Потомки кубрат хана на дунае: войны с арабами, дружба с византией и ненависть к хазарам

Религия

Господствующей религией в Волжской Булгарии был ислам, который начал проникать в Волго-Уральский регион с первой половины X в. благодаря установлению торговых связей между странами Северной Европы и Востока.

Распространение ислама в Поволжье связано с проповедниками из Средней Азии (Хорезм и государство Саманидов). По историческим преданиям булгар, принятие ислама в Волжской Булгарии связывалось с деятельностью проповедников (“факихов”) из Бухары.

Уже в конце IX – начале X вв. торговые контакты переросли в политические, а после становления Булгарского государства, возникновения городов и принятия мусульманства правителями булгар ислам стал основной религией (около 900–920 гг.).

Значительное влияние на укрепление позиций ислама оказало посещение страны посольством багдадского халифа аль-Муктадира (922).

Первоначально мусульманские общины появились в Болгаре, Суваре, Биляре и др. крупных городах Волжской Булгарии. К концу X в. практически все население страны мусульманизировалось, о чем свидетельствуют археологические данные: повсеместное распространение (с рубежа X–XI вв.) могильников с мусульманской обрядностью (ориентация покойников по кибле: головой на запад, тело чуть повернуто на правый бок, лицо обращено в сторону Мекки; как правило, в захоронениях отсутствовал вещевой комплекс и т. п.).

Принятие ислама в Волжской Булгарии определило направление ее цивилизационных контактов со странами Востока. Ислам оказал значительное влияние на духовную культуру булгарского общества, оттеснив языческие культы в область суеверий.

Уже с конца X в. Волжская Булгария стала страной “классического ислама”, в ней жили и творили многие крупные мусульманские ученые и богословы. Волжская Булгария превратилась в самую северную страну исламской ойкумены.

Выгодная религия

Решение принять христианство у Бориса было вполне рациональным шагом. Благодаря монотеистической религии он хотел укрепить свою власть. Походы против ромеев уже перестали приносить большие прибыли. Апогей могущества болгарских ханов уже прошел. Болгария не добилась победы в противостоянии с хорватами, и болгарское войско было разбито в Сербии. Кроме того, болгарам приходилось воевать с ромеями. Не стоит забывать, что с севера от Болгарии кочевали венгры, которые стали союзниками Византии. В враждебных с дунайскими болгарами отношениях пребывал правитель Великой Моравии. Дунайская Болгария буквально находилась в кольце врагов.

Болгарский хан вел переговоры о союзе с франками, обещая принять христианство западного обряда. Этот союз ромеи постарались нейтрализовать миром 864 года. После этого в Дунайскую Болгарию были отправлены миссионеры от константинопольской патриархии. Нужно сказать, что и до этих миссионеров христианство было широко распространено среди дунайских болгар, особенно на территориях Македонии и Болгарии на юг от Балканских гор. Христианство при Борисе было принято аристократией и правителем. Попытка язычников реваншироваться была подавлена. Большую роль сыграло то, что христианство проповедовалось им на доступном церковно-славянском языке, близком славянским диалектам, а не на чуждой латыни.

«Крещение болгаром». Миниатюра из среднеболгарского перевода летописи Константина Манассии (Ватиканский перепис, ХІV в.)

Во главе константинопольской патриархии тогда стоял Фотий, человек с широким кругозором. Впрочем, Борис хотел вынести для Дунайской Болгарии максимальную выгоду, балансируя между Римом и Константинополем. Большую пользу Дунайская Болгария вынесла из принятия христианства восточного обряда. Принятие его позволило окончательно консолидировать государство, и к концу IХ века тюркский компонент был поглощен славянским. От тюркского прошлого остался этноним, обозначавший государство Болгария, и названия титулов, а также некоторые традиции, как например, изображение знака Тангры на обрядовом хлебе в церквях. Некоторые языческие пережитки сохранились в фольклоре. Языческих богов болгары заменили культом христианских святых. В «Болгарской апокрифической летописи» не было резкого осуждения языческих обычаев, и просто отмечалось, что болгары были язычниками.

Проведя исследование, мы пришли к следующим выводам. Дунайские болгары часто использовали славян как вспомогательные силы в кампаниях против ромеев и помогали им, когда ромеи хотели отвоевать территории. Отход хорватских племен под сюзеренитет франков обусловил начало болгаро-франкских конфликтов. Паннония стала ареной соперничества между франками и болгарами. С образованием независимого Хорватского государства противоречия в Паннонии сгладились, а во время существования Великоморавского государства болгары были врагами франков.

Бурджаны в арабских источниках в большинстве случаев были дунайскими болгарами. Великодержавная политика Крума и Омуртага привела к включению в состав государства значительных территорий, населенных славянами. Христианизация была тем маркером, благодаря которому можно идентифицировать завершение процесса ассимиляции болгар славянами. Официальной идеологией в Дунайской Болгарии до христианства был культ правителя и вера в богов тюркского языческого пантеона Тангру и Умай. Болгары толерантно относились к христианству, иудаизму, исламу. Принятие христианства Барисом (Борисом-Михаилом) было обусловлено нуждами централизации государства и нуждами внешней политики.

Ярослав Пилипчук, фото wikipedia.org

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

ОбществоИстория

С Болгаром «ошибочка вышла»

«Реальному времени» удалось выяснить, кто стоит за идеей установки памятника Котрагу. Подробностями с нами поделилась председатель содружества «Волжские булгары» Альфия Димитрова. По ее словам, воздвигнуть памятник планирует группа болгарских бизнесменов во главе с Ивелином Михайловым — исполнительным директором компании «Исторический парк» (Варна) — это проект крупнейшего в Европе исторического парка стоимостью в 50 млн евро, который поэтапно построят до 2022 года. На его территории будет несколько поселений. Первое будет связано с первой цивилизацией и найденными в варненском халколитном некрополе артефактами. Второе — раскроет особенности фракийской культуры, напомнит о жизни Орфея и Спартака. Третье — посвятят римской эпохе, четвертое — раскроет культуру славян и проболгар, в пятом — представят Первое болгарское царство, а шестое — построят по подобию Царевца и покажут культуру Второго болгарского царства. Инвесторы этого масштабного проекта и задумали поставить памятник хану Котрагу в Болгаре. При этом на их счету уже есть один памятник младшему сыну хана Кубрата Альцеку, его установили в итальянском городе Челе де Булгария.

— Три года назад к нам обратились из Италии с просьбой о содействии. Они хотели поставить памятник хану Альцеку (брату хана Аспаруха, основателя Болгарии) в том месте, где он жил и погиб. Мы поставили этот памятник, и теперь каждый год многие болгары ездят туда на экскурсию-организовывают «соборы» (джиен), и им очень интересно узнавать эту историю. Затем мы решили поставить памятники каждому из братьев хана Аспаруха и таким образом ориентировать болгар, чтобы посещая эти места, они узнавали свою историю: видели места, где жили наши предки, где они умерли и где способствовали формированию народности и культуры. Это будет полезно как для стран, на территории которых они проживали (у них будет доход от туризма), так и болгарам, которые узнают больше о своей истории и своем происхождении. Мы решили поставить памятник хану Котрагу в Татарстане, потому что он переселился туда в свое время и поставил основы государства Волжская Булгария. Поскольку он жил и умер на этих землях, мы решили здесь поставить ему памятник, — пояснил «Реальному времени» Ивелин Михайлов.

«Мы решили поставить памятник хану Котрагу в Татарстане, потому что он переселился туда в свое время и поставил основы государства Волжская Булгария», — пояснил Ивелин Михайлов. Фото bnr.bg

— Недавно они мне предложили: «Давайте напишем такое же письмо в Татарстан, чтобы поставить там памятник хану Котрагу». Они полностью хотят взять на себя расходы: сами отольют статую из бронзы, сами транспортируют и установят ее, — добавила Альфия Димитрова.

В октябре прошлого года ей позвонили из посольства Болгарии в России и попросили участвовать в поездке в Татарстан в составе болгарской бизнес-делегации во главе с господином Коцевым. Сама Димитрова родом из нашей республики, а последние 19 лет живет в городе София, но родину не забывает — взяла на себя организацию сабантуев:

Болгарская делегация составила письмо на имя президента, госсоветника и главы Минкульта РТ. Тогда министром был Айрат Сибагатуллин, и в октябре прошлого года он полагал, что проблем с установкой памятника быть не должно. Однако вскоре болгарским активистам пришел ответ с отказом:

— Ошибочка вышла. Мы же писали письмо с просьбой установить памятник в Болгаре, а он под защитой ЮНЕСКО. Поэтому из Минкульта ответили, что в Болгаре установить невозможно, но будут рассматривать вопрос об установке в другом месте Спасского района.

Из Минкульта ответили, что в Болгаре установить памятник невозможно, но будут рассматривать вариант установки в другом месте Спасского района

Взлет и падение Великих Болгар

Потомки Кубрат хана против ромеев

Псевдо-Симеон указывал, что в дни безбожного императора Льва булгары приходили под самые Золотые врата. Перед этим объектом они приносили жертвы. Говорилось, что ромеи условились убить Крума на переговорах, однако им удалось только ранить его, и он ушел благодаря своему коню. Крум, разъяренный этим, приказал опустошить предместья Константинополя. Были опустошены Атира и Силиврия, взяты крепость Даонион и город Гераклея. Аспрон и Панион выстояли, за что булгары отомстили опустошением края вокруг Адрианополя. Они вернулись домой с большой добычей и плененными. Потом 30 тыс. булгар вторглись во Фракию, подошли к Адрианополю и взяли множество людей в плен. Крум готовил большой поход на Константинополь, привлек к нему население славиний и авар. Лев подготовил Константинополь к обороне, однако ему не пришлось защищать город, поскольку Крум погиб от кровотечения. Во время регентства Феодоры булгары нападали на Фракию и Македонию. Около того времени хан Борис принял христианство и христианское имя Михаил.

В «Брюссельской хронике» сказано, что Юстиниан, женившийся на дочери хазарского кагана, получил помощь от хана Тервела и с его помощью вернул себе власть. Константин Копроним удачно воевал против булгар и сарацин. Никифор с большим войском вторгся в булгарские владения, однако был там разбит и умер как и многие его воины. Михаил потерпел поражение от булгар Крума. Продолжатель Георгия Амартола сообщал, что Крум держал в осаде Константинополь, в плен были угнаны 10 тыс. мужчин. Крум разбил императора Михаила. Маламир был назван Владимиром. В правление Бориса булгары нападали на Фракию. Отмечалось, что около этого времени булгары крестились. Георгий Кедрин и Иоанн Скилица сообщали, что в 678 г. булгары вторглись в Фракию, но ромеи одержали над ними победу. В 679 г. булгары перешли Дунай, а ромеи встретили их у Варны. Поддавшись панике, они обратились в бегство, а булгары их преследовали. Булгары овладели Мезией. В 687 г. Юстиниан нарушил мир с ними и был побежден. На третий год правления он осуществил большой поход против булгар и славян. Многих славян он увел в плен из окрестностей Фессалоник.

Что касается правлений булгарских ханов, то Георгий Кедрин и Иоанн Скилица фактически повторили сведения Георгия Амартола и Феофана. После ссылки в Херсонесе Юстиниан вернул себе престол при помощи войска Тервела. Отличием этих хронистов было подробное описание кампаний Константина Копронима. В 760 г. последний осуществил удачный поход против булгар. В 766 году Копроним, притворно называя себя другом булгарского хана, вторгся в Дунайскую Болгарию и опустошил землю до Тунджи. В 774 г. он снова вторгся и дошел до Анхиала. Однако поход был безуспешным. Тогда булгары вторглись в Берзитии, но ромеи разбили их. В 776 г. Константин Копроним совершил очередной поход, однако ему помешала болезнь и смерть императора. В 777 г. в Константинополе был правитель Болгарии Телериг.

Фото wikipedia.org

Сказано, что в 809 г. булгары двинулись в Стримонскую провинцию и взяли там большую сумму золотом. Через некоторое время Крум завладел Сердикой. Император Никифор выступил против него. К булгарам перебежал механик Евтимий. В местности Маркелы булгары разбили ромеев. Никифор погиб, а из его головы сделали чашу. После непродолжительного правления Византией Ставракия к власти пришел курополат Михаил из Аморийской династии, который хотел отомстить булгарам. Крум в то время опустошал западные провинции ромеев, Михаил двинул войска к Адрианополю. Булгары подготовились к бою, однако ромеи в панике бежали, едва заслышав о них. Уже император Лев V победил и обратил в бегство булгар в Фракии. Хан Борис нападал на ромеев, однако потом крестился и находился с ними в мире.

В анонимном «Ватиканском рассказе» описывалась гибель Никифора от рук булгар. Феодор Студит говорил о казни ромейских пленных в Болгарии в 814 г. В «Житии Никифора» от Игнатия Диакона указывалось, что гунны (булгары) победили ромеев под Версиникией и воевали в Фракии. Сообщалось, что Лев Хазар дружил с ними.

Литература

Березин И.Н. Болгар на Волге. Казань, 1853.

Лихачёв А.Ф. Бытовые памятники Великой Булгарии // Труды 2-го археологического съезда. М., 1876.

Шпилевский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877.

Смирнов А.П. Очерки по истории волжских булгар // Труды Государственного исторического музея. 1940. Вып.11.

Греков Б.Д., Калинин Н.Ф. Булгарское государство до монгольского завоевания // Материалы по истории Татарии. Казань, 1948.

Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1975.

Айдаров С.С. Архитектурные комплексы средневекового Болгара. М., 1976.

Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (10 – начало 13 вв.). Казань, 1983.

Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. М., 1984.

Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии 10 – начала 13 вв. Казань, 1986.

Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. Казань, 1987.

Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (домонгольский период, 10 – начало 13 вв.). Казань, 1990.

Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья. Казань, 1990.

Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Булгарии. М., 1992.

Полубояринова М.Д. Русь и Волжская Булгария в 10–15 вв. М., 1993.

Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994.

Валеев Р.М. Волжская Булгария: торговля и денежно-весовые системы 9 – начала 13 веков. Казань, 1995.

Измайлов И.Л. Вооружение и военное дело населения Волжской Булгарии 10 – начала 13 вв. Магадан, 1997.

Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (10 – начало 13 веков). Казань, 1997.

История татар. Казань, 2006. Т.2. Волжская Булгария и Великая степь.

Мәрҗани Ш. Мостафадель-әхбар фи-әхвәли Казан вә Болгар. Казан, 1991.

Халиков А.Х. Беренче дәүләт. Казан, 1991.

Дәүләтшин Г. Төрки-татар рухи мәдәнияте тарихы. Казан, 1999.

Zimonyi I. The Origins of the Volga Bulghars. Szeged, 1990.

Golden P.B. An Introduction to the History of the Turkic Peoples. Ethnogenesis and State-Formation in Medieval and Early Modern Eurasia and the Middle East. Wiesbaden, 1992.

Автор – И.Л.Измайлов

Основа хозяйства

Основу хозяйства булгар составляли земледелие в форме степного перелога, полуоседлое и стойловое скотоводство, рыболовство, в отдельных областях промыслы (охота на пушного зверя, бортничество и пр.), разнообразные ремесла (металлургия железа и бронзы, деревообработка, косторезное, стеклоделие, гончарное, ювелирное, оружейное дело и т. д.) и участие в региональной и международной торговле.

Главными центрами торговли и ремесленных производств были города Болгар (с его пригородом Ага-Базар), Биляр, Сувар, Джукетау, Ошель, о чем свидетельствуют находки монет, привозных изделий из различных стран.

Активные торгово-экономические контакты Волжская Булгария поддерживала с Русью, другими странами Восточной и Западной Европы, а также с государствами Закавказья и Причерноморья.

Основными статьями вывоза были пушнина, шкуры, кожи (включая знаменитый вид особо выделанной кожи – “булгари” (см. Сафьян)), зерно, мед и воск, а ввоза – предметы роскоши, пряности, шелк, оружие, серебро (в IX–X вв.), янтарь и т.д. Одной из важнейших статей дохода казны была торговая пошлина (десятина).

Население

Население Болгарии около 7 млн человек. Более 80 % — этнические болгары. Крупные диаспоры: турки, цыгане, русские. Самой распространённой религией является православие, которое исповедует 3/4 население. Около 10 % населения Болгарии исповедует ислам. Болгары говорят на болгарском языке. Этот язык относится к южнославянской языковой ветви и использует кириллический алфавит. 

Чёрное море в Болгарии

Болгары невероятно дружелюбны и очень общительны. Они, как правило, гораздо более открыты, чем некоторые другие восточноевропейцы. В большинстве своём они консервативны и не очень терпеливы. В разговоре с болгарами лучше избегать политических тем и отношений с Турцией. 

Хозяйство Булгарии

Основой хозяйства сельских жителей Булгарии было крупное земледелие и скотоводство. Сеяли, в основном, пшеницу, рожь, овес, просо, ячмень, полбу, горох и коноплю. Разводить жители Булгарии предпочитали лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз, содержались у булгар и верблюды.

Ремесленная жизнь в экономике Булгарии также играла важную роль. Тщательно обработанная кожа «булгари» пользовалась популярностью за пределами страны. Одной из ведущих отраслей ремесла была металлообработка, черная и цветная металлургия. Многочисленные браслеты, перстни и украшения свидетельствуют и о высокоразвитом ювелирном мастерстве. А булгарские гончары славились своими прекрасными сосудами.

Волжская Булгария экономически и политически была тесно связана с Арабским халифатом, Средней Азией и Древней Русью. Славяне и булгары находились в сильном влиянии друг от друга, многие русские купцы приезжали в государства булгар для ведения торговли.

Но вместе с тем периодически между булгарами и славянами вспыхивали военные столкновения. Из летописи известно, что когда киевский князь Владимир принимал решение о принятии истинной веры, к нему приходили исламские проповедники из булгарских земель. Но, не желая поступаться древними русскими обычаями, князь Владимир был смущен запретом ислама о невозможности употребления алкогольных напитков, поэтому исламская религия была отклонена.

Волжская Булгария является классическим примером феодального государства. Положение человека обуславливалось количеством его владения земельной собственностью. До 965 года во главе государства стоял эльтебер — фигура формально подчинявшаяся хазарскому правителю. После же 965 года (Победа над Хазарским Каганатом князем Святославом) булгарский правитель — эмир обрел полную самостоятельность. Булгарский престол передавался от отца к сыну, и лишь в исключительных случаях к ближайшим родственникам.

Краткая история булгар до их переселения на Волгу

Распад государства

По преданию, после смерти Кубрата территорию Великой Болгарии поделили пятеро его сыновей: Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек. Каждый из сыновей Кубрата возглавил свою собственную орду, и ни у кого из них в отдельности не достало сил, чтобы соперничать с хазарами. В ходе столкновения с хазарами, последовавшего в 660-е гг., Великая Болгария прекратила своё существование.

Чёрные болгары

Старший сын Батбаян (Безмер) со своей ордой остался на месте. Эти группы стали хазарскими данниками и впоследствии были известны под именем «чёрных болгар». Они упоминаются в договоре князя Игоря с Византией. Игорь обязуется защищать византийские владения в Крыму от нападений чёрных болгар.

Волжская Булгария

Второй сын Кубрата — Котраг перешёл Дон и поселился напротив Батбаяна (Безмера). Возможно, именно эта группа булгарских племён двинулась на север и обосновалась впоследствии на средней Волге и Каме, где возникла Волжская Булгария. Волжские булгары являются предками населения Среднего Поволжья: татар, чувашей и северо-западных башкир.

Дунайская Болгария

Третий сын Кубрата — Аспарух со своей ордой ушёл на Дунай и ок. , остановившись в районе нижнего Дуная, создал Болгарское царство. Местные славянские племена попали под владычество булгар. С течением времени булгары слились со славянами, и из смешения Аспаруховых булгар и вошедших в его состав различных славянских и остатков фракийских племен сложилась болгарская нация.

Булгары в Воеводине и Македонии

Четвёртый сын Кубрата — Кубер (Кувер), со своей ордой Кубер двинулся в Паннонию и примкнул к аварам. В городе Сирмий он сделал попытку стать аварским каганом. После неудачного восстания он привел свой народ в Македонию. Там он осел в районе Керемисия и предпринял неудачную попытку захвата города Салоники. После этого он исчезает со страниц истории, и его люди объединились со славянскими племенами Македонии.

Булгары в Южной Италии

Пятый сын Кубрата — Альцек ушёл со своей ордой в Италию. Около г. он устроился во владениях лангобардов и попросил землю у короля Гримоальда I Беневентского в Беневенто в обмен на военную службу. Король Гримуальд отправил булгар к своему сыну Ромуальду в Беневенто, где они и осели в Сепини, Бовиане и Инзернии. Ромуальд принял булгар хорошо и дал им земли. Он также распорядился, чтобы титул Альцека был изменен с герцога, как называет его историк Павел Диакон, на гастальдия (имеется в виду возможно титул князя), в соответствии с латинским названием.

Павел Диакон завершает рассказ о булгарах Альцека так:
И они живут в этих местах, про которые мы говорили, до теперешнего времени, и хотя они говорят и на латинском языке тоже, но все-таки ещё до конца не отказались от использования своего языка.

Раскопки в некрополе Виценне-Кампокьяро около Боино, которые датируются VII веком, обнаружили среди 130 захоронений 13 лиц, похороненных вместе с конями (их частями).

Барсильский сериал

Доминирующая роль в регионе в VI-VII вв. перешла к хазарам, переселившимся вместе с тюркютами из Центральной Азии. Они составили самый западный улус государства тюркютов, который во второй половине VI в. распространил свою власть на оногуров, утигуров и аланов. Благодаря этим завоеваниям в китайских источниках зафиксирован ряд народов Северного Кавказа среди племен теле. В Армянской географии Анании Ширакаци упомянут народ baslc рядом со страной правителя Севера, где живут хазиры. Сведения же Мовсеса Хоренаци о ранней истории барсилов вряд ли соответствуют исторической действительности. Армянский хронист упоминал о них в связи с деятельностью Валаршака, Хосрова и Трдата. В памятнике токуз-огузскому кагану Моюнчуру рядом с Кадыр-Казаром упомянут Беди-Берсил. Необходимо отметить, что если история савиров погружается во тьму после прихода хазар, то история барсилов, напротив, только начинает освещаться. Более того, территория, из которой происходили хазары, названа Барсилия в Азиатской Сарматии. Это коррелирует с данными Анании Ширакаци. Последний локализовал их в Сарматии на Итиле (Волге). Михаил Сирийский называл Берсилию страной алан и локализовал ее на Северном Кавказе. Гардизи упоминал о группе булгар берсула. Ибн Русте указывал, что берсула — это вид булгар.

Ибн Русте и Гардизи упоминал этноним барсил в форме B.rsula. Анонимный персидский географ использовал несколько форм — berchula м brdhas. Ал-Балазури и Йакут ал-Хамави упоминали страну ал-Баршалийа. В греческих источниках упоминался народ barselt и страна Berzilia. Михаил Сирийский упоминал страну Barsalia. Захарий Ритор упоминал о народе b.’, g.r.s.y.q. В Венгрии упоминалась местность Bercel. Тюркская форма — Barsil. В китайской хронике Суйшу упомянут народ Beirujili…

Что касается упомянутых у Ибн Фадлана баранджар, то сведения о них есть и в других источниках. Ат-Табари и Ибн ал-Асир упоминал о баланджарах и банджарах как о противниках персидского шаханшаха Кавада. Эту информацию у него заимствовал Ибн ал-Асир. Ал-Куфи упоминал о городе Баланджар.

Булгарские монеты. Фото bolgar.info

Еще более древняя история булгар

Булгары внутренние и внешние

В Худуд ал-Алам страна булгар названа как страна внндр. У венгров одним из двух названий для обозначения булгар было nandor, близкое в вннтр в еврейско-хазарской переписке. У греков эта форма упоминалась в формах onogundur и hunugundur. У армян упоминался народ огхондор-блкар. Анонимный персидский географ отмечал, что в этой стране есть города Булгар и Сувар, а населяют их мусульмане и «борцы за веру». Сообщали, что жители Булгара выставляют 20 тыс. воинов, которые сражаются против любого количества неверных. Кроме того, о булгарах упомянуто в главе о буртасах. Указано, что у буртасов три племени: берчула, ишкиль, блкар. Правителем назван m.s, а население охарактеризировано как мусульмане. Фактически в этой главе содержатся сведения не о буртасах, а о булгарах. Кроме того, в анонимном персидском географическом трактате упомянуты внутренние булгары. На север от них названы гора Рус, на восток — мирваты, на юг — море Гурз. Отмечается, что внутренние булгары очень воинственные и ведут войну с русами. В сообщении о венграх упомянуто, что внндр — христиане, которые живут на юг от венгров. Таким образом, в сведениях о внндр смешаны сведения о Волжской Булгарии и Дунайской Булгарии. Внутреннюю Булгарию же можно отождествить с Черной Булгарией Константина Багрянородного, а буртасам соответствуют сведения главы о барадзасах.

В хронике Захария Ритора на север от Дербента также упоминался народ бургар. По мнению К. Цегледи, бургар было формой этнонима булгар в пехлевийских сочинениях. Близкие формы бургаз и бургар использовал ал-Масуди. Форму булгар употребляли Ибн Фадлан, ал-Гарнати и Махмуд ал-Кашгари. В арабо-персидской традиции, представленной Ибн Русте, анонимным персидским географом и Гардизи, была форма булкар. У ал-Бекри этноним упоминался в форме булкан. В форме bulgari упоминали булгар греческие хронисты. Нестор упоминал этноним булгар как болгары. Каганбек Иосиф использовал форму Bul-g-r. В книге Иосиппон упомянут Булгар как потомок Тогармы. Страна булгар в латинских источниках называлась Bulgaria. Самоназванием булгарских племен на Кавказе и волжских булгар было булгар. Возможной формой в китайском языке П. Пелльо считал Pu-li-a-erh. Французский историк предположил, что этой китайской форме соответствует Булар, а венгерский ученный Л. Лигети считал, что ей соответствует bulgar. Интересно отметить, что венгерский Аноним употреблял форму Bular для обозначения булгар. Монголы употреблял этноним булгар в форме Bolar или Boqar. В мусульманских булгарских надписях и монетах употребляется форма Bular (B.lar). При этом нужно учитывать, что самоназвание менялось со временем. Переход от Bulgar до Bular объясняется консонантом, типичным для среднечувашского.

Как мы можем убедиться из сведений Ибн Фадлана, беренджер были ведущим племенем в Волжской Булгарии. Самым загадочным являлось племя ашкел. Ибн Русте употреблял формы Ashg.l и Ashk.l. Гардизи упоминал форму Ask.l. Анонимный персидский хронист и ал-Бекри упоминали форму Ashk.l. Однако недавнее исследование Ю. Зуева позволило сопоставить ашкел с племенем чигиль. В китайских источниках чигили упоминались как племя асицзе. Тюркская форма этнонима Askal. Феофан Исповедник упоминал вождя кермихионов Askil.

Эпиграфические памятники с территории Болгарского городища. Фото Михаила Козловского

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
Материя Информация Мера 
(5/2)
Смена вод (информации) в жизни общества 
(5/1)
Контакт с «тонким миром» 
(5/4)
Материя Информация Мера 
(5/2)
Смена вод (информации) в жизни общества 
(5/1)
Каких событий ждёт Дональд Трамп до 20 января 2021 года? 
(3.5/4)
Религиозность и её роль в жизни современного человека 
(1/1)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года 
(5/11)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя 
(5/7)
О создании фильма «Час Быка» 
(5/7)
Сколько ещё будем праздновать День Победы 
(5/6)
Где широкое плечо Большого Брата? 
(5/6)
Открытый код. Несколько слов о Концепции Общественной Безопасности 
(5/6)
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)
Коронавирус как средство инициирования глобализации нового типа 
(5/5)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

599-603 ГГ.– РАСКОЛ И РАСПАД ТЮРКСКОГО КАГАНАТА

Западный каган Кара-Чурин и восточный каган Жангар. В 597 тюркский каган Юн-Улуг попросил помощи у Кара-Чурина, поскольку китайцы решили сделать каганом хана Жангара и уже переманили на его сторону множество тюрок. В этом году Кара-Чурин разбил приволжские племена и стал перемещать войска на восток. В 599 году китайские генералы смогли разгромить армию Кара-Чурина. Смерть Юн-Улуга устранила последнее препятствие Кара-Чурина на пути к каганскому трону и в конце 599 года, он, не созывая съезд тюркской знати, провозгласил себя каганом. Жангар же был провозглашен каганом при поддержке китайских войск. Жангар целиком зависел от китайского императора и жил под защитой китайских войск, которые защищали его от Кара-Чурина. В 599 году пожилой Кара-Чурин возглавил разваливающийся каганат. Китайцы сразу перешли в наступление и отправили Ши Ваньсуя для нападения на кагана. Кара-Чурин уклонился от битвы и отправил сына для нападения на восточных тюрок, но подошедшее китайское подкрепление заставило тюрок отступить. В 601 Кара-Чурин перехватил инициативу и разбил китайского генерала у Хынани. Жангар и китайские генералы выступили против Кара-Чурина, они встали лагерем на северном берегу Хуанхэ, севернее Ордоса. Тюркский отряд под командованием Сыгиня, переправился через реку и ловким манёвром захватил у Жангара скот и людей. Китайские генералы Ян Со и Лян Мо догнали тюркский отряд и отбили у них добычу, другие китайские отряды отправились по другим дорогам, наперерез. Несмотря на поражение, другой тюркский отряд вторично напал на ставку Жангара. В 603 году в тылу у Кара-Чурина вспыхнуло восстание племен теле, которые разбили военачальников Кара-Чурина. Восточные тюрки, видя поражение Кара-Чурина, стали уходить от него к Жангару, к ним присоединились и татабы. О дальнейшей судьбе Кара-Чурина известно мало. По китайским сведениям он, покинутый большинством подданных, бежал в Тогон, где умер или был убит.

Как славяне стали подданными болгарского хана

Одним из интереснейших аспектов истории Балкан является история Первого Болгарского царства. Нас конкретно интересует процесс превращения Дунайской Болгарии из ханства тюрков в славянское царство. История этого государства изучалась многими учеными, такими как В. Златарски, П. Павлов, Д. Димитров, Р. Рашев, В. Гюзелев, У. Фидлер, Э. Трыярски. Вопрос взаимоотношений дунайских болгар с ромеями интересовал многих византистов и славистов. Задачей данного исследования является анализ письменных источников о взаимоотношениях болгар с славянами и ромеями, а также исследование внутриполитических процессов в середине Дунайской Болгарии.

Согласно сведениям Никифора и Феофана Исповедника сказано, что болгарское племя оногуры кочевало в местности, известной как Онгл, между Дунаем и Днестром (миграция датирована Феофаном 671 годом). Их осадил император Константин Погонат, однако то, что он отъехал на лечение было воспринято как боязнь болгар, и ромейские войска бежали. Болгары преследовали их.

По данным Константина Апамейского в 681 г. был подписан мирный договор по которому признавали образование Болгарии. Ставка Аспаруха была перенесена до городов Одессос и Маркианополя. Граница болгар доходила до гор Гемус (Старой Планины). Конфедерация семи славянских племен во главе с северами приняла власть болгар. Болгары жили в Малой Скифии (Добрудже) и Мезии. Георгий Кедрин и Иоанн Скилица сообщали, что во времена императора Константа ромеи воевали против славиний. В 679 г. указывалось, что болгары вторглись и перешли Дунай. Они стали у Варны и в битве с ромеями победили. По сведениям хазаро-европейской переписки хазары гнали вннтров (оногуров) с Кавказа до реки Руна (Дунай). В болгарской апокрифической летописи отмечалось, что на Дунае Испор царь (Аспарух) погиб в битве с измаильтянами. Р. Рашев считает этими измаильтянами хазар. Георгий Амартол сообщал, что в 680 г. болгары из местностей около Меотиды пришли во Фракию, против них выступили ромеи и осадили их в крепости на Дунае. Император болел и временно оставил войска, однако это привело к бегству и поражению ромеев. Много ромеев было перебито болгарами. Кагану скифов (болгар) были отправлены дары и с ним был заключен мирный договор. Лев Грамматик сообщал, что каган, правитель скифов, заключил мир с ромеями. Перед этим сказано, что болгары перешли Дунай и стали лагерем в болотистой местности у Варны. Туда подошли ромейские войска, однако император был вынужден отлучиться на лечение в Месемврию, что стимулировало слухи в войске. Ромеи начали панически убегать, а болгары их преследовать. Болгары заняли Мезию и получили от ромеев годовую дань. В 681 г. хронист Агафон сообщал, что оногуры-болгары разбили христиан.

Печать Тервела. Фото ChernorizetsHrabar / wikipedia.org

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий