, следующему по маршрутам № 11, 17, 25, можно добраться до остановки «ВДНХ Южная». На этом же общественном транспорте можно доехать до остановки «ВДНХ Северная».

На автобусе

До объектов, расположенных на территории ВДНХ, в т. ч. и космического челнока «Буран», гости могут добираться на маршрутном транспорте. А до самого выставочного центра можно доехать на автобусе, который следует по маршрутам № т13, 15, 56, 136, 154, 195, 244, 375, 428, 544, 803, 834. Выходить нужно на остановках «ВДНХ Южная» или «ВДНХ Северная».

На такси

Для заказа такси в Москве можно воспользоваться сервисом Яндекс.такси. Также свои услуги предлагают различные фирмы — Москва-24, Ё-такси, Копейка, Престиж, Тудей, Ритм, Таксишка24 и др.

Макет космического корабля Буран и здание музея на ВДНХ

На видео виртуальная посадка орбитального корабля «Буран БТС-001» на космодром Байконур в интерактивном музее

Наш ответ шаттлам

Но в начале 1970-х ситуация изменилась: Америка решила сделать ставку на создание многоразовых средств выведения в космос, которые должны были заменить все существующие у них к тому времени одноразовые носители. Пятого января 1972 года президент США Ричард Никсон объявил о начале создания многоцелевого транспортного космического корабля Space Shuttle («Космический челнок») в рамках программы NASA «Космическая транспортная система». Он должен был сновать между Землей и околоземной орбитой, доставляя в обе стороны полезные грузы гражданского назначения.

 В 1957 году в США началась разработка пилотируемого космоплана X-20 Dyna Soar, который помимо ведения разведки должен был уничтожать спутники противника и, совершая «нырки» в атмосферу, наносить ядерные удары по целям на Земле

Первый шаттл полетел 12 апреля 1981 года. Корабль изначально строился как пилотируемый аппарат, поскольку предполагалось, что он должен будет находиться на орбите две недели, соответственно требовались люди для проведения исследований, монтажных и ремонтных работ.

Идея использовать шаттлы для военных целей была, но от нее отказались (по крайней мере, на словах). Однако в СССР усомнились в правдивости намерений американского руководства. Наши военные были уверены, что реальной задачей шаттлов станет доставка ядерного оружия в любую точку земного шара и даже похищение советских спутников с орбиты.

Проведенные в военных НИИ и в Институте прикладной математики под руководством президента Академии наук СССР Мстислава Келдыша экспертизы и аналитические исследования привели к заключению, что «будущий корабль многоразового использования сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства» и «американский шаттл грузоподъемностью 30 тонн в случае его загрузки ядерными боеголовками способен совершать полеты вне зоны радиовидимости отечественной системы предупреждения о ракетном нападении. Совершив аэродинамический маневр, например, над Гвинейским заливом, он может выпустить их по территории СССР».

Разработчик «Спирали» генеральный конструктор НПО «Молния» Глеб Лозино-Лозинский

buran.ru

Исходя из этого, было решено создать советский аналог шаттла, благо определенный задел к тому времени уже имелся. Седьмого февраля 1976 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании многоразовой космической системы в рамках работы над программой «Энергия — Буран».

Надо сказать, что поначалу отношение у руководителей страны и специалистов к этому проекту было неоднозначное. Понадобились десятки совещаний и сотни дополнительных экспертиз, чтобы убедиться в целесообразности создания такого аппарата. Разработчик «Спирали» генеральный конструктор НПО «Молния» Глеб Лозино-Лозинский выступал за строительство; главный двигателист наших ракет генеральный конструктор НПО «Энергия» Валентин Глушко и министр авиационной промышленности Александр Дементьев были против. Решающую роль сыграла позиция военных и лично министра обороны, члена Политбюро ЦК КПСС влиятельнейшего Дмитрия Устинова, видевшего в американских шаттлах угрозу безопасности страны.

 Идея системы «Спираль» заключалась в том, что мощный воздушный корабль-разгонщик взлетает с аэродрома и затем разгоняется до шестикратной скорости звука. После этого с его «спины» на высоте 28–30 км стартует пилотируемый орбитальный самолет

Неудивительно в этом контексте, что «Буран» изначально имел военное предназначение. Одной из основных задач многоразового корабля была доставка в ближний космос боевых орбитальных аппаратов типа «Скиф» и «Каскад», которые должны были лазерным или ракетным оружием уничтожать баллистические ракеты и космические аппараты противника.

Помимо этого планировалось уничтожение целей на Земле, для чего предполагалось использовать орбитальные головные части ракеты Р-36ОРБ, которые размещались бы на его борту. Боевой блок имел термоядерный заряд мощностью 5 Мт. Всего «Буран» мог взять на борт до пятнадцати таких блоков. Были предложения разместить четыре револьверные установки внутри грузового отсека, каждая из которых могла нести пять ракет, которыми можно было наносить удары из космоса.

Похищенный корабль

Компанией «Лего» создан также шаттл «Тайдириум», напоминающий нам о многочисленных эпизодах «Звездных войн». Всего компания выпустила шесть таких кораблей, начиная с 2001 года. Все они отличаются размерами.

Имперский шаттл был украден повстанцами, и теперь предстоит его вернуть. Увлекательные приключения вместе с героями звездных путешествий ждут маленьких игроков.

В набор входят минифигурки: принцесса Лея, Хан Соло, Чубакка, повстанцы – 2 шт. Сам шаттл изготовлен в белом цвете с серыми вставками. В кабине умещаются две фигуры, открывается она через верхнюю часть носа. За кабиной имеется отсек для груза. Производители говорят, что процесс сборки шаттла может занять от 2 до 6 часов. С помощью минифигурок появляется возможность разыграть множество увлекательных сцен.

[править] Характеристики корабля

Конструкторы выполнили поставленную задачу и превзошли технические характеристики «Шаттла». Грузоподъемность советского космоплана оказалась в 1,5 раза выше: он мог поднять на орбиту 30 и вернуть на Землю 20 тонн груза. «Шаттл» мог садиться только в ручном режиме, а «Буран» был способен совершать весь полет под управлением автоматики (ручное управление посадкой в него добавили по настоянию пилотов).

На корабле были установлены 2 компьютерных системы управления: центральная и периферийная, которые были четырехкратно дублированы, сохраняя работоспособность при отказе половины систем. Это было сделано из-за того, что радиация вызывает случайные токи в полупроводниках.

Корабль способен взять на борт до 10 человек, в отличие от Шаттла, который мог взять на борт 7 человек (но в 1985 году Шаттл взял на борт восьмерых).

Экскурсия

Рядом с макетом орбитального корабля «БТС-001» находится павильон, откуда и начинается познавательная экскурсия. Группе гостей сначала предлагают посмотреть фильм, который кратко повествует об истории программы «Энергия-Буран». Посетителям расскажут, какие события предшествовали началу внедрения вышеупомянутой программы, как она выполнялась, и чего удалось достигнуть. В небольшом кинофильме упоминаются главные отличия «Бурана» от «Спейс Шаттла».

Над созданием огромного орбитального корабля трудились около 2,5 миллионов разработчиков, инженеров, ученых и конструкторов, приглашенных с 1300 предприятий со всей страны. Проектные и строительные работы выполнялись на протяжении 12 лет. Для внедрения идеи в жизнь пришлось разработать примерно 80 новых материалов. Для отделки ракетоплана применялась керамическая плитка, способная выдержать его прохождение сквозь плотные атмосферные слои, защищая от воспламенения.

Макет космического орбитального корабля «Буран», Сергей Василец

После этого экскурсионной группе предстоит пройти из павильона внутрь макета космического челнока по рукавам-переходам, напоминающим реальные космопорты. На борту «Бурана» гид рассказывает о конструкции корабля и его особенностях. Здесь же продолжается знакомство с историей ракетоплана и особенностях каждой детали. Внутри установлены специальные тачскрины. Чтобы посмотреть интересующую информацию с иллюстрациями, достаточно просто прикоснуться к экрану.

Далее посетителям предлагают пройти в носовую часть корабля. В его верхней части реконструирован командный отсек. Здесь есть настоящая панель приборов и кресло космонавта, роль которого играет манекен, облаченный в скафандр «Стриж». Кульминация экскурсии — это посещение нижнего яруса, где все желающие смогут почувствовать себя истинными летчиками-испытателями. Каждый может попробовать свои силы и самостоятельно посадить ракетоплан на космодром «Байконур» с высоты, равной 80000 м. Во время такой имитированной посадки можно будет насладиться невероятными видами планеты Земля. А уже после приземления увидеть пролетающий мимо истребитель над соседней взлетно-посадочной полосой. Такой мультимедийный аттракцион буквально реалистично передает посадку «Бурана».

Предыстория

Несмотря на то, что впервые идея космического корабля-аэроплана была высказана русским инженером Фридрихом Цандером в 1921 году, идея крылатых многоразовых космических кораблей не вызывала особого энтузиазма у отечественных конструкторов – решение получалось чрезмерно сложным. Хотя для первого космонавта наряду с «гагаринским» «Востоком» ОКБ-256 Павла Цыбина проектировало крылатый космический корабль классической аэродинамической схемы – ПКА (Планирующий Космический Аппарат). Утвержденный в мае 1957 года эскизный проект предусматривал трапециевидное крыло и нормальное хвостовое оперение. Стартовать ПКА должен был на королевской ракете-носителе Р-7. Аппарат имел длину 9,4 м, размах крыла – 5,5 м, ширину фюзеляжа – 3 м, стартовую массу 4,7 т, посадочную – 2,6 т и был рассчитан на 27 часов полета. Экипаж состоял из одного космонавта, который перед посадкой аппарата должен был катапультироваться. Особенностью проекта было складывание крыла в аэродинамическую «тень» фюзеляжа на участке интенсивного торможения в атмосфере. Успешные испытания «Востока», с одной стороны, и нерешенные технические проблемы с крылатым кораблем – с другой, вызвали прекращение работ по ПКА и надолго определили облик советских космических аппаратов.

Работы же по крылатым космическим кораблям разворачивались только в ответ на американский вызов, при активной поддержке военных. Например, в начале 60-х в США начались работы по созданию небольшого одноместного возвращаемого ракетоплана Dyna-Soar (Dynamic Soaring). Советским ответом стало развертывание работ по созданию отечественных орбитальных и воздушно-космических самолетов в авиационных конструкторских бюро. В ОКБ Челомея были разработаны проекты ракетопланов Р-1 и Р-2, в КБ Туполева – Ту-130 и Ту-136.

Но наибольших успехов из всех авиационных фирм добилось ОКБ-155 Микояна, в котором во второй половине 60-х годов под руководством Глеба Лозино-Лозинского были развернуты работы по проекту «Спираль», ставшему предтечей «Бурана».

Проект предусматривал создание двухступенчатой авиационно-космической системы, состоящей из гиперзвукового самолета-разгонщика и орбитального самолета, выполненного по схеме «несущий корпус», выводимого в космос с помощью двухступенчатой ракетной ступени. Работы завершились атмосферными полетами пилотируемого самолета-аналога орбитального самолета, названного ЭПОС (Экспериментальный Пилотируемый Орбитальный Самолет). Проект «Спираль» значительно опередил свое время, и наш рассказ о нем еще впереди.

В рамках «Спирали», уже фактически на стадии закрытия проекта, для проведения натурных испытаний были выполнены ракетные запуски на орбиту искусственных спутников Земли и суборбитальные траектории аппаратов «БОР» (Беспилотный Орбитальный Ракетоплан), которые сначала представляли собой уменьшенные копии ЭПОСа («БОР-4»), а затем и масштабные макеты космического корабля «Буран» («БОР-5»). Падение интереса американцев к космическим ракетопланам повлекло фактическое прекращение работ по этой тематике и в СССР.

Гонка вооружений

Поводом для разработки проекта “Энергия-Буран”, как и для многих технических новинок того времени, послужила Холодная война. После начала разработки в США проекта Шаттл эта информация не засекречивалась. Напротив, все американские СМИ спешили максимально осветить это событие и рассказать подробности разработки: технически это обосновывалось тем, что возвращение корабля давало знатную экономию и требовало меньше ресурсов.

Впрочем, советские ученые быстро провели расчеты и показали, что выкладки экономического характера не сходятся и это лишь ширма. Основной идеей Шаттла оказалось боевое применение — с его помощью Штаты могли произвести ядерную бомбардировку любого района СССР.

Рабочие параметры

Space Shuttle

Длина 37 метров, диаметр фюзеляжа — около пяти метров. На борт можно взять семь или восемь астронавтов. Если проводить спасательную операцию, то получится запихнуть и одиннадцать человек. Практически космическая маршрутка, только за пролёт передавать не спешат, ведь за всё платит NASA. Пассажирский отсек — более 65 кубических метров, а есть ещё и большой грузовой отсек с невероятным по космическим меркам объёмом в 339.8 кубических метров. Есть рука-манипулятор длиной более 15 метров для космических погрузочно-разгрузочных работ.

МаксимальноШаттл» мог вывести на низкую опорную орбиту 24 400 килограммов полезной нагрузки, что примерно сравнимо с современными версиями тяжёлой ракетыПротон». И не стоит забывать о восьми астронавтах, во все глаза глядящих из иллюминаторов! В общем и целом,Шаттл» большой, даже очень большой.

Буран»

Тут Буран почти копия американца. Длина 36 метров, диаметр фюзеляжа — чуть более пяти метров. Внутренне пространство тоже имеет схожие параметры — 70 кубических метров пассажирского отсека, где могут находиться от двух до десяти человек. Катапультные кресла только у двоих, остальным не положено(на американском челноке не было и такой роскоши). Грузовой отсек слегка меньше американского — примерно 320 кубических метров.

Предполагалось, что на низкую опорную орбитуБуран» сможет вытащить 30 тысяч килограммов груза и вернуть не меньше 20 тысяч — в основном за счёт отличающихся от американских способов взлёта и посадки. Есть и система бортовых манипуляторовАист», поэтому работать сБураном» было бы тоже очень удобно.

По сегодняшним меркам эти возможности с лихвой перекрывают практически все возможные требования для космических миссий. С запасом делались челноки, на перспективу.

ОценкаSpace Shuttle — 5 Буран» — 5

Конструкция системы

Рассмотрим, что такое шаттл с точки зрения его устройства. Его запуск происходит посредством пары ракетных ускорителей и трех двигателей, снабжаемых топливом из наружного бака внушительных размеров.

Лавирования на орбите выполняются с помощью двигателей специальной системы, предназначенной для осуществления орбитальных маневров. Эта система включает в себя такие ступени:

  • Два ракетных ускорителя, работающих две минуты с момента включения. Они дают направление кораблю, затем отсоединяются от него и летят в океан с помощью парашютов. После заправки ускорители запускаются снова в работу.
  • Заправочный бак с водородным и кислородным питанием для основных двигателей. Бак также отбрасывается, но чуть позже – через 8,5 минуты. Практически весь он подвергается горению в атмосферных толщах, его обломки попадают в океаническое пространство.
  • Пилотируемое судно, которое садится на орбиту и является помещением для экипажа и помогает в осуществлении научных изысканий. Выполнив программу, орбитальный аппарат летит на Землю и садится как планер на участок, выделенный для посадки.

Внешне шаттл похож на самолет, но, по сути, он — тяжелый планер. У шаттла нет топливных запасов для двигателей. Двигатели работают, пока шаттл соединен с заправочным баком. Находясь в космосе, а также во время посадки корабль задействует не слишком мощные малые двигатели. Планировалось оснастить шаттл реактивными двигателями, но от идеи отказались из-за высокой стоимости.

Сила подъема корабля невысока, посадка происходит благодаря кинетической энергии. Корабль идет с орбиты на космодром. То есть у него только один шанс осуществить посадку. Возможности развернуться и сделать второй круг, к сожалению, нет. По этой причине НАСА соорудила несколько резервных участков для посадки летательных аппаратов.

Дополнительные возможности

Поговорим об обеих программах сразу. Система безопасности, предложенная советскими конструкторами, гораздо серьёзнее. Катапультные кресла для двух членов экипажа, страховавшие их на малых высотах, возможность отделенияБурана» от ракеты-носителя, атмосферные полёты, которые могли спасти систему и людей в случае посадки.

Отдельно стоит поговорить и омногоразовости» системы. Американцы по идее могли использовать повторно и ускорители и сам орбитальный челнок. Топливный бак сгорал в атмосфере, спасти его было невозможно. В реальности же ремонт повреждённых при посадке ускорителей сводил на нет это преимущество. Если бы советским конструкторам удалось реализовать возвращаемые боковые блоки первой ступениЭнергии», итоговая многоразовость была бы даже в пользуБурана». Увы, программу закрыли раньше.

(Фото: Вадим Лукашевич)

Конечно, не стоит забывать о полностью автоматической системе посадки наБуране»: первый и единственный полёт прошёл полностью в автоматическом режиме, без космонавтов. УШаттлов» подобного не было, каждый раз в запуске участвовал экипаж.

ОценкаSpace Shuttle — 4Буран» — 4,5

Итого:Space Shuttle — 12,5Буран» — 14

Да, благодаря некоторым конструкторским решениям можно сказать, что если бы системуБуран» полностью реализовали, она бы утёрла нос заокеанским коллегам. Увы, бюджеты не резиновые даже в Америке — что уж говорить о России начала 90-х годов.

История не терпит сослагательного наклонения — а жаль.

Как фотограф вообще попал в закрытый ангар

Проблема в том, что часть Байконура еще функционирует. Ей пользуются российские корпорации. Так что попасть на территорию заброшенного ангара оказалось проблематично.

Чтобы добраться туда, Йонк и трое его друзей вылетели в соседний город Кызылорду и совершили четырехчасовую поездку на автобусе в небольшой город Торетам.

Там они нашли местного жителя, готового высадить их на обочине шоссе ночью, примерно в 20 километрах от Байконура. Затем им предстояла 7-часовая пешая прогулка по степям с одними только фонариками.

Йонк – ветеран своего дела, по прикидкам, он сфотографировал около 1500 заброшенных мест по всему миру

Йонк и компания прибыли в ангар около 2 часов ночи и заметили, что там нет охраны. Забравшись через незапертое окно, они начали искать шаттлы в темном здании.

Они также проникли в близлежащий ангар, где находился прототип старой ракеты Энергия-М, использовавшейся для запуска Бурана в космос.

Для того, чтобы избежать патрулей, один из участников сидел в дозоре на крыше. Как только приходил сотрудник службы безопасности, дозорный сообщал об этом по рации.

В течение следующих двух дней ребята фотографировали содержимое ангара. Удивительно, но шаттлы хорошо сохранились.

Основные характеристики Многоразовой космической системы «Энергия-Буран» (МКС 1К11К25)


Орбитальный
корабль «Буран» (11Ф35):
 
РН
«Энергия» (МКС в целом):

Характеристики

Значение

Характеристики

Значение
Максимальная
стартовая масса (в первом полете), т
105 (79,4)  Стартовая масса МКС
  (масса перед отделением ОК), т
2375 (178,5)
   в т.ч.: запас
окислителя (кислород), т
10,4  Масса ракеты-носителя, т2270
          
запас горючего (циклин), т
4,1  первая
ступень (блок «А», 4 шт.), т
1490,4
  Масса полезного
груза, выводимого в ОК на орбиту H=200 км:
  в т.ч.: запас окислителя
(кислород), т
886,8
  
        с наклонением i=50.7 град., т
30 (27)          запас
горючего (керосин РГ-1), т
341,2
 
         с наклонением i=97 град., т
16  вторая
ступень (блок «Ц», 1 шт.), т
776,2
 
          с наклонением i=50.7
град.
(H=450 км), т
?  в т.ч.: запас окислителя
(кислород), т;  (объем бака, м3)
602,775 (552)
  Посадочная масса ОК:          запас
горючего (водород), т;  (объем бака, м3)
100,868 (1523)
 
         номинальная, т
82  Двигатель
блока «А» (РД-170, 11Д521):
 
          максимальная, т
87 
         тяга на уровне моря, тс
740
  Масса полезного
груза, возвращаемого с орбиты в ОК:
 
         тяга а вакууме, тс
806
 
         максимальная, т
20 
         удельный импульс на
уровне моря, с
308,5
 
          номинальная, т
15 (13) 
         удельный импульс в
вакууме, с
336,2
  Экипаж,
человек:
  Двигатель
блока «Ц» (4 шт. РД-0120, 11Д122):
 
         на  этапе летных
испытаний (при наличии катапультных кресел)
2 
         тяга на уровне моря, тс
147,6 (148)
 
          максимальный (без
катапультных кресел)
до 10 
         тяга а вакууме, тс
190 (200)
  Объём кабины
экипажа, м3
73 
         удельный импульс на
уровне моря, с
353,2
  Продолжительность
полета:
 
         удельный импульс в
вакууме, с
454,7
 
          номинальная, сут
7  Геометрические
характеристики МКС:
 
          максимальная (с
дополнительными баками), сут
30 
         общая длина, м
58,765
  Диапазон возможных
наклонений орбит, град
50,7…110 
         максимальная ширина (по
размаху крыла ОК), м
23,92
  Высота орбиты: 
         максимальная ширина
на установщике, м
24,50
 
          рабочая круговая,
км
250 … 500  Геометрические
характеристики РН в целом:
 
         максимальная (при
максимальной заправке баков), км
1000 
         длина, м
58,765
  Перегрузки, g: 
         максимальный
поперечный размер, м
17,65
 
          при выведении на
орбиту (максимальная)
2,95  Геометрические
характеристики первой ступени:
 
         при спуске в атмосферу
(по номинальной траектории)
1,6 
         длина, м
39,46
  Аэродинамическое
качество:
 
         диаметр баков, м
3,92
 
          на гиперзвуковых
скоростях
1,5  Геометрические
характеристики второй ступени:
 
          при посадке
5 
         длина, м
58,765
  Максимальная величина
бокового маневра при спуске, км
1700 
         диаметр баков (без
теплоизоляции), м
7,75
  Посадочная скорость:  Кратность
использования (ресурс):
 
         средняя (при
посадочной массе 82т), км/ч
312 
         первая
ступень, полетов
10
 
          максимальная, км/ч
360 
         вторая
ступень, полетов
1
 
         в первом полете, км/ч
263  Азимуты пуска, град.
51-83, 97, 101-104, 110
  Маршевый
двигатель орбитального маневрирования 17Д12:
  Максимальная
перегрузка в полете, ед. g
3
           
тяга в вакууме, тс
8,8  Количество пусков в год (на
первом этапе)
6
 
         удельный импульс в
вакууме, с
362
  Геометрические
характеристики:
 
 
         общая длина, м
36,37
 
        
         в том числе фюзеляжа,
м
30,85
 
         ширина фюзеляжа
(максимальная), м
5,50
 
         размах крыла,
м
23,92
 
         площадь крыла,
м2
250
 
         высота на стоянке, м
16,35
 
         шасси, база/колея, м
12,79/7,00
 
          длина отсека
полезного груза, м
18,55
 
          диаметр отсека
полезного груза, м
4,70?
  Кратность
использования (ресурс), полетов
100
  Масса конструкции, т.62

Минимальное
время подготовки к повторному пуску, сут.

20
     

* по другим данным 2419 т.

** — данные, опубликованные на 38-м
Международном авиасалоне в Ле-Бурже (Франция), в
1989 году; в ряде источников указывалась «сухая масса
65т».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий