Out of memory: может ли в голове человека закончиться память?

Другие распространенные мифы

Помимо мифа о 10%, существует еще немало других заблуждений о человеческом мозге. Но большинство из них уже имеют научное опровержение.

Левое и правое полушарие

Наверное, многим приходилось слышать, будто бы у креативных людей доминирует правое полушарие, в то время как у лиц с логическим типом мышления – левое. Однако недавние исследования показывают, что все это не больше чем миф. Если человек здоровый, у него одинаково развиты оба полушария . Правда заключается лишь в том, что полушария на самом деле отвечают за выполнение разных типов задач. Так, левое контролирует речь, а правое – эмоции .

Влияние алкоголя

Продолжительное злоупотребление алкоголем может стать причиной ряда проблем со здоровьем, включая и нарушения в работе мозга. Однако нельзя сказать, будто каждая порция спиртного убивает часть клеток мозга – это заблуждение. Процесс повреждения довольно сложный. Например, доказано, если женщина во время беременности злоупотребляет спиртным, то высок риск, что малыш родится с фетальным алкогольным синдромом. У людей с такой болезнью мозг имеет объем меньше обычного и состоит из меньшего количества клеток. Такие дети в будущем испытывают сложности с обучением и могут иметь другие отклонения.

Лучшие материалы месяца

  • Коронавирусы: COVID-19
  • Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
  • Самые распространенные «офисные» болезни
  • Убивает ли водка коронавирус
  • Как остаться живым на наших дорогах?

Подсознательные сообщения

Немало заблуждений есть и по поводу так называемых подсознательных сообщений и их влияния на человеческий мозг. Научные исследования подтвердили, что информация, полученная извне во время сна в виде записанных звуков, может вызывать у человека определенную эмоциональную реакцию . Но использовать этот способ для изучения иностранных языков или других дисциплин, как полагают некоторые, нецелесообразно. Научные эксперименты показывают, что такой метод поможет вспомнить ранее известную информацию, а вот изучить таким способом новое невозможно.

Извилины

Рельеф человеческого мозга состоит из борозд и извилин. Существует мнение, будто каждый раз, когда человек изучает что-то новое, на поверхности органа образуется новая извилина. Но это заблуждение. Извилины образуются еще до рождения и продолжают формироваться в детском возрасте.

Ключевые характеристики

Память характеризуется следующими параметрами:

  1. объем;
  2. точность;
  3. скорость;
  4. длительность;
  5. прочность.

Объем показывает сколько может быть усвоено информации. В среднем, человек задействует не более пяти процентов доступного ресурса и этот показатель легко увеличивается.

Под точностью понимается количество запоминаемых незначительных деталей. Например, даты, элементы одежды, интерьера, точные формулировки. Скорость запоминания, усвоения информации во многом врожденный показатель. Если целенаправленно развивать его, возрастут остальные характеристики. То же касается скорости воспроизведения. Чем быстрее мозг воспроизводит необходимую информацию, тем более эффективно используется накопленный опыт.

Следующий параметр — длительность хранения, зависящий от ситуации и целей. Одни моменты вспоминаются годами, другие забываются сразу. То, сколько хранится информация, зависит от эмоционального фона усвоения. Это же правило действует в отношении других характеристик. Приведем такой пример. Каждый день проезжая на автобусе один и тот же маршрут, вряд ли запомните, как выглядят деревья и здания за окном. Представьте теперь, что дверь случайно защемила вас, и транспорт поехал, не заметив этого. Образы, которые попадут в мозг в такой обстановке, запомнятся надолго, вплоть до мельчайших подробностей.

По продолжительности сохранения

Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.

В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.

Оперативная

Другие названия: рабочая, промежуточная.

Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.

Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.

Примеры: чтение и списывание.

Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.

Кратковременная

Другие названия: краткосрочная, КВП.

Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.

Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.

Методы развития:

  1. Занимайтесь на «онлайн-тренажёрах для мозга».
  2. Многократно повторяйте один и тот же материал в течение длительного времени.
  3. Используйте метод упрощения: разбивайте материал на смысловые блоки, чтобы он легче фиксировался в памяти.
  4. Освойте метод ассоциаций.
  5. Задействуйте эмоциональный вид памяти: чтобы чётче зафиксировать событие, запомните чувства, которые оно у вас вызывает.

Долговременная

Другие названия: долгосрочная, ДВП.

Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.

Виды:

  1. Имплицитная (скрытая, бессознательная, неосознаваемая) — воспроизведение человеком информации из далёкого прошлого, которая, казалось, была забыта. Например, бухгалтеры даже после амнезии помнят, как составить налоговую декларацию.
  2. Эксплицитная (декларативная, сознательная) — целенаправленное сохранение имеющегося опыта. Соответствует произвольному виду памяти. Например, выучить билеты к устному экзамену.

В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).

Методы развития:

Выполняйте специальные упражнения на внимание и память. Освойте некоторые приёмы мнемотехники: цифробуквенного кода, вешалок, ассоциаций, О’Брайена, Шед

Играйте в игры на запоминание: Фуршет, Top Secret, Вслепую, N-назад, Потерянный символ, Матрица памяти, Дрампад. Учите как можно больше стихов и песен наизусть. Потом переходите к прозе. Используйте методы Цицерона и Айвазовского.. Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной

Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке

Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.

Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам. Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай. Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.

Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.

Разделяй и властвуй

Усвоить быстро большой объем информации – удается единицам. Уместно разбить изучаемый предмет на несколько частей. После изучения нескольких глав иди разделов, желательно делать небольшие перерывы. Так мозг будет лучше и быстрее усваивать большое количество получаемой информации

Способы запоминания материала – зубрежка и логическое осмысление. Выучить наизусть раздел или главу не значит понять ее смысл. Практически всегда после прочтения нового материала остаются вопросы, непонятные моменты. Что делать в такой ситуации? Достаточно попытаться пояснить прочитанный материал другу, собаке или игрушке. Выступая перед сторонним участником, человек обычно старается подбирать оптимальные формулировки исходя из собственного опыта. Одновременно мозг начинает усваивать прочитанный материал. Сложные вещи начнут постепенно проясняться.

Виды памяти

По срокам активности память разделяют на кратковременную, оперативную и долговременную. Различие между ними в устойчивости связей, которые формируются в мозгу.

  1. Первая предназначена для ориентации в пространстве, время функционирования не более 30 секунд.
  2. Оперативная память служит для актуализации информации, необходимой при выполнении определенной задачи. Она функционирует столько, сколько этого требует данный вид деятельности.

    Проверить объем оперативной памяти легко. Попросите продиктовать цифры в случайном порядке. Потом повторите услышанное. Задачу нетрудно усложнить: сначала ответить на несколько любых вопросов, затем воспроизведение последовательность. Начните с пяти цифр. Следующий набор будет состоять из шести и так далее. В среднем человек в состоянии запомнить от семи до девяти цифр. Если вы дошли до двенадцати, это показатель очень высокой продуктивности оперативной памяти.

  3. Долговременная память – запоминание на длительный срок. Как правило, мозг лучше усваивает информацию, в которой человек заинтересован.

По типу психической активности выделяют двигательную, словесно-логическую, образную и эмоциональную память. Первая — основа изучения любых действий и хорошо развита у танцоров, спортсменов. Словесно-логическая направлена на фиксирование абстрактного материала, связана с центром мозга, который отвечает за обработку логической информации. Характеризуется высокой точностью воспроизведения. Образную память, или способность воспроизводить образный материал, разделяют на зрительную, слуховую, осязательную. Лучше всего она развита у детей и отступает на второе место с возрастом. Память на чувства это способность воспроизводить то или иное эмоциональное состояние.

Можно учить языки

Да, задействовать полученные навыки можно и на лингвистическом поле. Чтобы это сделать, научный отдел «Викиум» выяснил, что есть прямые взаимосвязи между когнитивными способностями и речемыслительными процессами. На основе данных исследований были разработаны три уникальных тренажера для эффективного изучения иностранных языков (в том числе изучения родного языка).

Новый сервис называется «Викиум.ПОЛИГЛОТ» и включает три новых уникальных тренажера и особую настройку программы развития — «Писатель», «Журналист» и «Мастер слов». Они в свою очередь тренируют восприятие, словарный запас, вербальную логику и многое другое. Данный подход кардинально отличается от всех остальных языковых методик — советуем попробовать.

Долгосрочная память

Делится на два типа:

  • Эксплицитная (декларативная) или явная.
  • Имплицитная (скрытая) или неявная.

Эксплицитная

Эксплицитная (декларативная) память – это когда вы сознательно запоминаете что-либо, например, телефонные номера или личный номер паспорта. Делится на три вида:

  • Семантическая — напоминание общих фактов.
  • Эпизодическая — воспоминание личных фактов.
  • Автобиографическая — относится к знаниям о событиях и личном опыте из жизни человека. Хотя автобиографическая память похожа на эпизодическую, она относится только к отдельным событиям.

Имплицитная

Имплицитная память — это бессознательное хранилище, которое способно влиять на мысли и поведение, даже если событие не запоминается. Примером может служить посещение места в детстве, а когда вы возвращаетесь в детстве, спустя десятилетия вы вспоминаете конкретное место, где что-то находится. Она делится на два вида:

  • Процедурная — помогает вспомнить, как выполнять действия или навыки. Примером тому может служить воспоминание о том, как водить машину или завязывать шнурки, даже если этого не делать долгое время.
  • Эмоциональная — это воспоминания, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, могут иметь как декларативные, так и процедурные процессы.

Механизм запоминания

Мозг человека работает, как компьютер. Чтобы сохранить текущую информацию он использует оперативную память, а для длительного хранения не обойтись без жесткого диска. В зависимости от того насколько долго часть мозга отвечающая за память хранит информацию, выделяют:

  • непосредственную память;
  • кратковременную;
  • долговременную.

Интересно, что в зависимости от вида, память хранится в разных участках мозга. Кратковременные воспоминания концентрируются в коре головного мозга, а долговременные – в гиппокампе.

Работа памяти состоит из запоминания, сохранения и воспроизведения. Когда люди получают информацию, она поступает от одной нервной клетки к другой. Эти процессы происходят в области коры головного мозга. Данные нервные импульсы приводят к созданию нейронных связей. По этим путям в дальнейшем человек извлекает, то есть, вспоминает полученные сведения.

На то, как успешно и надолго запомнится информация, влияет то, с каким вниманием человек относится к объекту. Если это ему интересно, то он сильнее концентрируется на интересующем его предмете и процесс запоминания происходит на высоком уровне

Вниманием и концентрацией называют такую функцию психики, которая позволяет сфокусировать все мысли на определенном объекте

Не менее важным, чем запоминание, является забывание информации. Благодаря этому нервная система разгружается и освобождается место для новых сведений, начинают образовываться новые нейронные связи.

Как человек запоминает

Какая бывает память у человека, зависит от рода его деятельности и характерных особенностей.

Дополнительная информация. Известно, что у слепых и глухих людей обостряются другие органы чувств. Видоизменяются восприятие мира и типы памяти.

Поступление сигналов

Человеческий мозг – совершенное устройство. Он способен удерживать и восстанавливать огромное количество информации, но подходит избирательно к запоминанию и воспроизведению. То, что происходит в обычной сознательной жизни, в памяти человека надолго не задерживается. Здесь действуют свои законы:

  • лучше усваивается то, что применяется на практике;
  • новое легче запомнить, связав со знакомыми понятиями;
  • новая информация перекрывает похожую старую;
  • для лучшего запоминания есть оптимальная длина ряда;
  • повтор информации способствует лучшему запоминанию;
  • незавершенные действия, задачи, недосказанные фразы дольше сохраняются в памяти.

Все данные поступают в мозг разными способами. Ученые предполагают, что в процессах запоминания, хранения и извлечения данных задействованы все отделы головного мозга.

Тренировка и развитие кратковременной памяти

Краткосрочная память тесно связана с вниманием, поэтому, тренируя ее, человек влияет на все остальное. Очень хорошо тренирует кратковременную память медитация

Медитировать просто: необходимо быть сосредоточенным на дыхании в течение какого-то количества времени. Если фокус сбивается, необходимо опять сосредоточиться на дыхании. Можно выбрать любой другой объект для концентрации.

Медитация укрепляет память

Во время медитации вдох и выдох всегда надо удерживать в кратковременной памяти. Это только кажется легко, но даже в течение 5 минут неопытный человек отвлекается раз 19 или 20.

Хороший способ улучшить плохую память или сохранить ее до старости – пешие прогулки. Они способны развить гиппокамп – участок головного мозга, отвечающего за способность мозга хранить информацию.

Совет. Полезно устраивать пешие прогулки на длительные расстояния, исследуя новые места города. Лондонские таксисты имеют классную память как раз за счет того, что они знают каждую улочку, что сделало их гиппокамп поистине огромным. Минимально пешая прогулка должна длиться 2 часа в день.

Память и мелкая моторика также хорошо связаны между собой. Для развития способности запоминать полезно мять пластилин или глину, лепить какие-то фигурки.

Упражнения

Любое действие, использующее кратковременную память, является упражнением. Есть ряд приемов, которые способны быстро ее усовершенствовать:

  1. Запоминание последовательности чисел. Это упражнение используется и для тестирования этой функции.
  2. Чакинг (группировка объектов). Чтобы вместить больше информации в кратковременную память, необходимо разбить ее на блоки. Номера телефонов разбиваются на три числа, поскольку так приходится запоминать не семь чисел, а три. Можно поупражняться в делении на блоки какого-то ряда чисел.
  3. Мнемотехника. Она направлена на развитие кратковременной памяти, но, если регулярно повторять изучаемый материал, то он перейдет в долговременную. Мнемотехника – полноценная дисциплина в психологии, на изучение которой придется потратить много времени. Чтобы сохранить информацию на всю жизнь, необходимо повторять ее через равные временные промежутки. Тренировать навыки мнемотехники можно с помощью программы Mnemocon для Android и iOS.

Существует множество приложений для смартфонов, тренирующих целый спектр когнитивных функций.

Типологические особенности памяти

С особенностями лично­сти, с особенностями деятельности человека связано преиму­щественное формирование одного из видов памяти. Так, у арти­стов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов — слуховая, у художников — зрительная память, у философов — словесно-логическая. Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной дея­тельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип — преобладанием словесной памяти. Развитие памяти зависит также от профессиональной дея­тельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник — цвет предметов, матема­тик — типы задач, спортсмен — движения.

Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,— зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типапамяти.Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти.Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти(в частности, рече-двигательным).

Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем

А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, — то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности

В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.

Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, исполь­зование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практи­ческой, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэф­фективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной инфор­мации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

Нейронов в мозге — сколько звезд в галактике

Эту фразу любят произносить популяризаторы науки, когда люди пытаются оценить масштабы и сложность собственного мозга. Напомним: в обычной галактике примерно 150-200 миллиардов звезд. Вот почему СМИ любят измерять дистанции футбольными полями, массу — количеством полностью загруженных «боингов-747», энергию — в «хиросимах» и так далее.

Даже если мы не можем представить ни одного, ни другого, попытка сравнить два числа — звезд и нейронов — вводит людей в состояние благоговения и тихого ужаса. И как сознательные существа, мы любим искать эквиваленты и соответствия; тем лучше, если единица измерения эпична или важна сама по себе — звезда или нейрон.

На протяжении многих лет неврологи говорили, что в человеческом мозге около 100 миллиардов нейронов. Что примечательно, ни один из них не опубликовал научную бумажку, которая подтверждала бы число. Но в 2009 году Азеведо и коллеги все же нашли более точное число. Знаете, сколько?

Сколько нейронов в человеческом мозге? Примерно 86 миллиардов нейронов.

Но как ученые выяснили, что нейронов именно 86 миллиардов? Как они пришли к этому числу? Самым простым способом было бы оценить количество нейронов в одной части мозга, а потом экстраполировать на остальную часть. Что примечательно, этот же метод используется для подсчета звезд в галактике. Но у него есть несколько проблем:

1. Плотность нейронов мозга не однообразна. К примеру, в мозжечке находится почти половина всех нейронов центральной нервной системы, но он гораздо меньше половины мозга по объему. Кстати, если хотите полюбоваться прекрасной галереей нейронов в красках, милости просим.

2. Даже в одной области мозга сложно посчитать нейроны, поскольку они очень плотны, прозрачны и переплетены между собой — их даже разъединить сложно. Один из способов «подсветки» нейронов — использование техники окрашивания, которая сделает нейроны видимыми настолько, что их можно будет посчитать. Классический метод — «пятно Гольджи», названное в честь лауреата Нобелевской премии Камилло Гольджи. Этот метод позволяет подсчитать небольшой процент нейронов, делая их видимыми, а после экстраполируя на остальную часть. Но он также неточен.

Новый метод, который выдает число в 86 миллиардов — чист и уникален.

Способ включает растворение клеточных мембран клеток головного мозга и создание однородной смеси — такой себе «пюрешки». Ядра этих клеток раскрашиваются в разные цвета, чтобы отличить нейроны от глии, а это позволяет подсчитать количество клеточных ядер, принадлежащих нейронам, а после масштабировать и получить общее количество. Преимущество этого метода — разрешение вопроса неоднородной плотности нейронов в одном участке мозга с экстраполированием на весь мозг.

Что ж, без экстраполирования никак. Но может силами Human Brain Project нам наконец-то станет известно точное число.

Несовершенства мозга

Вы знаете множество доказательств того, что наш мозг действительно потрясающий! Но он также может работать нелогичным, ошибочным и контрпродуктивным образом. Вот еще некоторые интересные факты о мозге человека.

51. Существует 200 известных когнитивных искажений, которые заставляют нас думать и действовать нерационально. 

52. Воспоминания невероятно ненадежны и со временем меняются. Эмоции, мотивация, контекст и частота их использования могут влиять на то, насколько точно вы что-то помните.

53. По оценкам, из тысяч мыслей, с которыми человек сталкивается каждый день, 70% — отрицательные.

54. Думаете, вы контролируете свою жизнь? Не будьте так уверены. 95% ваших решений принимаются в подсознании. 

55. Гематоэнцефалический барьер защищает мозг, предотвращая попадание в него многих посторонних веществ из сосудистой системы.Но многие вещества просачиваются сквозь него. Никотин врывается в мозг всего за 7 секунд. Алкоголь — за 6 минут. 

55. Наш мозг жаждет умственной стимуляции. Некоторые мужчины предпочли бы удар током, чем сидеть тихо в комнате и думать!  

56. Синестезия — это состояние, при котором стимуляция одного органа чувств вызывает восприятие другого чувства. Люди с синестезией могут “вкушать” слова, “нюхать” звуки или воспринимать числа как цвета.Точно неизвестно, почему это происходит. Гипотеза состоит в том, что в мозге таких людей имеется гипер-связь между сенсорными областями.  

57. Синдром Саванта — это состояние, при котором люди с серьезными психическими нарушениями гениальны в какой-то одной области.Наиболее распространенные “области гения”: музыка, искусство, математика, механические или пространственные навыки. 

58. Мозговые клетки нуждаются в постоянном запасе топлива, но им не хватает способности накапливать энергию.К счастью, есть резервная система. Печень расщепляет накопленный жир с образованием кетоновых тел, которые можно использовать в качестве заменителя топлива для мозга. 

Примеры кратковременной памяти

С использованием кратковременной памяти человек сталкивается в жизни постоянно. В детстве его учат считать: два записывать, шесть – в уме. Или, когда человек повторяет номер мобильного телефона, чтобы его не забыть, пока занесет в записную книжку.

Еще один пример использования кратковременной памяти – обработка информации во время разговора. Здесь наблюдается очень тесное пересечение с концентрацией внимания. Невозможно сосредоточиться на том, чего нет в оперативной памяти. Приходится сохранять в голове не только фразы и их смысл, но и невербальные признаки, указывающие на эмоциональное состояние собеседника.

Если человек представляет какую-то картинку у себя в голове, у него тоже задействуется кратковременная память, обеспечивающая ее хранение в сознании.

Таким образом, примеров использования кратковременной памяти огромное количество. Ни одна умственная операция не обходится без нее, даже чистка зубов на автомате.

Нервные импульсы

Нейроны

Основная статья: Нейроны

Правда ли, что мозг человека работает как компьютер?

Это не совсем так, ведь мозг гораздо мощнее. Компьютер работает последовательно, а мозг человека параллельно. Это связано с тем, что нейроны выполняют одновременно все функции компьютера — запоминание, воспроизведение, хранение.

Одна ячейка памяти компьютера может иметь только одно из двух значений, а мозг устроен гораздо сложнее в этом плане. У нейронов есть так называемые шипики — отростки, которые и отвечают за соединения и получение связей. Это прямой аналог нуля и единицы в ячейке данных памяти компьютера. Один нейрон может иметь более 20 соединений. Это говорит о том, что наш мозг настолько совершенен, что компьютеры не смогут приблизиться к нему по уровню производительности, скорее всего, никогда.

Объем памяти мозга равен примерно 1000 терабайтам. В этом плане компьютеры могут превзойти нас очень легко, но это не показатель нашей несовершенности.

Сеть нервных волокон не сравнится ни с одной сетью проводов в мире

Скорость движения нервных импульсов

Нервные импульсы от мозга и к мозгу двигаются со скоростью 270 км/ч.

Когда-нибудь задумывались, как вы так быстро можете реагировать на всякие вещи и почему палец сразу болит, как только ты его прищемил? Это всё из-за невероятно высокой скорости движения нервных импульсов от всех частей тела к мозгу и обратно. Они обеспечивают реакцию.

Дивергенция

Дивергенция — способность одиночного нейрона устанавливать многочисленные связи с различными нервными клетками.

Ниже на видео показано формирование нейронных систем. Рост живой нейронной сети.

Таким образом, каждый нейрон может обеспечивать широкое распространение импульса из одной точки на целый орган или систему. Также, благодаря процессу дивергенции одна и та же клетка может участвовать в организации различных реакций и контролировать большее число нейронов.

В ходе исследований был снят процесс изменения структуры нейронных связей в живом организме:

Образование новых нейронов

Изучение нейрогенеза (образования новых нервных клеток — нейронов) — относительно новое направление исследований. За последние годы было доказано, что новые нейроны на протяжении всей жизни образуются в мозге многих млекопитающих, однако по вопросу о нейрогенезе у человека консенсуса в научном сообществе к 2019 году до сих пор нет.

Новые методы визуализации (такие, как конфокальная микроскопия), позволили доказать, что по крайней мере до полового созревания новые нейроны образуются в человеческом гиппокампе — области мозга, участвующей в формировании эмоций и памяти.

Исследования показывают, что в зубчатой фасции (части мозга, где происходит нейрогенез) имеются тысячи молодых, не до конца оформившихся нейронов во всех пробах, вне зависимости от возраста людей. Однако чем старше человек, тем меньше в зубчатой фасции клеток, вырабатывающих вещества, которые связаны со способностью мозга к перестройке существующих нейронных связей и образованию новых

В заключении можно сказать, что всё-таки во взрослом возрасте также появляются новые нейроны, однако они образуют меньше связей друг с другом и другими нейронами, или реже мигрируют в другие отделы мозга, так что мы не можем назвать это полной регенерацией.

​​Как работает память?

Физиологической основой памяти являются «следы» ранее бывших нервных процессов, сохраняющихся в мозге. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс (например, передача изображения какого-то рисунка в мозг), не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней как бы «след» в виде определенных функциональных изменений. Таким образом, при восприятии определенной информации, между некоторыми группами нейронов образуется связь, которая и кодирует эту инфорамцию. И чем чаще данная информация поступает в мозг, тем чаще нервный импульс проходит по связи и тем больше связь «закрепляется».

Когда мы увидим, например, рисунок еще раз, то нервный импульс пройдет по знакомому пути и связь между определенными нейронами станет еще сильнее и так далее.

Согласно последним исследованиям, материальным носителем информации о разных событиях является не возбуждение разных нейронов, а различные комплексы нейронных сетей, которые и образуются в момент восприятия информации.

Ниже запись эксперимента на эту тему: здесь нейроны образуют между собой новые связи прямо в пробирке.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий