Ударения в словах список для егэ

Правило

Слово «здорово» может употребляться по-разному. Он образовано от словарного слова «здоровье», которое следует запомнить. Написание слова «здорово» зависит от его значения, произношения, а также принадлежности к определенной части речи.

Одинаковые по написанию, но разные по произношению слова называются омографами. «Здорово» с ударением на первом слоге — это наречие, выражающее оценочную характеристику, эмоциональную окраску, восклицание. «Здорово» с ударением на втором слоге — это междометие, приветствие с экспрессивной окраской, используемое в неформальном общении. Примеры:

  1. Вчера на концерте было так здорово!
  2. Здорово, друг, рад тебя видеть снова!

Слово «здорова» может быть краткой формой прилагательного женского рода «здоровая». Слово «здорово» — краткая форма прилагательного среднего рода «здоровое». Примеры:

  1. Девочка была уже здорова, поэтому врач разрешил ей пойти в школу.
  2. Ветеринар осмотрел кота и сказал, что животное здорово.
  1. Как здорово, что ты наконец-то приехал к нам!
  2. Здорово приятель, как твои дела?
  3. Моя подруга занимается спортом и правильно питается, поэтому она здорова.
  4. На осмотре ему сказали, что сердце здорово.

Источник статьи: http://rrepetitor.ru/rus/kak-pishetsya-zdorovo/

Исторические изменения, связанные с ударением

Часто в ходе эволюции языка ударные и безударные слоги ведут себя по-разному. Например, в романских языках в большинстве случаев изначальные латинские краткие ударные гласные /е/ и /о/ перешли в дифтонги. Поскольку ударение влияет на глагольное спряжение, это вызвало появление глаголов с чередованием гласных в романских языках. Например,
испанский глагол volver имеет форму volví в прошедшем времени, но vuelvo в настоящем (см. ). В итальянском языке существует такое же явление, но /о/ там чередуется с /uo/. Распространение этого явления не ограничено глаголами: например, испанское viento (ветер) vs. ventilación (вентиляция), от латинского ventum.

Все древнегреческие слова и имена, за малым исключением, следует
произносить с ударением на предпоследнем слоге. В двусложных словах и именах ударение ставится, собственно, на первом слоге: Тбис, Эрис. Исключения большей частью кажущиеся: в русифицированных или латинизированных словах: гоплит (гоплитос), Александр (Александрос), Менедем (Менедемос), Неарх (Неархос), где сняты греческие окончания.

Наблюдается и обратный процесс, когда некоторые исторические изменения влияют на место ударения. Так, например, в русском языке за последние сто лет наблюдается процесс переноса ударения на корень или на начало слова, как наиболее значимые его части, которые несут в себе основную смысловую нагрузку. Например, катить, звонить, солить и другие глаголы на -ить во всех формах, кроме формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (ка́тишь, ка́тит, ка́тят, ка́тим; пока́тишь, пока́тит и т. д.). Лингвисты объясняют эту тенденцию тем, что в течение последних ста лет темп нашей жизни значительно ускорился и повлёк за собой ускорение речи, поэтому такие изменения в ударении позволяют нам эффективнее улавливать смысл услышанного.

Словесное ударение в русском языке

В русском языке ударный гласный отличается от безударного силовыми, количественными и качественными характеристиками; тонического ударения нет (но высота звука может измениться в момент ударения). В среднем ударный гласный в 1,5-2 раза длиннее безударного.

Ударение может стоять на любом слоге и любой части слов (зо́лото, боло́то, молоко́); в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одного слога на другой (нога́ — но́гу, при́нял — приняла́); такими приёмами пользовались многие поэты XIX века. Тем не менее есть определённые закономерности: так, в русском языке (в отличие от близкого ему современного церковнославянского) не может быть ударным окончание «-ый»/«-ий»[источник не указан 495 дней], что приводит к широкому распространению неверного произнесения некоторых монашеских имён, которые в церковном употреблении традиционно произносятся в соответствии с церковнославянской орфоэпией (например, ударение в имени Алекси́й русскоязычный инстинктивно будет склонен смещать на второй слог).

Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное — вторым (ближе к концу слова): кля̀твопреступле́ние, самолё̀тострое́ние, о̀колозе́мный, вѝце-президе́нт.

Также во всех словах, где присутствует буква ё, ударение обязательно падает на неё. Исключением являются заимствованные (напр., амёбиа́з) и сложные, составные слова (напр., трёхъя́русный).

В русском языке нет единых правил ударения, для выяснения принятого и допустимых вариантов для конкретной формы слова можно обратиться к орфоэпическим словарям или специализированным словарям ударений.

Эволюция правил ударения в русском языке

По исследованиям Бодуэна де Куртенэ, в древнеславянском были довольно чёткие правила ударения.

  • Каждая морфема (приставка, корень, суффикс, окончание) может быть самоударной (или типа a), правоударной (или типа b) и безударной (или типа c).
  • Единица ударения — слово с предлогами, союзами, частицами. При этом вспомогательные слова, стоящие перед словом, всегда безударные, после слова — всегда самоударные.
  • В древнерусском также были редуцированные гласные (их обычно обозначают буквами ъ и ь). Они были сильными и слабыми; последняя — всегда слабая. Если перед слабой редуцированной будет ещё одна редуцированная, та будет сильной. Слабые редуцированные ныне исчезли, сильные превратились в о и е (коньцьконец, коньцаконца).
  • Находим первую ударную морфему. Если она самоударная — ударение на неё, если правоударная — на слог правее.
  • Но если ударение падает на слабую редуцированную — смещаем его левее.
  • Если все морфемы безударные — ударение на первый неслабый слог.

Например, корень рук- безударный, окончание самоударное, окончание и предлог на безударные, и выходит рукá, рýку, въ рýку, нá руку.

Современное ударение сдвигается в другие, более сложные правила, при этом одни слова работают по старым правилам, другие по новым. Фразы на ру́ку и на́ руку значат совершенно разное. Появились безусловно-ударные морфемы — например, суффикс -ив-(ый) (счастли́вый). Ударение взяло на себя функцию различия падежей — жены́ распалось на жены́ (р.п. ед.ч.) и жёны (и.п. мн.ч.). В словах на -ер/-ёр ударение даёт понять, механизм это или человек: верёвочный стáртер, стартёр с флагом.

1.7. Ударение

Упражнение 5. Разделите слова на слоги. Расставьте в них ударения.

Акрополь, алкоголь, алфавит, аналог, апостроф, асимметрия, библиотека, большие средства, булава, верба, вдовство, вероисповедание, вьюга, гусеница, газопровод, гектар, гумно, догмат, доллар, добыча угля, договор, документ, досуг, доцент, дремота, еретик, жалюзи, завидно, землянин, иначе, инсульт, инструмент, каталог, каучук, квартал, коклюш, корысть, крапива, красавец, кремень, магазин, мастерски, металлургия, молодежь, намерение, наркомания, некролог, обеспечение, общо, острога, отзыв депутата, похороны, вернуться с похорон, готовиться к похоронам, пурпур, паралич, партер, псевдоним, рефери, ракушка, свекла, бедные сироты, слабина, славянин, слепень, снадобье, созыв съезда, депутаты первого созыва, сопло, сосредоточение, статуя, столяр, туфля, таможня, танцовщик, танцовщица, факсимиле, флюорография, ходатайство, центнер, цемент, цыган, чистильщик, шершень, шестерня, шофер, щебень, щавель, щегольство, эксперт, эпилепсия.

► Читать тему 1.7. Ударение

Источник статьи: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/831-17_udarenie.html

А вы знаете..

Какой из вариантов ударения правильный?(по статистике прошлой недели только 43% ответили правильно)

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Игорь Проскуренко 279
  2. 2. Сергей Наумов 258
  3. 3. Igor S 244
  4. 4. Даниил Васильев 215
  5. 5. aleqsandr sagrishvili 149
  6. 6. Михаил Азрапкин 142
  7. 7. Ульяна Потапкина 136
  8. 8. Алсу Сакаева 133
  9. 9. Александр С 124
  10. 10. Der Pro 113
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Игорь Проскуренко 15,483
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/udarenie/v-slove-slog

Слова из 3 слогов

  • А : аллея, апельсин, ананас, автобус, апрельский, аисты, акула, азбука, алфавит, абрикос
  • Б : бабочка, бабушка, большая, белочка, барабан, богатство, башмачки, ботинки, большие, баклажан
  • В : варенье, воробей, воробьи, весенний, валенки, виноград, весело, вежливость, выставка, винегрет
  • Г : гвоздика, герои, горькая, гитара, градусник, городской, геркулес, Галина, Гагарин, Гауда
  • Д : девочка, деревья, дежурный, деревня, деревьев, дедушка, дождливый, девочки, деревьях, дорожки
  • Е : ежики, Елена, Европа, Енисей, Египет, ехидна, Евгений, ежиха, ералаш, ерунда
  • Ё : ёлочка, ёршики, ёлками, ёлочках, ёжатся, ёжился, ёжиком, ёжику, ёршику, ёмкостной
  • Ж : жаркое, жалюзи, Жигули, жердочка, жадина, журавли, желтые, жевачка, желудок, животных
  • З : здравствуйте, зоопарк, здоровье, зеркало, загадка, заметка, зелёный, здание, зарядка, зимовье
  • И : игрушки, иголка, Ирина, играю, искусство, имена, играют, иволга, индейка, избушка
  • Й : йогурта, йогуртом, Йеменцы, йемене, йодистый, йеменцу, Йоркширский, Йоклаем
  • К : карандаш, капуста, классная, компьютер, кастрюля, кукушка, корова, кузнечик, картофель, комната
  • Л : ласточка, лягушка, лилия, линия, линейка, лестница, лошадка, листьями, листочки, лужайка
  • М : маленький, молния, матрёшка, молоко, муравьи, миллион, магазин, Мария, муравей, машина
  • Н : ножницы, незнайка, никогда, ненастье, носорог, навстречу, ноутбук, Николай, Новгород, наука
  • О : облако, Осина, осенью, осенний, огород, озеро, овощи, окошко, окуньки, окуни
  • П : пушистый, печенье, подъехал, прекрасный, попугай, пластилин, программа, пассажир, памятник, подснежник
  • Р : Россия, радио, ромашка, ресторан, рисунок, ребята, рябина, радуга, ракета, рисовать
  • С : суббота, солнышко, серебро, сентября, самолёт, скамейка, стрекоза, счастливый, соловьи, скорая
  • Т : троллейбус, тарелка, товарищ, теплые, телефон, Трамваи, тишина, Турция, Татьяна, теплая
  • У : урожай, ученик, учитель, улитка, улица, улыбка, удочка, Ульяна, уроки, угольки
  • Ф : фиалка, фломастер, футболка, фантазёр, функция, фестиваль, формула, фикция, фортуна, франчайзинг
  • Х : хороший, хорошо, хлопьями, хозяин, холодок, харизма, храбрые, халява, хлопчатый, Хургада
  • Ц : цыпленок, центральный, цветочки, цепочка, цыпочка, цилиндра, цунами, царевна, цилиндре, цыплята
  • Ч : чудесный, человек, чтение, часовой, чемодан, чудеса, чёрные, чернила, чувствовать, Чехия
  • Ш : школьники, Школьные, шоколад, шиповник, шахматы, шелестит, шестнадцать, шустрые, школьную, шкатулка
  • Щ : щупальцы, щекастый, щуриться, щупальца, щеночек, щучьему, щавеля, щурится, щуренок, щуплые
  • Э : этажи, эскимо, Эдуард, эскимос, электрик, экватор, электрон, эстрада, Эквадор, экзамен
  • Ю : Юлия, Юпитер, Юрмала, юниор, юные, юноша, юбочка, юбилей, южная, юная
  • Я : яблоко, ягода, яблоня, яблонька, Яуза, ягуар, яркая, яркие, яровой, ярмарка

Деление осуществляется по правилам школьной программы и углублённого изучения русского языка.Можно вводить только одно слово и только русскими буквами. Не допускаются иностранные буквы, цифры, пробелы и другие символы.

Источник статьи: http://slogi.su/3

Графическое обозначение

Существуют различные системы обозначения ударения и деления на слоги.

  • В русском языке ударение обозначается акутом над гласным слога: говори́ть. Обычно на письме знак ударения проставляется только при необходимости смыслоразличения или для логического подчёркивания: Я знаю, что ты знáешь — Я знаю, чтó ты знаешь; Вы смóтрите — ну и смотри́те; …в бóльших количествах…. В словарях и другой учебной литературе (в том числе в детских книгах) ударение может обозначаться чаще или даже повсеместно. В словарях наряду с основным ударением может отмечаться и побочное (второстепенное) ударение, для этого используется гравис: о̀колозе́мный. Иногда, обычно из-за технических ограничений, для обозначения ударения используется заглавная буква «…в бОльших количествах…», или курсив («в больших…»). Над буквой ё ударение никогда не ставится, поскольку написание ё почти всегда подразумевает ударную позицию (кроме некоторых заимствований и сложносоставных слов: «сёдзё», «трёхэта́жный»). Если пишущий не употребляет букву ё последовательно, то её употребление аналогично использованию знака ударения.
  • В Международном фонетическом алфавите (МФА) основное ударение обозначается вертикальной чертой наверху перед слогом, второстепенное — вертикальной чертой внизу: или /sɪˌlæbəfɪˈkeɪʃən/ (от англ. syllabification).
  • В английском языке в обычном письме ударение не обозначается. В некоторых словарях, не использующих стандартный МФА, ударение обозначается штрихом после ударного слога: /si-lab′-ə-fi-kay′-shən/. Многие справочные издания вместо фонетического алфавита применяют разнообразные системы фонетической транскрипции «английского на английский» (подробнее см. Pronunciation respelling for English), в которых ударение обозначается полужирным шрифтом или заглавными буквами: si-lab-if-i-kay-shun или si-LAB-if-i-KAY-shun.
  • В испанском (кастильском) языке, а также в некоторых других близкородственных языках Испании, позаимствовавших кастильскую орфографию, имеются чёткие правила определения положения ударения в многосложных словах: предпоследний слог, если слово оканчивается на гласную, «n» или «s», и последний слог, если слово оканчивается на прочие согласные; в таких случаях ударение на письме графически не обозначается. Во всех случаях отклонений от этих правил ударение обязательно обозначается знаком «акут» над гласным слога: bésame, corazón. Знак ударения также указывается при необходимости разбить дифтонг: «biología» (биология), «oír» (слышать), или для различения омофонов («cómo» (как?), «como» (как, подобно); «sé» (знаю), «se» (возвратное местоимение) и т. д.).
  • В итальянском языке правила определения положения ударения довольно сложны, но на письме ударение обычно обозначается только на последнем слоге, знаком «акут» для закрытых звуков или «гравис» для открытых звуков (при том, что существенного противопоставления гласных по открытости/закрытости в итальянском нет). Знак акута или грависа также указывается для различения омофонов: он(а) даёт и da от, да и si -ся, и в редких случаях при необходимости разбить дифтонг: capìi .
  • В нидерландском языке специальное обозначение ударения обычно осуществляется с помощью акута на гласном (или, в случае дифтонга, на первых двух гласных) ударного слога. Сравните achterúítgang (ухудшение) и áchteruitgang (чёрный выход).
  • В новогреческом языке все многосложные слова пишутся с акутом над гласным ударного слога (в случае, если этот гласный обозначается диграфом, знак ударения ставится на вторую из букв). Акут также используется для различения некоторых односложных слов-омографов, например, η (определённый артикль) и ή («или»); здесь, конечно, ударение в обоих словах одинаково.

Задания по теме “Слоги и ударение”

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Задание 1 . Ниже предложены слова. Нужно записать их в три столбика: в первый – слова, имеющие один слог, во второй – слова, имеющие два слога, в третий – слова, имеющие три слога.

Пир, гири, три, парта, гитары, парты, пороги, рот, рты, ритор, Рита, Рига, порт, тигр, Ира, порт, пираты, тир.

Задание 2. Списать. Один-много (образец: карта-карты).

Карта- …, картина – …,нора – …, игра- …, торт – …, папа – …, парта – …, пирог – …, гора – …, тигр – …, корка – …,

Задание 3. Списать слова. Разделить на слоги с помощью вертикальной линии. Поставить ударения и подчеркнуть гласные и согласные соответствующим цветом.

Пора, порка, корыто, нытик, нитки, открыт, открыта, открытка, кто, ток, котик, корт, кон, кони, Никита, Нина, Ира, Инна, Инга, Гарик, осина, сосна.

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Период обучения грамоте – пожалуй самый важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию.

Навык постановки ударения формируется у учащихся еще в дошкольном возрасте.

Для формирования навыков постановки ударения в первом классе использую дополнительные задания: поставь ударение в словах

Дополнительные задания направлены для совершенствования понятия « ударение», гласные и согласные в слове; способствуют усвоению правил деления слов на слоги, приводя примеры слов с разным количеством слогов.

Номер материала: ДБ-807177

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

30 слов, которые мы произносим неправильно

Примечания

  1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. — Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексиколония. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; под ред. Е. И. Дибровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — с.68.
  2. Булич С.К. Ударение, в грамматике // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. M. E. Beckman, Stress and Non-Stress Accent, Dordrecht: Foris (1986) ISBN 90-6765-243-1
  4. R. Silipo and S. Greenberg, Automatic Transcription of Prosodic Stress for Spontaneous English Discourse, Proceedings of the XIVth International Congress of Phonetic Sciences (ICPhS99), San Francisco, CA, August 1999, pages 2351—2354
  5. G. Kochanski, E. Grabe, J. Coleman and B. Rosner, Journal of the Acoustical Society of America, volume 118, number 2, pages 1038—1054, doi:10.1121/1.1923349
  6. Иван Ефремов «Таис Афинская»/ справка для читателя, I
  7. За отдельными устаревшими исключениями: ми́лостивый, юрóдивый

Ямб и хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Таблица стихотворных размеров

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Например, пятистоптный хорей с псевдоударными слогами у Лермонтова: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу .

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, Он Уважа́ть себя́ заста́вил И лу́чше вы́думАть не мо́г А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, Ви́хри сне́жные крутя́; То, как зве́рь, она́ заво́ет, То запла́чет, как дитя́… А.С. Пушкин, «Зимний вечер»

Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный Во́здух уста́лые си́лы бодри́т Н.А. Некрасов, «Железная дорога»

Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях С споко́йною ва́жностью ли́ц, С краси́вою си́лой в движе́ньях, С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц. Н.А. Некрасов

Есть в напе́вах твои́х сокрове́нныхРокова́я о ги́бели ве́сть.Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,Поруга́ние сча́стия е́сть. Александр Блок, «К Музе»

Примеры слов-омографов

Понаблюдаем, как с помо­щью уда­ре­ния раз­ли­ча­ют­ся слова-омографы:

  • рыжие бе́лки — бел­ки́, угле­во­ды и жиры;
  • голу­бойи́рис (цве­ток) — слад­кий ири́с (кон­фе­ты);
  • хлопо́к в ладо­ши — белый хло́пок;
  • у́гольный бас­сейн — уго́льный силу­эт;
  • ду́хи гор — при­ят­ные духи́;
  • глу­бо­кая по́ра — пора́ домой;
  • седые вис­ки́ — ирланд­ское ви́ски;
  • па́рить боч­ку — пари́ть в воз­ду­хе;
  • спеши́ть домой — спе́шить (сой­ти с лоша­ди);
  • чело­ве­че­ский о́рган — орга́н в хра­ме;
  • пше­нич­ная мука́ — му́ка в гла­зах;
  • брач­ный вене́ц — зна­ко­мый ве́нец (житель Вены);
  • идти ве́рхом — ехать верхо́м;
  • ми́ловать (щадить) — милова́ть (лас­кать);
  • жа́ркое лето — вкус­ное жарко́е;
  • стре́лки часов — мет­кие стрел­ки́;
  • от лука пла́чу — пла­чу́ день­ги;
  • чай­ные кру́жки — раз­но­цвет­ные круж­ки́;
  • ве́ртел (прут для жар­ки мяса) — верте́л (совер­шал кру­го­вые дви­же­ния);
  • а́тлас (кар­та)- атла́с (мате­ри­ал);
  • пиро́ги на воде — пиро­ги́ в печи;
  • тон­кая про́волочка — проволо́чка (задерж­ка);
  • воду пи́ли — пили́ дро­ва;
  • титул гра́фа — гра­фа́ в таб­ли­це;
  • сталь­ной гво́здик — букет гвозди́к.

Источник статьи: http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/leksika/43968-omografy-jeto-25-primerov-omografov.html

Уровни ударения

В некоторых языках выделяют первичное и вторичное ударение. Традиционно считается, что английский язык обладает двумя уровнями ударения, как, например, в словах cóunterfòil и còunterintélligence , а в некоторых работах даже говорилось о том, что он имеет четыре уровня ударения, но эти исследования часто противоречат друг другу.

Фонетисты, такие как Питер Ладефогед (Peter Ladefoged), считают, что эти разные уровни ударения являются лишь фонетической особенностью, а не собственно фонемическим ударением. Они указывают на то, что предполагаемое вторичное ударение часто не характеризуется усилением респираторной активности, обычно связанной с ударением. В соответствии с их анализом слог в английском языке может быть либо ударным, либо безударным, а безударный, в свою очередь, может быть редуцированным или нет. Это всё, что необходимо для фонемического анализа. Кроме того, последний ударный слог в обычной интонационной единице получает дополнительное интонационное или «тоническое» ударение. (Интонационное ударение может возникать и в других местах для того, чтобы обозначить контраст или другие просодические эффекты.) Это сочетание лексического ударения, просодики конца синтагмы или предложения, а также редукции некоторых безударных гласных создаёт впечатление нескольких уровней фонетического ударения:

  • Лексическое ударение
    1. В сочетании с тоническим ударением: слог, находящийся и под лексическим, и под просодическим ударением, в исследовании Лэдифоугида соответствует первичному ударению в традиционном понимании.
    2. Без тонического ударения: слог, находящийся только под лексическим ударением, соответствует вторичному ударению в традиционном понимании.
  • Без ударения
    1. На нередуцированном гласном: безударный слог с нередуцированным гласным соответствует вторичному ударению в традиционном понимании или ударению третьего уровня в более подробном описании.
    2. На редуцированном гласном: безударный слог с редуцированным гласным считается безударным или имеющим ударение четвёртого уровня.

Таким образом, в фонемической транскрипции английских слов, в которой редуцированные гласные обозначаются символом «шва», для обозначения ударения необходим лишь один символ. Например, в слове cóunterfòil ударение падает только на первый слог: /ˈkaʊntɚ.fɔɪl/; последний же слог — безударный, но гласный в нём не редуцируется. (Обычно безударный дифтонг oi не редуцируется в английском языке.) В слове còunterintélligence оба отмеченных слога находятся под ударением: /ˈkaʊntɚ.ɪnˈtɛlɪdʒəns/. Кажущиеся различия ударения обусловлены просодикой и появляются при изолированном произнесении слов, как это делается (как это ни смешно) при озвучивании слова для транскрибирования. Эти различия исчезают, когда слово переносится в нефинальную позицию, например, как во фразе «counterintelligence operations are going well», где только на слово well падает «основное» ударение. (В речи некоторых носителей языка первый слог слова counterintelligence может быть безударным, но нередуцированным: /kaʊntɚ.ɪnˈtɛlɪdʒəns/. Безударный дифтонг ou/ow обычно не редуцируется в английском языке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

·Аннотация урока2.Тема урока: ” СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК .БУКВЫ Ч, ч”3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет – литературное чтение (обуче.

Урок литературного чтения соотвествует требованиям ФГОС НОО.В плане-конспекте урока предусмотрены все этапы включаяя деятельность учителя,ученика,необходимые УУД.

I межмуниципальный конкурс методических разработокдля педагогов начальной школы«Новой школе – современный учитель» Номинация: «Урок в начальной школе» Конкурсная работаД.

Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки , , буквы Д, д»Тип уро.

Урок литературного чтения (обучение грамоте) для 1 класса по теме “Согласные звуки и буквы Фф” разработан с учетом ФГОС по УМК “Школа России”. Данный урок явля.

Цели:- образовательная: создать условия для восприятия и осмысления обучающимися нового материала.- развивающая: сод.

План конспет урока литературного чтения ( обучение грамоте ) 1 класс. Тема урока ; ” Знакомство с буквой Оо, звук о.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2020/01/11/urok-literaturnogo-chteniya-obuchenie-gramote-v-1-klasse-na

Научимся делить двусложные слова на слоги

Чтобы раз­де­лить сло­во на фоне­ти­че­ские сло­ги, нуж­но учи­ты­вать, что сло­ги быва­ют раз­ны­ми по сво­е­му зву­ко­во­му соста­ву.

В нём могут быть как откры­тые, так и закры­тые сло­ги.

Открытый слог

Открытый слог состав­ля­ет соглас­ный с глас­ным или толь­ко глас­ный. Большинство сло­гов в рус­ском язы­ке явля­ют­ся откры­ты­ми.

Двусложные сло­ва «ба-нан», «ве-тер», «гло-бус» состо­ят из пер­во­го откры­то­го сло­га и вто­ро­го закры­то­го.

Закрытый слог

Закрытые сло­ги обра­зу­ют все соглас­ные в кон­це слов, а так­же звон­кие непар­ные соглас­ные , , , , и их мяг­кие пары , , , , нахо­дя­щи­е­ся как в сере­дине, так и в кон­це сло­ва.

Сонорный соглас­ный, нахо­дя­щий­ся в сере­дине сло­ва, отхо­дит к пер­во­му сло­гу. Учитывая это, делим дву­слож­ные сло­ва на фоне­ти­че­ские сло­ги:

лайка – лай-ка;кайма – кай-ма;
волна – вол-на;полка – пол-ка;
бамбук – бам-бук;самбо – сам-бо;
канва – кан-ва;санки – сан-ки;
арбуз – ар-буз;квартал – квар-тал.

Труднее делить на сло­ги дву­слож­ные сло­ва, в кото­рых в сере­дине встре­ча­ют­ся несколь­ко соглас­ных зву­ков. Если началь­ный слог дву­слож­но­го сло­ва состав­ля­ет глас­ный или соглас­ный с глас­ным, два соглас­ных с глас­ным, то они обра­зу­ют пер­вый откры­тый слог. За ним сле­ду­ет скоп­ле­ние глу­хих соглас­ных или соче­та­ние глу­хо­го и звон­ко­го, двух звон­ких соглас­ных, кро­ме сонор­ных. Они обра­зу­ют вто­рой слог, напри­мер:

  Картина ударение в слове

дос­ка – до-ска;блесна – бле-сна;
костёр – ко-стёр; маска – ма-ска;
крестик – кре-стик;мачта – ма-чта;
почта – по-чта;дружба – дру-жба.

Слова с двойным ударением

В русском языке есть ряд слов, в которых ударение может падать на разные слоги. Их можно разделить на три группы.

  1. В первую группу входят слова, двойное ударение в которых является нормой. По меркам современного русского языка ударения в них на разные слоги допускаются. Достаточно привести пару примеров, чтобы понять, о словах какого типа идёт речь: одновре́ме́нно, тво́ро́г.
  2. Во вторую группу входят слова, место ударения в которых является предметом споров и обсуждений между филологами. Словари дают противоречивые рекомендации. Многие люди в вопросе правильного ударения прислушиваются к авторитетным авторам. Например: костюмиро́ванный и костюми́рованный, уда́лся и удался́.
  3. В третью группу входят слова, место постановки ударения в которых зависит от смыслового значения, так называемые омографы. Сравните: за́мок (сооружение) и замо́к (запорное устройство), а́тлас (журнал) и алта́с (ткань).

Приведём примеры из первой и второй группы.

Список популярных слов с двойным ударением. Оба варианта постановки ударения в слове является допустимым. В скобках указаны предпочтительные варианты постановки ударения.

  • Д: до́бела́ (добела́)
  • З: запле́сневе́ть
  • К: ка́ши́ца
  • Н: Нью́то́н
  • О: обеспе́че́ние (обеспе́чение), одновре́ме́нно (одновре́менно)
  • Р: ра́ку́шка (раку́шка), ржа́ве́ть (ржаве́ть)
  • Т: тво́ро́г (тво́рог)
  • Ф: фено́ме́н (фено́мен)

Список слов, по постановке ударения в которых нет однозначного мнения среди учёных. Толковые, орфоэпические, орфографические словари дают разные варианты и часто противоречивые рекомендации. В скобках указан вариант, встречающийся в последних изданиях словарей.

  • Д: де́ньга́ми (деньга́ми)
  • К: костюми́ро́ванный (костюми́рованный), ко́лле́дж (словарь В.В. Лопатина допускает ударение на оба слога, остальные словари однозначно ставят ударение на букву о)
  • Р: ра́джа́ (ра́джа)
  • У: уда́лся́ (удался́)

В русском языке в односложных словах ударение всегда падает на букву ё. Но в названиях некоторых зарубежных компаний ударение может падать на другую букву, что идёт вразрез с правилами русского языка.

Двойное ударение есть в сложносоставных словах русского языка. В них выделяют основное и второстепенное ударения. На письме ставится знак только основного ударения. В устной речи интонацию ставят на слог с основным ударением и небольшую интонацию на слог с второстепенным. Примеры таких слов: лите́йнопрока́тный (основное на а), трёхколёсный (основное на вторую ё), мото́рострое́ние (основное на е).

Источник статьи: http://accentonline.ru/dual.html

Наречия

Глаголы

брать-бралА

брАться-бралАсь

взять-взялА

взЯться-взялАсь

влИться-влилАсь

ворвАться-ворвалАсь

воспринЯть-воспринялА

воссоздать-воссоздалА

вручИть-вручИт

гнать-гналА

гнАться-гналАсь

добрАть-добралА

добрАться-добралАсь

дождАться-дождалАсь

дозвонИться-дозвонИтся,

дозвонЯтся

дозИровать

ждать-ждалА

жИться-жилОсь

закУпорить

занЯть-зАнял, занялА,

зАняло, зАняли

заперЕть-заперлА

заперЕться-заперлАсь ( на ключ, на замок и т.п.)

звать-звалА

звонИть-звонИшь, звонИт,

звонИм

исчЕрпать

клАсть-клАла

клЕить

крАсться — крАлась

лгать-лгалА

лить-лилА

лИться-лилАсь

наврАть-навралА

наделИть-наделИт

надорвАться-надорвалАсь

назвАться-назвалАсь

накренИться-накренИтся

налИть-налилА

нарвАть-нарвалА

насорИть-насорИт

начАть-нАчал, началА, нАчали

обзвонИть-обзвонИт

облегчИть-облегчИт

облИться-облилАсь

обнЯться-обнялАсь

обогнАть-обогналА

ободрАть-ободралА

ободрИть

ободрИться-ободрИшься

обострИть

одолжИть-одолжИт

озлОбить

оклЕить

окружИть-окружИт

опломбировАть, в одном ряду со словами

формировАть, нормировАть, сортировАть,

премировАть…

опОшлить

освЕдомиться-освЕдомишься

отбЫть-отбылА

отдАть-отдалА

откУпорить-откУпорил

отозвАть-отозвалА

отозвАться-отозвалАсь

перезвонИть — перезвонИт

перелИть-перелилА

плодоносИть

повторИть-повторИт

позвАть-позвалА

позвонИть-позвонИшь-позвонИт

полИть-полилА

положИть-положИл

понЯть-понялА

послАть-послАла

прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло

принЯть-прИнял-прИняли-принялА

принУдить

рвать-рвалА

сверлИть-сверлИшь-сверлИт

снять-снялА

создАть-создалА

сорвАть-сорвалА

сорИть-сорИт

убрАть-убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИть-укрепИт

чЕрпать

щемИть-щемИт, защемИт

щЁлкать

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий